Весенний скачок цен сменился летней «плодоовощной» дефляцией: сезонные продукты обрушили ценники в маркетплейсах. В разы подешевели капуста и картошка, просели в цене бананы. Стала дешевле и накаченная весенним ажиотажем бытовая химия. Однако рост продолжается на крупы и импортный кетчуп. «Решены весенние проблемы с логистикой, вся статистика инфляции замедляется, но к Новому году цены снова будут расти», — предупреждают эксперты. О том, какие продукты подорожали, а какие подешевели, — во втором выпуске нашего проекта «Индекс маркетплейса».
По сравнению с апрелем, маем и июнем рис «подешевел» за счет акционной скидки, но по факту крупа остается «золотой» и в цене терять не намерена
Продовольственная корзина: дефицит курицы и кетчупа в шашлычный сезон
«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс маркетплейса», в котором мы следим за изменением цен на продовольственные и непродовольственные товары на популярных маркетплейсах. Мы начали проект в апреле и в июле подводим промежуточные итоги четырех месяцев наблюдений.
Каждый месяц на протяжении года мы будем проверять, как на маркетплейсах меняются цены и ассортимент товаров. Для анализа мы берем реальный список покупок казанской семьи, один из членов которой — сотрудник «БИЗНЕС Online». В семье три человека: 32-летний Алексей (имена изменены), его 30-летняя супруга Наталья, их годовалая дочь Ариша и кошка британской породы. Список покупок состоит из двух частей — продуктовой корзины и набора непродовольственных товаров. Он останется неизменным на протяжении всего проекта.
Продуктовая корзина представлена 16 позициями:
— капуста (самая доступная), 1 кг;
— картофель (самый доступный), 3 кг;
— морковь (самая доступная), 1 кг;
— бананы (самые доступные), 1 кг (или 6 штук);
— макароны (спагетти «Макфа»), 1 упаковка, 0,5 кг;
— подсолнечное масло рафинированное дезодорированное (самое доступное), 1 л;
— яйцо куриное С0 (самое доступное), 1 десяток;
— молоко «Домик в деревне», 3,2% жирности, 2 упаковки по 0,95 л;
— курица (бедра), 2 кг;
— рис длиннозерный (самый доступный), 0,9 кг;
— гречка (самая доступная), 0,9 кг;
— хлеб «Бородинский», 0,5 кг;
— кетчуп Heinz, 0,32 кг (по акции или любой);
— чай Greenfield Golden Ceylon, 25 пакетиков;
— шоколад Alpen Gold молочный, 0,085 кг;
— пюре «Агуша» фруктовое, 6 штук.
Корзинка непродовольственных товаров представлена 8 позициями:
— линзы Air Optix Alcon на минус 3,25, три штуки в пачке;
— шампунь Clear, 400 мл;
— подгузники Pampers, размер 4 (174 штуки);
— таблетки для посудомоечной машины Finish All in 1 (100 штук);
— капсулы для стирки Ariel (12 штук);
— сухой корм для кошек ProBalance Sterilized с курицей и рисом, 1,8 кг;
— наполнитель для лотка Fresh Step Extreme на 6 л;
— средство для мытья полов Glorix, 1 литр.
Наш индекс мы составляем на основе покупок семьи на двух маркетплейсах. Продукты Наталья заказывает в «Самокате» — из-за быстрой доставки, а бытовую химию и другие непродовольственные товары — на родном для татарстанцев KazanExpress.
Раз в месяц мы фиксируем изменения цены трех потребительских корзин: продуктовой в «Самокате» и непродовольственных товаров на KazanExpress, после чего суммируем общий ценовой индекс покупок на двух маркетплейсах.
Замер ценников мы провели 23 июня и 21 июля. Летний сезон сказался на наличии товаров. Весной мы фиксировали «неуловимость» курицы — в мае из-за отсутствия товара купить бедра не получилось, а в апреле мы «разбавили» их куриными голенями.
В летние месяцы ситуация усугубилась шашлычным сезоном: в июне мы нашли куриные бедра по 249 рублей за упаковку в 1–1,1 килограмма. А вот в июле уже нет: «пасли» бедра пару дней и 21 июля на площадке застали одну-единственную упаковку за те же 249 рублей. Раскупают ли их моментально или завозят мало, неизвестно.
Любовь казанцев к шашлыкам, похоже, сказалась и на ценах на кетчуп. Разыскиваемый для нашей корзины Heinz на протяжении четырех месяцев наблюдения всегда был в наличии. Но стабильно дорожал: с акционных 69 рублей в апреле до акционных же 95 рублей в июле. И это со скидкой в 43%, полный ценник взобрался на уровень 167 рублей. Любопытно, что среди разновидностей этого бренда есть позиции по 115 рублей за тот же объем, но мы выбираем наиболее дешевое предложение, и в июле это 95 рублей (спасибо акции).
Удивительные преображения происходят с рисом. В «Индексе „Магнита“ и „Бахетле“» мы отмечали, что даже самые доступные позиции этого товара подскочили в цене: в июне мы не нашли на полках «Магнита» круглозерный рис дешевле, чем за 99,99 рубля. Длиннозерный обходился еще дороже. Онлайн-площадки также не радуют покупателей дешевой крупой: самый доступный вариант длиннозерного риса на «Самокате» предлагается за 127 рублей за 0,9 кг от бренда «Националь». И это — со скидкой в 21%, полный ценник поднялся до 162 рублей. Выбирать не из чего: длиннозерный рис СТМ «Самокат» стоит за тот же объем 163 рубля.
По сравнению с апрелем, маем и июнем рис «подешевел» за счет акционной скидки, но по факту крупа остается «золотой» и в цене терять не намерена.
Акция смахнула «позолоту» с гречневой крупы: 0,9 кг от «Агро-Альянс» стоит 150 рублей по акции. Можно было бы порадоваться, что крупа подешевела, но полный ценник за упаковку подтянулся уже до 179 рублей, что на 8% больше майских и июньских цен (тогда, кстати, в корзинку отправилась крупа от «Националь»). Неприятно удивятся и сладкоежки: плитка Alpen Gold подорожала почти на 19%, со стабильного 91 рубля до 108.
Овощи, яйца и бананы повернули цены вспять
Зато в отличие от «Индекса „Магнита“ и „Бахетле“» в корзине «Самоката» оказалось немало позиций, которые уберегли кошелек нашей «подопытной» семьи. Прежде всего это овощи.
В отличие от «Индекса „Магнита“ и „Бахетле“» в корзине «Самоката» оказалось немало позиций, которые уберегли кошелек нашей «подопытной» семьи. Прежде всего это овощи
После шокирующих ценников на картошку и капусту в апреле и мае ценники июня и июля выглядят глотком свежего воздуха. Так, по картофелю предлагается сразу несколько вариантов при средней цене килограмма всего около 40 рублей! Именно такие ценники — примерно 40–44 рубля — мы фиксировали в офлайне еще до Нового года. Но вернемся к «Самокату». Татарстанский картофель предлагается в вариантах 1,5 и 3 килограмма. К нам в корзину отправилось две позиции по 1,5 кг — так получается дешевле: 118 рублей против 159, которые просят за 3 килограмма. Морковка тоже нашлась в бюджетном варианте — немытая и, судя по всему, российская по 59 рублей за кило.
Цена капусты рухнула со 119 рублей за 1–1,5 кг в мае до 85 рублей за ту же массу в июне. А в июле — до почти докризисных 39 рублей. Падают в цене и бананы: «Самокат» предлагает фрукт по 85 рублей за 4 штуки. Поэтому вместо 6 бананов в корзину мы отправили две позиции по 4 штуки, но для чистоты эксперимента пересчитали стоимость продукта на 6 штук. Получаются не самые пока «гуманные» 127,5 рубля. Но снижение существенное: еще в мае 6 заморских фруктов обошлись бы в 184 рубля.
Независимый эксперт по ретейлу, учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин считает, что на снижение цен на овощи, которые выращиваются в России, давит сезонность. «Это (летний спад цен на овощи — прим. ред.) оказывает положительный эффект на всю статистику инфляции, которая вроде бы замедляется, — рассуждает собеседник издания. — Но это пройдет к Новому году, цены снова будут расти». За снижение цен на бананы стоит благодарить логистов, которые отрегулировали поставки, говорит эксперт. «Решены сейчас проблемы, когда с началом спецоперации многие логистические компании отказывались работать с Россией. Но и не надо забывать, что банан — продукт, который привлекает трафик в магазины. Многие сети торгуют в убыток бананами, чтобы увеличивать прибыль в других категориях», — пояснил Лачугин.
Куриные яйца продолжают дешеветь. В июне мы отмечали в «Индексе „Магнита“ и „Бахетле“», что этот продукт вошел в список из немногих снизившихся в цене. «Самокат» подтвердил тренд: теперь самый выгодный десяток категории С0 обойдется в 74 рубля. Эта недорогая позиция (производитель не указан) появилась в июне, тогда десяток категории С0 обходился в 86 рублей. Кстати, такое же выгодное предложение есть в категории С1, 10 штук обойдутся всего в 67 рублей.
Подсолнечное масло в литровой упаковке мы выбираем самое доступное. Вариантов нет — снова «Благо» по той же цене, 129 рублей за литр. Эта цена стоит намертво уже третий месяц.
В итоге июльская корзинка «Самоката» составила 2 374,5 рубля, за месяц она подешевела на 8%, а за два месяца, по отношению к майской, — на 17%.
Непродовольственная корзина: дешевые подгузники и неуловимые линзы
Переходим к корзине непродовольственных товаров на KazanExpress. Казалось бы, подгузники и шампуни, которые не относятся к скоропортящимся товарам, должны быть в наличии. Но, увы, первая же позиция нашего списка покупок — контактные линзы от Alcon — нам не поддалась: их не было в нужных диоптриях. Линзы не удалось купить ни в июне, ни в июле. Для чистоты расчетов при оценке итоговой стоимости корзины мы оставили для линз цену мая в 1 250 рублей, чтобы не получить в результате «необоснованного» удешевления корзинки, однако в реальности не нашли нужный нам продукт на маркетплейсе.
В летние месяцы почти все позиции скинули «жирок» с цены: шампунь и капсулы для стирки в июле обошлись дешевле, чем в апреле: минус 3% и 28% соответственно
Подкачали в этот раз и подгузники: в июле мы не нашли пачки Pampers на 174 штуки, пришлось купить три пачки по 68 штук. В корзине мы пересчитали стоимость позиции на нужное нам количество. Если же говорить о полном ценнике, то три упаковки обошлись нам в 3 147 рублей. Это немногим больше месячного запаса в виде упаковки на 174 штуки (он существенно подешевел с весны, в июне упаковка стоила всего 2 815 рублей). Однако можно смело утверждать, что самая увесистая покупка нашей корзины уверенно дешевеет благодаря регулярным акциям.
Не удалось купить и таблетки для посудомойки в привычном нам формате: вместо пакета с сотней таблеток мы купили два пакета по 50 штук за 1 998 рублей. Это самый низкий ценник за всю историю наблюдений: в июне, например, упаковка с сотней таблеток обошлась нам в 2 147 рублей — дороже, чем в неспокойном апреле. Что сказалось на понижении цены товара в этот раз: иная фасовка или общий фон удешевления товаров, будет ясно позднее.
Остальные товары в нашей корзине нашлись на маркетплейсе без особых проблем. Причем в летние месяцы почти все позиции скинули «жирок» с цены: шампунь и капсулы для стирки в июле обошлись дешевле, чем в апреле: минус 3% и 28% соответственно. Подешевели и товары для кошки: сухой корм, который держал стабильный ценник в апреле и мае этого года, теперь снизился на 11%. Наполнитель для кошачьего туалета подорожал к маю до 1 399 рублей (максимальное значение за четыре месяца наших наблюдений), а в июне стал дешевле на 17% до 1 165 рублей, в нашу корзину он попал по этой же цене. Итоговая сумма покупок на KazanExpress — 8 578 рублей, что на 3% меньше, чем в июне этого года (когда приличное количество позиций уже показало снижение цены), и аж на 22% дешевле по сравнению с маем!
Итого: общий чек упал почти на четверть
Чеки с маркетплейсов показывают, что жить летом стало веселее: продуктовая корзина заметно «облегчилась» за счет сезонных цен на овощи, да и непродовольственные товары большей частью стоят дешевле, чем весной этого года. И даже если виной тому акции, то данные акции не разовая, а уже почти регулярная история.
В итоге общий набор покупок обошелся в июле в 10,95 тыс. рублей — на 23% дешевле, чем в апреле, когда за набор продуктов и корзину с шампунем и подгузниками пришлось заплатить 14,3 тыс. рублей.
Что повлияло на снижение цен? Что касается KazanExpress, то тут, похоже, за ум взялись сами продавцы, которые устанавливают цену на товары, опираясь на конкуренцию внутри рынка. Ценообразование на продуктовых онлайн-площадках объяснить еще проще — средний чек тянут вниз дешевые овощи.
«У онлайн-площадок четко сегментирована продукция в плане цен. Есть категории, на которые они могут давать цены ниже [чем в офлайн-магазинах]. Например, молоко или хлеб они продают, как и все крупные компании, по акции, почти без наценки. А разницу добирают на премиальных товарах или товарах сегмента „Эконом плюс“. Здесь модель та же, что и у крупных сетей», — комментирует независимый эксперт по ретейлу Лачугин.
С другой стороны, отсутствие издержек на аренду площадей под магазин позволяет электронным коммерсантам некоторые товары продавать дешевле, чем офлайн-ретейлерам. «На маркетплейсы не приходят самые малоимущие слои населения, соответственно, сегмент товаров близок к премиальному, и эти продукты компенсируют издержки на курьеров, бесплатную доставку и прочее», — заключил Лачугин.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.