Несмотря на сезон отпусков в татарстанских театрах, в некоторых из них жизнь кипит даже в то время, когда пустуют сцена, репетиционные залы и кабинеты администраторов. В частности, в Татарском ТЮЗе им. Кариева часть труппы из числа возрастных актеров выступила за то, чтобы главреж Ренат Аюпов стал полноправным руководителем театра в статусе художественного руководителя. Сегодня же его возглавляет директор Луиза Шарова, которая принимает на работу всех сотрудников, включая главного режиссера. О сути претензий к Шаровой, фактическом расколе в труппе по возрастному критерию и слухах о будущем обладателя ордена «Аль-Фахр» Аюпова — в материале «БИЗНЕС Online».
Часть труппы ТЮЗа им. Кариева хотят, чтобы основным руководителем учреждения стал нынешний главный режиссер Ренат Аюпов, получив должность художественного руководителя
«Все равно это будет какой-то фейк»
«Да, мы ходили к министру культуры Ираде Аюповой, принесли ей письмо с претензиями, — рассказал „БИЗНЕС Online“ народный артист РТ, ведущий актер Татарского ТЮЗа им. Кариева Ильфат Камалиев. — У Луизы много недостатков в работе, она против возрастных артистов. Мы рассказали об этом Ираде Хафизяновне, она нормально выслушала, сообщила, что рассмотрит наше предложение».
Таким образом, конфликтная ситуация в одном из казанских театров дошла до коллективных писем учредителю. Камалиев объяснил и суть предложения от части труппы ТЮЗа им. Кариева — они хотят, чтобы основным руководителем учреждения стал нынешний главный режиссер Ренат Аюпов, получив должность художественного руководителя, как, к примеру, Ильгиз Зайниев в находящемся по соседству театре кукол «Экият». Дело в том, что учредитель, в данном случае министерство культуры Татарстана, может напрямую подписывать контракт только с одним руководителем подведомственной ему организации, а тот уже, в свою очередь, берет на работу всех остальных сотрудников. Поэтому де-юре Татарский ТЮЗ — это директорский театр, в котором соответствующую должность занимает главный объект претензий ряда возрастных актеров — Луиза Шарова, в качестве поэта и переводчика больше известная по творческому псевдониму Луиза Янсуар.
Камалиев считает, что из-за нынешнего директора в театре происходят «неправильные вещи». «У Шаровой не хватает опыта, она начала вести себя так, будто это ее частный театр, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Есть претензии к постановкам, лабораториям, выпускаются однотипные агрессивные спектакли. Мы же выступаем за традицию, основанную на татарском фольклоре, а они ставят непонятные спектакли, высмеивающие все национальное. От нас уходит зритель, который ходил до этого 30 лет. Говорят: „После таких спектаклей мы больше не будем к вам ходить“».
Татарский ТЮЗ — это директорский театр, в котором соответствующую должность занимает главный объект претензий ряда возрастных актеров — Луиза Шарова, в качестве поэта и переводчика больше известная по творческому псевдониму Луиза Янсуар
Также народному артисту РТ не нравится, что в театре им. Кариева часто работают приглашенные режиссеры. «Приезжает постановщик из Москвы, ставит „Камыр Батыра“, не зная сути татарской сказки. Сейчас созданный Аюповым театр просто разрушают, так ведь нельзя», — уверен Камалиев. По его словам, министр культуры сообщила, что хочет собрать конфликтующие стороны за круглым столом, выслушав все доводы.
По информации «БИЗНЕС Online», жалобы артистов, которые начались не вчера, привели к недавней финансовой проверке в театре, которая вроде бы не выявила каких-то очень серьезных нарушений. Между тем, по слухам, инициатива части труппы может привести к прямо противоположному результату — якобы Шарова готова просто не продлить годовой контракт с главным режиссером. В подтверждение такой версии нашему корреспонденту даже показали копию официального документа, где директор уведомляет Аюпова о будущем расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия. Правда, это довольно типично для татарстанских театров, многие сотрудники которых заключают в конце августа – начале сентября контракты на год и, согласно ТК РФ, за два месяца до его завершения получают соответствующее уведомление. Таким образом, гуляющий по рукам документ за подписью Шаровой никак не указывает, что с главным режиссером Аюповым не продлят соглашение.
Ильфат Камалиев: «Мы выступаем за традицию, основанную на татарском фольклоре, а они ставят непонятные спектакли, высмеивающие все национальное. От нас уходит зритель, который ходил до этого 30 лет»
Что же до самих действующих лиц этой мини-драмы, то они пока предпочли «уйти в несознанку». «Это неправда, — заявил „БИЗНЕС Online“ сам главреж Аюпов, отвечая на вопрос о возможной отставке. — Кто вам такое сказал? Я работаю, сейчас нахожусь в отпуске. Ни о каких премьерах и планах пока говорить не стану, потому что все равно это будет какой-то фейк».
«Неправда», — ответила на тот же вопрос министр культуры Татарстана Ирада Аюпова и рассказала о вышеописанных в статье правилах заключения трудовых договоров, назвав происходящее нормальной ситуацией. «Продлеваем мы контракты в начале сезона (сентябрь – октябрь), — сказала „БИЗНЕС Online“ директор Шарова. — На сегодняшний день никаких кадровых изменений и решений в театре нет. Мне комментировать нечего».
Режиссер Аюпов — двоюродный брат шейха, и муфтий Гайнутдин, сам выпускник Казанского театрального училища, всячески привечает своего родственника. В начале года Аюпов получил главную награду совета муфтиев России — орден «Аль-Фахр»
Конфликт поколений
Тем не менее сразу несколько источников газеты, знакомых с ситуацией, говорят о наличии серьезного конфликта в руководстве театра им. Кариева. Более того, еще на прошлой неделе собеседники «БИЗНЕС Online» указывали, что учредитель в лице минкульта РТ якобы согласился на отставку нынешнего главного режиссера. Но уже на этой неделе пошли разговоры, что учредитель склоняется к тому, чтобы помочь сторонам найти общий язык. Интересно, что именно в эти дни в Казани был глава ДУМ РФ Равиль Гайнутдин в качестве почетного гостя съезда ВКТ. Режиссер Аюпов — двоюродный брат шейха, и муфтий Гайнутдин, сам выпускник Казанского театрального училища, всячески привечает своего родственника. В начале года Аюпов получил главную награду совета муфтиев России — орден «Аль-Фахр», а еще муфтий ДУМ РФ выступил научным консультантом его недавней премьеры «Йусуф» по поэме Кул Гали.
Возможно, Гайнутдин и не занимался в Казани делами Кариевского театра, и это лишь совпадение, но доподлинно известно, что на днях директор Шарова на нервной почве даже провела какое-то время в больнице, правда, уже вчера ее видели на публичном мероприятии.
По сути, Шарова и Аюпов представляют два разных вектора развития театра. Директор ратует за привлечение серьезных российских режиссеров, которые ставят в очередь с главрежем, современные тексты, активную лабораторную и фестивальную деятельность. Главный режиссер же (а Аюпов в этом качестве работает с 2002 года) скорее видит ТЮЗ им. Кариева своим авторским театром, работающим для традиционного татарского зрителя. Усугубляет ситуацию и то, что, судя по всему, раскол прошел и по труппе, поскольку актеры из числа молодых во многом поддерживают Шарову и даже опасаются за свои перспективы, если полноправным хозяином театра станет Аюпов.
Напомним, новая жизнь театра им. Кариева началась в апреле 2018 года, когда Татарский ТЮЗ, несколькими годами ранее съехавший из аварийного дома Алафузова в Кировском районе, официально переехал в центр города, в отремонтированное здание Дома офицеров. Вскоре прежнего директора Мансура Ярмиева сменила ведущая ТНВ и руководитель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова — креатура нового министра культуры РТ Ирады Аюповой. Именно с ее приходом театр, который практически никак не влиял на культурную жизнь города, превратился в ее заметное явление. В начале 2021-го Сагитова ушла на работу в исполком Казани, и ее сменила Шарова — поэт, обладательница премии им. Джалиля, возглавлявшая Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала. Также отметилась творческой работы в театре, сделав несколько спектаклей в Кариевском и Тинчуринском театрах вместе с режиссером Резедой Гариповой.
Новая жизнь театра им. Кариева началась в апреле 2018 года, когда Татарский ТЮЗ, несколькими годами ранее съехавший из аварийного дома Алафузова в Кировском районе, официально переехал в центр города, в отремонтированное здание Дома офицеров
Шарова продолжила политику Сагитовой, так что за последние годы Татарский ТЮЗ собрал неплохую для регионального театра коллекцию приглашенных режиссеров (Марфа Горвиц, Екатерина Гороховская, Сойжин Жамбалова), стал активно участвовать в фестивалях (к примеру, став лауреатом фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» или впервые оказавшись в лонг-листе «Золотой маски»), развивает лабораторное движение (режиссерская лаборатория «Тамга», драматургическая лаборатория «Асыл»).
Главреж Аюпов, по-прежнему много ставящий в своем театре, оказался как-то немного сбоку всех этих процессов. Говорят, он не без ревности даже «пихал» своим сотрудникам за то, что они специально зовут столичных критиков и экспертов «Золотой маски» не на его спектакли, а на постановки других режиссеров…
Нияз Игламов: «Я не претендую на истину в последней инстанции, но творчески сильнее сегодня выглядит молодежь»
«Если уйдет молодежь, театр имени Кариева перестанет быть ТЮЗом»
За комментарием о ситуации в Кариевском театре «БИЗНЕС Online» обратился к известному театроведу, советнику министра культуры РТ Ниязу Игламову.
«Мне не кажется, что подобные хождения за правдой имеют смысл, — отреагировал Игламов на поход артистов к главе минкультуры РТ с жалобами на директора. — Нет, конечно, если вся труппа консолидирована, она может стать серьезной силой. Но в том-то и дело, что труппа театра имени Кариева разобщена. Там созрел поколенческий раскол между старшей частью труппы и молодыми артистами. В своей практике Аюпов больше опирается на опыт возрастных артистов, Янсуар делает ставку на молодых. Но вот парадокс — при любом конфликте поколений сила всегда на стороне молодежи (иногда и правда, а иногда — нет, неважно). Если это молодежный театр, то живая связь со зрителем осуществляется через актеров, способных играть детей, подростков, актеров, близких целевой аудитории».
По словам собеседника нашей газеты, он не помнит случая, чтобы в каком-либо театре возрастные актеры, вступив в конфликт с молодежью, что-то от этого выигрывали, поскольку «нельзя бороться с собственным будущим». «Если конфликт дойдет до апогея, то в случае ухода из театра нескольких актеров возраста плюс/минус 50 просядет вечерний репертуар, — тяжело, но поправимо. Если уйдет молодежь, театр имени Кариева перестанет быть тюзом. Да и если бы с возрастными артистами в театре все было благополучно, разве Аюпов звал бы то и дело актеров из Камаловского?» — указывает Игламов. Например, в одной из удачных относительно недавних премьер главрежа «Микулай» по пьесе Мансура Гилязова главную роль играет камаловец Олег Фазылзянов. «Я не претендую на истину в последней инстанции, но творчески сильнее сегодня выглядит молодежь, — считает Игламов. — Мне так кажется. К сожалению, большое искусство — как большой спорт. Сам по себе трудовой стаж в театре не значит вообще ничего».
Наш собеседник говорит, что не знает, почему Камалиев и другие старожилы труппы «взъелись» на директора. «Вероятно, дело в реформах, в которых не всем находится место, — говорит известный театральный критик. — Ибо успехи театра очевидны. Никогда еще театр имени Кариева не был столь на слуху, не собирал такого обилия фестивальных наград, не привлекал нового зрителя. Мне кажется, это во многом заслуга Янсуар. Уже с приходом Гузель Сагитовой начались серьезные перемены, Луиза Николаевна продолжила курс на осовременивание театра и достигла внушительных результатов. Быть в центре внимания тяжело, приходится пахать, не всем нравится. Это, конечно, рождает почву для конфликта».
Игламов констатирует, что с уважением относится к режиссеру Аюпову, но солидную часть успеха в последние годы театру обеспечили приглашенные директором режиссеры, чьи спектакли привлекли и нового зрителя, и были сами успешно показаны на российских и международных фестивалях. «Аюпов — один из создателей театра, но я сегодня не вижу в его работе внятной художественной стратегии, — считает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Вчера он ставил „Любовь и голуби“, сегодня ставит „Йусуфа“, завтра — „Питера Пэна“, послезавтра — бурлеск „Шайбу-Шайбу!“. Все эти спектакли сделаны с определенным вкусом, талантом и мастерством, но не очень понятно, для кого они в целом. Вот и получается, что сейчас за стратегию развития Кариевского театра в большей степени отвечает Луиза Янсуар. Во всяком случае у нее есть четкое понимание, в каком направлении двигаться».
Одновременно Игламов надеется, что ситуация разрешится полюбовно. «Аюпов продолжит ставить прекрасные спектакли, Янсуар — определять вектор движения театра. А актеры будут играть, а не ходить по инстанциям», — резюмирует наш собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.