Гонорар медиатора за одну сессию составляет минимум 5 тыс. рублей, а максимума не существует вовсе. Когда на кону — деловая репутация и суммы со многими нулями, стороны не скупятся за возможность решить конфликт быстро и без вынесения его в публичное поле. Но, как отмечает директор АНО ДПО Успех116 Алина Фархуллина (диплом 0059 от 05.03.22 года), во внесудебном урегулировании споров заинтересован не только бизнес. Клиентами медиаторов все чаще становятся супруги в процессе развода, обманутые потребители и даже школьники, страдающие от буллинга. Почему в Татарстане появился Центр медиации, как в условиях кризиса и бурного роста вызванных им корпоративных споров растет роль медиации и кто может прийти в эту сферу, обсудили в нашем интервью.
Алина Фархуллина: «Существующие организации, которые практикуют медиацию на территории РТ, и наш Центр медиации в том числе, уже сейчас порой не справляются с валом запросов»
«Овладение навыками медиации полезно любому специалисту»
— Алина Ринатовна, насколько я помню, идея создать в Татарстане Центр медиации прозвучала два года назад на онлайн-встрече омбудсмена Бориса Титова и президента РТ Рустама Минниханова с предпринимателями?
— Да, уже тогда, в разгар пандемии, возникло понимание, насколько предпринимателям важно иметь возможность для внесудебного урегулирования хозяйственных споров. А сейчас, в условиях кризиса, переформатирования многих бизнес-процессов и бурного роста вызванных этим корпоративных споров, роль медиации только возрастет. Существующие организации, которые практикуют медиацию на территории РТ, и наш Центр медиации в том числе, уже сейчас порой не справляются с валом запросов. Поэтому АНО ДПО Успех116 объявляет о наборе на обучение профессиональных медиаторов — программа стартует с 12 сентября этого года.
— Кто может стать медиатором?
— По закону, сегодня в России профессиональным медиатором может стать каждый дееспособный человек, достигший 25 лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. То есть первоначальная профессия, род занятий, опыт для поступающих на программу не играют никакой роли. Более того, овладение навыками медиации полезно каждому специалисту, так как это позволяет повышать конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. А то, что пока юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще других, легко объяснимо: они уже имеют базовое представление об этой деятельности и видят ее важность, перспективы.
— Все же профессия медиатора для многих выглядит экзотикой, хотя на НВО даже одноименный сериал вышел — как вам его заглавный герой, правдоподобно изображен?
— Я бы не советовала относиться к этому кино как к учебнику. Герой сериала скорее «антимедиатор», который нарушает все мыслимые нормы и правила: становится пристрастным участником событий, дает советы… Да еще «выжимает» из клиентов принятие решения — это то, что в нашей профессии вообще недопустимо! Медиатор разрешает конфликт в пользу обеих сторон. Пока стороны не договорятся, процедура будет продолжаться, если только они сами не захотят ее досрочно прервать.
Настоящий медиатор всегда лицо нейтральное, в этом его достоинство и ценность.
Медиация — альтернативный путь решения споров. Другие варианты, например силовые, как мы знаем, запрещены законом. Судебная тяжба — никто не знает, сколько времени будет тянуться процесс, обеспечивая адвокатов гонорарами, и ее исход непредсказуем. А в медиации стороны всегда могут рассчитывать на стопроцентный результат.
Согласна, что пока немногие понимают суть работы медиатора. И если возникает проблема — спор с соседом, партнером, работодателем, подрядной организацией — в лучшем случае идут в суды, которые и так загружены «по самое не могу». Между тем семейное право, корпоративные отношения, наследственные дела — основные институты, где с помощью медиатора можно решить в кратчайшие сроки все вопросы между сторонами. Даже если они находятся в жесточайшем конфликте. Есть способы, техники, методы сделать так, чтобы все между собой договорились.
«Мы сочетаем очный и дистанционный форматы обучения, обязательно — практика»
Обучение за неделю, передовые зарубежные практики и секреты спецслужб
— Как будет организовано обучение в ДПО Успех116?
— Мы сочетаем очный и дистанционный форматы обучения, обязательно — практика. Есть планы проводить сессии не только в Казани, но и выезжать в другие города Татарстана, где будет достаточное количество желающих обучаться. Набор проводится в две группы. Первая — люди с высшим юридическим образованием, которые хотят освоить новую специализацию. Их подготовка займет приблизительно неделю. Во вторую группу мы включаем слушателей с любым высшим образованием. Так как им потребуется получить еще и базовые знания в области права, такой курс рассчитан на срок до трех месяцев. По окончании все наши слушатели получают диплом установленного образца с выгрузкой его в базу Федерального реестра сведений документов об образовании и (или) о квалификации. У нас есть лицензия на образовательную деятельность, программа утверждена Министерством образования РФ. Это очень важный момент — только на основании признанного диплома можно официально работать медиатором. И заключать медиативное соглашение, которое будет иметь статус исполнительного документа, обязательного к исполнению обеими сторонами.
— Кто ваши преподаватели?
— Образовательное учреждение Успех116 организовано при Центре медиации, так что в нем преподают «играющие тренеры». Мой бессменный партнер Сабиров Булат Равильевич, например, имеет высшее юридическое образование, статус адвоката и немалый опыт работы в судах в области арбитражного, гражданского, уголовного права. Он имеет диплом медиатора (УПК-13-000002/2022 от 12.03.2021 года) и активно практикует. Мы гордимся, что в нашу команду пришла Ерусалкина Дарья Андреевна — уникальный, на мой взгляд, специалист. Выпускница вуза из мирового топ-10, владеет несколькими иностранными языками, имеет опыт преподавания, степень магистра и PhD1. Благодаря участию Дарьи мы сможем транслировать нашим слушателям зарубежные медиативные практики. А лекции спикеров из США, Израиля, Турции можно будет слушать как на языке оригинала, так и в синхронном переводе. Также с нами сотрудничает клинический психолог с большим опытом — она поделится инструментами профайлинга, НЛП, в том числе и секретами из арсенала переговорщиков спецслужб.
— Вы сами тоже читаете лекции?
— Безусловно, имея бэкграунд юриста, медиатора, тренера-медиатора и педагога-психолога, я многим могу поделиться. Мы, в свою очередь, тоже обучались — в Москве, Санкт-Петербурге у коллег. И вывели собственную оптимальную формулу курса, без «воды». Собрали в него самые важные для практикующих медиаторов знания, чтобы экономить время наших слушателей.
«К медиаторам можно обращаться любому гражданину — независимо от цены вопроса, социального статуса, даже возраста»
«Принцип «выиграл-выиграл» — ключевой в работе медиатора»
— На что могут рассчитывать дипломированные выпускники?
— Поле деятельности медиаторов расширяется — даже конкурирующие компании сегодня все чаще вместо бесконечных судебных тяжб предпочитают сесть за стол переговоров. Во многих странах — в Израиле, к примеру — невозможно решить вопросы семейного права только через суд, не пройдя через процедуру медиации. В России тоже обсуждается введение обязательной досудебной медиации по гражданским делам, связанным с семейным правом.
Или возьмем истории, связанные с некачественным предоставлением услуг. В век интернета, соцсетей репутационные потери при огласке несопоставимы с суммами компенсаций, на которые можно договориться. Например, в медицине — крайне деликатной и сложной для доказательства преднамеренного ущерба области. Периодически СМИ пишут об историях, когда человек пришел на рутинную процедуру, а после нее стал инвалидом. А у нас в медиаторской практике был случай, когда клиника оплатила полное восстановление пациента в Германии, сохранив лицо. Вот этот принцип «выиграл-выиграл» — ключевой смысл для обращения к медиатору.
— Поделитесь еще интересными кейсами из вашей работы?
— Дело в том, что первая заповедь медиатора — стопроцентная конфиденциальность. У нас запрещена видеосвязь, стороны подписывают документ о неразглашении. Это качество особенно ценится клиентами в наиболее деликатных ситуациях — раздел имущества, детей, бракоразводные процессы известных, медийных персон. Почему эти истории вообще становятся достоянием общественности? Базы судебных исков открыты, информация оттуда просачивается в СМИ, да еще и сами участники иногда не прочь устроить чудовищное шоу. Но можно поступить по-другому, не теряя достоинства и капитала. И даже когда на активы в 1,5 миллиарда долларов после смерти владельца претендовали сразу множество людей — родные дети, жена, две любовницы, внебрачные отпрыски, — все в итоге медиации получили свою долю и остались довольны. Но никто об этом не узнал!
— Хорошо, а обычные люди, не VIP-персоны, могут к вам обратиться?
— К медиаторам можно обращаться любому гражданину — независимо от цены вопроса, социального статуса, даже возраста. Иногда медиаторы готовы работать бесплатно, видя в этом свою социальную миссию. Сейчас мы направляем письма министерствам и ведомствам с инициативой создать Комиссию по примирению в школах Казани по примеру таких служб в Москве. И уже с тремя школами работаем в качестве волонтеров. Не секрет, что количество асоциальных семей, детей с девиантным, суицидальным поведением возрастает. А история «стрелка» Ильназа Галявиева заставила задуматься об этой проблеме с новой силой. Педагоги, школьные психологи не всегда справляются с какими-то ситуациями, к тому же требующими нестандартного взаимодействия. Мы готовы своими компетенциями медиаторов прийти на помощь, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия, создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Номера для связи с Центром медиации и АНО ДПО Успех116: +7 987 271-16-16; +7 987 231-16-16
18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.