БЕДА С ЗАЛОГОМ

Вчера свидетель, который уже выступал на предыдущем судебном разбирательстве, Сергей Андреев, работавший начальником службы безопасности в том самом отделении банка, где произошел вывод 1,4 млрд. рублей, решил неожиданно поменять свои показания. Несмотря на то что сам Андреев упорно доказывал, что говорил об этом ранее, выглядело все довольно неубедительно. Суть дела в том, что вчера он сообщил суду, что залог, который оставляли компании группы «Софт-трейд», всегда был в наличии на момент заключения кредитной сделки. Со слов Андреева получалось, что потом он просто каким-то немыслимым образом исчез. Теперь свидетель настаивает на том, что во многих случаях залога либо не было вовсе, либо его было меньше, чем заявлялось в документах описи. Но тем не менее акт после проверки Андреев исправно подписывал.

«Мне приходилось подписывать акт в любом случае – даже в случае, если заявленного залога не было, - развел руками бывший банковский служащий. – Я говорил об этих нарушениях заместителю управляющего банком, но она отвечала, что все будет в порядке, и просила акт проверки подписать».

Заместитель управляющего Советского отделения №6669 казанского филиала Сбербанка Людмила Акаловская, которую обвиняют в пособничестве предпринимателю Сергею Николаеву, услышав слова свидетеля, недовольно цокнула и замотала головой, выразив глубочайшее удивление.

«Вы только мне сообщали о недостатках? А Козлову докладывали об этих нарушениях?» – в лоб спросила свидетеля Акаловская, имея в виду управляющего банком Игоря Козлова.

«Козлову я тоже об этом говорил», - ответил экс-начальник службы безопасности банка.

Судья Ридаиль Сафиуллин поинтересовался, какова была реакция Козлова. По словам Андреева, управляющий обещал во всем разобраться, но, по всей видимости, этого по каким-то причинам не сделал. Свидетель, кстати, рассказал Козлову и о том, что Акаловская просит его закрыть глаза на проблемы с залогом «Софт-трейда». Реакции, как можно догадаться, не последовало и в этом случае.

5_.jpg
Хотелось бы выяснить, в каких отношениях был Николаев с Козловым, который так быстро ретировался перед проверкой – да не просто из города, а судя по показаниям Назаровой, уехал прочь из страны

«ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНКИ» И «ПОБЕГ» КОЗЛОВА

Тут другая подсудимая Лилия Мифтахова, которая работала в банке ведущим кредитным инспектором, вспомнила один ключевой эпизод. В 2008 году она вместе с начальником службы безопасности Андреевым выезжала на улицу Восстания, чтобы проверить залог предприятия «Маштехкомплект» - позднее выяснится, что эта компания была дочерней фирмой Николаева. На месте Андреев и Мифтахова обнаружили, что залоговое имущество неликвидно и в качестве залога не подходит.

«Помните, что было дальше? – обратилась Мифтахова к Андрееву. – Вы при мне зашли к Козлову, чтобы рассказать ему об этом».

Как было сообщено, после этого тревожного звоночка Козлов не предпринял действий. Но дальше было еще интереснее. Вчера Андреев рассказал, как догадался о взаимосвязанности компаний, подконтрольных Николаеву и неоднократно бравших кредит в качестве самостоятельных юрлиц, превысив любой разумный лимит. Во время одной из проверок залога компании «Софт-трейд» на их предприятии он неожиданно увидел знакомые лица – заемщиков из компаний «Автотранссервис», «Дин+», «БулгарРегионСнаб» и «Маштехкомплект». Оказалось, что про эту встречу Андреев сообщил не только Акаловской, но и Козлову. Причем произошло это летом 2008 года – до выявления крупной задолженности еще несколько месяцев. Козлов сказал, что…разберется.

Затем события развиваются быстро. Андреев, получив от ворот поворот от всех своих начальников, пишет сообщение в головной офис. Козлов уходит из банка на повышение – его назначают заместителем банка «Татарстан» Сбербанка. Через несколько недель в банк приезжает ревизия, которая выявляет многомиллионные задолженности и вывод миллиардных денежных средств.

НИКОЛАЕВ В БАНКЕ БЫЛ СВОЙ ЧЕЛОВЕК

Кого Козлов оставил вместо себя? Довольно профессионального специалиста Лилю Назарову, которая работала в этом отделении с 1991 года и должна была принять на себя весь удар от ревизии и грядущего финансового кризиса. Вчера она тоже пришла в суд для дачи показаний.

Выяснилось, что Назарова была знакома с Николаевым давно – еще с середины 90-х, когда будущий основатель империи «Софт-трейд» только открыл свое первое ИП, занимался реализацией конфет и стал заемщиком Сбербанка.

«Я позвонила Козлову и спросила, что нам делать? - вспоминает Назарова. – Он был за пределами России и рекомендовал любыми способами закрыть эту задолженность, предлагал найти нового клиента».

Тогда Советское отделение Сбербанка собирает экстренное совещание, на которое приглашает Николаева и директоров дочерних фирм его компании. Все обещают отыскать 15 млн. рублей и закрыть образовавшуюся просрочку в течение нескольких дней. Но эта сумма в банк так и не поступила. С согласия одной из коммерческих компаний с их счета списали на некоторое время деньги, которые закрыли огромную брешь в балансе, но это мало чем помогло.

Через месяц после проверки Назарову увольняют вместе с начальником юридического отдела и начальником службы безопасности. Сейчас женщина работает в минтруде. Из ее показаний также следовало, что Николаев был вхож в круги этого банка. К примеру, самой Назаровой он, как физлицу, одолжил под проценты 2 млн. рублей, которые пошли на долевое строительство. Эту сумму женщина вернула, но сам факт демонстрирует степень доверия между основателем «Софт-трейда» и руководством Сбербанка.

В таком случае хотелось бы выяснить, в каких отношениях был Николаев с управляющим, который так быстро ретировался перед проверкой – да не просто из города, а судя по показаниям Назаровой, уехал прочь из страны.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает внимательно следить за громким судебным процессом, который становится интереснее с каждым днем.