40 МИЛЛИОНОВ СУБСИДИЙ ЧУЖОМУ БИЗНЕСУ

В июле 2010 года около сотни организаций, расположенных рядом с КАМАЗом, получили неприятное письмо. В нем дочка челнинского автогиганта (ООО «КАМАЗ-Энерго») уведомляла их о том, что больше не намерена за свой счет обслуживать сети, по которым они привыкли получать тепло. Потребителям было предложено либо взять их в аренду и самим рассчитываться с уполномоченным государством поставщиком энергии, либо перейти на альтернативные источники отопления.

Причина столь непопулярного решения – кризис, поставивший КАМАЗ на грань выживания. Напомним, в 2009 году чистый убыток группы составил 6,9 млрд. рублей. В 2010 году КАМАЗ едва начал понемногу выбираться из пропасти, но все равно потерял 8% рынка крупнотоннажной техники, лишился 16 дилерских центров и не сумел сократить свои долги в размере 37,8 млрд. рублей. В этих условиях команда Сергея Когогина активно «резала косты», то есть сокращала все непроизводительные издержки.

- Ежегодные убытки от эксплуатации двух ниток западного вывода для ООО «КАМАЗ-Энерго» превышали 40 миллионов рублей. Их загрузка составляла менее 10 процентов пропускной способности. При этом потери на одном из выводов превышали отпуск тепла потребителям, - приводит свои аргументы наш источник на предприятии.

К этому нужно добавить, что сам КАМАЗ энергию не производит, а лишь выполняет функцию посредника между малыми предприятиями и «Таттеплосбытом». Комиссионные на этом «бизнесе», явно не очень профильном для крупнейшей в стране автомобильной корпорации, составляли менее 1% и никак не окупали прямых издержек. То есть, по сути, на эти 40 млн. рублей КАМАЗ ежегодно субсидировал чужие бизнесы, что, согласитесь, выглядело весьма щедро для компании с многомиллиардными долгами и убытками.

КАМАЗ, ПЛАТИ НАМ ДАЛЬШЕ

Что интересно, более 50% потребителей восприняли предложение КАМАЗа с пониманием и отключились от его сетей. Но, разумеется, нашлись и те, кто захотел получать тепло по старой схеме. Среди них - компания «Кама-Тракс», принадлежащая влиятельному бизнесмену, главе ассоциации грузовых автоперевозчиков Леониду Штейнбергу. Она-то и написала жалобу в УФАС.

Подчиненные Александра Груничева взялись за дело рьяно и тут же нашли в действиях КАМАЗа злоупотребление монопольным положением. То есть УФАС как бы сказал Когогину: ничего не знаем, плати этим хорошим людям по 40 млн. в год и дальше. Впрочем, об интересах федерального бюджета антимонопольщики не забыли, наложив на автоконцерн более чем солидный штраф - 4,38 млн. рублей. Это ровно 1% от всей годовой выручки «КАМАЗ-энеро» и больше, чем вся его маржа. Позже в суде представители УФАС объясняли, что подошли по-божески, намекая, что теоретически штраф может составлять и 15% выручки.

ДУХ ЗАКОНА НА СТРАЖЕ АВТОГИГАНТА

Впрочем, судья Алексей Кириллов, не став опровергать суть претензий УФАС, резко умерил аппетиты ведомства. Сумма в итоге была уменьшена им в 15 раз – до 300 тыс. рублей. Поясняя свое решение, Кириллов сослался не только на нормы законодательства, но и на «дух закона», руководствуясь, что называется, здравым смыслом. По его словам, нельзя просто так наказать нарушителя по максимуму, вогнав его в ненужные расходы. Лучше пусть крупное социально ориентированное и градообразующее предприятие, каким является КАМАЗ, добровольно уплатит приемлемый штраф, чем будет бесконечно судиться.

Тем временем конфликт между потребителями тепла и КАМАЗом уже давно улажен с подачи администрации Набережных Челнов, куда тоже приходили жалобы. С 1 января этого года все потребители либо нашли собственные источники тепла, либо заключили договора напрямую с «Таттеплосбытом». В свою очередь, между ним и «КАМАЗ-Энерго» заключен договор о возмездном оказании услуг по транспортировке тепловой энергии с коллекторов ОАО «Генерирующая компания» до потребителей. Стоимость услуги, как и предусмотрено законом, установлена госкомитетом РТ по тарифам.

Таким образом, о вспыхнувшем два года назад конфликте КАМАЗу теперь напоминают лишь те 300 тыс. рублей, которые практически на ровном месте «заработал» на нем УФАС. И от штрафа в 15 раз больше этой суммы автогиганта уберег эфемерный «дух закона», готовый помочь в суде далеко не каждому.