ИНОМАРКИ ЗАХВАТИЛИ ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ
Автомобильный рынок Казани рос весь прошлый год, но особенно успешным для автодилеров оказался четвертый квартал. За весь 2011 год автолюбители Казани приобрели 43016 новых автомобилей, из них более чем треть (11587 единиц) – под конец года. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», которые компания предоставила газете «БИЗНЕС Online» и на основе которых подготовлен наш обзор.
Совокупное влияние благоприятных условий на рынке кредитов, агрессивной маркетинговой политики мировых концернов вылилось в дальнейшее увеличение доли иностранных брендов на рынке Казани. Так, по итогам 12 месяцев 2011 года в сумме LADA, BOGDAN, GAZ и UAZ смогли реализовать 12026 машин. Если средний темп роста наших брендов составил 34,7%, то иномарки прибавили чуть больше - 37,7%. В результате доля последних в автопарке выросла с и так немалой в 71,6% (по итогам 9 месяцев) до 72%.
Казань – традиционно в авангарде татарстанского рынка. Жители столицы активнее покупали новые машины - темп роста казанского авторынка за четвертый квартал 2011 года выше на 1% в сравнении с общереспубликанским.
ДОЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ КАЗАНИ, %
ПРОРЫВ KIA В ТРОЙКУ И МОЩНЫЙ СПУРТ ОТ NISSAN
Что интересно, хотя первые два места в итоговом рейтинге 2011 года остались, как и по результатам 9 месяцев, за LADA и CHEVROLET, соотношение сил двух главных конкурентов в сравнении с рынком Татарстана здесь несколько иное. Если в целом по республике объем продаж CHEVROLET равен лишь четвертой части от общего объема LADA, то в Казани он больше – уже 43%.
Настоящим гвоздем четвертого квартала 2011 года стал захват «бронзы» рейтинга брендом KIA. "Корейский тигр" добавил еще 838 новых автомобилей (42,9%) к 1952 единицам за три квартала 2011 года и в итоге зафиксировал отметку в 2790 авто. При этом KIA обеспечил себе приличный запас прочности, оторвавшись от своего корейско-узбекского собрата DAEWOO сразу на 323 единицы или 13%. И это при том, что квота на поставку KIA в Казань не такая уж и высокая, из-за чего покупателям нередко приходится довольно долго ждать заказанное авто.
ДОЛИ ВЕДУЩИХ АВТОБРЕНДОВ НА РЫНКЕ КАЗАНИ ПО ИТОГАМ 2011 ГОДА,%
Заметим, что довольно агрессивно продвигался на рынке концерн еще двух крупных игроков – это RENAULT и NISSAN. За весь прошлый год казанцы приобрели 2231 автомобиль французской марки. Японский партнер RENAULT по концерну продал в прошлом году в Казани 2189 автомобилей. При этом больше всего машин NISSAN продал в конце года. В результате относительная динамика производителя (+52,9% к девяти месяцам 2011 года) стала самой мощной в Топ-10 ведущих автомобильных брендов Казани.
Если обратить внимание на индивидуальное первенство моделей, то оказывается, что самой популярной после «вазовских» бестселлеров у казанцев стала OPEL ASTRA (1615 авто), которая по итогам 2011 года смогла обойти даже рабочую лошадку таксистов DAEWOO NEXIA (1337) и CHEVROLET LACETTI (1333). Напомним, что в общероссийском зачете, по данным АЕБ, главными конкурентами моделей из Тольятти являются HYUNDAI SOLARIS (в Казани приобретено лишь 1073 новых машины этой модели) и FORD FOCUS III (в Казани – 963 единицы).
JEEP ВЫБИЛСЯ В ЛИДЕРЫ ПО ДИНАМИКЕ ПРОДАЖ
Если обратить внимание на показатели динамики, то формальным лидером здесь оказался стартующий с низкой базы JEEP. Казанские автолюбители приобрели в четвертом квартале 2011 года четыре новых внедорожника этой марки, тогда как за девять месяцев года было куплено всего… три американских внедорожника.
Вслед за JEEP расположился демократичный китаец LIFAN, который, что интересно, почти половину (10 единиц) всех проданных за прошлый год машин (22) реализовал в четвертом квартале.
Третье место - за корейским производителем внедорожников с агрегатами от MERSEDES – SSANG YOUNG. Прибавка на 45 машин (81,8%) в конце года – это уже более весомый аргумент. Отметим, что здесь локомотивом стал новый ACTION, который оказался более привлекательным для покупателей в сравнении со своей предыдущей версией.
ТОП-10 ДИНАМИЧНЫХ БРЕНДОВ КАЗАНИ ПО ИТОГАМ ЧЕТВЕРТОГО КВАРТАЛА 2011 ГОДА
№ |
Марка |
Новых за 12 мес. 2011, ед. |
Новых за 9 мес. 2011, ед. |
Абсолютное изм. 12 мес. к 9 мес. 2011, ед |
Относительное изм. 12 мес. к 9 мес. 2011, % |
---|---|---|---|---|---|
1 |
JEEP |
7 |
3 |
4 |
133,3 |
2 |
LIFAN |
22 |
12 |
10 |
83,3 |
3 |
SSANGYONG |
100 |
55 |
45 |
81,8 |
4 |
CHERY |
56 |
34 |
22 |
64,7 |
5 |
VOLVO |
39 |
24 |
15 |
62,5 |
6 |
SKODA |
1039 |
653 |
386 |
59,1 |
7 |
LAND ROVER |
196 |
126 |
70 |
55,6 |
8 |
NISSAN |
2189 |
1432 |
757 |
52,9 |
9 |
MERCEDES |
254 |
167 |
87 |
52,1 |
10 |
GREAT WALL |
180 |
120 |
60 |
50,0 |
КАЗАНЦЫ ПРЕДПОЧЛИ «НИВЕ» AVEO
Что касается продвижения отдельных моделей, здесь есть масса примечательных моментов. Так, например, можно начать уже с предпочтений в модельном ряду LADA: если первое место в абсолютном зачете удерживает пока «14-я», то на втором месте у казанских автолюбителей оказалась «Калина» в кузове хэтчбек, а не универсал «Калина 1117», наиболее популярный в целом по Татарстану.
Что касается CHEVROLET, то первые два места в рейтинге жители столицы отдали моделям LACETTI (1333 авто) и AVEO (1191). На третьем месте оказался более дорогой CRUZE (1150). А вот NIVA у казанцев только на четвертом месте (969). В то время как в среднем по республике у этой марки – твердое второе место.
Любопытно, что обе наиболее популярные модели - NISSAN – QASHQAI (663) и X-TRAIL (322) - принадлежат сегменту кроссоверов, да и на третьем месте по популярности в Казани оказалась новинка 2011 года с довольно провокационным авангардным экстерьером – JUKE (309). С момента появления в продаже (в мае) JUKE успел стать популярнее, чем TIIDA (276).
А вот у TOYOTA, в сравнении с общереспубликанским зачетом, в Казани сильнее проявляется отрыв в пользу RAV4 (720) относительно модели COROLLA (489). Что примечательно, несмотря на то что цены на RAV4 стартуют от 900 тыс. рублей, в то время как на QASHQAI - от 730 тыс. рублей, казанцы не скупятся и доплачивают – в прошлом году они приобрели «рафчиков» на 57 больше, чем «кашкаев».
ВЕДУЩИЕ МОДЕЛИ ТОП-10 АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ КАЗАНИ
№ | Марка | Модель | Новых за 12мес. 2011 |
---|---|---|---|
1 | LADA | «2114» | 2452 |
1 | LADA | «1119» | 2037 |
2 | CHEVROLET | LACETTI | 1333 |
2 | CHEVROLET | AVEO | 1191 |
3 | KIA | RIO | 1007 |
3 | KIA | SPORTAGE | 455 |
4 | DAEWOO | NEXIA | 1337 |
4 | DAEWOO | MATIZ | 1130 |
5 | RENAULT | LOGAN | 1120 |
5 | RENAULT | SANDERO | 720 |
6 | NISSAN | QASHQAI | 663 |
6 | NISSAN | X-TRAIL | 322 |
7 | OPEL | ASTRA | 1615 |
7 | OPEL | CORSA | 199 |
8 | TOYOTA | RAV4 | 720 |
8 | TOYOTA | COROLLA | 489 |
9 | HYUNDAI | SOLARIS | 1073 |
9 | HYUNDAI | IX35 | 179 |
10 | VOLKSWAGEN | POLO | 604 |
10 | VOLKSWAGEN | TIGUAN | 250 |
LAND ROVER ОБЪЕХАЛ LEXUS
Что касается автомобилей класса люкс, то главным событием четвертого квартала 2011 года можно смело назвать успех LAND ROVER, который благодаря отменному спросу на свои модели FREELANDER обошел в итоговом зачете LEXUS.
Впрочем, в абсолюте больше всех прибавил BMW, продав в четвертом квартале прошлого года 136 авто и зафиксировав по итогам всего года результат в 520 реализованных в Казани автомобилей. Традиционно самой востребованной моделью баварской марки является внедорожник X5 (продано в 2011 году 89 авто), а вот на втором месте в Казани – новинка X1 (74). Данная модель еще меньше своего среднего брата-кроссовера X3. Тогда как, напомним, по Татарстану в целом на втором месте – седаны пятой серии.
Также стоит отметить, что хорошую динамику в люксовом сегменте в четвертом квартале показал VOLVO, который, во многом благодаря своим внедорожникам XC90, прибавил 62,5% к результату 9 месяцев 2011 года и зафиксировал по итогам года продажу 39 новых автомобилей, то есть по три новых машины в месяц.
Любопытно, что проданные в Казани в прошлом году новенький BENTLEY и MASERATI были зарегистрированы здесь, а вот ASTON MARTIN и HAMMER покупатели увезли за пределы республики.
ТОП АВТОБРЕНДОВ КАЗАНИ КЛАССА ЛЮКС
№ | Марка | Новых за 12 мес. 2011, ед. | Новых за 9 мес. 2011, ед. | Абсолютное изменение 12 мес. к 9 мес. 2011, ед. | Относительное изменение 12 мес. к 9 мес. 2011, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | BMW | 520 | 384 | 136 | 35,4 |
2 | AUDI | 451 | 326 | 125 | 38,3 |
3 | MERCEDES | 254 | 167 | 87 | 52,1 |
4 | LAND ROVER | 196 | 126 | 70 | 55,6 |
5 | LEXUS | 195 | 154 | 41 | 26,6 |
6 | PORSCHE | 70 | 50 | 20 | 40,0 |
7 | INFINITI | 69 | 47 | 22 | 46,8 |
8 | VOLVO | 39 | 24 | 15 | 62,5 |
9 | CADILLAC | 36 | 26 | 10 | 38,5 |
10 | JAGUAR | 9 | 6 | 3 | 50,0 |
11 | BENTLEY | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
12 | MASERATI | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
ТОП АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ КАЗАНИ ПО ИТОГАМ 2011 ГОДА
№ | Марка | Новых за 12 мес. 2011, ед. | Новых за 9 мес. 2011, ед. | Абсолютное изменение 12 мес. к 9 мес. 2011, ед. | Относительное изменение 12 мес. к 9 мес. 2011, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | LADA | 11623 | 8638 | 2985 | 34,6 |
2 | CHEVROLET | 5011 | 3880 | 1131 | 29,1 |
3 | KIA | 2790 | 1952 | 838 | 42,9 |
4 | DAEWOO | 2467 | 2003 | 464 | 23,2 |
5 | RENAULT | 2231 | 1501 | 730 | 48,6 |
6 | NISSAN | 2189 | 1432 | 757 | 52,9 |
7 | OPEL | 2148 | 1611 | 537 | 33,3 |
8 | TOYOTA | 2098 | 1550 | 548 | 35,4 |
9 | HYUNDAI | 1824 | 1328 | 496 | 37,3 |
10 | VOLKSWAGEN | 1369 | 942 | 427 | 45,3 |
11 | FORD | 1132 | 784 | 348 | 44,4 |
12 | MITSUBISHI | 1109 | 760 | 349 | 45,9 |
13 | SKODA | 1039 | 653 | 386 | 59,1 |
14 | SUZUKI | 869 | 664 | 205 | 30,9 |
15 | MAZDA | 574 | 433 | 141 | 32,6 |
16 | BMW | 520 | 384 | 136 | 35,4 |
17 | AUDI | 451 | 326 | 125 | 38,3 |
18 | ZAZ | 340 | 270 | 70 | 25,9 |
19 | SUBARU | 330 | 247 | 83 | 33,6 |
20 | FIAT | 299 | 255 | 44 | 17,3 |
21 | PEUGEOT | 264 | 210 | 54 | 25,7 |
22 | CITROEN | 258 | 204 | 54 | 26,5 |
23 | MERCEDES | 254 | 167 | 87 | 52,1 |
24 | BOGDAN | 248 | 182 | 66 | 36,3 |
25 | LAND ROVER | 196 | 126 | 70 | 55,6 |
26 | LEXUS | 195 | 154 | 41 | 26,6 |
27 | GREAT WALL | 180 | 120 | 60 | 50,0 |
28 | HONDA | 176 | 138 | 38 | 27,5 |
29 | UAZ | 148 | 103 | 45 | 43,7 |
30 | SSANGYONG | 100 | 55 | 45 | 81,8 |
31 | VORTEX | 93 | 62 | 31 | 50,0 |
32 | GEELY | 78 | 57 | 21 | 36,8 |
33 | PORSCHE | 70 | 50 | 20 | 40,0 |
34 | INFINITI | 69 | 47 | 22 | 46,8 |
35 | CHERY | 56 | 34 | 22 | 64,7 |
36 | VOLVO | 39 | 24 | 15 | 62,5 |
37 | CADILLAC | 36 | 26 | 10 | 38,5 |
38 | LIFAN | 22 | 12 | 10 | 83,3 |
39 | MINI | 21 | 17 | 4 | 23,5 |
40 | JAGUAR | 9 | 6 | 3 | 50,0 |
41 | JEEP | 7 | 3 | 4 | 133,3 |
42 | GAZ | 7 | 6 | 1 | 16,7 |
43 | HAIMA | 5 | 5 | 0 | 0,0 |
44 | DODGE | 4 | 4 | 0 | 0,0 |
45 | SEAT | 2 | 2 | 0 | 0,0 |
46 | BENTLEY | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
47 | MASERATI | 1 | 1 | 0 | 0,0 |
48 | TAGAZ | 1 | 0 | 1 | |
LADA+BOGDAN+GAZ+UAZ | 12026 | 8929 | 3097 | 34,7 | |
ОСТАЛЬНЫЕ | 30990 | 22500 | 8490 | 37,7 | |
Итого Казань | 43016 | 31429 | 11587 | 36,9 |
ГОД ПРОДАЖ КРОССОВЕРОВ
Ситуацию на автомобильном рынке РТ и наиболее важные события, произошедшие на нем, газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали ведущие эксперты.
Антон Грачев – исполнительный директор «Автолайф»:
- Хорошо продавались INFINITI и MERSEDES. Причем, как ни странно, почти одинаковое число автомобилей было продано у обоих: INFINITI FX и MERSEDES SLK. У них подавляющее число по продажам и по 2011 году, и по четвертому кварталу в том числе. Связано, мне кажется, с тем, что это лучшее предложение в этом ценовом диапазоне. А у INFINITI специфика такова, что запускаются акции каждый год на весь модельный ряд. Причем запускаются акции не в декабре, как у многих, а в сентябре-октябре. Вроде как салоны обычно опционно «прошлогодние» машины продают, грубо говоря, в 2012 году продают машины 2011 года, а у INFINITI 7 месяцев продаются машины по одним ценам, и в сентябре начинают продаваться по другим. И начинается вал продаж. И повторяется это второй год подряд в связи с этой маркетинговой стратегией.
Если говорить о машинах, которые мы оформляли в кредит у себя (не считая тех, что оформляют кредит не в салонах и приходят уже с одобренным), – порядка 15 - 16 процентов. И не стоит забывать о лизинге, где тоже определенная доля, вместе с ним процентов 25.
Весь прошлый год был годом продаж кроссоверов в основном. В этом ценовом диапазоне люди все-таки предпочитают высокие автомобили. Дороже полтора миллиона не так много берут седанов и большей частью предпочитают кроссоверы и джипы.
На мой взгляд, кредиты не являются основным драйвером роста прошлого года: кредиты банки стали выдавать еще в 2010 году. Может быть, потому, что лето и весна были так себе, и спрос в конце года просто отыграли. Люди все равно у нас машины покупают. В среднесрочной перспективе объем все равно получается один и тот же: не покупали летом, значит, этот же объем «догонят» осенью. Хотя, надо сказать, декабрь провалился у всех. Средний сегмент не так упал (в декабре, например, KIA RIO бешенный спрос показал), а премиум-сегмент свалился капитально. Хотя октябрь и ноябрь были пиковыми в 2011 году. Январь-февраль 2012 года продолжили тенденцию декабря, продажи были не особо, только в середине февраля рынок начал оживать.
Популярность KIA могу объяснять тем, что пошли более удачные модели их автомобилей. Сейчас корейцы в январе-феврале вообще хорошо выступили. Тот же HYUNDAI SOLARIS вышел чуть ли не лидером по продажам. И у HYUNDAI, и у KIA в ближайшие пару лет есть шанс свою долю рынка отбить. Потому что цена – фактор номер один, у корейцев большое количество опций за те же деньги (если даже сравнивать с VOLKSWAGEN POLO, бестселлером в своем ценовом диапазоне, у немцев опций будет поменьше).
Спрос на «Шеви Ниву» вырос, во-первых, потому, что это единственный полный привод, который можно взять в ценовом диапазоне до 500 тысяч рублей. И даже несмотря на то что это по сути «Лада», люди покупают. А ABEO упал, мне кажется, из-за конкурентов - KIA, HYUNDAI, VOLKSWAGEN, они его нишу и съели: АВЕО же как раз и был автомобилем в ценовом диапазоне до 500 тысяч рублей.
Вадим Горев - заместитель генерального директора ООО «Азино Авто»:
- В нашем автосалоне самыми популярными марками стали «Калина» и «Приора». Они пользуются спросом за свое отличное соотношение цены и качества. Половина машин, реализованных в нашем автосалоне, в прошлом году была приобретена в кредит. В целом год был довольно успешным.
В 2012 году, я думаю, рынок увеличится, но не намного. Да, экономическая ситуация стабилизировалась, и казалось бы, что люди должны покупать больше. Но, как правило, если люди копили деньги и появилась возможность сделать крупную покупку, то, скорее, они будут приобретать квартиры, а не машины. Всегда есть прямая зависимость между рынком жилья и авторынком. Чем доступнее квартиры, чем меньше покупают машины.
Антон Риккинен - директор автосалона STATUS BEST:
- Продажи автомобилей были хорошими на протяжении всего 2011 года. Однако зимой покупали машины немного меньше. Думаю, в этом году ситуация стабилизируется, продажи увеличатся, поскольку кризис закончился и люди уже могут позволить себе тратить больше. Хотя, по-прежнему, большинство автомобилей - около 70 процентов - мы продаем в кредит.
В нашем салоне самые популярные бренды - это TOYOTA и LEXUS. В прошлом году особенно высоким спросом пользовалась модель LEXUS RX 350, а также автомобили марки VOLKSWAGEN, в частности, VOLKSWAGEN TOUAREG.
Читайте также:
Автомобильный Татарстан: MERCEDES обходит UAZ
Рейтинг самых популярных автомобилей Казани по итогам 9 месяцев 2011 года
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.