Проработав более 30 лет в сфере жилищно-коммунального хозяйства на разных должностях, от дворника до председателя комитета ЖКХ исполкома Казани, Дмитрий Анисимов пришел к выводу, что многих позитивных изменений в системе управления жилым фондом при действующем Жилищном кодексе добиться нельзя, и принял решение баллотироваться в Государственный Совет Татарстана. О том, почему системе ЖКХ нужен капремонт и как его провести, директор центра стратегических инициатив, кандидат в депутаты Госсовета РТ по Пионерскому одномандатному избирательному округу №14 Дмитрий Анисимов рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Анисимов: «Зачастую управляющая компания должна откуда-то изыскивать деньги на ремонт подъезда после капремонта. И в любом случае она будет финансирование перекладывать на плечи владельцев квартир. Разве это нормально?»
«Жилищный кодекс 2005 года морально устарел по многим позициям»
— Дмитрий Владимирович, вы неоднократно критиковали действующий Жилищный кодекс РФ, а чем он плох? Какие вопросы он не учитывает или трактует не так, как сложилось на практике? Ваши предложения редакции ЖК и других законов в сфере ЖКХ?
— Начало работы Жилищного кодекса — 1 марта 2005 года, а сегодня у нас 2022-й. За 17 лет этот документ морально устарел по многим позициям. Взять, например, капитальный ремонт многоквартирных домов. Согласно 166-й статье Жилищного кодекса, должно проводиться только 6 видов капремонта: ремонт инженерных сетей, крыши, лифтов, подвала, фасада и фундамента. И получается, что в рамках капремонта нельзя, например, отремонтировать подъезд, утеплить фасады и ставить узлы погодного регулирования. По этой логике, после капремонта подъезды могут оказаться еще в худшем состоянии, чем до его начала. Конечно, люди этому усеченному ремонту не рады. И раньше в Татарстане подъезды делались за счет допвложений республики и города. Но сейчас появился жесткий запрет: капремонт можно делать только в рамках этих 6 статей, ни шага больше. Власти думают, что сделали хорошо, а люди ругаются.
В итоге зачастую управляющая компания должна откуда-то изыскивать деньги на ремонт подъезда после капремонта. И в любом случае она будет финансирование перекладывать на плечи владельцев квартир. Разве это нормально?
— «Почему в нормативы капремонта жилых зданий — объектов культурного наследия — не заложены повышенные тарифы, соответствующие требованиям охраны исторических памятников? Как это можно узаконить?» (Хайруллин) Будет ли в ваших инициативах прослеживаться эта тема?
— Мы прекрасно понимаем, что люди, которые живут в этих объектах, ничем не лучше и не хуже тех, кто живет в обычных домах. Но требования к проведению реновации этих домов гораздо выше, сделать ремонт в объектах культурного наследия всегда во много раз дороже, чем в обычном доме. Моя позиция — жители не должны платить за это больше, иначе никаких денег у них не хватит. Раз государство признало статус здания подлежащим охране, оно должно быть последовательным и поддерживать объект в нормативном состоянии. Например, обеспечивать субсидию разницы удорожания капремонта за счет федеральных средств.
«Ответственность за свой дом — это такая же личная ответственность, как и за любую другую сферу жизни: свое здоровье, работу и увлечения. Нельзя сказать, что виновна только управляющая компания»
«Нужно ввести государственный способ управления жильем»
— Я правильно понимаю, что вы за то, чтобы вернуть государство в управление жилым фондом? За ЖКХ государство должно отвечать?
— Как минимум отвечать, а как максимум эксплуатировать. Объясню почему: это очень важная социальная составляющая вообще всей страны. Это, кстати, еще одна проблема Жилищного кодекса — он не дал возможности переходного периода, чтобы мягко ввести людей в новую реальность. Тогда, в 2005 году, все управление жилым фондом отдали собственникам и частным компаниям, и никто не был готов в этом разбираться. Не зная законодательства, люди просто не совсем понимают, за что реально отвечает управляющая компания, а главное, что управляющая компания действует от имени, по поручению и за счет средств жителей. Вот что жители реально им поручат, то управляющая компания и обязана будет сделать.
— На практике управляющая компания чувствует себя королем — на нее где сядешь, там и слезешь…
— Начнем с того, что жители сами позволили управляющей компании так себя чувствовать. Во-первых, по причине элементарного незнания законодательства, во-вторых, зачастую выбирают совет многоквартирного дома по остаточному принципу — ну никто же не хочет реально входить в положение дел дома, этим заниматься, у каждого свои дела, заботы. А ответственность за свой дом — это такая же личная ответственность, как и за любую другую сферу жизни: свое здоровье, работу и увлечения. Нельзя сказать, что виновна только управляющая компания. Самим жителям должно быть нужно! Тот, кому нужно, разберется во всем и добьется решения проблемы. По опыту могу сказать, что только у процентов 10 есть совет многоквартирного дома — люди, которые хоть что-то понимают и пытаются разобраться. В остальных — нет.
— «Кто сегодня управляет жилым фондом? До УК никогда не дозвонишься, их подрядчики на многие вопросы отвечают, что это не в их компетенции. И остается житель со своей проблемой один на один. Как разорвать этот порочный круг?» (Анна Ивановна)
— Однозначно, за все обязаны отвечать управляющие компании. Если плановые работы, то обязаны своевременно доводить до населения всеми возможными способами — СМС-чаты, в WhatsApp, через старших по дому или совет многоквартирного дома. Если произошла авария, их основная задача — быстро понять, что произошло, и исправить ситуацию.
Управляющая компания — это та структура, которую нанимает население. И все вопросы, по любому поводу, население должно задавать управляющей компании, где должны быть специалисты, во-первых, грамотные, во-вторых, сдавшие все экзамены. Они постоянно должны мониторить ситуацию. Кстати, на сегодняшний день такие возможности есть: практически у всех управляющих компаний налажен дистанционный съем показаний приборов учета. И как только что-то вырубается, на показания приборов учета на компьютере сразу реагируют в аварийной диспетчерской службе. Но я еще раз повторяю: чтобы все четко работало, население должно знать свои права.
— А как это изменить? Как жителей убедить активно действовать? Может быть, соответствующая социальная реклама должна быть, как считаете?
— Задам вам встречный вопрос: если бы вместо той управляющей компании, которая на сегодня есть у вас, пришла бы государственная управляющая компания, вы ей больше доверяли бы? В форме МУП либо ГУП, у которых официальная методология минстроя по расчету квартплаты. И вот вопрос: вы доверяете государству?
— Как советский человек я, конечно, государству доверяю больше.
— Вот! И людей, разделяющих вашу точку зрения, довольно много. В подавляющем большинстве жители, которые приходили ко мне на прием в комитет ЖКХ, говорили: вы государство, вы обязаны на УК повлиять.
Сейчас моя команда в ходе сбора наказов ежедневно проводит в Советском районе опрос казанцев. Мы видим, что примерно 70 процентов опрошенных поддерживают идею о том, что, кроме частных, в стране должны появиться и государственные управляющие компании. У людей должен быть выбор — какой УК им доверить заботу о своем доме. Поэтому мы как раз и предлагаем ввести в Жилищный кодекс РФ возможность государственного управления жильем. Это решит многие проблемы, в том числе старых малоквартирных домов.
«Как проходит капитальный ремонт? Деньги на капитальный ремонт каждого конкретного дома начисляются на основании постановления кабинета министров о принятом тарифе и аккумулируются на так называемом виртуальном счете дома. И они направляются на эти цели, как только приходит время проведения ремонта в этом доме»
Кто кого спонсирует?
— Кстати, вопрос от нашего читателя на эту тему: «Сегодня капремонт многоквартирных домов идет за счет перекрестного финансирования: жители многоэтажек „помогают“, не зная того, жильцам убитых одно- и двухэтажек. Справедливо ли это, как считаете? Есть ли другой выход?» (Л. Алексеев)
— Читатель путает две вещи: капитальный ремонт и текущий ремонт. Как проходит капитальный ремонт? Деньги на капитальный ремонт каждого конкретного дома начисляются на основании постановления кабинета министров о принятом тарифе и аккумулируются на так называемом виртуальном счете дома. И они направляются на эти цели, как только приходит время проведения ремонта в этом доме.
Это постановление на основании тарифов заводится в республиканский единый расчетный центр, где начисляются эти деньги по площади. Далее средства напрямую идут в фонд капитального ремонта РТ, который, в свою очередь, является заказчиком работ по капитальному ремонту по краткосрочной программе, сформированной на основании долгосрочной, которую утверждает минстрой. Краткосрочная программа подтверждена финансированием республики и муниципалитета. К примеру, по Казани получается порядка 2 миллиардов рублей. На эти 2 миллиарда, согласно краткосрочной программе, делается перечень домов с видами работ, под них разрабатывается проектно-сметная документация, которая также проходит конкурс на основании 615-го постановления. Выигрывает кто-то из подрядчиков, и далее с ним фонд ЖКХ, минуя все управляющие компании, напрямую заключает договор на капремонт. Затем отслеживает их выполнение, привлекая службы технического надзора, старших по домам и прочих. Перекрестного финансирования денег населения по капремонту не происходит.
Что же касается текущего ремонта, формируется перечень домов, которым начисляется по тарифам, принятым либо населением, либо управляющей компанией по муниципальным тарифам. По этим тарифам собирается сумма, какая-то ее часть уходит в управляющую компанию для проведения аварийных (непредвиденных) работ. Что это? Зарплата слесаря и сварщика, какие-то материалы, содержание аварийно-диспетчерской службы, подготовка к зиме: промывка, опрессовка, пуск тепла, его остановка. В общем, какие-то сезонные работы в рамках текущего содержания.
Остальную часть денег управляющая компания собирает в «котел», из которого делается работа согласно приоритетности по домам. Например, 9-этажка — в идеальном состоянии. Поэтому деньги не просто аккумулируются на счете, а временно в этом году используются для ремонта другого дома. Да, текущий ремонт иногда носит характер капитального. Не просто что-то латается по мелочи, а делается также по СНиПам и нормам капитального ремонта. Этот процесс курирует центр технадзора, который проводит, во-первых, мониторинг хода проведения работ, во-вторых, используемых материалов, а самое главное — по каким ценам они это делают. Ставят свой штампик, и технадзор уже отвечает за качество, материал, ну и, соответственно, за стоимость работ.
«Ресурсники, находясь в схеме теплоснабжения, обязаны поставлять тепло в любом случае, потому что это система жизнеобеспечения»
«На уровне республики будем выдвигать законодательные инициативы»
— «Зачем вам в Госсовет? Вы же знаете, что все вопросы решаются в Москве. Надо было сразу в Госдуму. Или и это есть в планах?» (Борис)
— Сейчас в Татарстане выстроена эффективная система работы: сначала законодательные инициативы обсуждаются на региональном уровне. На этом этапе могут вноситься коррективы и уточнения, шлифоваться нюансы. А потом, заручившись поддержкой республики, можно выводить их на федеральный уровень — в профильный комитет Госдумы. И на каждом уровне должны работать профессионалы, ориентирующиеся в вопросе.
— Каков ваш «план действий» по внесению ваших инициатив в законодательство? У вас уже все на бумаге изложено?
— Конечно. Когда немножко голова освободилась от текущих забот о городском хозяйстве, на дело начинаешь смотреть под другим углом. Сейчас, на мой взгляд, наиболее актуальны вопросы, связанные с расчетами за жилищно-коммунальные услуги. Если навести порядок тут, то будет решена значительная часть проблем.
— Можете пояснить — какие именно?
— Первый момент — у нас сегодня де-факто по всей России существуют единые расчетные центры. Они работают на основе договоров гражданско-правового характера, их деятельность ничем, по сути, не регламентирована. Нам нужно эти структуры фактически легализовать. Нужно принять нормативно-правовой акт, который позволит определить требования к этой структуре. Пока сегодня, насколько мы видим, в Москве — это одна структура, в Казани — другая, в Новосибирске — третья, а где-то, возможно, ее вообще нет. Давайте мы определим требования к организационно-правовой форме ЕРЦ, к их уставному капиталу, к страхованию денег населения. У нас было время, когда в Казани пять банков на раз грохнулось, и там были большие деньги населения. Я как раз работал в едином расчетном центре, прекрасно знаю, что это такое. Они не застрахованы, ты просто стоишь в очереди на возврат какой-то части, и всё на этом. А это деньги не расчетного центра и не управляющей компании, это деньги населения за квартплату. Деньги у нас там повисли, и всё.
— Какой второй ключевой момент?
— Необходимо обязать все управляющие организации работать через единые расчетные центры. Когда я работал в комитете ЖКХ, на подавляющем большинстве штабов по подготовке к зиме, текущих совещаниях, которые мы проводили раз в неделю, одним из ключевых вопросов была задолженность перед ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы. Представьте, ряд управляющих компаний имеет просрочку за поставку тепла порядка 36 месяцев. Деньги население платит, а руководство ТСЖ задерживает эти средства, использует их по своему усмотрению. Да, жилищная инспекция обязана за этим следить, но она проводит проверки заявительного характера.
— А жители-то и не знают об этом.
— Жители, возможно, и не знают. А самое главное, что ресурсники, находясь в схеме теплоснабжения, обязаны поставлять тепло в любом случае, потому что это система жизнеобеспечения. А если они не получают денег за свою работу — ломается вся цепочка. Накапливается недоремонт, повышается аварийность и количество отключений и так далее.
«В начале года я ушел с должности председателя комитета ЖКХ Казани: если есть законодательный тупик, как ни старайся на земле — выше головы не прыгнешь»
— А отключить тепло не могут, потому что у нас социальное государство.
— Совершенно верно. Так давайте мы определим правила игры для единых расчетных центров и заставим все управляющие компании и ТСЖ работать с ними. У нас есть акционерные общества, которые держат свои акции в депозитариях. Депозитарии — отдельная структура, но есть четкий перечень, как они должны работать. Здесь та же самая схема. И неважно даже, кому расчетный центр будет принадлежать: государству или частнику. Если ты, частник, способен выдержать все условия, которые будут в нормативно-правовом акте, пожалуйста, работай. Ты застрахуешь деньги, наберешь квалифицированный персонал.
И это еще не все. Что, если единый расчетный центр — это не отдельная физическая единица, а она в рамках ГИС ЖКХ? У нас по закону все управляющие компании обязаны выкладывать информацию в ГИС ЖКХ. Представьте, что ЕРЦ — это отдельный модуль ГИС ЖКХ, курирует эту тему правительство — минцифры, минстрой…
— Я была бы за это.
— То есть вся методология расчетов, все тарифы — все абсолютно прозрачно, и все управляющие компании работают в этой структуре. Они прямо проводят первичный расчет там. Нет никаких отдельных ЕРЦ, никаких бухгалтеров, которые по своему усмотрению какие-то формулы меняют. Это модуль, и у нас с вами в телефоне есть «Госуслуги», есть кнопка «Налоговые службы», а будет кнопка «ГИС ЖКХ», интегрированная с «Госуслугами», Росреестром, миграционной службой, загсом, в онлайн-режиме обновленная информация. Вот как работает налоговая служба? Там же есть вся информация — вплоть до того, как проводится расчет на налог на вашу машину, рассчитывается налог на недвижимость. Все понятно — какая кадастровая сумма, откуда она взялась, какой кадастровый инженер за ее расчет отвечает.
Представьте, что такая же структура появилась и по функционалу ЕРЦ. И все обязаны в ней работать и проводить первичный расчет. Главное — выдавать документы населению на основании этих расчетов, чтобы счет-фактура у вас была абсолютно идентична: что на руках, что в системе.
Далее благодаря цифровизации, регистрации в «Госуслугах» собственники могут принять решение о проведении собраний по вопросам управления домом заочно, но с цифровой подписью каждого — в ГИС ЖКХ. И вы одним кликом голосуете за или против. Никто не бегает, не сомневается, настоящие ли подписи, вы сами отвечаете за это.
Или вы меняете способы управления. Вы не хотите теперь ТСЖ, а хотите новое. Что нужно для этого сделать? Составили протокол, жилищная инспекция кнопку нажала, и в ГИС закачивают лицензию, где прописан ваш дом. И в этой базе данных уже стоит на следующем счете-фактуре новая управляющая компания, которую вы выбрали. Не надо передавать базы данных, не надо войну устраивать. И это только начало. Системе ЖКХ давно нужен капремонт, но начинать надо с реконструкции законодательной базы.
Именно поэтому в начале года я ушел с должности председателя комитета ЖКХ Казани: если есть законодательный тупик, как ни старайся на земле — выше головы не прыгнешь. Основным триггером послужил декабрь прошлого года, когда меня пригласили на общероссийское совещание на площадке Совета Федерации, которое проходило по видео-конференц-связи. Там было порядка 100 участников, но из муниципалитетов только я. В один прекрасный момент понял, что все, что участники совещания говорят, хорошо, правильно, но ключевых вещей они не затрагивают, не совсем верно расставлены акценты. И я попросил слова у модераторов, всего лишь одну минуту, и тогда впервые озвучил те вопросы, которые мы сегодня с вами обсуждали. И увидел огромную поддержку специалистов со всех регионов. Оказывается, многих волнуют эти вопросы, просто нет структуры, которая стала бы их поднимать на системном уровне.
Думаю, вопрос реформирования системы ЖКХ назрел на всех уровнях. Зная отрасль изнутри, хочу быть полезным людям в решении этого важного вопроса.
— Дмитрий Владимирович, успехов вам!
Анисимов Дмитрий Владимирович родился 18 апреля 1977 года в Казани. Окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «бухгалтерский учет и аудит» (1999).
1992–1994 — дворник ЖЭУ АПТЖХ Советского района Казани.
1996–1999 — служба безопасности в АП «Жилбытсервис» Советского района.
1999 — специалист фондового отдела АП «Жилбытсервис» Советского района.
1999–2003 — старший бухгалтер ЖЭУ-47.
2002–2005 — главный бухгалтер ООО «РСК ПАК».
2005–2009 — директор ООО «РСК ПАК».
2006–2011 — заместитель директора ООО «Управляющая компания Райжилуправление Советского района».
2010–2011 — заместитель директора ГАУ РТ «Деревня Универсиады».
2011–2014 — руководитель аппарата МУ «Администрация Советского района исполнительного комитета Казани».
2014–2018 — генеральный директор ООО «Единый расчетный центр Казани».
2018–2022 — председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства.
С марта 2022 года — учредитель и директор ООО «Центр стратегических инициатив».
Изготовитель: общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Медия Холдинг». Юридический адрес: 420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Лобачевского, 10, корп. 2. ИНН 1655152609. Заказчик: кандидат в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан VI созыва по Пионерскому одномандатному избирательному округу №14 Анисимов Дмитрий Владимирович. Тираж 1 экз. Дата изготовления 06.09.2022. Изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан VI созыва по Пионерскому одномандатному избирательному округу №14 Анисимова Дмитрия Владимировича.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.