ГОЛЛАНДЦЫ ПОДОЖДУТ

В начале апреля оперная труппа оперного театра прервет гастроли в Голландии, чтобы показать оперу Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» на сцене Большого театра в рамках театральной премии «Золотая маска». Наша опера впервые (!) будет выступать на главной сцене страны, хотя гастроли в Москве в истории нашего театра уже были.

По формату «Золотой маски», главной и самой престижной театральной награды страны, в первом туре спектакли осматриваются или на своей сцене, или на видео, прошедшие на второй тур едут в Москву. В этом году «музыкальное» жюри возглавляет ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева.

Казанцам слишком поздно удалось узнать, что 2 апреля высокое жюри будет смотреть «Лючию ди Ламмермур» в постановке Михаила Панджавидзе в открытом недавно после длительной реконструкции Большом театре. Тогда как расписание европейских гастролей составляется за год и больше. За год уже известны города и театры, где будут выступать казанцы, тогда же уже можно забронировать билеты – гастроли наших балетной и оперной труппы в Европе проходят при аншлагах. Впрочем, неприятностей казанцам в Нидерландах прерывание гастролей не принесет - прокатная фирма, с которой работает наш театр, отнеслась к ситуации с пониманием.

ЛЮБОВЬ И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Опера «Лючия ди Ламмермур» была поставлена в Казани в сентябре 2010 года. Действие классического представления перенесено в наши дни: всемирный банковский кризис, столкновение враждующих корпоративных интересов…

На сцене располагается огромная конструкция, выполненная из металла, пластика и стекла. Гигантский круг бесшумно двигается, позволяя за доли секунды менять место действия. Необычные декорации спектакля являются метафорой мира как «большого офиса», где нет места живым чувствам, где действуют расчет и борьба за власть. Словно подснежник среди груды искореженного металла, в этом мире «прорастает» любовь Лючии и Эдгара - чувство, обреченное на гибель…

10387.jpg
Столичная премьера казанской постановки «Лючия ди Ламмермур» состоится в рамках Всероссийского фестиваля «Золотая маска». Нужно отметить, что спектакль был выбран экспертами из более чем 550 сильнейших работ и на данный момент имеет порядка 10-ти конкурентов в каждой из четырех номинаций


БОЛЬШАЯ ОПЕРА В БОЛЬШОМ

В связи с тем, что казанская «Лючия ди Ламмермур» - технически сложная постановка (декорации строятся на специальной поворотной вращающейся платформе диаметром 12 метров, а масса всей конструкции составляет более 7 тонн), для проведения спектакля была выбрана площадка Государственного Большого театра России. По техническим характеристикам новая сцена главного театра страны оказалась максимально приближена к современному оснащению нашего оперного театра, перенесшего масштабную реконструкцию в 2005 году и являющегося на сегодня одним из самых модернизированных в России.

Главные партии в московской премьере исполнят Альбина Шагимуратова, Чингис Аюшев, Станислав Трифонов. За дирижерским пультом будет стоять маэстро Ренат Салаватов – главный дирижер нашего оперного, он же является и музыкальным руководителем этой постановки.

Всего же в Москве из Казани и Амстердама высадится десант из 130 человек – это солисты, хор и оркестр.

БЕЗ МАСКИ НЕ УЕДЕМ?

В театральной тусовке ни для кого не секрет, что иногда решения жюри «Золотой маски» можно, мягко говоря, назвать парадоксальными. Но тем не менее казанский спектакль рискнет и предстанет на высокий суд в четырех номинациях. Это «лучшая режиссура» - номинант Панджавидзе, «лучшая сценография» - Игорь Гриневич, «лучшая женская роль в опере» - Шагимуратова, «лучший оперный спектакль». Такое количество номинаций казанцы также представляют впервые.

В кулуарах поговаривают, что самые большие шансы получить награду - у Шагимуратовой, она недавно исполнила одну из главных партий в спектакле режиссера, близкого к «масочным кругам». Впрочем, это все набирающая и набирающая силу молодая певица, помимо этого, действительно достойна «Золотой маски».

«Маску» за лучшую сценографию может получить и Гриневич. Увы, посмертно. В феврале этого года художник скоропостижно умер в Новосибирске, где жил и работал. Возможно, жюри «Маски» захочет таким образом почтить память замечательного сценографа.

В почти двадцатилетней истории главной театральной награды казанцы номинируются второй раз - и опять со спектаклем в постановке Панджавидзе. В первый раз на «Маску» несколько лет назад номинировалась опера Резеды Ахияровой «Любовь поэта», тогда награды был удостоен Ахмет Агади – за лучшую мужскую роль в опере. Сам спектакль, увы, ничего не получил.

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» директор казанского оперного театра Рауфаль Мухаметзянов, театр не ставит перед собой задачу из года в год номинироваться на «Золотую маску» и заранее выстраивать под нее репертуарную политику. Хотя есть театры и режиссеры, которые именно так и поступают. Тем не менее периодически появляться на «масочном» форуме необходимо, чтобы не забывали. Хотя ставить такие спектакли на поток в Казани не собираются.

Победа на «Золотой маске» очень и очень престижна, другой театральной награды такого масштаба в стране просто нет. Но награда эта не подразумевает денежного эквивалента. Впрочем, почет и уважение нельзя измерить деньгами.

«СОРЕВНОВАТЬСЯ ЗА «МАСКУ» БУДУТ ДВА РЕЖИССЕРА. ОСТАЛЬНЫЕ МОГУТ ОТДЫХАТЬ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать шансы на успех казанского спектакля.

Гюзель Хайбуллина - музыковед, театровед:

- Шансы у казанцев велики, потому что Михаилу Панджавидзе удалось сделать спектакль целостный, начиная от пространственного решения до мизансцен. Ничто не вступает в противоречия. У Панджавиджзе был прекрасный тандем с Игорем Гриневичем. Конечно, о возможности получения награды надо говорить в контексте тех спектаклей, что в этом году претендуют на получение «Золотой маски», конкуренция всегда бывает сильная. Жюри может упрекнуть нас в том, что переносить действия из веков минувших в век нынешний – это не ново. Да, это не ново, но в данном случае это оправдано и не дань моде. Такой подход дал возможность захватить другой сегмент зрительской аудитории – молодежь. Это спектакль о них, об их амбициях.

Дмитрий Морозов – музыкальный критик, обозреватель журнала «Музыкальная жизнь»:

- Если говорить о режиссерских работах, то соревноваться за «Золотую маску» могут два режиссера - Георгий Исаакян, поставивший «Любовь к трем апельсинам» в Музыкальном театре имени Сац, и Михаил Панджавидзе. Остальные могут отдыхать. Впрочем, я не видел два спектакля, которые привезет Мариинский театр, – это «Аида» Даниэля Финци Паска и «Сон в летнюю ночь» Клаудиа Шолти. Их режиссерские работы мне неизвестны. Получит ли Панджавидзе «Маску»? Все может быть - в жюри много адекватных людей. Многое будет зависеть от того, как пройдет спектакль на сцене Большого театра, при переносе могут возникнуть сложности. Я смотрел «Лючию ди Ламмермур» на диске – впечатление потрясающее.

Миляуша Таминдарова – художественный руководитель камерного хора РТ:

- Думаю, у казанцев шансы серьезные. В спектакле заняты топовые солисты, спектакль строится вокруг личности певца. Это сейчас очень актуально. Будь я в жюри, непременно проголосовала бы за Альбину Шагимуратову – солистку мирового уровня, партия у нее не только пропета, но и прожита.