«Система хорошая, но абсолютно жесткая — да либо нет. Научно-техническая задача чуть более медленно и сложно может развиваться. Нужно адаптивность добавить», — говорил сегодня заместитель гендиректора КАМАЗа Ирек Гумеров, предлагая Владимиру Путину «поднастроить» проект передовых инженерных школ. По мнению челнинского автогиганта, условия финансирования и работы школ надо сделать более гибкими и предусмотреть, что некоторые разработки могут занимать больше времени, чем три года. Параллельно Гумеров заявил, что в следующем году КАМАЗ привезет в Москву водородный автобус, и рассказал о планах построить электрокар. О том, от какой презентации у Путина захватило дух и над какими «хотелками» Запада усмехнулся президент, — в материале «БИЗНЕС Online».
Владимир Путин: «Особенно актуально сегодня — вообще, честно говоря, всегда актуально: наши компании крупные все привыкли покупать, а сейчас, когда не продают, приходится самим придумывать. Главное, что у нас есть база, на которой можно придумывать, и это прежде всего интеллектуальная база»
Путин решил лично узнать, на что пойдет 30 млрд из бюджета
Утром президент России Владимир Путин объявил частичную мобилизацию, а днем проверял, куда пойдет свыше 30 млрд рублей из бюджета на передовые инженерные школы (ПИШ). Для этого в Великом Новгороде собрали директоров будущих инновационных центров. С учетом строгих мер безопасности из-за коронавируса людей в зале собралось довольно много по нынешним меркам — больше 20 человек. За полтора месяца, что прошли после объявления победителей конкурса, каждый накопил столько материала, что выступить все в итоге не успели. К примеру, так и не дали слово ректору Университета Иннополис Александру Тормасову. Зато, пожалуй, самое продолжительное выступление получилось у КФУ и КАМАЗа, которые представили главе государства школу «КиберАвтоТех». Чувствуется школа гендиректора челнинского автозавода Сергея Когогина, который умеет сделать так, чтобы проектам КАМАЗа уделили внимание сверху.
На встречу Путин приехал приободренный и даже подшутил над ректором Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрием Ливановым. Бывший министр образования и науки РФ показался президенту чересчур серьезным. «Ты чего такой суровый?» — улыбнувшись, спросил Путин. Ответа президент, впрочем, не дождался и приступил ко вступительной части, в которой обрадовался, что «тема» с ПИШ «пошла». «Особенно актуально сегодня — вообще, честно говоря, всегда актуально: наши компании крупные все привыкли покупать, а сейчас, когда не продают, приходится самим придумывать. Главное, что у нас есть база, на которой можно придумывать, и это прежде всего интеллектуальная база», — подчеркнул глава государства.
Российские ученые только в июне жаловались президенту, что наши компании привыкли к «блестящему и красивому» импорту. И даже предлагали закрепить в госзакупках приоритет отечественных комплектующих над импортными. Слава богу, что появились санкции и теперь Россия вынуждена заниматься инженерными школами, заявил тогда президент страны. И сегодня снова рассказал аудитории, почему зарубежные санкции, которые должны разрушить экономику России, — это на самом деле хорошо. «Наши недоброжелатели даже не понимают, что они сделали: вынудили нас, ленивых и почивающих на лаврах минеральных ресурсов, заняться развитием своего собственного интеллектуального продукта», — довольно самокритично отметил Путин. От передовых школ ждут успеха, практических наработок для рынка, которые стране необходимы, заключил глава государства и передал слово тем, кому успех предстоит обеспечить.
«Наши недоброжелатели даже не понимают, что они сделали: вынудили нас, ленивых и почивающих на лаврах минеральных ресурсов, заняться развитием своего собственного интеллектуального продукта», — довольно самокритично отметил Путин
Президент об авиадвигателях: «Здесь не было бы счастья, да несчастье помогло: закрыли — значит, все»
Порассуждали участники, например, о том, что из-за санкций России теперь придется самой делать конкурентоспособные авиационные двигатели для гражданской авиации. «Конечно, лучше покупать, дешевле даже и комфортнее, Boeing и Airbus. Но если сами не будем делать, никогда не появятся. Здесь не было бы счастья, да несчастье помогло: закрыли — значит, все», — отметил Путин, слушая выступление передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» в Перми Ивана Зубко. Пока летаем на тех самолетах, которые были в лизинге и которые минтранс РФ не отдал, но надолго этих судов не хватит, подчеркнул глава государства. И заметил, что через год-три нужны свои машины и они даже есть — надо просто улучшить по качеству. Вероятно, говорил президент в том числе о планах по строительству 70 лайнеров Ту-214 на Казанском авиазаводе.
На Казанском авиазаводе планируют строительство 70 лайнеров Ту-214
Выступление Зубко сводилось к тому, что ПИШ — это очень полезная история для регионов. Обычно стобалльники устремляются в Москву и получают условия, а в регионах остаются вроде бы «троечники», но с творческими инженерными способностями. И как раз из них можно сделать настоящую инженерную элиту нашей страны, уверен руководитель пермской школы. Чтобы быть еще убедительнее, Зубко привел в пример своего сына. «Он гениальный 12-летний инженер, но ему просто скучно ходить в школу. И вот для таких ребят мы создали нашу передовую инженерную школу», — сказал спикер. Идея его заключалась в том, чтобы материально поощрять и субсидировать российских производителей, которые за это будут бесплатно оснащать школы своим оборудованием.
— Что конкретно нужно? — поинтересовался Путин.
— Необходимы какие-то меры поддержки, — ответил Зубко.
— Какие?
— Я пока не знаю, может быть, какие-то льготы, возможно, какое-то субсидирование.
— Я сам не догадаюсь тоже, если вы мне не подскажете.
В этом «соревновании» вопросов и ответов в итоге победил, понятное дело, президент. Зубко и присутствовавший губернатор Новгородской области Андрей Никитин пообещали, что механизм будет проработан и положен на бумагу.
Руководитель передовой инженерной школы в Нижегородской области Антон Тумасов поведал Путину о планах по созданию высокотемпературного газового реактора нового типа, в котором охлаждение происходит не водой, а гелием. У президента, как он сам признался, дух захватило от презентации. Реактор — ключ к новой технологии получения водорода с низким углеродным следом, подчеркнул воодушевленный гость. Выслушав доклад, Путин не отказал себе в удовольствии лишний раз упрекнуть недальновидных западных политиков, которые надеются на зеленую энергетику. «Водород — одно из серьезных направлений по целому ряду сфер, в энергетике в том числе. Даже тогда, когда углеводороды будут реально уходить — а не как сегодня хотелки на Западе, — то, если мы будем реализовывать планы, о которых вы сказали, мы сохраним лидерские позиции», — сказал он участникам встречи.
В конце июня будущую школу показали членам совета директоров КАМАЗа во главе с генеральным директором «Ростеха» Сергеем Чемезовым
Как КАМАЗ предлагал «поднастроить» проект инженерных школ
Проект инженерной школы, которую создают КФУ и КАМАЗ, представили сразу два спикера — руководитель ПИШ Гузель Капитонова и заместитель генерального директора – директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. В конце июня будущую школу показали членам совета директоров КАМАЗа во главе с генеральным директором «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Новая инженерная школа получила название «Кибер Авто Тех». Есть три приоритетных направления развития: интеллектуальный автомобиль, авто с низким/нулевым углеродным следом и технологии интеллектуального производства.
Передовая инженерная школа представляет собой одно из образовательных направлений в НЧИ КФУ. Надо сказать, что специально для нее не будут строить новые учебные здания и общежития, хотя в целом НЧИ КФУ планирует расширяться в автограде при поддержке КАМАЗа. Проекты на стадии согласования, а параметры назывались такие: учебно-лабораторное здание площадью около 30 тыс. кв. м на 1,1 тыс. человек (примерная стоимость — 3,5 млрд рублей), два общежития площадью 20 тыс. кв. м на 1 082 человека (стоимость — 1,8 млрд рублей). К 2025 году новая школа рассчитывает совместно с автогигантом запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами.
Как и для большинства небольших городов, для Челнов характерна проблема оттока кадров, и ПИШ такой вопрос должна решить, отметила Капитонова. Она обратила внимание на то, что поддерживает школу не только КАМАЗ, но и республика, которая пошла на софинансирование. «Она же (республика — прим. ред.) в свое время поддержала и сам КАМАЗ, когда он разваливался и крыша горела. Я хорошо помню, как Минтимер Шарипович Шаймиев приезжал и просил поддержки. Я очень хорошо помню», — вставил Путин. В своей презентации Гумерова также обратила внимание на то, что КАМАЗ ставит перед школой реальные, даже «боевые» задачи.
Беспилотные транспортные системы — это только звучит хорошо и красиво, а на деле требуется большой объем работы. А еще нужны кадры, которых пока нет
Беспилотные транспортные системы — это только звучит хорошо и красиво, а на деле требуется большой объем работы. А еще нужны кадры, которых пока нет. «И мы сейчас создаем эти кадры, причем делаем это в Челнах, из челнинцев. Ведь это намного легче [сделать] в столице. В Челнах это сложнее. Но мы создаем из этих столичных… челнинских ребят команду, и опыт, я думаю, будет успешным», — отметил заместитель гендиректора КАМАЗа. Гумеров отметил, что челнинский завод уже поставляет электробусы в Москву, а сейчас планирует создать новое поколение электробусов и электромобилей. В следующем году по Москве начнет ездить водородный автобус из Челнов.
Гумеров также предложил «поднастроить» проект ПИШ. «Система хорошая, но абсолютно жесткая — да либо нет. Научно-техническая задача чуть более медленно и сложно может развиваться. Нужно адаптивность добавить», — предложил представитель КАМАЗа, будто бы закладывая возможные неудачи в будущем. При этом спикер подчеркнул, что понадобится отличать, когда речь идет о злоупотреблении и невыполнении «боевой» задачи (как и Капитонова, Гумеров рассуждал в терминах немирного времени). Если не будет адаптивности, за амбициозные задачи люди браться не станут и испугаются наказаний за их невыполнение, подчеркнул представитель КАМАЗа. Еще одна идея или опасение Гумерова — не бросать перспективные проекты через три года, если они не взлетели сразу, и предусмотреть для них поддержку в будущем. Если ты успех наметил и встал на трехлетнем горизонте и замедлил темп — это плохо. Потому нужно сделать механизм продления успешных проектов, сказал участник встречи.
Идея нашлась и у директора ПИШ. Для того чтобы сделать прорывные разработки, необходима существенная материально-техническая модернизация. То есть закупить современное оборудование и программное обеспечение отечественного производства, отметила Капитонова. Мысль заключалась в том, чтобы заложенные на школы федеральные деньги вложить в ближайшие годы — закупить оборудование, а остальное потом. На непрозвучавший вопрос, что будет, если результатов ПИШ все-таки не добьется, а средства уже потратят, ответа не последовало.
Ирек Гумеров пояснил, что в нынешних проектах при выделении финансирования жестко оговорены KPI и сроки получения результата. А если что-то не получается, то «стоп машина», а деньги надо возвращать
«Основательно вместе с Иреком Флоровичем подошли, — оценил Путин. — Во-первых, сама тема не только очень важная и интересная — все беспилотники: авиационные, морские. По морю еще проще — встречного движения нет, пешеходы не бегают. Там все востребовано, технологии же одни и те же. Во-вторых, это важно, потому что дает возможность решать задачи в самых разных сферах: от повышения обороноспособности до экономики, отдельных отраслей производства. Начиная от автомобильных полигонов, заканчивая крупными городами. Доставка груза между технологическими партнерами в рамках одного предприятия или группы компаний». Путин подчеркнул, что в сфере беспилотников Россия не является догоняющей, а в определенной степени даже лидер.
«Это лидерство нужно сохранять и прочее. У нас не только КАМАЗ, но и другие занимаются — „Яндекс“, например. В продвинутом состоянии все находится. Очень интересные и перспективные разработки, то, что нужно», — хвалил президент. Отдельно Путин отметил доклад Гумерова: «Если бы вы работали в МИДе, то я бы сказал, что вы на своем месте. Почему? Вы сказали, что нужна бо́льшая гибкость». Как выяснилось, за витиеватыми фразами Путин так и не понял, в чем конкретно надо быть гибче. Гумеров пояснил, что в нынешних проектах при выделении финансирования жестко оговорены KPI и сроки получения результата. А если что-то не получается, то «стоп машина», а деньги надо возвращать.
— Дисциплина нужна, — резонно отметил президент.
— Я сказал, что злоупотребления быть не должно.
— Да, делать помягче. Все-таки элементы творчества присутствуют, — согласился Путин.
— Адаптивность — я про это. А там все жестко, да или нет, — все еще убеждал Гумеров.
В итоге Путин пообещал, что поручит правительству подумать над предложением КАМАЗа. «Связано это наверняка с бюджетным процессом. Но у нас проекты до 2030 года рассчитаны. Поэтому здесь можно тоже, чтобы процесс был мягким и понятным, какие-то отсечки [сделать]. Если кто-то в тупик зашел, то это понятно. Но показать возможную перспективу нужно, иначе трудно планировать. Если горизонт планирования должен быть не три года, а минимум пять лет. Подумаем. Сейчас готового ответа у меня нет, но я согласен с вами», — отметил президент.
«Мы же должны вектор задавать. Как говорится, рынок сам себя рассудит, тоже вариант. Но не всегда. Иногда вектор задавать надо», — заключил заместитель гендиректор КАМАЗа и на этом вроде бы удовлетворился. Только как бы не пришлось через 3–5 лет объяснять, что неудачный проект — это не злоупотребление, а «элементы творчества».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.