Татарстанский автомобильный рынок пытается восстанавливаться, но получается медленно и мучительно. По данным аналитического агентства «Автостат», за первые 8 месяцев этого года в Татарстане продано 16 309 новых авто, что на 62% меньше, чем за тот же период 2021-го. За август падение в годовом выражении составило 63%. Для сравнения: в апреле продажи новых автомобилей обвалились на 88%. Таким образом, к осени автодилеры смогли отыграть у кризиса четверть рынка. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
По данным «Автостата», за три летних месяца падение продаж в Татарстане составило (год к году) 72,2% — число реализованных авто уменьшилось с 16 158 до 4 488
Казахстан — новая автомобильная Мекка для татарстанцев
Кризис продолжает бушевать на авторынке. По данным «Автостата», за три летних месяца падение продаж в Татарстане составило (год к году) 72,2% — число реализованных авто уменьшилось с 16 158 до 4 488. Пик падения в этом году пришелся на апрель, когда рынок рухнул на 88%, примерно так же дилеры отработали и в мае — минус 83% продаж. Дальше началось крайне медленное восстановление. К осени удалось снизить темпы падения на 26%.
Основная проблема заключается, как известно, в острейшем дефиците новых авто у дилеров, вызванном прекращением производства в России и поставок из-за рубежа всех мировых автобрендов, а также взлетевшем на фоне этого дефицита ценнике. Откуда же в Татарстан сегодня поступают новые автомобили? Источников на самом деле три: постепенно восстанавливающий производство автомобильной «упрощенки» АвтоВАЗ, поставки китайских машин и так называемый параллельный импорт. Начнем с последнего.
Россияне, включая жителей РТ, стали массово завозить автомобили из ближайшей страны, автопром которой не попал под санкции, — Казахстана. За январь – август 2022 года, по данным федеральной таможенной службы, в Россию завезли более 6,5 тыс. авто из Казахстана, что в 15 раз больше, чем за тот же период 2021-го. В ПФО пригнано свыше 2 тыс. казахстанских автомобилей. Отдельных данных по Татарстану, к сожалению, нет.
Автодилеры не могут наладить массовый завоз иномарок из соседней страны, поскольку они сами и их казахстанские партнеры тут же попадут под ограничения со стороны мировых автопроизводителей. Поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Некоторые автосалоны в Татарстане уже провели обучающие семинары для автовладельцев, на которых объяснили, как покупать, ввозить и оформлять автомобили, пригнанные из других стран. Кроме того, они могут оказывать посреднические услуги при покупке авто в Казахстане для частных лиц. Татарстанские автодилеры, очевидно, рассчитывают заработать на постпродажном обслуживании пригнанных из-за границы авто.
Автолюбитель может не только приобрести вожделенную ласточку, воспользовавшись параллельным импортом, но еще и сэкономить. С учетом укрепившегося к тенге рубля цены на автомобили в Казахстане заманчивы, особенно привлекательными выглядят модели казахстанской сборки. К примеру, Hyundai Solaris в стране стоит около 7,1 млн тенге, или 1,15 миллиона рублей, тогда как в РФ за него просят более 1,4 миллиона. Мы пересчитали цены по среднему курсу покупки рубля в казахстанских банках — 6,4 тенге за рубль. В России вы тенге не найдете. Самый надежный вариант — отправляться в Казахстан с наличными рублями и менять их там.
С «китайцами» все еще «вкуснее»: кроссовер Chery Tiggo 8 Pro с адаптивным круиз-контролем в РФ стоит 3 млн 239 тыс. 900 рублей с учетом скидок. В Казахстане топовый вариант этой же модели пока продается за 2,39 млн рублей. Поскольку разница составляет солидные 850 тыс. рублей, казахстанские автосалоны вскоре поднимут цены.
Таможенную пошлину платить не надо. Казахстан — член Таможенного союза. При пересечении таможенной границы надо лишь оплатить установленный в России утилизационный сбор. Стоит также учесть транспортные расходы, и можно подсчитывать выгоду от параллельного импорта.
Производство автомобилей в Казахстане не блещет разнообразием, но на нашем безрыбье и это изобилие. Кустанайский завод «СарыаркаАвтоПром» собирает китайские JAC, американские Chevrolet и южнокорейские KIA, а два завода «Астана Моторс» — Hyundai.
BMW удерживает лидерство на практически мертвом рынке премиальных авто
Но вернемся к нашим баранам, т. е. к состоянию авторынка в Татарстане. Традиционно начнем с люксовых авто. Доля новых автомобилей премиум-класса в РТ по итогам августа упала до 3,8% (68 единиц). Для сравнения: в августе 2021-го доля премиальных авто равнялась 8,5% (413 машин).
Основу сегмента составляют немецкие Mercedes-Benz, BMW и Audi, а также корейский Genesis. Всех этих брендов коснулись санкционные ограничения, доля премиум-сегмента продолжает падать на фоне пустеющих складов дилеров. Пока еще идущие продажи Mercedes и BMW обусловлены тем, что автомобили данных марок собирались в РФ, в связи с чем их складские запасы оказались больше, чем у других люксовых марок.
После длительного противостояния BMW, наступавший до этого на пятки Mercedes, в последнее время удерживает лидерство по продажам в премиум-сегменте в годовом исчислении, но если брать продажи только летних месяцев, то здесь сине-белый «баварец» уступает своему собрату, сумев реализовать только 23 автомобиля. За 8 месяцев в Татарстане было продано 274 автомобиля BMW, что на 72,6% меньше, чем в 2021-м. Доля бренда в люксовом сегменте за год снизилась с 30,8 до 28,7%.
На первом месте в списке авто от баварской компании стоит, как и в прошлые годы, спортивный, мощный, но экономичный BMW X5. Автомобилей этой модели за январь – август зарегистрировано на 67% меньше, чем годом ранее, — 59 штук. По данным, размещенным на официальном сайте марки, BMW X5 xDrive 40i в базовой комплектации должен был бы обходиться покупателю в 7,2 млн рублей (на 700 тыс. больше, чем два месяца назад), но по факту автомобилей по таким ценами нет в наличии, а те, что есть, предлагаются в улучшенной комплектации, где цена варьируется от 9,1 млн до 15,1 млн рублей. Необходимо отметить, что на татарстанском рынке появились новенькие X5, доставленные из ОАЭ. Очевидно, покупки оформляются на физлиц. О массовых поставках речи не идет.
BMW 5 Series, несмотря на второе место по популярности, потерял за 8 месяцев 73,3%, или 99 регистраций. Если за рассматриваемый период 2021 года автолюбители Татарстана раскошелились на 135 таких машин, то в 2022-м продано всего 36 единиц, 24 из которых приобрели юридические лица. К слову, в мае, июне и августе не было продано ни одной такой модели.
Полноразмерный люксовый кроссовер немецкой компании, который был запущен в производство с марта 2019 года, BMW X7 с рекомендуемой стоимостью от 9,35 млн рублей, заставил раскошелиться 30 покупателей — на 53 меньше, чем в 2021-м, при этом результат стал третьим среди всех марок.
Второе место в премиальном сегменте занял Mercedes. За январь – август продажи марки составили 264 авто, снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 72%
Mercedes сбавляет обороты
Второе место в премиальном сегменте занял Mercedes. За январь – август продано 264 авто данной марки: снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 72%. Если брать продажи только за летние месяцы, то ситуация немного хуже. Было продано 43 автомобиля, что почти на 90% хуже показателей 2021-го. Причем количество продаж в ежемесячной разбивке падает. Если в июне и июле реализовано 20 и 13 автомобилей этой марки, то за август дилерами продано всего 10 Mercedes.
Самой ходовой стала модель GLE-Class. GLE — наиболее популярная модель немецкого бренда, в Татарстане теперь тоже. В 2021-м было продано 257 таких автомобилей, в 2022-м — всего 72, 50 из которых 2021 года выпуска и только 22 — 2022-го. 48 машин уехало в гаражи коммерческих организаций. Если в марте подобное авто можно было купить за 10,5 млн рублей, то сейчас реально найти варианты за 9,2 млн рублей за автомобиль 2021 года выпуска и от 12 млн до 18 млн за авто текущего года.
Два роскошных внедорожника Mercedes GLS-Class выехало из автосалонов в августе этого года. В январе – августе 2021-го автомобилей такой модели было продано 100 единиц, в текущем — 42, спад продаж составил 58%. 34 машины встало на баланс организаций, из которых одна 2020 года выпуска, а 26 — 2021-го. «Простая» версия авто обойдется любителю роскоши в 18 млн рублей, а более «напыщенная» — с шильдиком Maybach — от 26 млн до 37 млн рублей.
Автомобиль бизнес-класса Mercedes E-Class обогнал по итогам августа обтекаемо гладкий кроссовер GLС, продажи которого ускорили падение первого. За этот период модель E купили 33 раза, тогда как в прошлом году — 100. Единственный, кто сработал практически в ноль, — Mercedes С-Class. Если в 2021-м на татарстанские дороги выехали две такие модели, то в 2022-м «успех» был повторен. В свою очередь, «австрийский уазик», или выпускаемый под маркой Mercedes внедорожник G-класса, потерял за 8 месяцев 68%. Если в прошлом году был реализован 41 такой автомобиль, то в этом продано всего 13. За лето ни один урчащий полноприводник так и не обрел своего хозяина.
Audi и прочие премиальные постепенно уходят
Еще один премиальный бренд немецкого происхождения, Audi, тоже продолжает снижать объемы продаж. По итогам 8 месяцев, когда был продан 101 автомобиль, спад составил 68%.
Лидерство сохранила модель Q5, и то только за счет продаж в первые три месяца года. Начиная с апреля был реализован лишь один такой автомобиль, а общее количество продаж составило 21 штуку, показав снижение на 40%, что говорит о том, что и в 2021 году спрос на данную модель был невысоким. Спортивная версия Q5 Sportback за 8,6 млн, к удивлению, нарастила продажи на 20%. И если учесть 6 реализованных купеобразных кроссоверов, то в целом по модели Q5 «просадка» составила 32,5%.
Вторым местом отметилась Q7. Спрос на нее сокращается ежегодно. Но если ранее показатель снижения регистраций укладывался в 6–12 автомобилей в год, то за 8 месяцев 2022-го падение составило 26 автомобилей, или минус 60%, с 43 до 17 единиц.
В Татарстане 13 поклонников (6 «физиков» и 7 «юриков») нашлось у спортивного кроссовера Q8 стоимостью от 10,8 млн до 15,2 млн рублей. В прошлом году похвастаться такой покупкой смогли 29 автолюбителей.
Худшие результаты в республике показывает любимица наших прекрасных женщин — японская марка Lexus. Если в начале лета было реализовано три автомобиля, то в июле и августе всего по одному, причем в августе была продана модель ES 2020 года выпуска. Всего с начала года за пределы автосалонов выехало 54 автомобиля, в то время как за аналогичный период прошлого аж 435 счастливчиков оценили японское качество и комфорт.
Хуже рынка выглядят продажи у шведского концерна Volvo, который потерял 77% своих клиентов в Татарстане. В 2021 году за 8 месяцев продано рекордное количество машин данной марки за последние пять лет. В 2022-м марка поставила уже антирекорд — всего 51 реализованный автомобиль.
Пробежимся по скандинавским моделям. На первом месте расположился легендарный кроссовер XC60, собираемый в Бельгии. Круг почитателей данной модели сузился на 57 человек, продажи снизились до 22 реализованных машин. Его старший брат, внедорожник XC90 рестайлингового второго поколения, за 8 месяцев переманил на свою безопасную сторону всего 18 новых пользователей, а младший — ХС40 — 11 вместо 32 в прошлом году.
На фоне аутсайдеров премиум-сегмента выделяется люксовая марка корейского происхождения — Genesis. В 2022-м совокупные регистрации бренда, правда исключительно за счет мизерных продаж в прошлом году, поднялись в 2,3 раза до 79 реализованных авто. Лидером стал кроссовер GV80, разошедшийся по республике в 42 экземплярах. Также популярность Genesis увеличилась за счет стремительного роста продаж кроссовера GV70 — 30 авто.
Татарстанские селебрити не изменяют своей страсти к еще одному немецкому бренду — Porsche. Всего за исследуемый период было продано 56 автомобилей данной марки, что вдвое хуже показателей прошлого года. Если после марта месячные продажи составляли 1–2 штуки, то в августе поставлен «рекорд» — продано аж четыре автомобиля, к сожалению, все 2021 года выпуска. Спрос на лидера модельного ряда — Cayenne — снизился по причине дефицита машин на 54% с 80 до 37 авто. Поддержку марке оказал созданный на базе Audi Q5 компактный кроссовер Macan. Его поставили в свой автопарк 10 автомобилистов из Татарстана. Вдобавок к этому уровень продаж удержала «электричка» Taycan. Полностью электрическое четырехдверное купе, выигрывающее по динамике у Panamera, порадовало 6 не боящихся электромашин автовладельцев.
Раз затронули тему альтернативных источников энергии, то стоит отметить агрегаты от Tesla. В Татарстане (понятно, что за счет эффекта низкой базы) регистрация новых авто данной марки увеличилась за 8 месяцев на 300%. Если в 2021 году были зарегистрированы три новые «электрички», то сейчас — 12. Среди пилотов электрокаров в РТ популярна Model Y — 7 регистраций. Четырех покупателей нашла Model 3.
Август отметился покупками супер-премиум-автомобилей. На учет в ГИБДД были поставлены новенький Bentley Continental GT и Rolls-Royce Cullinan. Оба автомобиля 2022 года выпуска и оформлены на юрлиц. Если первый обошелся покупателю минимум в 35 млн рублей, то второй в зависимости от комплектации стоит от 76 млн до 90 млн рублей.
LADA Granta вытягивает масс-маркет со дна
Предложение новых автомобилей сокращается, само собой, не только в премиальном сегменте. Отечественные автозаводы встали из-за нехватки автокомпонентов. Просадка масс-маркета по итогам 8 месяцев составила 61,2%. Если в 2021-м в Татарстане было продано 39 626 новых автомобилей массового сегмента, то в 2022-м — 15 356.
Продажи LADA в РТ за 8 месяцев снизились на 62% — ровно на столько же, на сколько и авторынок в целом. Несмотря на спад продаж в Татарстане с 12,8 тыс. до 4 876 единиц, LADA продолжает занимать лидирующую позицию по количеству проданных автомобилей. При этом в августе по сравнению с июлем рост продаж отечественной марки даже составил 78%, с июнем — в 2,3 раза. Рост напрямую связан с возобновлением производства LADA Granta. На заводе в Тольятти выпуск данной модели в упрощенном виде возобновился в июне. Предшествовавшая полная остановка производства была связана с дефицитом комплектующих, многие из которых оказались импортными.
Самой популярной моделью на татарстанском рынке уже несколько месяцев подряд является как раз LADA Granta, которая представлена в трех кузовах: sedan, hatchback и wagon. Возобновление производства, однако, не помешало продажам Granta обвалиться с начала года в Татарстане на 61,5%. За 8 месяцев было продано 2 183 автомобиля во всех комплектациях, из которых половина пришлась на Granta Sedan. В августе АвтоВаз возобновил продажи коммерческих версий Granta и выпуск той же модели с подушками безопасности для передних пассажиров. Стоимость седана в версии с кондиционером — от 597,2 тыс. рублей по госпрограмме льготного кредитования или от 745,9 тыс. рублей без ее использования.
На втором месте расположилось семейство Vesta. В Татарстане рынок продаж данной модели упал на 65%. Vesta Sedan и Vesta SW порадовали 1 186 местных автолюбителей — 616 и 570 проданных авто соответственно, из которых 664 автомобиля, или 56%, прошлого года выпуска.
Автомобиль Dacia Logan MCV первого поколения, представленный на российском рынке под названием LADA Largus VP, расположился на третьем месте. За 8 месяцев было продано 619 таких авто, что на 56% меньше показателей прошлого года. 361 автомобиль выпущен в 2021-м, бо́льшая часть реализована в первые три месяца года. Если в марте проданы 103 такие машины, то в летние месяцы — 52, 31 и 36 единиц соответственно.
Судя по продажам, Renault уходить не спешит
Несмотря на то что в конце апреля бренд Renault решил полностью уйти из России, передав свою долю в АвтоВАЗе (68%) Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ), а акции «Автофрамоса» — правительству Москвы, показатели продаж в Татарстане вызывают некоторое удивление. Французский бренд закрепился на втором месте по популярности среди жителей республики, обогнав двух корейских братьев, KIA и Hyundai, ранее крепко сидевших на втором и третьем местах.
В татарстанском масштабе марка Renault сократила свои продажи на 64% с 5 392 до 1 931 единицы.
Больше всего из моделей марки Renault было куплено кроссоверов Duster — 650. Спад продаж составил 51%. На втором месте расположился бюджетный седан Logan — 389 автомобилей, падение составило 65%, или минус 718 единиц.
На третьем находится хетчбэк Renault Sandero, который продан в количестве 341 единицы. Это на 75% меньше, чем год тому назад. Следующим идет Renault Kaptur с показателем в 296 проданных машин (падение на 62,8%). На пятом месте купе-кроссовер Renault Arkana — его удалось продать в количестве 255 машин (минус 67,8%).
Корейские баталии
В свою очередь, KIA и Hyundai теперь делят между собой третье и четвертое места по объему продаж в Татарстане. С небольшой разницей в 28 авто лидирует KIA. С начала года автодилерами KIA было продано 1 878 автомобилей, что на 67,7% меньше, чем в 2021-м.
Что касается конкретных моделей, то недостача в 1 589 авто, или 63,8%, обнаружилась у хита десятилетия KIA Rio. Спрос на новые паркетники Sportage снизился на 77% — зарегистрировано только 186 единиц. При этом в продаже появился Sportage пятого поколения, премьера которого состоялась в июле в Сеуле. Созданный на новой платформе KIA N3 кроссовер порадовал своей новизной и различными примочками в авто 24 татарстанских любителей совмещения вылазок на бездорожье и комфорта. При этом рекомендованные розничные цены на новый Sportage не соответствуют действительности: кроссовер в комплектации Prestige, который, согласно официальной информации, должен стоить 3 млн 414 тыс. 900 рублей, обойдется покупателю как минимум в 4,83 млн рублей.
Продажи KIA K5 сократились на 95% с 783 до 40. Лучше рынка идут дела у Ceed, который растерял всего лишь 41% в относительном выражении и 65 авто — в абсолютном. Итогом стала регистрация 92 машин вместо 157 в прошлом году.
Hyundai показал падение продаж на 62% — с 4 816 до 1 846 авто. Что касается моделей, то на смену Solaris в качестве самой популярной пришел кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом универсал Creta. Количество регистраций данной модели снизилось на 57% с 1 936 до 769. Основная машина республиканских таксопарков, Solaris, также не может похвастаться своими результатами. Снижение продаж составило 1 379 авто, или минус 65,6%.
Самое поразительное — это продажи Hyundai Tucson, которые пошли против рынка: 150 зарегистрированных новых машин в этом году против 159 в прошлом. Бизнес-седан Sonata, полюбившийся в последнее время министерствам Татарстана, растерял 57% продаж — снижение с 193 до 83 регистраций, 44 пришлось на юридических лиц.
Toyota тоже все
6 месяцев простоя закончились для российской «дочки» Toyota закрытием завода в Шушарах (Санкт-Петербург). Японский автоконцерн так и не смог наладить поставки комплектующих и заявил, что «не видит реалистичной возможности для возобновления производства в будущем». Структуру в России ждет оптимизация с переходом на поддержку дилерской сети и обслуживания клиентов Toyota и Lexus. Сама площадка будет законсервирована, но, что точно, производство на ней автомобилей Toyota не возобновится. А пока за 8 месяцев текущего года японский бренд отобразил 730 продаж на территории Татарстана, «просадка»составила 60%.
Лидером внутреннего рейтинга остается модель RAV4. На ней в августе остановили свой взгляд 10 автолюбителей из РТ, а с начала года — 397, что на 56% меньше, чем годом ранее.
Сильнее RAV4 просел в модельном ряду Toyota Camry XV70 8-го поколения с показателем в 145 реализованных автомобилей (минус 69%). Рекомендуемая розничная цена на данную машину начинается от 2,5 млн рублей, но дешевле 3,7 млн рублей вряд ли получится приобрести это авто.
В минусе на 62% до 102 регистраций завершил август другой легендарный представитель семейства — внедорожник Land Cruiser Prado.
Toyota Land Cruiser 300 разъехалась в количестве 46 штук по татарстанским любителям внедорожников, почти в 5 раз больше, чем в прошлом году, поскольку это новая модель.
Еще один «японец», Nissan, снизил свои продажи на 52%. Бренд реализовал 376 автомобилей, в то время как в прошлом году было продано 787 таких авто. На первом месте по продажам — Qashqai. Кроссоверов продано 157, что на 48% меньше, чем в 2021-м.
Серебряным призером стал среднеразмерный кроссовер Nissan X-Trail, чьи продажи снизились на 38% и составили 155 единиц. «Бронзу» взял недорогой по нынешним ценам «народный кроссовер» Terrano. Он убедил в своих преимуществах только 39 татарстанцев — на 174 меньше, чем годом ранее.
Mitsubishi на фоне Nissan смотрится лучше — минус 38% с итоговыми 215 регистрациями в Татарстане. Основную кассу компании «ММС Рус», как и в прошлые годы, сделал кроссовер Outlander, чьи продажи составили 154 машины (минус 52%).
Китайское нашествие ширится и крепнет
На фоне закрытия заводов и прекращения ввоза западных автомобилей на территорию РФ китайские автопроизводители продолжают наращивать свое присутствие на нашем рынке. Если доля проданных новых китайских авто в Татарстане за 8 месяцев 2021 года составляла 4%, то сейчас она подобралась к 10,4%. Для сравнения: доля лидирующей среди иномарок KIA составляет 11,5%, а Hyundai — 11,3%. Такими темпами китайские бренды в скором будущем обойдут «корейцев», оставив выше себя только LADA. Да и то не факт. Китайский автопром в совокупности способен легко «сделать» на нашем рынке отечественный.
По итогам 8 месяцев лидирующие у нас китайские марки Chery и Haval закрепились в первой десятке — на 7-м и 9-м местах соответственно. Chery при этом нарастила продажи на 32% до 584 авто. Добавим сюда же марку Exeed, которая принадлежит Chery, и получим уже 712 проданных машин. Если в июне и июле динамика у Chery составляла плюс 25% и плюс 23% по отношению к предыдущему месяцу, то в августе темп прироста составил 38,8%.
Самой популярной моделью является Chery Tiggo 4, уровень продаж которых сопоставим с прошлым годом — 196 авто, на втором месте расположился Tiggo 7, третье — за моделью 8. Но в этом году Chery выпустил на рынок рестайлинговые версии с приставкой Pro, на которые и переключились некоторые автолюбители.
Haval, под маркой которого на дороги Татарстана выехало 516 автомобилей (минус 22%), увеличил в 3 раза объем продаж своего компактного кроссовера Jolion с 85 до 252 единиц, однако спрос на другие модели упал.
Объем продаж упомянутой выше Exeed за 8 месяцев составил 128 машин. Самой популярной моделью на татарстанском рынке стал компактный кроссовер LX, реализовано 49 автомобилей. Второе место занял среднеразмерный кроссовер TXL, на котором остановили свой выбор 45 покупателей. Третье место занял полноразмерный 7-местный внедорожник VX с результатом 34 купленные машины. В 2023 году в России начнутся продажи нового купе-кроссовера Exeed AtlantiX, который займет место между моделями TXL и VX.
***
И прогноз: в ближайшей перспективе продажи иномарок, за исключением китайских, упадут до символических значений. Ускорится экспансия китайских автопроизводителей на российском рынке. Если санкционный режим останется без изменений, то уже в ближайших наших авторейтингах мы будем описывать татарстанский рынок китайских автомобилей, разбавленных «упрощенкой» от АвтоВАЗа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.