МОНИТОР И КОЖАНЫЙ ДИВАН

Необычное предложение появилось в конце января на корпоративной электронной площадке ОnlineContract, а именно - торги по закупке микроавтобуса VIP-класса (черного цвета) марки Chevrolet. Заказчиком выступало ОАО «ТАИФ-НК». Здесь же была размещена спецификация лота, которая, по сути, представляет собой коммерческое предложение московского автоцентра «Центр DEPP-A.T.».

Как известно, ОnlineContract является корпоративной площадкой группы компаний "ТАИФ" и личным проектом сына главы корпорации Альберта Шигабутдинова - Руслана (ООО "Фонд прямых инвестиций"). Хотя здесь присутствуют и сторонние предприятия - ОАО «СМП-Нефтегаз», ООО «ТНГ-Групп», ЗФЗ, но все же подавляющая часть закупок проводится в интересах именно этой группы.

В техдокументации москвичей указывается, что микроавтобус предназначается для заместителя генерального директора – директора по коммерции ОАО «ТАИФ-НК» Тимура Шигабутдинова, т.е. младшего сына руководителя головной компании - ОАО «ТАИФ».

В этой же презентации есть фотографии предлагаемого микроавтобуса Chevrolet Express Depp 2011 вместе с интерьерами. Из характеристики авто можно узнать, что салон оборудован креслами повышенной комфортности, диваном-трансформером, а также есть потолочный монитор 26 дюймов, велюровое ковровое покрытие пола и т.п. В итоге стоимость авто (правда, белого цвета, а заказчику нужно черный микроавтобус) москвичи оценили в $160 тысяч.

ПОЧЕМ МАШИНЫ ДЛЯ ТАИФ-НК

С одой стороны, ТАИФ является частной компанией, и траты ее топ-менеджемента - это дело акционеров. Но, помимо дороговизны представительского авто, корреспондентов «БИЗНЕС Online» привлекло другое - стоимость покупки.

Согласно данным сайта ОnlineContract, 19 января 2012 года в 10.00 был проведен аукцион по закупке микроавтобуса VIP-класса (черного цвета) марки Chevrolet. Стоимость покупки данного лота, согласно конкурентному листу 36477, составила… 1 рубль и 18 копеек НДС. Правда, чуть позже, 24 января, автомобиль с похожими характеристиками (микроавтобус VIP-класса (черного цвета) марки Chevrolet) ОАО «ТАИФ-НК» приобрело за USD (точная цена скрыта). Конкурентный лист 37140.

«ЭТО ЖЕ НЕ ФЗ-94»

Глава агентства госзаказа РТ Яков Геллер, услышав информацию о покупке авто за рубль, несколько смутился, но сделал несколько предположений. «Бывает так, что объявляются торги без установления начальной цены контракта, и кто первый цену дал, то от нее и идет на понижение. Это делается из-за невозможности или нежелания обнародовать. Это корпоративные закупки, где не действует 94-й закон, там кто во что горазд, и есть такие заказчики, которые говорят: «Мы не способны определить начальную цену». Тогда выставляется условная цена, потому что компьютер не может читать без цены, а вот 1 рубль – может, - размышляет Геллер. - И объявляются торги, в этом случае один может предложить, скажем, за миллион продать, другой - за 900 тысяч, потом третий приходит и говорит: «Я за 800 продам». Потом устанавливается какая-то цена, как вы говорите, 160 тысяч долларов, и кто последнюю цену дал (если в течение часа нет других предложений), тот и выиграл».

Гендиректор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро предположил, что в данной ситуации могут быть самые различные обстоятельства - от технического сбоя до ошибки самих организаторов торгов. «Очевидно, что в данном случае закупочная процедура была организована некорректно. Ведь при проведении аукциона, помимо указания начальной цены, необходимо задать шаг аукциона, который обычно составляет некий процент от начальной ставки. То есть каждая последующая ставка должна отличаться от предыдущей не меньше, чем на этот шаг, - говорит Габестро. - Если начальная цена на покупку автомобиля составила всего 1 рубль, непонятно, какой активности ожидали от участников торгов организаторы. Электронные закупки – новая и малознакомая сфера для многих компаний. Очень важно для торговой площадки наладить процесс обучения и консультирования клиентов. На Fabrikant.ru описанная ситуация просто не могла бы возникнуть. Каждая процедура, проводимая на портале, обрабатывается и проверяется. Специалисты по работе с клиентами связываются с организаторами торгов и помогают корректно задать все условия той или иной торговой процедуры».

МАШИНЫ БОЛЬШЕ НЕТ

В пресс-службе ТАИФ первоначально не смогли прокомментировать запрос газеты «БИЗНЕС Online» по этим торгам, сославшись на то, что руководитель находится в отпуске. Однако спустя некоторое время ответ пришел из ТАИФ-НК от заказчика данного авто. Там поручили объяснить ситуацию начальнику отдела организации и проведения торгов площадки OnlineContract Ленару Хусаинову. Его официальный ответ:

«19.01.2012 г. на торговой площадке OnlineContract ОАО «ТАИФ-НК» провело формирование конкурентного листа КЛ-36477 на закупку микроавтобуса VIP-класса Chevrolet Express Depp (цв.черный), в котором принял участие один поставщик. В размещенной в заявке спецификации ответственным сотрудником компании заказчика была допущена неточность при указании цели данной закупки, в связи с чем сообщаем, что закупка автотранспортного средства осуществляется в представительских целях (т.е. опровергается, что машина предназначалась для Шигабутдинова - ред.). По решению заказчика результаты данного конкурентного листа были отменены по причине того, что участник ошибочно указал стоимость своего предложения в иностранной валюте. 24.01.2012 г. ОАО «ТАИФ-НК» провело повторно формирование конкурентного листа КЛ-37140 на закупку указанного автотранспортного средства, по результатам которого было получено одно ценовое предложение от компании-поставщика. Согласно правилам работы на торговой площадке конкурентный лист не является электронными торгами и его проведение не влечет за собой возникновение взаимных обязательств заключения контракта у заказчика и участников-поставщиков, для заказчика он представляет собой маркетинговый сбор информации по планируемой к закупке продукции. Возможность проведения конкурентного листа с указанием 1 рубля или другой цены в качестве начальной стоимости предмета закупки или вообще без указания начальной стоимости является особенностью конкурентного листа. Указанная заказчиком начальная цена ни к чему не обязывает участников, у них есть возможность предложить цены выше начальной цены. Конкурентный лист всего лишь сбор предложений от поставщиков для изучения цен на рынке».

Одним словом, попытка купить VIP-микроавтобус за рубль в OnlineContract объясняют маркетинговым сбором информации.

Что же помешало завершить сделку по приобретению дорогого авто, остается секретом. «По информации от заказчика, закупка не состоялась, она планируется на более поздний период. Когда точно будет размещена заявка от заказчика, зависит от решения самого заказчика», - был лаконичным ответ Хусаинова.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» в дизайн-студии Depp Auto Tuning (Москва) также подтвердили, что сделка по данному коммерческому предложению не состоялась и не состоится. «Данное коммерческое предложение у нас больше не значится, и заявленного автомобиля больше нет», - сообщили газете.