Безимени-222222.jpg
В четверг Верховный суд РТ вынес приговор 47-летнему замдиректору ЗАО «Самара-ресурс» Виктору Курицину и семерым жителям Зеленодольска. Курицина приговорили к пожизненному лишению свободы, остальные получили от 7,5 до 20,5 лет колонии строгого режима. Лишь один подсудимый отделался условным сроком

КАК В ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ПРИШЛА «ПТИЧЬЯ» ВЛАСТЬ

- А что у нас подсудимый Курицын, сидит, что ли? – опешил судья, глядя на стеклянную клетку, в которой присел, услышав приговор о пожизненном заключении, Виктор Курицын.

- Я плохо себя чувствую, ваша честь, - еле слышно ответил подсудимый.

- Вполне возможно! - сурово ответил судья, закрыв папку с приговором банде «Курицинские» ровно в 100 листов – на то, чтобы его озвучить, ушло около шести часов. В течение этого времени всем присутствующим напомнили о событиях, которые происходили в Зеленодольске в 90-х и начале «нулевых» годов. В то время чуть ли не весь город жил в страхе после волны убийств и междоусобной войны, развернувшейся между двумя противоборствующими группировками.

Курицын – явился на заседание в марлевой защитной повязке – то ли действительно болел, то ли скрывал свое лицо от журналистов. Выглядел бывший главарь банды неважно – осунувшийся, болезненного вида седой мужчина, ему уже за 50 лет, и он имеет ряд серьезных заболеваний.

В начале 90-х он был полон амбициозных планов, правда, они не всегда были законны. Начиная с 1988 года, Курицын, по его собственным словам, занимался коммерцией – являясь жителем Зеленодольска, он начал заниматься реализацией холодильного оборудования завода «ПОЗИС» и древесины зеленодольского фанерного завода. Однако, по сведениям следствия, бизнесом это можно было назвать с натяжкой, потому что в это же время Курицын вместе со своим приятелем Александром Галкиным организовали в Зеленодольске преступную группировку «Птичья бригада» (фамилии главарей были связаны с птицами). Так вот бизнес Курицина и Галкина с тех самых пор заключался в «крышевании» мелких предпринимателей с местного центрального рынка «Дары природы».

В мае 1993 года «Птичья бригада» обвинила в хищении холодильного оборудования с ПОЗИС главарей конкурирующих группировок и устроила разборку с кровавой перестрелкой возле здания спорткомплекса «Маяк». Отголоском этой истории стало убийство Галкина в Москве, после которого полноправным главарем «Птичьей бригады» стал Курицын, а банда была переименована в «Курицынские». Правда, и сам главарь надолго в Зеленодольске не задержался, уехал на постоянное место жительства в Самару. На этом в истории банды на некоторое время наступило затишье…

Безимени-11111.jpg
В зале суда находились родственники и подсудимые, находящиеся под подпиской о невыезде

«РЫНОК – НАШ, А КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС!»

Курицын в конце 90-х снова стал часто наведываться в Зеленодольск. Его не пугало даже покушение на его жизнь, которое произошло в 1998 году. Самыми активными конкурентами «Курицинских» были «Азатовские». Один из главарей этой группировки по кличке Цыпа на очередной встрече с Курицыным предложил ему «не мешаться под ногами и вкладывать деньги в модернизацию рынка». Самолюбию Курицина был нанесен серьезный ущерб.

В те годы «Курицынские» часто собирались на зеленодольском стадионе «Комсомолец», чтобы сдать деньги «в общак» и обсудить планы на будущее. На одной из таких встреч Курицын просит навести справки про всех «Азатовских» и категорично заявляет: «Рынок - наш, а кто не с нами, тот против нас».

Две противоборствующие группировки не смогли поделить между собой рынок «Дары природы», и Курицын принимает решение «убрать» Цыпу. За ним была установлена слежка, и было выяснено, что каждое утро Цыпа выходит из дома выгуливать собаку – одна из таких прогулок стала для него последней. Его убили люди Курицына.

Безимени-33333.jpg
Один из адвокатов назвал приговор «слишком суровым» и сказал о намерении его обжаловать

УБИЙСТВО В ЗЕЛЕНОМ БОРУ

Удивительно, но в ходе судебного процесса Курицын умудрялся открещиваться от всех эпизодов в многотомном обвинительном заключении. Он говорил суду, что все время, пока в Зеленодольске одного за другим убивали членов группировки «Азатовские», жил в Самаре, а об этих преступлениях ему сообщали друзья. Курицын и глазом не моргнув утверждал, что не руководил организациями убийств, а если и помогал бандитам финансово, то только по старой дружбе.

Так, Курицын не признал и своего личного участия в самом громком заказном убийстве на счету «Курицынских», которое было совершено в мае 2001 года. Однако следователям удалось доказать, что по просьбе участника казанского ОПГ «Грязь» Эдуарда Гарипова (по прозвищу Эдюня) Курицын убил на базе отдыха в Зеленом бору заместителя директора татарстанского филиала ФГУП «РОСТЭК» — «РОСТЭК-Татарстан» — 39-летнего Марата Усманова. В обмен на убийство Усманова Эдюня обещал помочь Курицыну решить вопрос с «Азатовскими», окончательно выжить их из Зеленодольска. Но помочь Эдюня не успел – он сам был застрелен в Москве.

В зале суда Курицын категорически отказался признавать, что в мае 2001 года лично ездил в Зеленый бор, где практически в упор расстрелял Усманова, который вышел рано утром из своего домика, чтобы прогреть мотор «Волги». Курицын заявил, что в это время занимался спортом в Самаре и с группировщиком Эдюней никогда не был знаком. Следователям удалось доказать обратное…

ЗАМОЧИТЬ ТАЙСОНА

Тем временем битва за контроль над рынком с «Азатовскими» продолжалась. К тому моменту в банду «Курицинских» в общей сложности входили около двухсот человек, а костяк приближенных, по словам одного из свидетелей, состоял примерно из 30 человек. Правой рукой главаря считался Сергей Берендеев – Курицын установил строгую иерархию и за каждым закрепил свои роли. Кто-то собирал дань с таксистов, которые работали возле рынка, кому-то была отведена роль - запугивать местных предпринимателей и собирать с них мзду - 300 рублей в месяц. С теми, кто был не согласен платить, не церемонились – отбирали и портили товар, поджигали машины, выгоняли с рынка и ставили на их место «своих» людей, готовых платить.

- В городе банду «Курицынских» прозвали «бесбашенными отморозками», - вспоминал бывший член группировки «Азатовские» по кличке Тайсон. Он в свое время чудом выжил, едва не пострадав от рук людей Курицына, который дал им четкую наводку - «замочить Тайсона».

Машину, в которой находился Тайсон, «Курицынские» обстреляли возле железнодорожной станции «Гари» под Зеленодольском. От пуль девушка, которая сидела на переднем сидении автомобиля, погибла на месте, от ее головы практически ничего не осталось – бандиты говорят, что не заметили ее, стреляя в свою жертву. Сам Тайсон отделался легким ранением.

АДВОКАТ ОБЪЯСНИТ

В ноябре 2002 года Курицына, наконец, арестовали, но не за бандитизм, рэкет и убийства, а задержали в казанском ресторане с револьвером в кармане. Курицына осудили на пять лет, но через три года он уже освободился досрочно и уехал в Самару. Прошло еще шесть лет, и его задержали в Тольятти – к этому времени следователям удалось собрать большую доказательную базу о его причастности к войне с «Азатовскими».

Остальные члены банды, оказавшиеся на скамье подсудимых, в основном свою вину признали полностью. Кроме Курицына этого не сделал только Александр Кебец, который принимал участие лишь в избиении того, кто перешел дорогу Курицыну, - зеленодольского криминального авторитета. Его летом 2001 года забили ногами и арматурой до смерти за спорткомплексом «Маяк». На вопрос судьи о том, понятен ли ему приговор, Кебец со злостью громко крикнул на весь зал: «Нет, не понятен!».

- Тогда ваш адвокат вам все подробно объяснит, - парировал судья.

Кебец был осужден на 7 лет и 6 месяцев. Берендеев, который до этого времени находился под подпиской о невыезде в связи с плохим состоянием здоровья, получил 9 лет лишения свободы. Другим участникам банды, руками которых Курицын убивал людей, вставших у него на пути, назначены разные сроки заключения: 10 лет (Владимир Калиниченко), 16 лет (Александр Государев), 20 лет (Рустем Мухаметзянов) и 10 лет (Валерий Кирпичников).