В 2023 году в Казани истекают действующие пятилетние муниципальные контракты с пассажирскими перевозчиками. Как стало известно «БИЗНЕС Online», новые условия заключения контрактов и форму построения отношений с перевозчиками разработают к апрелю 2023 года. Информацию об этом подтвердил исполком города.

Сегодня в Казани и Татарстане принята система нетто-контракта перевозок. Это договор между пассажиром и перевозчиком: пассажир покупает билет и платит деньги владельцу автобуса. Тариф на проезд либо регулируемый, либо нет. Власти республики регулируют тарифы пассажирских перевозок в 33 муниципалитетах, в том числе и в Казани. Чем больше пассажиров перевоз, тем больше заработал, отсюда и «гонка моторов» водителей «краснобусов» на подъезде к остановкам. Урбанисты называют такую схему перевозок «африканской».

К новым условиям контрактов подталкивает измененный федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров», по которому регулируемые перевозки требуют перехода на оплату за выполненную работу полным рублем, вне зависимости от числа перевезенных пассажиров. Один человек в салоне или 100 — для перевозчика это не имеет значения.

Судя по опыту других городов, у Казани три варианта. Первый — брутто-контракты. В этом случае выручку собирает бюджет, который затем платит перевозчику за пройденные километры. С текущей ценой проезда перевозчикам Казани надо добавить не менее 4,5 млрд рублей. Второй — нетто-контракты с иным условием — выручка остается перевозчику, а недополученные доходы оплачивает бюджет. Третий вариант — субсидирование убытков перевозчиков. В этом случае тариф регулируется, но убытки покрывает бюджет. Правда, убытки еще надо подтвердить, что сделать в Татарстане непросто. Напомним, 100 млн рублей за QR-коды в транспорте перевозчикам РТ выплатили только по итогам ноября и декабря 2021 года, забыв о январе и феврале 2022-го.

Читайте эти и другие подробности в опубликованном топ-10 «БИЗНЕС Online» о главных событиях, интригах и инсайдах недели.