Онлайн-школы дешевле, экономят время и избавляют от тотального контроля, а уроки можно пересматривать, защищают инноваторов ученики Ученики защищают инноваторов: онлайн-школы дешевле, они экономят время и избавляют от тотального контроля, а уроки можно пересматривать Фото: «БИЗНЕС Online»

Спасибо ковиду. Как растет выручка онлайн-школ? 

Коронавирус вызвал у школьников привыкание не только к дистанционным занятиям, но и к удаленной подготовке к экзаменам. Ежеквартальный рейтинг EdTech-компаний РБК по финансовым результатам показывает значительный рост выручки компаний, занятых в онлайн-образовании. Вот как расположилась тройка лидеров по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в II квартале 2022 года: 

  • «Учи.ру». Глава компании — Илья Паршин. Выручка в II квартале 2022-го — 810 млн рублей (850 млн в II квартале 2021 года). 
  • Skysmart. Влада Каменкова. 760 млн рублей (730 млн).
  • «Умскул». Дмитрий Данилов. 750 млн рублей (500 млн).

На первый взгляд дистанционное образование, онлайн-курсы и онлайн-школы — это синонимы, а на деле форматы обучения разные. Занятия в дистанционной форме предполагают опосредованное взаимодействие ученика и учителя с помощью гаджетов. Ученик самостоятельно занимается по заранее подготовленной программе: смотрит записи лекций, выполняет домашние задания, задает в чате вопросы учителю. Сейчас появилась возможность получать дистанционное образование у разных институтов из разных стран, а по окончании учебы выдается диплом. Существуют также школы, работающие по похожему принципу: ребенок переводится на семейное обучение, а программу усваивает с помощью лекций в интернете.

Онлайн-школы — это курсы, которые идут бонусом к школьной программе. Их задача — подготовить ученика к экзаменам в 9-м и 11-м классах или подтянуть его по отдельным предметам. Они охватывают все темы экзаменов и стоят дешевле, чем репетиторы, один урок с которым обходится от 800 до 1,5 тыс. рублей.

Формат онлайн-школ предполагает набор групп по 20–30 учеников на одного куратора-преподавателя. Один курс длится около месяца. Несколько раз в неделю преподаватель проводит вебинары, проверяет домашние задания учеников и отвечает на возникшие вопросы. В группе есть технический персонал на случай проблем с образовательной платформой или оплатой. Задача менеджера онлайн-школы — подписать ученика на максимальное количество курсов. Любопытно, что при продаже курсов менеджеров учат работать с возражениями о выгоде репетиторов: онлайн-школы делают акцент на том, что их вариант подготовки удобнее и эффективнее, чем частные занятия. 

В первой десятке рейтинга практически все компании увеличили квартальную выручку в среднем на 20–60%, а одна школа показала рост в 83%. Любопытно, что «бронза» досталась казанской компании «Умскул» под руководством 25-летнего Дмитрия Данилова. Бизнес-идея зародилась у него с одногруппниками в далеком 2015 году в общежитии. Студенты решили подзаработать на репетиторстве, готовить школьников к экзаменам, но со временем круг клиентов стал расширяться. Онлайн-репетиторы сделали первый шаг к предпринимательству — арендовали помещение, собрали команду из 25 человек и начали записывать видеоуроки. В 2016-м у них были 400 учеников. Через год фирма разместилась в коворкинге — тогда в штате были 6 преподавателей. Сейчас «Умскул» арендует офис в центре Казани, на ул. Гоголя, 3а, число сотрудников превысило 2 тысячи. 

«Рынок онлайн-образования был сильно перегрет в период пандемии, когда все ринулись заниматься онлайн. После спада заболеваемости часть учеников начали вновь отдавать предпочтение офлайн-формату подготовки, и это повлияло на снижение заказов», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Данилов. По его словам, уровень конкуренции среди участников рынка стабильно высокий и продолжит оставаться таким в ближайшее время.

По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», ООО «Умскул» по итогам 2021 года показало выручку в 941,1 млн и чистую прибыль в 345,6 млн рублей. Данилову принадлежит 60% общества, еще 25% у кипрского офшора «Ломигор Инвестментс Лимитед», 15% у Михаила Солдатова и 1% у Артура Шарафиева.

По формату все онлайн-школы похожи. Отличия лишь в пиаре и небольшой разнице цены обучения. Школы чуть ли не друг за другом повторяют форматы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: у всех есть план подготовки на год, курсы в коротких видео и экспресс-подготовка прямо перед экзаменами.

Один месяц онлайн-курсов стоит в среднем от 3,5 тыс. до 6 тыс. рублей, в зависимости от уровня подготовки. Это могут быть обычные записи уроков, занятия с куратором или индивидуальное обучение. Задача куратора — проверять домашние задания и объяснять ошибки. 9-месячный курс подготовки к экзаменам обойдется в 35 тыс. рублей.

Для оплаты курса нужно зарегистрироваться на сайте компании, где размещена основная платформа для учебы. Там же производится оплата — картой онлайн или по указанным реквизитам. После этого открывается доступ в личный кабинет, где есть расписание на месяц, видеозанятия и домашние задания. Работы проверяются либо автоматически, если это тестовые задания, либо куратором — письменная часть с развернутым ответом.

Видеоуроки с преподавателем проходят 2–3 раза в неделю по 1,5–2 часа. Все остается в записи до конца учебного года.

В Татарстане работает еще три крупные онлайн-школы, направленные на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. Если оценивать количество участников по сообществам с русским языком (обязательный предмет для сдачи), пьедестал будет выглядеть так:

  • «Сотка», созданная Тимуром Ибрагимовым. На страничке школы во «ВКонтакте» — 51 тыс. участников.
  • PARTA, основанная Мурадом Мурадимовым. На главной странице во «ВКонтакте» — 45 тыс. подписчиков. Считается одной из самых дешевых школ.
  • «99 баллов». Учредитель — Айрат Халиуллин. На странице по русскому языку — 18 тыс. подписчиков.
В объятиях «даркскул»: как учат своих детей те, кто не доверяет школам

Курсы по ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в самой подготовке, чем в бесплатных материалах Курсы по ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в самой подготовке, чем в бесплатных материалах Фото: «БИЗНЕС Online»

Онлайн-школа — это семья. Создает уют на «вебчиках» и заставляет полюбить то, чем вы занимаетесь

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online» в среде сотрудников онлайн-школ, коллектив в подобных образовательных организациях состоит из студентов, вчерашних школьников. Часто в пабликах можно увидеть объявления о наборе кураторов, персональных менеджеров и менеджеров по продажам, что говорит о высокой кадровой текучке. Специфика работы в том, что курсы по ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в самой подготовке, чем в бесплатных материалах. Пик продаж наступает за месяц-два до сдачи экзамена.

Ученики рассказали нашим корреспондентам о своей подготовке к экзаменам в этом году. Выпуск 2022-го не сдавал ОГЭ в 9-м классе из-за пандемии, поэтому экзамены для них были в новинку. Некоторые из опрошенных занимались и с репетитором, и в онлайн-школах, а некоторые только онлайн. В объятия онлайн-школ их толкают разные причины. Один собеседник сказал, что прибегнуть к дистанционному формату пришлось из-за отказа репетитора в подготовке. Так он прозанимался биологией три месяца. «Если бы я не ленился и успевал все учить и делать в срок, то вполне можно было бы хорошо подготовиться к ЕГЭ», — заметил он.

Другая выпускница рассказала, что репетиторы сейчас неактуальны, их занятия дороже, чем в школах, а дома заниматься намного удобнее. Из минусов она указала нехватку собственной организованности, в то время как репетитор это бы контролировал. Тем не менее девушка убеждена, что школы выгоднее и удобнее личных встреч. Выигрыш в цене опровергла третья собеседница нашего издания: ее репетитор стоил дешевле курсов, поэтому она, не потянув оплату онлайн, занималась в частном порядке. «Советую попробовать оба формата. Так можно почувствовать, где удобнее, комфортнее и, самое главное, качественный материал или нет. Потому что, как все мы понимаем, важно не количество, а качество! И, конечно, ни один репетитор, ни одна онлайн-школа не проделает за вас вашу работу», — заключила сознательная школьница.

Онлайн-школы — это история про бизнес, а не про получение знаний, убежден преподаватель. «Их цель не в обучении, а в удержании учеников, что позволяет вытянуть из них побольше денег» Онлайн-школы — это история о бизнесе, а не о получении знаний, убежден преподаватель: «Их цель не в обучении, а в удержании учеников, что позволяет вытянуть из них побольше денег» Фото: © Илья Наймушин, РИА «Новости»

«Их цель не в обучении, а в вытягивании денег»

Выбирая между проверенным временем репетитором или «молодым», но удобным цифровым куратором, родители детей голосуют рублем, полагает Данилов. «Найти хорошего репетитора — сложная задача, а онлайн-курс гораздо проще и дешевле», — говорит он. Впрочем, у ценников репетиторов разбег большой. По данным сервиса подбора частных преподавателей Repetitor.ru, час занятий с учителем-студентом по математике будет стоить от 600 рублей, а репетитор с многолетним стажем попросит 3 тыс. рублей. Месяц подготовки в онлайн-школах обойдется в 3,5 тыс. рублей за 12 занятий. «Репетиторы не могут вытеснить онлайн-школы, они навсегда останутся. Но уровень доверия к онлайн-обучению еще низкий. Думаю, довольно продолжительное время предпочтения, скорее всего, будут отдаваться репетиторам», — заключил Данилов.

«Онлайн-школы не вредны, но их эффективность в рекламных кампаниях сильно завышена, — заметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ частный преподаватель по математике, физике и информатике Никита Балакирев. — По моим оценкам, в прошлом году примерно 35 процентов учеников занимались в различных видах онлайн-школ. Все школы заявляют, что готовят минимум на 85–90 баллов, значит, 35 процентов должны сдавать на такие баллы. Это неправда. То, что они пишут в отзывах, не совсем так».

Собеседник нашего издания не отрицает полезности онлайн-школ. «В любом случае решение задач — это плюс, я и своим ученикам рекомендую посещать дополнительные курсы, но ожидать от них высоких результатов нельзя, — уверен он. — В потоке есть, например, тысяча учеников, и кому-то этот формат не подойдет, кто-то не будет успевать, кто-то не все поймет». Любой результат выше 90 баллов — это заслуга не одного ученика, и делить их надо между всеми, полагает Балакирев: «Это и заслуга родителей, и сильная школа до, и репетитор. Может, есть в этом и онлайн-школа».

Онлайн-школы — это история о бизнесе, а не о получении знаний, убежден преподаватель. «Их цель не в обучении, а в удержании учеников, что позволяет вытянуть из них побольше денег», — говорит он. В пример он привел известную онлайн-школу, которая провалила обучение своих клиентов в период коронавирусного «дистанта». По словам Балакирева, промахи руководство школы прикрыло «чисткой плохих отзывов». «Если вы возьмете 2 тысячи учеников, проведете рекламную кампанию, удержите их на весь год, то вероятность, что 30 человек сдадут экзамен на 100 баллов, есть, — рассуждает собеседник нашего издания. — Вы эти 30 комментариев разместите в соцсети — будет выглядеть, словно хорошо сдали все. Это правильная маркетинговая стратегия. Как бизнес онлайн-школы весьма сложны, эмоциональны, креативны, технологичны. Но написать на 100 баллов, занимаясь в группе, невозможно, потому что нет волшебной методики. За год никто так не пишет. Если вы хотите подготовить стобалльника, надо начинать с 7-го класса».

Онлайн-школы не уничтожат репетиторов, полагает Балакирев. К числу причин их непотопляемости он относит склонность некоторых учеников заниматься только очно. Кроме того, не все образовательные программы онлайн-школ подходят детям. «У моих учеников есть разные цели: некоторым нужна математика на английском, некоторым — определенные задачи разобрать, другие действительно хотят сдать экзамен на 90 плюс и не верят в рекламу. Репетиторы всегда были и будут, просто слой начинающих или слабых специалистов исчезнет, а сильные останутся и не будут нуждаться в учениках», — убежден он.

«У репетитора с базой проблем нет, хоть ученики и начинают предпочитать онлайн-школы из-за комфорта, занятий из дома, — согласна частный преподаватель по русскому языку и литературе Алина Сабирова. — Есть костяк, который выбирает только репетиторство. Есть ученики, которые и с репетиторами занимаются онлайн. Сейчас такая тенденция развивается, это еще один способ работать, и в нем нет ничего плохого, если это не влияет на уровень подготовки ученика. Конечно, если бы онлайн-школ не существовало совсем, все бы шли к репетиторам и заработка было бы больше».

По словам Сабировой, онлайн-школы хороши, если необходимо освежить старые знания, но для усваивания новых их не хватает. Выигрышная сторона репетиторов — индивидуальный подход к ученику, и на этом поле онлайн-школы их не переиграют. «Онлайн-школы не заменяет репетиторства, но могут идти в ногу с ним, — рассуждает Сабирова. — Если ученик самостоятельный, организованный, он сможет подготовиться на онлайн-курсах, а к репетиторам, как правило, обращаются ребята не с очень хорошей школьной подготовкой, которым нужен личный наставник. Надо найти золотую середину или совместить онлайн-школы и репетиторство. С развитием технологий барьер онлайн станет чувствоваться все меньше, и процент желающих заниматься очно будет уменьшаться, и востребованность репетиторов офлайн начнет падать. Но 100-процентный уход таких репетиторов с рынка маловероятен. Будем переучиваться, чтобы работать онлайн».