«Рубин» установил свой антирекорд сезона по домашней посещаемости в игре с «Балтикой» — на игру пришли только 3 295 зрителей. Клуб очень здорово начал сезон по работе с болельщиками и домашней посещаемости, но сейчас практически все это сошло на нет, а между футболистами и фанатами очень напряженные отношения. «БИЗНЕС Online» изучил статистику посещаемости «Рубина», проанализировал, что на нее влияет, и пообщался с коммерческим директором клуба Андреем Кораблевым.
В последние годы «Рубин» перестал ассоциироваться у болельщиков и деловой публики с крупными победами и трофеями
На «Рубин» в Первой лиге ходило больше людей, чем в РПЛ. Но только на первых матчах
После вылета из РПЛ «Рубин» должен был проявить себя не только в спортивном, но и в маркетинговом плане, чтобы «искупиться» перед Казанью и Татарстаном. В последние годы клуб перестал ассоциироваться у болельщиков и деловой публики с крупными победами и трофеями. Воспоминания о победе над «Барселоной» и кубках уже давно перемешались с горечью от одного неудачного выступления за другим. В этом сезоне, когда клуб впервые за 20 лет оказался вне футбольной элиты страны, для казанцев было особенно важно окружить себя позитивным фоном. Один из способов добиться этого — показать высокую посещаемость на матчах и востребованность «Рубина» в городе.
И, как ни странно, в начале сезона в Первой лиге «Рубин» начал здорово собирать болельщиков на своих трибунах. Получалось перекрывать даже цифры прошлого сезона, когда в гости к казанцам приезжали лучшие клубы страны. Например, на игре с ФК КАМАЗ в этом сезоне собрались 18 тыс. зрителей — больше, чем на домашней встрече минувшего сезона со «Спартаком» (14,4 тыс.). Игра с «Уфой» собрала 11 тыс. человек и стала второй по популярности. Это больше, чем, например, прошлогодняя игра с «Зенитом» (7,8 тыс.).
Что же такого в «Рубине» сделали, чтобы вернуть болельщика на стадион?
Первое — провели офлайн-встречу с болельщиками перед стартом сезона. Аналогичных мероприятий в очном формате клуб не проводил аж с 2019-го, если не считать наспех организованную автограф-сессию главного тренера Леонида Слуцкого в фан-шопе «Рубина» перед решающей игрой с «Уфой» на Центральном стадионе. Конечно, главная причина отсутствия таких мероприятий — коронавирус, из-за которого власти не согласовывали клубу проведение публичных мероприятий.
«Встречи с болельщиками для нас — регулярный кейс, — объяснил „БИЗНЕС Online“ эту историю коммерческий директор „Рубина“ Андрей Кораблев. — Но возникла длительная пауза, связанная только с „коронавирусными“ ограничениями. В тот момент у нас был жесткий медицинский протокол, который не позволял проводить мероприятия подобного формата. Как только эта история сошла на нет, у нас состоялась автограф-сессия с участием тренера и игроков в фан-шопе. А перед началом сезона провели большое мероприятие в „Корстоне“. До коронавируса такие встречи проходили регулярно».
Второе — стали работать над программой развлечений. До этого «Рубин» не обращал на это внимания настолько, что вопрос подняли на пресс-конференции Рустема Сайманова по итогам прошлого сезона. Когда болельщики спросили у гендиректора «Рубина» об активностях на «Ак Барс Арене», Сайманов пригласил за стол Кораблева. Тот отметил, что развлекательная программа не позволяет существенно увеличить посещаемость домашних игр.
Леонид Слуцкий на встрече с болельщиками в «Корстоне» перед стартом сезона
Сейчас коммерческий директор клуба расшифровал, что имел в виду тогда. «Невозможно просчитать, прибавились ли зрители, потому что мы организовали развлекательную программу или это произошло по какой-то иной причине: прекрасная погода, хороший футбол команды, статусный соперник. Я и в этом сезоне не вижу качественного прироста по результатам той проделанной работы по организации тематических развлечений для болельщиков, — отметил он. — Но мы продолжаем заниматься этим по причине лояльности аудитории. А лояльность, как известно, стоит дорого».
Но «дорого» — это сколько? По информации «БИЗНЕС Online», бюджет (не считая аренды стадиона) каждой домашней игры у «Рубина» в этом сезоне — около 400–500 тыс. рублей. Эти деньги идут на организацию развлечений на восточной и западной трибунах. «Юг» и «север» остаются свободными. В клубе объясняют, что там нет места для размещения. Еще одна причина — заметная разница в стоимости билетов и абонементов для тех, кто приходит на эти секторы. Именно трибуны с активными фанатами — самые недорогие по билетам.
Подобная активность дорого обходится клубу: несмотря на самый большой бюджет в Первой лиге, в «Рубине» отмечают, что клуб по-прежнему несет кучу обязательств и расходов на уровне команды РПЛ: несколько команд академии, ЮФЛ, женская команда — всего этого перечня нет у других представителей лиги
Чтобы организовать развлечения, надо выбрать для них единую тематику. Так что под каждую встречу «Рубин» стал придумывать свою концепцию
Третье — разработали уникальную концепцию под каждую игру. Одно вытекает из другого: чтобы организовать развлечения, надо выбрать для них единую тематику. Так что под каждую встречу «Рубин» стал придумывать свою концепцию. Иногда «Рубин» идет по протоптанной дороге и действует в привычной канве. Так, встреча с КАМАЗом прошла под знаменем «татарского дерби» — все активности прошли в национальном духе. Порой клуб вынужден креативить. Например, встреча с «Кубанью» прошла в ретротематике: зрителям предложили сыграть на старинных игровых приставках, по площадке ходили аниматоры в костюмах героев боевиков 80-х.
Не забыл клуб и о рекламе. По словам Кораблева, офлайн «Рубин» рекламирует свои матчи на больших казанских медиафасадах, расположенных у крупных магистралей. Впрочем, объемы наружной рекламы сократились. «От практики закупки билбордов было решено отказаться. Ведь для того, чтобы достичь более или менее хорошего охвата и эффективности, в Казани необходимо брать порядка 40–50 билбордов. А это выливается в очень серьезную сумму. Со временем все больше мы уходим в рекламу наших игр через digital. Надеемся, в перспективе вообще вся реклама будет только в интернете», — поделился мнением директор.
Предыдущий домашний матч против «Балтики» стал для «Рубина» худшей по посещаемости домашней игрой нынешнего сезона. Казанцы собрали на 45-тысячном стадионе всего 3 295 болельщиков
Посещаемость обвалилась в октябре — неужели дело в погоде?
Если говорить в целом о сезоне, «Рубин» выбрал лозунг «Вернемся вместе», который, по идее, должен объединять все маркетинговые активности клуба. Этим лозунгом клуб как бы обратился к болельщикам: дескать, без нас нам не выиграть в этом сезоне. Однако к этому лозунгу казанцы прислушивались недолго. Предыдущий домашний матч против «Балтики» стал для «Рубина» худшей по посещаемости домашней игрой нынешнего сезона. Казанцы собрали на 45-тысячном стадионе всего 3 295 болельщиков. Предыдущие встречи тоже не вселяют оптимизма. Так, в трех последних домашних играх «Рубин» не может перешагнуть планку в 3,5 тыс. зрителей на трибунах.
Ценовая политика «Рубина» в нынешнем сезоне точно не может считаться причиной не самой выдающейся посещаемости: за 200 рублей можно спокойно попасть на игру команды в ФНЛ, а за 400–600 можно даже попасть на лучшую трибуну — западную. Клуб урезал ценники после вылета в лигу ниже, потому что в нынешнем сезоне соперников статуса «Спартака» или «Зенита» точно не будет. Упала и стоимость годовых абонементов, число которых в клубе отказались раскрывать. «По сравнению с прошлым годом цифра проданных абонементов упала не так значительно, как я ожидал. Мы продали их примерно на 15 процентов меньше. Надо отметить, что продавали мы их с существенным снижением цены относительно стоимости прошлого сезона (примерно в 2,5 раза дешевле), поэтому выручка клуба от этого компонента упала существенно», — пояснил Кораблев.
Но в чем дело? В клубе уверены, что больше всего на посещаемость повлияло два фактора: результаты команды и погодные условия. Первое не нуждается в особых разъяснениях: «Рубин» сейчас далек от того, чтобы доминировать в Первой лиге. А второй момент разъяснил Кораблев. «Мы хорошо стартовали с точки зрения посещаемости. В летние месяцы она у нас была примерно идентичной последним годам, когда мы играли с клубами премьер-лиги. К началу сентября средняя посещаемость была фактически 12 тысяч человек. Но в очередной раз с наступлением осени на первый план вышли не столько спортивный результат и качество игры, сколько погодные условия, не позволяющие с полным комфортом смотреть футбол. Этот момент в первую очередь влияет на желание или нежелание болельщиков идти на стадион. В прошлом году у нас не было развлечений из-за „ковидных“ правил, а посещаемость в осенние месяцы опять же была идентичной», — заявил коммерческий директор.
Другие причины — закрытость клуба, слабый креатив
Даже после спада «Рубин» остается в топ-10 самых востребованных футбольных клубов России в октябре. Со средней посещаемостью 7,7 тыс. человек казанский клуб замыкает десятку. При этом очень заметно, как мало «Рубин» заполняет домашний стадион относительно большинства конкурентов в десятке лидеров. Для тех же 7 тыс. болельщиков, к слову, достаточно даже вместимости поля на базе клуба в Соцгороде. Еще не так давно на стадионе «Рубин» в ФНЛ играл «Нефтехимик», так что поле с легкостью пройдет лицензирование…
Возможно, погода и результаты команды — действительно объективные причины падения посещаемости «Рубина». Но не для того в клубе работает целая команда, чтобы до конца года кивать на эти обстоятельства непреодолимой силы. Не разгонят же сотрудники облака над «Ак Барс Ареной», чтобы сделать погоду хорошей, и не выйдут же на поле вместо футболистов, чтобы вывести «Рубин» на лидирующие позиции в таблице? Так что самое время сконцентрироваться на проблемных точках и подумать над их решением.
Первое — «Рубин» закрылся. Импульса от встречи с болельщиками перед началом сезона, где Слуцкий и футболисты сделали ряд приятных заявлений фанатам, хватило ненадолго. Стоило результатам команды пойти на спад, «Рубин», как это уже раньше было при Слуцком, закрылся от всех.
Встреча владельцев абонементов с Джоэлем Фамейе
Единственное более или менее регулярное событие, которое «Рубин» проводит вместе с болельщиками сейчас, — встречи с владельцами абонементов. Как это выглядит? В один из дней недели около 30 купивших сезонную проходку собираются на «Ак Барс Арене», встречаются с кем-либо из игроков, проходят экскурсию по стадиону и потом участвуют в сессии «вопрос-ответ» с футболистом. Недавно такое мероприятие проводил полузащитник Руслан Безруков, до него это делали Джоель Фамейе, Али Аднан, Юрий Дюпин и Дмитрий Кабутов.
К таким акциям нет вопросов — здорово, что клуб их проводит для своей самой лояльной аудитории. Но где-либо еще игроки «Рубина» не появляются. За весь год команда ни разу не вышла в город, хотя, казалось бы, ковид закончился и пора проводить как можно больше мероприятий. Можно было бы сходить в школу, сыграть на уличной площадке или организовать автограф-сессию в любом из торговых центров.
Более того, о команде неизвестно почти никакой «внутрянки». 5–6 лет назад YouTube-канал «Рубина» был одним из лучших в РПЛ, давал различный эксклюзив о том, что происходит внутри команды, и создавал уникальный контент. Теперь же «Рубин ТВ» скорее отбывает номер, чем дает что-то интересное. На канале выходят только отчеты с тренировок и расширенные обзоры матчей, и все.
Еще один признак закрытости — отсутствие открытых тренировок для прессы, будто на дворе 2003 год… Слуцкий и вовсе заявил, что отказывается от больших интервью спортивным изданиям. А раз самый главный человек в команде не дает своих объяснений, с чего это должны делать футболисты? Игроков «Рубин» и так толком никто не знает, за ФНЛ в Казани как-то не следили, а еще и футболисты свели общение с прессой к минимуму. А главная звезда команды Алан Дзагоев давно отказался от публичности, на его зарплату взаимодействие с болельщиками не влияет.
Второе — развлечений стало меньше, и они стали скучнее. Сначала активности «Рубина» на трибунах вызывали небывалый ажиотаж: даже банальная фотозона собирала огромную очередь до матча и во время перерыва. Объясняется это тем, что история зашла на новенького. Удивить публику можно любой банальностью, когда до этого много лет арена пустовала. Удержать же это знамя у «Рубина» не получилось. Не прошло и трети сезона, как внутри чаши стадиона не осталось ничего, кроме приставок, настольного футбола и автограф-сессии игроков из медийного «Рубина», который, к слову, был признан совсем недавно худшим клубом в медиалиге по своим рейтингам.
Третье — все слоганы и концепции перечеркнуты футболистами. Складывается впечатление, что своей концепцией «одна игра — одна тематика» «Рубин» сам загнал себя в угол. Прошла половина сезона, а креатив уже уходит на нет. Матч с «Волгарем» в 10-м туре «Рубину» уже приходилось представлять как битву Казанского и Астраханского ханств, притягивая всеми забытые и не вызывающие никаких эмоций исторические аналогии за уши. А в 14-м туре казанский клуб уже придумал в качестве концепции для матча с «Краснодаром-2» «Просто матч», расписавшись в том, что идей как-то по-особенному преподносить каждый матч не осталось. К предстоящей встрече с «Енисеем» никаких лозунгов «Рубин» уже не заготовил.
Но придумай казанский клуб даже лучший на свете лозунг, от него не будет пользы в случае таких высказываний, которые позволяют себе футболисты «Рубина» в последнее время. Первым против болельщиков выступил экс-игрок сборной России Илья Самошников. Защитник «Рубина» был раздражен освистыванием команды в проигранном матче «Арсеналу» (1:2). «Фанаты — это те люди, которые должны поддерживать команду и помогать ей даже в сложной ситуации. А когда такая ситуация и происходят такие неподобающие выкрики в сторону нас и главного тренера… Я негативно отношусь к такому и не желаю общаться с такими людьми», — заявил игрок.
Затем эстафету у Самошникова перехватил Кабутов. На предыдущей игре с «Балтикой» (3:3) при счете 0:1 в адрес команды на «Ак Барс Арене» отчетливо был слышен свист, а когда счёт стал 0:2, кто-то с трибун кричал в адрес футболистов: «Клоуны!» Ответ от Кабутова не стал себя ждать. «Заслуженно ли болельщики освистывали команду в первом тайме? Это к ним вопросы, мы сами будем разбираться в своей игре. У нас есть свои задачи, и мы будем их выполнять. Как болельщики к нам относятся — это их проблемы, к ним вопросы», — говорил футболист.
По идее, уже после высказывания Самошникова и последовавшей за ним реакцией клубу стоило выйти к команде, провести разъяснительную работу, напомнить о том, что перед сезоном все в команде заявляли «Вернемся вместе», а последние 20 лет казанская публика привыкла видеть ЦСКА, «Спартак» и «Зенит», а не «Балтику», «Волгарь» и «Родину». То, что через сравнительно короткое время с почти аналогичным заявлением к публике вышел Кабутов, показывает, что такого разговора внутри команды не было. Возможно, и потому, что самим футболистам, которые продолжают получать миллионы даже в Первой лиге и чувствовать себя более чем уверенно, действительно до лампочки, ходят ли на их матчи или нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.