«Для продавцов это экономия на складском хранении. Обычно товар из-за рубежа приходит, растаможивается, попадает на склад продавца, который его либо хранит, либо переупаковывает и отправляет на склад маркетплейса, где товар лежит до момента заказа. Когда же он прибывает на бондовый склад, то не растаможивается, лежит там столько, сколько нужно», — оценивают эксперты выгоду предпринимателей от создания в Татарстане первой бондовой зоны. Порывы трехлетней давности наконец обрели почву. Правда, речи о крупных инвестициях в регион пока нет, а некоторые эксперты видят в проекте «пустое вбухивание денег». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев провел несколько встреч в Москве с топ-менеджментом «Почты России». В центре обсуждения были детали открытия бондовой зоны на территории казанского логистического центра «Почты России» (казанского ЛПЦ)
«Это даст конкурентные преимущества для регионов, где они будут размещены»
Долгий путь по созданию в Татарстане бондовой зоны, похоже, выходит на финишную прямую. Как стало известно «БИЗНЕС Online», накануне бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев провел несколько встреч в Москве с топ-менеджментом «Почты России». В центре обсуждения были детали открытия бондовой зоны на территории казанского логистического центра «Почты России» (казанского ЛПЦ). «Мы прекрасно понимаем, что бондовых зон в России будет немного, что даст определенные конкурентные преимущества для регионов, где они будут размещены. В пользу выбора Татарстана говорит то, что у нас ранее уже был построен крупный логистический центр „Почты России“, который получил статус места международного почтового обмена (ММПО)», — прокомментировал Абдулганиев.
Речи о многомиллионных инвестициях пока не идет: на встречах обсуждается возможность отделить под бондовую зону часть используемых площадей. «Сейчас важно обсудить чисто технические моменты, выработать механизм запуска этого проекта», — пояснили в пресс-службе Абдулганиева.
«Спусковым» механизмом для старта переговоров об открытии бондовых зон стало подписание 2 ноября премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным постановления правительства России №1962, в котором наконец были обозначены сроки и условия проведения бондового эксперимента. Так, согласно постановлению, эксперимент стартует с 1 апреля 2023-го и продлится ровно год, до 1 апреля 2024-го. Коснется он товаров, ввозимых в Россию для продажи физлицам через электронные торговые площадки, ответственными за эксперимент назначили минэкономразвития страны, минэкономики России, федеральную службу по аккредитации и ФТС РФ.
Эксперимент развернется на таможенных складах «Почты России» в местах международного почтового обмена, в которых есть досмотровая рентгеновская техника. Также решено, что под бондовый эксперимент не попадают подакцизные товары, товары, в отношении которых применяются льготы по уплате таможенных пошлин, тарифные квоты, преференции и др. «Соль» же эксперимента в том, что участвующие в нем товары не будут облагаться таможенными пошлинами, пока не будут проданы. В этом смысл бондовой зоны: особый статус зоны позволяет выплачивать налоги и таможенные пошлины на товары не при пересечении ими границы, а после их покупки физлицами, что существенно упрощает возврат невостребованного товара обратно за рубеж.
Татарстан мечтает создать в регионе такую особую зону уже несколько лет: об открытии бондовой зоны в регионе заговорили еще в июле 2020 года, когда президент РТ Рустам Минниханов направил письмо министру финансов России Антону Силуанову с предложением сделать республику пилотным регионом для апробации бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли. А в августе того же года Минниханов подписал соглашение с гендиректором АО «Почта России» Максимом Акимовым о создании в международном аэропорту «Казань» первой российской бондовой зоны. Однако тогда реализация соглашения столкнулась с необходимостью внесения изменений в таможенное регулирование на уровне ЕАЭС.
Перспективы в создании в РТ бондовой зоны видят и федеральные эксперты из сферы логистики: такая зона даст возможность клиентам, которые делают поставки товаров, делать это партиями
«То, что пытаются сделать, — это бессмысленная трата времени и сил!»
О пользе бондовых зон для развития интернет-торговли татарстанские эксперты говорят не первый год. «На бондовых складах пошлина оплачивается только в том случае, если товар покидает зону. Вот вам пример: помните, как были популярны спиннеры? Участники интернет-ретейла отмечают, что сегодня они не очень востребованы, при этом огромные партии были растаможены и находятся на территории РФ. Чтобы их вернуть, надо снова пройти все таможенные процедуры», — приводил примеры Абдулганиев.
Спустя почти три года опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты также считают, что такой механизм будет выгоден прежде всего онлайн-торговцам. И не только экономией на таможенных сборах. «Для продавцов это экономия на складском хранении. Обычно товар из-за рубежа приходит, растаможивается, попадает на склад продавца, который его либо хранит, либо переупаковывает и отправляет на склад маркетплейса, где товар и лежит до момента заказа. В случае с платным хранением на складе маркетплейса это затраты для селлера. Когда же товар прибывает на бондовый склад, он не растаможивается, лежит там столько, сколько нужно — до момента продажи, отображаясь в остатках. И, уже когда пользователь сделал заказ, товар растаможивается и по системе FBS (Fulfillment By Seller) отправляется покупателю. То есть продавец может сэкономить на складском хранении», — объясняет директор спецпроектов KazanExpress Александр Савченко. Он также отмечает, что в перспективе бондовая зона может «потянуть» за собой строительство складов, а это дополнительные инвестиции в регион и создание рабочих мест, однако конкретики в этом отношении пока нет.
Перспективы в создании в РТ бондовой зоны видят и федеральные эксперты из сферы логистики: такая зона даст возможность клиентам, которые делают поставки товаров, делать это партиями. Да и появление такой зоны именно в Татарстане оправдано — регион расположен удачно с точки зрения логистики.
Однако президент национальной ассоциации дистанционной торговли, эксперт комитета ГД РФ по транспорту и связи Александр Иванов считает, что описанная в постановлении идея «нерабочая». «У нас придумали обычный склад СВХ (склад временного хранения), который и так у нас есть, но только очень дорогой. Точного определения понятия „бондовой зоны“ нет, оно очень расплывчато и в разных странах трактуется по-разному. Все глупости, которые есть в этих решениях, мы собрали. Поэтому никаких позитивных ожиданий нет. Это будет пустое вбухивание денег и времени, — прокомментировал Иванов. — Изначально же шла речь о понятной и очевидной модели, которая сейчас бы крайне была нужна бизнесу. Но вместо „очень нужной“ модели мы сделали абсолютно бессмысленную. Никому такое не нужно, как и „Почте“, на которую это повесили».
Иванов добавил, что Татарстан — «прекрасное место для реализации этого [эксперимента]». «Хорошая логистика, магистраль, транспортная доступность до других регионов, густонаселенный район с большим количеством платежеспособных покупателей. Но что-то пошло не так, и получаем на выходе нерабочую идею», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.