«Сигнала, что мне стоит покинуть страну, пока не поступало», — сказал «БИЗНЕС Online» известный журналист и историк Николай Сванидзе, комментируя свое исключение из совета по правам человека при президенте РФ. Этот орган сегодня указом Владимира Путина покинули сразу 10 человек, практически все они публично критиковали проведение спецоперации на Украине. Их в СПЧ заменят военкор Александр Коц, представители ОНФ, общественники из Донбасса и др. Подробности — в нашем материале.
Теперь в составе СПЧ фактически остались лишь два человека, которых можно назвать яркими представителями либеральной России, — Генри Резник и Александр Сокуров (слева). Напомним, что в 2021 году именно спор Сокурова с Путиным стал главным событием совета
Дальше без Сванидзе и Винокуровой
На главную политическую новость дня тянет обнародованный сегодня указ Владимира Путина. Глава государства устроил ротацию совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Консультативный орган покинули сразу 10 человек, на эту же цифру выросло число его новых членов.
Среди тех, кого Путин исключил из СПЧ, есть знаковые личности. К примеру, члены президиума Николай Сванидзе, известный журналист и историк возглавлял в совете постоянную комиссию по политическим правам. Также СПЧ покинули журналистка Екатерина Винокурова, профессор МГУ Александр Асмолов, правозащитник Игорь Каляпин и др. Фактически всех, чьи имена фигурируют в этом списке, объединяет то, что эти публичные фигуры высказывались критически относительно проведения СВО на Украине. А, например, еще один из «десятки», экс-завкафедрой новых медиа и теории коммуникаций журфака МГУ Иван Засурский, еще в мае покинул Россию после 16 лет работы в прежней должности.
Екатерина Винокурова отмечала, что многие члены совета считают, что статьи УК и КоАП, которые запрещают «дискредитацию» действий армии и «публичное распространение ложных сведений» о ней, по которым нарушители уже получают многотысячные штрафы и даже реальные сроки заключения, должны быть либо отменены, либо отправлены на доработку
«Я ожидал этого давно, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Сванидзе. — К этому не то что шло, просто моя позиция резко расходится с официальной, ключевой темой специальной операции. Потому я этого ждал. Объяснили ли мне данное решение? Нет. Президент свои позиции не объясняет и не должен объяснять. Но сигнала, что мне стоит покинуть страну, пока не поступало. И я не готов говорить о том, ждать его или нет».
Интересно, что фактически теперь в составе СПЧ остались лишь два человека, которых можно назвать яркими представителями либеральной идеи в России, — это адвокат Генри Резник и режиссер Александр Сокуров. Напомним, что в декабре 2021-го именно спор Сокурова с Путиным стал главным событием ежегодной встречи президента со своим советом по правам человека. Во время заседания глава государства раскритиковал знаменитого кинодеятеля из-за того, что тот, в частности, заявил о кризисе федеративности в России и предложил «отпустить» все желающие отделения регионы. А Рамзан Кадыров даже назвал режиссера «продажной мордой». Впрочем, градус дискуссии тогда снизил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который заявил, что Путин относится к своему земляку, петербуржцу Сокурову, «очень по-доброму».
«Пересмотр явно избыточных ограничений, замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, мобилизация заключенных. Я хочу поставить вопрос о фактическом запрете на антивоенные выступления и незаконной дискредитации противников войны», — такие неудобные темы рассчитывал затронуть Николай Сванидзе на совете
«Хочу поставить вопрос о фактическом запрете на антивоенные выступления»
Вскоре предстоит новая встреча СПЧ с российским президентом, которая обычно проходит в конце года. И только сегодня «Коммерсантъ» опубликовал материал о том, какие вопросы члены совета по итогам непростого 2022-го собираются задавать Путину. И именно Винокурова и Сванидзе рассчитывали поднять неудобные темы. «Пересмотр явно избыточных ограничений, замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, мобилизация заключенных. Я хочу поставить вопрос о фактическом запрете на антивоенные выступления и незаконной дискредитации противников войны», — говорил журналистам Сванидзе. А Винокурова рассказала, что многие члены совета считают, что статьи УК и КоАП, которые запрещают «дискредитацию» действий армии и «публичное распространение ложных сведений» о ней, по которым нарушители уже получают многотысячные штрафы и даже реальные сроки заключения, должны быть либо отменены, либо отправлены на доработку.
Интересно, будут ли подняты эти темы на встрече с президентом в отсутствие исключенных сегодня уже экс-членов СПЧ? Что касается новых участников совета, то политические взгляды большинства из них особых сомнений не вызывают — это глава регионального исполкома ОНФ в Московской области Юлия Белехова, председатель президиума общественной организации «Свободный Донбасс» Елена Шишкина, председатель правления союза писателей России, военный журналист Николай Иванов и др. Хотя новой главной звездой совета должен стать военкор Александр Коц. «В новых обстоятельствах другие лица становятся лидерами общественного мнения… [Они] могут лучшим образом представлять гражданское общество. Что является наиболее правильным отражением гражданского общества», — так объяснил кадровые изменения в СПЧ Кремль устами Пескова.
Напомним, что совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества.
Он ведет свою историю с 26 сентября 1993 года, когда указом Бориса Ельцина была образована комиссия по правам человека при президенте РФ, которую на первых порах возглавлял правозащитник Сергей Ковалев. В 2004-м комиссия была преобразована в совет при президенте, ранее ее возглавляли нынешний председатель ЦИК РФ Элла Памфилова и известный юрист Михаил Федотов. Последний покинул СПЧ в 2019 году. По официальной версии, поскольку достиг предельного возраста нахождения на госслужбе. Однако тогда много говорилось о том, что президент России недоволен тем, что совет слишком большое внимание уделяет защите участников незаконных протестных акций в Москве и других городах страны. С 2019 года СПЧ возглавляет известный журналист и общественный деятель Валерий Фадеев.
Новой главной звездой совета должен стать военкор Александр Коц
«За пацифизм в демократических странах не преследуют, даже во время войны»
Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценках сегодняшних изменений в составе совета по правам человека при президенте России.
«Совет при президенте — это люди, которые президенту советуют. Это не место для публичной дискуссии, это не парламент, — уверен политтехнолог Евгений Минченко. — В парламенте — пожалуйста, это место для дискуссий. А СПЧ — люди, конкурирующие между собой, кто даст лучший совет президенту. А он волен выбирать, чьи советы он хочет слушать, а чьи — не хочет».
А вот политолог Константин Калачев не согласен с таким решением. «Люди выступили против СВО, их за это исключили. Правильно это или нет? Я считаю, что неправильно, — говорит наш собеседник. — Потому что плюрализм мнений — признак демократического общества. Либо мы признаем, что уже скатываемся куда-то в тоталитаризм, либо сохраняем уважение к другой точке зрения. За пацифизм в демократических странах не преследуют, даже во время войны. Вспомните военные митинги в США во время войны во Вьетнаме. Миллионы людей выходили». Наш эксперт указывает на то, что фактически не остается площадок, где «такие люди могут высказаться»: «То есть если есть консенсус большинства — очень хорошо, но власть должна не только выражать их запросы, не только формировать мнение большинства, но и учитывать мнение меньшинства. Если не учитывать, то хотя бы терпимо к нему относиться».
Почему же власти ждали 9 месяцев с начала операции, чтобы принять такое решение? «Во-первых, я думаю, были предположения, что кто-то может поменять свою позицию, — предполагает Калачев. — Во-вторых, эта машина работает медленно. На самом деле хоть это и СПЧ, а бюрократическая волокита есть. Неспешно, медленно: „А давай посмотрим?“, „Может быть, они одумаются“. Да, как всегда, у нас все в последний момент». При этом эксперт «БИЗНЕС Online» напоминает, что рано или поздно возникнет вопрос о переговорах и мире. «Тогда власти потребуются союзники в лице умеренных. А их не будет, потому что их уничтожили как класс. Остались только ультрас», — резюмирует Калачев.
«Исключив одних, нужно тогда включить других. Я считаю, что нужно включить левых, допустим, близких к партии Миронова и так далее, — считает политолог, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ Владимир Беляев. — Почему? Потому что они тоже патриоты. Речь идет о том, что патриотизм — это не любовь к государству, а любовь к Родине. Лично мое мнение, что у Сванидзе этого не хватало, где-то он даже хаял наших ветеранов войны и прочее». По мнению Беляева, своим решением Путин дает сигнал элитам, который заключается в том, что сейчас права человека должны защищать те, кто любит Родину. «А их там (в СПЧ — прим. ред.) вообще не бывало. На мой взгляд, сейчас актуальны те, кто любит любой период нашего развития. Да, в каждом из них есть большие минусы, но все-таки. Народ-то тот же самый жил и при Сталине, и при Брежневе, и при Ельцине. Кроме молодежи — тех, кто родился при Путине. Она ничего не видела», — говорит эксперт «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.