РЕЗИДЕНТ АВТОРСКОГО ОБЩЕСТВА НА ШОУ COMEDY CLUB

В минувший вторник в Арбитражном суде РТ состоялось предварительное судебное заседание по иску Российского авторского общества (РАО) к Comedy Club Production и ЗАО «Торговый дом «Сигма-плюс» о взыскании 120 тыс. рублей компенсации за нарушение исключительных прав. Представитель татарстанского филиала РАО Рустам Гарифуллин рассказал на судебном заседании, что претензии к популярному комедийному шоу у общественной организации, которая представляет интересы правообладателей, возникли в связи с их выступлением в Казани. В частности, по информации авторского общества, резиденты Comedy Club выступили с концертом 30 октября прошлого года в известном казанском ресторане «Танго».

Судя по всему, в ресторане в тот день в числе зрителей были и представители РАО – билеты на концерт приложены к иску. «На билетах стоит печать и указан ИНН организации, которая осуществляла концертную деятельность. Он принадлежит Comedy Club Production, поэтому, на наш взгляд, сомнений быть не должно», - сообщил Гарифуллин. Кроме того, он пообещал, что в дальнейшем суду будет представлена видеозапись, запечатлевшая концерт.

ЗА КАЖДОГО АВТОРА – ПО 15 ТЫС. РУБЛЕЙ

В РАО говорят, что резиденты Comedy Club в числе прочего исполнили на концерте песни, не имея на это прав. В частности, в иске фигурируют три шлягера - иностранные Salut и TICO TICO, а также отечественный «Я люблю тебя, жизнь » (автор текста – Константин Ваншенкин, композитор – Эдуард Колмановский).

«У каждого музыкального произведения есть свой автор текста и автор музыки. У ответчиков нет прямых соглашений с правообладателем данных музыкальных произведений на право публичного исполнения в общественном месте. Нет также и лицензионного договора с РАО, который предоставлял бы им такое право», - отметил в суде представитель РАО.

По словам Гарифуллина, статья 13.01 Гражданского кодекса устанавливает ответственность за нарушение авторских прав в виде компенсации до 5 млн. рублей. В данном случае он просил суд взыскать в пользу РАО 120 тыс. рублей.

«На концерте прозвучало три музыкальных произведения, исключительные права на которые принадлежат восьми авторам. Авторским советом РАО размер компенсации за нарушение исключительного права на произведение установлен в размере 15 тысяч рублей за каждое музыкальное произведение и в отношении каждого автора», - пояснил он размер иска.

Гарифуллин просил суд взыскать компенсацию в солидарном порядке с ТД «Сигма-Плюс» и Comedy Club, отметив, что «достоверно знать, кто из соответчиков является организатором данного шоу, мы не можем». Вместе с тем, по его словам, в ходе судебного разбирательства исковые требования могут быть уточнены.

ВЛАДЕЛЕЦ РЕСТОРАНА – ОТВЕТЧИК НЕНАДЛЕЖАЩИЙ

Представитель ТД «Сигма-Плюс» Ильдар Халиуллин не исключил, что владелец ресторана в данном случае - ненадлежащий ответчик. «Мы оказываем услуги общественного питания, но никак не устроителя выступления, - пояснил он. – А какое концертное мероприятие проводить, каждая организация вправе определять сама, мы в эту кухню не лезем».

Халиуллин пояснил суду, что в данном случае договор у ресторана был не с коллективом Comedy Club, а с неким юрлицом, которое предполагало проведение корпоративного мероприятия.

Но что за компания 30 октября проводила время в обществе резидентов комедийного шоу, он сказать не смог. «Юрлицо мы сейчас устанавливаем», - сообщил представитель владельца ресторана.

«НИКАКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В КАЗАНИ НЕ ПРОВОДИЛИ»

Представители Comedy Club на судебном заседании не присутствовали. Но прислали свой отзыв на иск РАО. Продюсерский центр утверждает, что никаких мероприятий в Казани не проводил – кто-то использовал их товарный знак.

Впрочем, в РАО газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что на видеозаписи видно, что в ресторане «Танго» проходило выступление женской половины шоу Comedy Woman: «И хотя резидентов Comedy отчетливо не видно, зато хорошо слышны их голоса». В РАО, в частности, утверждают, что участниками того концерта были Дмитрий Хрусталев и Катя Варнава.

Арбитражный суд РТ вернется к рассмотрению дела 21 мая.

«НАША ЗАДАЧА – НЕ СТОЛЬКО НАКАЗАТЬ….»

Суть претензий к Comedy Club корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировали в татарстанском филиале РАО: «Если вы слушаете популярную музыку дома – нет проблем. Но если она транслируется в каком-либо публичном месте, значит необходимо заключить с РАО лицензионный договор на ее использование. В том числе если та или иная мелодия звучит в ресторане просто фоном, это уже является нарушением».

По информации татарстанского филиала РАО, большинство казанских ресторанов и концертных площадок заключили лицензионные договоры. В их числе и ассоциация рестораторов и отельеров Казани, а также все заведения, принадлежащие непосредственно председателю правления ассоциации Зуфару Гаязову (совладелец группы компаний «Татинтер Ресторантс» – ред.).

Но некоторые концертные площадки, как отмечают в татарстанском филиале РАО, тем не менее отказываются заключать лицензионный договор. Ресторан «Танго» - в их числе. «Наша задача не столько наказать, сколько убедить заключить лицензионный договор», - отмечают в РАО.

В том числе эти требования распространяются и на музыку, которая звучит в фильмах. Но ситуация с кинотеатрами такая же, как с концертными площадками, в частности, в татарстанском филиале РАО газете «БИЗНЕС Online» привели пример кинотеатра «Магия кино» в XL, который также пока не заключил с РАО лицензионный договор.

«С НАС БЕРУТ ДЕНЬГИ ЗА ВСЕ»

Гаязов подтвердил газете «БИЗНЕС Online», что ассоциация рестораторов и отельеров Казани заключила с РАО лицензионный договор: «Вышло соответствующее постановление правительства России, и мы уже два года как выплачиваем российскому авторскому обществу определенный тариф, согласованный для членов ассоциации (в данный момент входит до 40 ресторанов и отелей – ред.). По словам Гаязова, величина тарифа зависит от торговой площади самого ресторана, его музыкальной программы и количества посадочных мест.

Гаязов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что, будучи членом координационного совета федерации рестораторов и отельеров России, участвовал в Москве в переговорах с РАО по поводу величины производимых российскими ресторанами отчислений: «Просили установить как можно более низкий тариф».

«Последние наши утвержденные тарифы остаются неизменными, но теперь требует заключения договоров и соответствующих отчислений еще и Всероссийское общество интеллектуальной собственности (ВОИС), - говорит он. - С нас берут деньги за все. Со своей стороны, члены ассоциации хотели бы видеть большую прозрачность поступления собираемых РАО средств именно тем людям, кто их и должен получать, я имею в виду авторов произведений». По его словам, федерация рестораторов и отельеров России уже обращалась по этому поводу в министерство культуры РФ.

«Как коллеги мы поддерживаем ресторан «Танго» и желаем ему победы, - сказал газете «БИЗНЕС Online» Гаязов. - Победить РАО сложно, но бороться с ним в любом случае нужно».

ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОЛУЧЕНА ЛИЦЕНЗИЯ НА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Ирина Тулубьева - управляющий партнер московской юркомпании «Тулубьева, Осипов и партнеры», так прокомментировала для газеты «БИЗНЕС Online» сложившуюся ситуацию:

- РАО в сфере лицензирования и сбора вознаграждений за публичное исполнение произведений представляет интересы всех авторов. Редчайшее исключение – те, кто прямо отказался от услуг РАО. Это очень незначительное число авторов. И как правило, эти отдельные произведения из списка РАО изымаются в связи с какими-то конфликтными ситуациями с артистами. Например, Илья Резник изъял свои произведения, исполняемые Любовью Успенской, чтобы иметь какое-то воздействие на нее. РАО не может отказать в выдаче лицензии. А автор, естественно, может отказать кому-либо.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ любое публичное исполнение произведений, если они подпадают под правовую охрану, возможно допускать, если только до начала использования либо площадкой, либо владельцем этого заведения, либо организатором концерта - тем, кто арендует эту площадку, получена лицензия на публичное исполнение. Именно для того, чтобы облегчить ситуацию с получением лицензии, как раз и существует такая организация, как Российское авторское общество (РАО). В противном случае пришлось бы обращаться к каждому правообладателю напрямую.

По законодательству, право принадлежит автору. Но РАО представляет интересы практически всех наших авторов. В том числе наследников авторов – как российских, так и зарубежных. Поэтому достаточно обратиться в РАО - центральный офис, либо региональный филиал по месту нахождения - за лицензией. Получить лицензию и уже по проведенному мероприятию произвести оплату, исходя из полученного сбора. Вариантов в законодательстве много. Но, как правило, это валовой сбор с продажи билетов, и надо сдать отчет в РАО, которое эти деньги распределяет авторам. Если лицензия не получена, значит речь идет о незаконном использовании. И совершенно справедливо предъявляются претензии. Таких исков у российского авторского общества достаточно много в разных городах и населенных пунктах страны. Это обычное дело. К сожалению, нарушают закон у нас достаточно часто. В этом нет ничего необычного – рутинная работа.

Справка

Comedy Club Production - многопрофильный продюсерский центр, специализирующийся на производстве телепроектов и кино, клубной и концертной деятельностях и других направлениях рынка развлекательных услуг.

Компания основана в 2007 году командой, создавшей популярнейшее шоу Comedy Club. Этот телевизионный проект уже более пяти лет выходит в эфире телеканала ТНТ с неизменно высокими рейтингами. На настоящий момент в портфеле компании почти два десятка успешных теле- и кинопроектов.

1 сентября 2010 года Comedy Club Production приобрел 74% доли группы компаний 7 ART, в результате чего портфель компании расширился за счет линейки многосерийных высокорейтинговых сериалов и ситкомов: «Универ», «Интерны», а также пяти пилотных проектов и десяти новых медиапродуктов, находящихся в разработке. Также сделка позволила объединить в рамках одного продюсерского центра самые сильные на рынке творческие и технические мощности, а также огромный актерский и авторский ресурсы. По оценке владельцев компании, совокупный оборот Comedy Club Production в 2010 году составил $136 миллионов.