На фоне мирового финансового кризиса, когда банки в разы сократили объемы выдачи кредитов, автосалоны терпят колоссальные потери продаж, уменьшаются объемы сборов и у страховых компаний. Каким фирмам удастся выжить и как рынок страхования переживает смутные времена? Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал директор казанского филиала "Военно-страховой компании" Игорь Волчков.

Визитная карточка компании
Год основания – 1992/ Филиал – 1993
Штат – 6000/90
Положение в рейтинге:
 -Высший рейтинг надежности "А++",
-4 место в РФ по сборам,
-крупнейшая филиальная сеть -604 филиала и отделения в России,
- работающих в рамках одного юридического лица,
-единственная СК, имеющая благодарности Президента РФ.   

- Игорь Викторович, как татарстанский рынок страхования переживает мировой финансовый кризис?

-  На мой взгляд, в этом кризисе очень много положительных моментов. Сейчас экономика в целом очищается от шелухи. Этот процесс, безусловно, касается и рынка страхования, который избавляется от псевдостраховщиков, страховщиков с ненормальной экономикой бизнеспроцессов внутри компании, в том числе это коснется и части так называемых кэптивных компаний.

- А много "шелухи" на рынке страхования?

- Сегодня рынок страхования в республике распределен на 80% в пользу местных страховых компаний, доля рынка федеральных компаний (в их числе ВСК) – 20%. Да-да, не удивляйтесь. Еще три года назад это соотношение было 91% к 9% соответственно. При этом 90% местных страховых компании находятся при каких-то крупных холдингах, финансово-промышленных группах, будь то "Татнефть", "Татэнерго", "АК БАРС" Банк, "Татфондбанк", ОАО "Красный Восток-Агро". Все эти структуры имеют свои страховые компании, где и страхуют риски. Фактически по части случаев можно сделать вывод, что деньги перекладываются из одного кармана в другой. В результате конкурентной среды в Татарстане, по большому счету, нет или, можно так сказать, до последнего времени не было, что приводило к необоснованным завышениям тарифов, бремя которых ложилось на плечи граждан – потребителей услуг этих групп. 

Думаю, что все помнят до недавнего времени одного из лидеров страхования в РТ компанию "Итиль". Вы о ней что-либо слышали в 2008 году? Думаю, что нет. Это образчик вот такого "внеконкурентного" бизнеса,  большая доля которого приходилась на страхование автодорожного сегмента юридических лиц РТ, да еще и ОСАГО. При этом организации были вынуждены работать с "Итилем" по тарифам на 20-30% выше рыночных. Ушел с поста министр – не стало у "Итиля" данных клиентов. А что появилось? Не догадаетесь! Итиль в мгновение ока полюбили в Дальневосточном федеральном округе, в частности строители и другие организации Хабаровского края. Почему - сами догадайтесь. Но это тема других органов. А теперь его за ненадобностью продали болгарам. И где некогда мощный "Итиль"?

- Как ваша компания переживает мировой финансовый кризис?

- ВСК видит в кризисе положительные моменты, в виде очищения рынка от псевдостраховщиков, компаний, качество работы которых только дискредитирует страховое сообщество. Другое дело, конечно, как и у любой страховой компании, из-за кризиса уменьшился  объем сборов. В частности, из-за того, что сократились объемы выдачи кредитов населению и юрлицам на фоне кризиса. Кроме того, сейчас обострилась ситуация по качественному обслуживанию клиентов. Сегодня многие банки и юрлица выбирают ВСК. Потому что если раньше и денег и свободы финансовых решений  было много, то теперь ситуация изменилась. Люди не страховали свой бизнес, потому  что были уверены, что при возникновении ЧП могут взять в любой момент очередной кредит и поправить свое финансовое положение, в том числе путем восстановления, покупки, замены пострадавшего имущества, оборудования. Сейчас денег в банках мало, получить их сложно и выгоднее заплатить страховку, чем пытаться потом докредитоваться. В этом мы видим тоже положительный момент кризиса.

- Какие компании сегодня являются крупнейшими игроками на рынке страхования в Татарстане? Кто из них ваши прямые конкуренты?

- Если говорить о страховании физических лиц по развитости сети, опыту работы и охвату доли на рынке, то первые два места, безусловно, занимают "Росгосстрах" (это сложилось исторически) и "НАСКО - Татарстан" (старейшая компания в республике, она пользуется определенной  поддержкой руководства РТ). Я сейчас не говорю о качестве работы, это было бы некорректно. Также я отметил бы страховую компанию "АСКО", которая  держит до 50% челнинского рынка.
Если говорить о страховании юридических лиц без учета кэптивов, в первую очередь здесь выступают федеральные страховые компании - ВСК и "Альфа-страхование". Сюда можно причислить и "Росгосстрах". Из всего этого набора самая рыночная компания – ВСК, мы не связаны ни с кем кэптивными отношениями или определенными обязательствами. Так,  большая часть объемов страхования, которые имеет "Альфа", являются следствием сделки между "Альфа-страхованием" и группой ТАИФ по покупке в 2005 году страховой компании "Аверс", которая принадлежала ТАИФу. После этого имущество ТАИФа – "Казаньоргсинтез", "Нижнекамкнефтехим", Нижнекамский НПЗ и другие страхуется в "Альфа-страховании".

При этом я не рассматриваю нерыночные связки "Чулпан" -  "Татнефть", банк "Девон-кредит", не берем "Талисман", который завязан на "Красный Восток-Агро", "Энергобанк", а также "АСКО" - "Татэнерго", "АКИБАНК".

- Как вы считаете, возможны ли задержки по платежам из-за кризиса, например, в автостраховании?

- Сначала отвечу на прямой вопрос – они уже есть у ряда компаний и число таких компаний будет только увеличиваться.

Автострахование всегда выделяется в отдельный сегмент. В РТ есть ряд компаний, в которых автострахование занимает 80-90% объема. И компании не знают, как слезть с этой пирамиды, потому что автострахование в настоящий момент прибыли практически не приносит. Сегодня в Татарстане трудно найти страховую компанию, у которой сборы по ОСАГО превышали бы выплаты. В начале декабря Российский союз автостраховщиков направил в Федеральную службу страхового надзора перечень компаний, у которых серьезные  проблемы с исполнением обязательств перед клиентами по ОСАГО. В этом списке есть и Мегарусс-Д, имеющий большой портфель автострахования в республике. Это как пример. По КАСКО примерно то же самое, сборы находятся на грани рентабельности.

В последние полтора года в РТ появились новые страховые компании, которые свою политику строят на завоевании рынка путем демпинга. Не секрет, что самую большую скорость по сборам страховых премий можно получить именно в демпинге в автостраховании. Правда, потом у тех, кто демпингует, возникает проблема: как платить? Думаю, что час "Х" для них наступит к концу 2009 года.

ВСК позиционирует себя как премиум-компания, мы работаем со всеми крупнейшими автосалонами и банками. Наши тарифы выше средних, но мы исполняем все обязательства перед своими клиентами. У нас автострахование КАСКО плюс ОСАГО занимает где-то порядка 49-50% (9% ОСАГО и 40% КАСКО) от общего объема сборов, при этом на физических лиц автострахования приходится 68%, на юридических – 32%.

Если компания задерживает платежи по ОСАГО, то у клиентов есть возможность и даже необходимость обращаться в Росстрахнадзор, чтобы те осуществили проверку и лишили недобросовестные компании лицензии. Нужно понимать, что все обязательства по ОСАГО обанкротившихся компаний ложатся на плечи  других страховщиков.

Кстати, в марте по ОСАГО входит так называемое прямое урегулирование. Для плохих страховых компаний это тоже будет кризис. ВСК ждет это нововведение с нетерпением. Что оно даст? Вы купили полис ОСАГО. Допустим, произошло ДТП не по вашей вине. Где купил второй водитель полис ОСАГО – там вам и выплачивают, или нет в худшем случае, в зависимости от качества работы страховщика, а потому могут возникнуть проблемы с возмещением убытка. А сейчас вы будете обращаться в ту страховую компанию, где сами купили полис ОСАГО, а уже мы с виновной стороны будем требовать деньги, которые  выплатили вам. Поэтому теперь клиент должен понимать, что от выбора страховой компании будет зависеть то, как скоро он получит возмещение по ОСАГО. Я уверен, что 50% игроков на страховом рынке это нововведение по ОСАГО не выдержат – перестанут заниматься ОСАГО или лопнут. Вообще же сейчас по законодательству срок выплаты по ОСАГО - 30 дней. Внутренний регламент ВСК – 15 дней, но мы укладываемся в 8-10 дней.

- Ваш  прогноз влияния кризиса  на  количественные показатели рынка страхования.

- По итогам 2008 года рост 10-12%, в 2009 –  уменьшение сборов на 25%. В 2009 году около 15% страховых компаний покинут рынок или будут куплены другими страховщиками.

КУЛЬТУРЫ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ НЕТ

- Что сегодня люди страхуют чаще всего? Каковы основные тенденции в страховании?

- К сожалению, у нас как таковой культуры страхования нет. Как привить? Наверно должно быть какое-то просвещение. Плохо, что у нас просвещение происходит через негатив. Всем известен случай, когда два месяца назад умер футболист ФК "Рубин". Его жизнь была застрахована у нас. Он взял ипотечный кредит, и после его смерти мы его семье выплатили более двух млн. рублей. А не был бы он застрахован, как семье гасить кредит? Один из последних примеров: бизнесмен из Набережных Челнов тоже взял ипотеку, умер, у него остались семья, дети. На следующей неделе мы будем им выплачивать 12 млн. рублей. Вот после таких случаев идет понимание, что страховка просто необходима, тем более, когда она составляет 0,3-0,5%, но если что случится, вам достаются немаленькие деньги. 

Но с другой стороны, сколько мы бьемся над тем, чтобы культура вождения стала лучше, и тратим на это значительно больше усилий, чем чтобы привить культуру страхования. Но результат нулевой. Поэтому я очень скептически отношусь, что в нашей стране  в ближайшие 10 лет будет понимание необходимости культуры страхования. Единственное, на чем она может подняться - это развитие малого и среднего бизнеса. В мелких компаниях фактически все держится на одном-двух людях, которые двигают свой бизнес вперед. А потеряй они трудоспособность?! Я не говорю уже о смерти. Здесь помощник только страховка – это и возможность погасить кредиты, средства на лечение или наем менеджера-управленца со стороны. 

- В некоторых случаях, страхование носит принудительный характер, например, при оформлении ипотеки… 

- Хорошо, пусть оно не будет принудительным. Но тогда будет выбор. Или ты берешь кредит под 15% и страховка составляет 0,5%. Или ты берешь кредит под 20% и не страхуешься. Выбор за вами. В первом случае вы и банк, соответственно, защищаете себя от негативного воздействия чего бы то ни было по перечню рисков, а  во втором случае – нет. А ведь если что-то случится, с вас ответственность по уплате кредита никто не снимет. Банки при оформлении ипотеки будут предлагать разные варианты и будут зарабатывать на этом, стараясь перекрывать свои риски невозврата кредита повышенными процентными ставками. Но деньги вам все равно придется возвращать.

СТРАХОВАЯ ЭКЗОТИКА

- Можете вспомнить самую необычную страховую выплату в ВСК?

-  Мы и за самолеты платили, когда птица в двигатель попадала. Два месяца назад ураганом оторвало судно от причала, баржу уволокло, а потом выбросило на мель. Вот мы готовим выплату по этому делу. В моей практике уже все было: дома и машины горели, люди, как ни прискорбно, умирали, заливало крупнейшие торговые сети.

Могу рассказать про один случай, который произошел 8 июля прошлого года, когда в Казани был страшный ураган. У нас был застрахован поставщик элитной вино-водочной продукции. Товар они хранили на складе, который поделен пополам. В одной части их продукция, в другой – конкурентов. И вот 8 июля срывает крышу склада, все это заливает сильным дождем, перемешивает ураганом. Наши клиенты страховали товар на сумму кредита, хотя мы им советовали застраховать весь товар на складе, потому что разница в деньгах была небольшая, около 40 тысяч рублей. Они, видимо, подумали, что ничего страшного случиться не может. Фактически ущерб, по нашим подсчетам, был нанесен на сумму около 15 млн. рублей, продукция потеряла свой товарный вид, потребительские свойства. Выплатили мы им 8,5 млн. рублей. Думаю, что руководство компании теперь осознает, что скупой платит дважды.

А другая компания была застрахована через одну местную страховую компанию, которая в РТ представляла интересы федеральной, не представленной в республике фирмы. Тяжба с ними у другого поставщика длилась почти полгода – им предлагали оплатить печатание этикеток и изготовление коробок для виски, коньяков и т.п. И только когда  в Москве вмешалось руководство  крупнейшего банка – кредитора этого поставщика  - вопрос с выплатой был улажен. Теперь оба поставщика страхуются у нас.

- В Америке уже никого не удивляет, когда люди страхуют, например, свои части тела. В России до такого уже дошли?

- В Татарстане вряд ли, я не знаю, а в Москве такое, наверное, уже есть. Но спортсмены, конечно, все застрахованы. У нас, например, застрахована хоккейная команда "Нефтехимик".

Обратите внимание, кто больше говорит о том, что какая-то звезда застраховала ту или иную часть тела? - именно страховая компания. Это простой пиар, чтобы привлечь внимание к себе.

В СТРАХОВАНИЕ – ИЗ ПОДВОДНОГО ФЛОТА

- Как началась история страхового дома ВСК?

- Военно-страховая компания была образована в 1992 году. Организатором и генеральным директором был полковник министерства обороны Сергей Цикалюк. Сейчас он Председатель совета директоров. Почему именно военно-страховая? В те годы военнослужащие не были никаким образом защищены. У истоков ВСК стояли люди, которые знали эту проблему изнутри. Поэтому они разработали специфичный продукт - обязательное страхование военнослужащих. Идею вынесли на рассмотрение Госдумы РФ, где проект был доработан и утвержден. После заниматься страхованием военнослужащих было предложено нескольким компаниям.

Тогда фактически серьезно за это взялась только ВСК, потому что это огромные трудозатраты. У нас фактически есть база данных по всем военнослужащим вооруженных сил РФ. Мы занимаемся и ФСБ, и сотрудниками наркоконтроля, и представителями вооруженных сил, судебного департамента, прокуратуры, всего 10 министерств и ведомств. В 1999 году этот бизнес составлял 65% портфеля страховой компании. По 2007 году он составляет всего лишь 14%, а в 2008 ожидается примерно 9%. Но уменьшение доли идет не за счет сжатия этого сектора, это за счет расширения других сфер страхования.

Если говорить о цифрах, то сбор премий у ВСК в 1995 году составил 35 млн. рублей. А за 9 месяцев 2008 - 17 млрд. 871 тысяча. Среди компаний первой десятки вы не найдете тех, кто рос бы быстрее. Компания сейчас находится на четвертом месте среди страховых компаний в России (а компаний сейчас порядка 850) по сбору премий.

- Как создавался филиал ВСК в республике?

- В Татарстане филиал был основан весной 1993 года. Этой весной мы отмечали 15-летие. В 2001 году сборы по филиалу составили 10 млн. рублей, в прошлом году мы собрали 330 млн. рублей. Я встал у руля филиала в конце 2004 года при сборах 38 млн. рублей. Всего по Татарстану шесть отделений: в Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Альметьевске, Чистополе и еще три допофиса в Казани. Последние три года темпы роста сбора страховой премии составляли 227% ежегодно. При этом выплаты – 30% от сборов.

В 2004 году, когда я пришел сюда, в компании работало порядка 30 человек, сейчас штат - 90 человек. При увеличении штата в три раза, объемы сборов увеличились в девять раз. Выработка на одного человека у нас составляет 400-450 тысяч рублей в месяц.

- Ваша команда – кто в нее входит? Откуда берете кадры, и где сегодня обучают профессии страховщика?

- Профессии страховщика сегодня нигде не учат. Смотря на своих сотрудников, я могу сказать, что лучшие страховщики получаются из учителей. Потому что у них есть такие качества как коммуникабельность и ответственность.

У нас коллектив – это сплав молодости и опытности. Принимали на работу людей и без опыта. Есть люди, которые приходят, просятся на должность зама или руководителя среднего звена. Я смотрю, что они не подходят по профессиональным или иным качествам, а потом вдруг вижу, что эти люди становятся директорами других страховых компаний. И делаю выводы о том, как работает эта страховая компания.

Многие хотят к нам устроиться на работу, особенно в последнее время. Хочу отметить, что ВСК не пойдет по пути сокращения штата, увольнения своих сотрудников из-за финансового кризиса в стране.

- Вы закончили военно-морское училище. Как получилось так, что вы стали заниматься страхованием?

- Да, я  20 лет отдал вооруженным силам. С 15 лет учился в Нахимовском училище, потом в Высшем военно-морском училище подводного плавания, после чего восемь лет прослужил на атомных подводных лодках на севере. Параллельно мне удалось еще и закончить Казахский технический университет по специальности "Экономика управления предприятием". Потом я пять лет прослужил в ФСБ. Кроме того, у меня был прекрасный опыт работы в бизнесе у Александра Таркаева. В августе 2004 года меня пригласили работать в ВСК.

- Что вы лично застраховали?

- У меня застрахованы дом, баня, личное имущество, машина, моя жизнь, застрахованы дети от несчастного случая, а также квартира, имущество и гражданская ответственность родителей. Фактически я использую максимальный набор.

Визитная карточка руководителя
Волчков Игорь Викторович
Родился в 1967 году в Читинской обл.
Образование: Высшее военно-морское училище подводного плавания, Казахский технический университет
Основные этапы карьеры:
 - Служба на Северном флоте ВМФ РФ, штурман ракетного подводного крейсера стратегического назначения,  1989-1997
- Управление ФСБ РФ по РТ, старший оперуполномоченный, с 1997 по 2002 
- ОАО "Диалог-инвестментс", заместитель Генерального директора, с 2002 по 2004
- Казанский филиал ОАО "Военно-страховая компания", директор, с 2004 по настоящее время.

Ринат Билалов,
Ирина Калентьева,
         
  фото Марии Зверевой