Для начала — опять об офисном планктоне.

Сдаваться он не собирается. Всякий социальный субъект, раз возникнув, начинает вести себя как живое существо: старается размножиться, завоевать жизненное пространство, вытеснить конкурентов, укрепиться, укорениться и вообще продолжать жить и наслаждаться этим процессом.

И вот, в полном соответствии с социальными законами, внутри терпящего бедствие офисного планктона возникла инициативная группа, сообщившая, что "профсоюз офисных работников и управленческих кадров России соберется на учредительную конференцию в ближайшее время. Скорее всего, это произойдет в начале будущего года".

Интересно, как этот профсоюз будет бороться за свои права. Когда свою войну начинает рабочий союз, то оружие у них изначально есть: перестали  работать — и производство останавливается. А каково оружие у офисного планктона? Он-то чем будет брать? Прекратить работать? — так он и так в основном не работает, за исключением тех 20%, что волокут на себе 80% всей работы; остальных можно просто сократить. А попробуй выгони рабочего, инженера, программиста — замучаешься искать нового. Ну, разве что если старый был совсем никакой, и держали его только из жалости. Но такой ведь и бастовать не станет — знает, что его ликвидируют в первую голову.

Вот свеженькие объявления о поиске работы в Казани. Кто требуется? "Восточному экспрессу" (и не только ему) нужны агенты по рекламе (ныне гордо именуемые "рекламными менеджерами"). "Комсомольской правде" — директор по распространению и непременно с опытом работы. Вроде бы — офисный планктон, ан нет: это люди, которые приносят деньги, за счет них живут нынешние СМИ. И рекламных менеджеров, способных это делать, людей опытных и с богатыми связями в бизнесе, и эффективных организаторов продаж — единицы, каждый такой на вес золота, и никто его не отпустит. Примут все меры, чтобы сам захотел остаться.

Вот еще объявление — "требуется радиоинженер". То есть человек, способный производить, а стало быть, приносить деньги. Постоянно требуются шоферы — иногда со своими автомобилями, иногда нет. Разумеется, все время появляются объявления о рабочих профессиях. А вот предложения о наборе офисного планктона, столь частые в прежние времена, совсем пропали.

Есть очень интересная и заметная разновидность офисного планктона, — это разнообразные "бизнес-тренеры", "руководители бизнес-семинаров", "гуру маркетинга" и т.п. За последние лет 10 их развелось видимо-невидимо. Роль их состоит в основном в том, чтобы выдавать красивые сертификаты, с помощью которых прошедшие тренинг счастливчики могли бы, размахивая ими перед лицом работодателя, позиционировать себя как "учеников гуру", способных совершать почти такие же чудеса, как и их Великий Учитель. Среди "бизнес-тренинга" появились даже различные направления; последнее, что я засек перед кризисом — это некий "коучинг". Почитав статьи "коучеров" и, в особенности, отзывы удостоившихся "коучинга", я в очередной раз убедился, что все это не более чем лапша на уши. Общаясь с участниками подобных шоу (это трудно назвать иначе), я убедился, что в принципе эти "семинары" и "коучинги" ничем не отличаются от разнообразных "пирамид", "гербалайфов" (помните такое?) и прочих, как теперь принято говорить, разводок. Давно, еще до кризиса 98-го года, я заглянул как-то из любопытства на такой "семинар" некоей конторы (название начисто из головы вылетело; кажется, какой-то "клуб чего-то"), которая в пышных и неопределенных выражениях обещала всем участникам златые горы. Мне была интересна технология охмурения народа, который тогда был еще неопытен и легко покупался на обещания типа мавродиевских. Хотя любой читающий хотя бы желтую прессу человек должен был бы знать, что следует ждать чего угодно — от методик NLP до подмешивания в кофе психотропных препаратов.

Технология оказалась примитивной: она состояла в том, что расписывались разнообразные "бентли", особняки на Гавайях, виллы под Ниццей, драгоценности неслыханной стоимости и прочая дребедень, которой владеют достигшие успеха в сей конторе и которой, понятное дело, будут владеть все пришедшие, если только запишутся; но при этом ничего не говорилось о сути дела — а чем же контора-то занимается? Я сразу довел отлично натренированных в американском стиле (как бы искренняя широкая улыбка в сочетании с бессмысленной и как бы приятной болтовней, сопровождаемая выверенной по книге Алана Пиза жестикуляцией) девушек-ведущих до белого каления, всего лишь поинтересовавшись, когда же мне раскроют секрет того, чем же все-таки придется заниматься счастливчикам? Заниматься им, понятное дело, пришлось бы затягиванием в контору новых жертв, за каждую из которых полагалось вознаграждение, которое должно было окупить немалые по тем временам деньги (долларов двести, кажется), которые "счастливчикам" нужно было внести за право разводить своих близких и друзей.

Почему я этот старый эпизод вспомнил? Потому что "бизнес-тренинги" доморощенных "гуру" в основном посвящены тому же — затягиванию в систему тренингов новых жертв. Каждый участник должен привести еще одного, лучше — двоих, а еще лучше — троих новобранцев, чтобы "гуру" мог процветать.

Настоящие западные гуру без кавычек к нам как-то не приезжают. В российском бизнесе их методы неэффективны, а часто вообще неприменимы, да и им трудно работать в наших условиях. К нам обычно попадают те, кто не востребован на Западе. А у нас маркетологи "жрут все подряд. Вынешь мерзость — жрут мерзость" (из "Сталкера" Тарковского).

А теперь пожинают плоды: казалось бы, именно в кризис маркетологам-то и раздолье — не идут продажи, так придумай что-то, что поможет продать! Ан нет — продажи тормозятся, но гениальных приемов не заметно. Кризис — а в маркетинге ничего не изменилось. Все те же "скидки", "бонусы", "только у нас и только сейчас" и прочие заезженные пластинки.
Я знаю только одного российского маркетолога, который действительно ставит во главу угла продажи, а не собственную персону. Неудивительно, что разнообразные "тренеры", "коучи", лауреаты "Каннских львов" и тому подобная публика  его сильно не любит и при случае пинает. Это — Александр Репьев. Достаточно почитать его статьи, чтобы понять, что почем. Настоящего профи видно сразу. Без всяких там "коучингов".

P.S. Уже когда написал текст, увидел по ТНВ репортаж о современных финансовых пирамидах, на которые люди до сих пор покупаются — все-таки глупость и доверчивость пределов не имеет.

22.12.08