РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Любопытную статистику опубликовал на днях "Военно-промышленный курьер" (ВПК). По просьбе редакции, специалисты-корабелы составили таблицу, отражающую кораблестроительную программу ВМФ РФ. Таблица была показана президенту ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Роману Троценко. Ознакомившись с материалами, он не стал называть конкретных цифр (секретность), но признал осведомленность источников ВПК.

Так вот, выкладки рисуют интересную картину. Если рассматривать строительство по проектам, созданным после развала СССР, то больше всего таких новых кораблей создано по проектам ЗПКБ.

Речь идет о трех разработках. Первая. Малый артиллерийский корабль (МАК) проекта 21630 «Буян»: построено два, заложен один, планируется заложить еще три корабля. Вторая, основанная на «Буяне» разработка. Малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631: заложены три, планируется еще пять. Третья. Экспортный вариант «Буяна» - МАК проекта 21632 «Торнадо»: планируется 6 (вместе с этой шестеркой тираж кораблей ЗПКБ достигает 20; почему мы не включили ее в статистику, объясним ниже; для сравнения: всего с 1949 года по проектам ЗПКБ было построено почти 800 кораблей).

Число построенных, заложенных и планируемых к постройке многоцелевых кораблей других бюро («Северное ПКБ», ЦМКБ «Алмаз») достигает максимум 12. Таким образом, платформу «Буян» можно назвать самым тиражируемым проектом в истории новейшего российского кораблестроения. Причины? Версии, в том числе геополитического характера, можно строить разные. Но в недавнем интервью газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков рассказал о своего рода разделении труда среди российских бюро: «У нас – «Буян». Корветы разрабатывает ОАО «ЦМКБ «Алмаз», фрегаты – ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро».

Но, несмотря на такую специализацию, отраслевые эксперты отмечают, что создание кораблей семейства «Буян» – большой конструкторский успех ЗПКБ. Единая платформа, частично совпадающий состав вооружения и электронного снаряжения позволяют при оптимальных затратах создать достаточно мощный флот, решающий широкий круг задач в прибрежной зоне.

ОТ АРТИЛЛЕРИИ К РАКЕТАМ

«Буян» разработан под руководством главного конструктора Якова Кушнира. Главными требованиями к проекту были высокая мореходность, возможность прохождения корабля на малых глубинах северного Каспия и Волги, способность совершать переходы по всей Волге и Каспийскому морю. МАК предназначен для охраны и защиты двухсотмильной экономической зоны и оснащен мощным артиллерийским вооружением: носовой 100-мм универсальной артустановкой А-190, двумя 30-мм шестиствольными автоматами АК-306 (по бортам) и кормовой 40-ствольной 122-мм системой залпового огня «Град-М» (для поражения береговых площадных целей). Зенитное ракетное вооружение представлено одной кормовой пусковой установкой 3М-47 «Гибка» для четырех ЗУР типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК. Корабль отличается от аналогов высокой насыщенностью современным оружием и вооружением, сообщает портал «Военный информатор».

На базе проекта 21630 был создан проект малого ракетного корабля (МРК) 21631, который также называют «Буяном-М». По сравнению со старшим братом у него большее водоизмещение (949 т против 500 т), и он вооружен крылатыми ракетами «Калибр» или «Оникс», позволяющими наносить удары по морским и наземным целям. Сообщается, что «Буян-М» предназначен для вооружения Каспийской флотилии и, возможно, Черноморского флота.

Проект 21632 (шифр – «Торнадо») – экспортный вариант «Буяна». Предполагаются несколько модификаций: почти аналог классического «Буяна»; корабль, вооруженный ракетным комплексом «Уран-Э» с ракетами Х-35Э; МРК с ракетным комплексом «Оникс» с наклонными пусковыми установками; патрульный корабль с вертолетной площадкой.

НЕ ТОЛЬКО «БУЯН»

В 2006 году на петербургском ОАО «Алмаз» был спущен на воду головной «Буян», получивший имя «Астрахань», в 2001-м – первый серийный, «Волгодонск». Оба служат в Каспийской флотилии. По имеющейся информации, сегодня на «Алмазе» готовится к спуску еще один «Буян» - «Махачкала». По данным ВПК, планируется построить еще три корабля.

27 августа 2010 года на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» был заложен головной «Буян-М», получивший имя «Град Свияжск». Первый серийный корабль («Углич») заложили 22 июля 2011-го, второй («Великий Устюг») – 27 августа того же года. Все три должны быть сданы в 2013-м. Плюс к ним планируется построить еще пять «Буянов-М».

«Торнадо» пока остается в стадии проекта. В 2008 году сообщалось, что Казахстан приобретет у России шесть таких кораблей, что ведутся предконтрактные переговоры, но продолжения не последовало.

Отметим, что после 1991 года было построено несколько кораблей еще по «советским» проектам ЗПКБ. 30 августа 2003-го в состав все той же Каспийской флотилии принят фрегат «Татарстан» (проект 11661). Сегодня госиспытания проходит однотипный «Дагестан» (оба корабля построены в Зеленодольске). 19 июня 2009 года в состав Балтийского флота введен сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» (проект 11540 «Ястреб», построен на калининградском заводе «Янтарь»).

Новым проектом также можно считать и «Гепард 3.9», созданный на базе 11661. Как подчеркивает главный конструктор «Гепардов» Виктор Кашкин, общего у этих двух проектов – обводы конкурса и энергетическая установка. Два «3.9» с прошлого года служат в ВМФ Вьетнама.

«ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ТВОЕ ИМЯ АССОЦИИРОВАЛОСЬ С БУДУЩИМ»

Правильность статистических выкладок ВПК относительно ЗПКБ газете «БИЗНЕС Online» подтвердил заместитель генерального директора бюро по стратегическому развитию Сергей Решетов. Он лишь отметил, что о 21632 пока рано говорить как о состоявшемся проекте:

- "Военно-промышленный курьер" пишет, что планируется построить шесть кораблей проекта 21632. Именно планируется. Да, были разговоры о том, что их может заказать Казахстан, но заказчиком может стать кто угодно - акценты о потенциальной принадлежности делать рано. Но планы - реальность. Этот проект мы продемонстрировали на выставках, определенный интерес есть. Видимо, с ним и связано упоминание этого проекта в упомянутой вами статье.

Что касается остального, то да, мы вроде маленькие и хилые, а те корабли, которые строятся и сдаются, строятся по нашим проектам: «Татарстан» с «Дагестаном», «Гепарды», «Ярослав Мудрый», «Буян»… Такой парадокс. Получается, что одни ребята занимаются высокими материями и миллиарды списывают, а другие ребята получают копейки и постоянно сдают корабли. Это как есть «Мазератти», на которых неизвестно кто ездит, да и по нашим дорогам на них не проедешь, а есть нормальные машины, которые используют все обычные люди.

Но, конечно, хочется, чтобы твое имя ассоциировалось не только с настоящим, но и с будущим. Мы, как бюро, заинтересованы не столько в количестве (это в первую очередь для заводов), сколько в новых проектах. Зависит ли наш доход от «тиража» проекта? Мы от каждого корабля если что и имеем, то это деньги за техническое сопровождение строительства и авторский надзор, но это небольшие деньги.