Олег Яковлев: «Некачественный конкурент, это и те, кто не следит за санитарным состоянием своего оборудования или производит ручной розлив» |
«ВСЕ ПРОДУКТЫ ИМЕЮТ ПРОЦЕСС КОНСЕРВАЦИИ, КРОМЕ ВОДЫ»
- Кто такой «недобросовестный производитель» в вашем понимании? Это тот, кто разливает воду из-под крана?
- Олег Яковлев: Проблема «воды из-под крана» есть. Как это обычно происходит? Возникает производство воды, сначала все идет хорошо. Но линия по розливу имеет ограничение по объемам производства. Для расширения производства компании инвестируют, а некоторые не хотят тратиться на развитие, здесь и начинается проблема «из-под крана»… Это первый пример недобросовестной конкуренции.
Второй пример – низкая цена. Качество воды в первую очередь понимается как безопасность. Когда человек не вмешивается в производство – это идеальное производство: на линию зашла пустая бутылка, вышла – запечатанная. Вода – не консервированный продукт.
Некоторые говорят, что производство воды намного легче любого другого продукта – сока, молока и т.д. Все продукты имеют процесс консервации, кроме воды. Если поставить воду «из-под крана» на полгода, то она испортится. И представьте, как сделать такое производство, чтобы вода могла храниться и 6, и 12 месяцев, и при этом, чтобы ее качество не изменилось. Для этого необходима идеальная гигиена, и поэтому процесс производства достаточно сложный.
Некачественный конкурент, это и те, кто не следит за санитарным состоянием своего оборудования или производит ручной розлив.
- Один вопрос – некачественный конкурент, о котором вы рассказали, и другое – преступный производитель, который натурально разливает водопроводную воду… Потребитель боится «нарваться» именно на такой продукт.
- Татьяна Половникова: Здесь речь идет уже не о качестве, а о безопасности воды. Когда вы покупаете воду, то ведь все равно смотрите на этикетку – интересно же, кто разлил этот продукт - известная ли торговая марка или неизвестная.
Вода в маленьких бутылках, как правило, покупается в супермаркетах, а они с «леваками» дело не имеют – смысла нет. Другой вопрос – вода в больших бутылках. Производитель, разливая воду в маленькую тару, вряд ли будет в большие бутылки лить воду из-под крана. И человек, покупая воду в маленькой бутылке, «перекладывает» свое мнение: такого же качества должна быть вода и в большой таре. А иногда бывает, что маленькой тары нет, и вот тогда у потребителя появляется сомнение – является ли вода качественной?
Тогда вопрос в следующем: если компания себя рекламирует, у нее есть информация на сайте, есть баннеры, значит, она не боится проверок. Если компания разливает воду из колонки, она будет это делать? Думаю, что вряд ли. Такие компании работают тихо, скромненько, не афишируясь. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день единственный способ определить, хорошая вода или нет, - это реклама, хорошая подача информации, продажа ее в супермаркетах.
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕРТИФИКАТ – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОДЫ»
- Олег Яковлев: Есть еще один важный момент – это сертификация. Есть международная система сертификации, есть добровольная система сертификации, которая разрабатывается и за рубежом, и в России. Хотя сертификация в Госстандарте - это вопрос спорный, поскольку сегодня есть возможность пройти эту процедуру как официально, так и неофициально. Такая практика у нас есть, хотя большая часть производителей воды проходят эту процедуру официально.
А международные органы сертификации, как правило, очень уважают свое имя, и в первую очередь едут смотреть производство. И даже маленькие оплошности - не выдали приезжим на завод халаты и бахилы - приводят к тому, что предприятию сертификация не выдается на том основании, что не соблюдаются правила гигиены. Наличие у производителя международных сертификаций – это показатель качества выпускаемой воды.
Я много езжу по стране и вижу заводы: чем больше производство, тем сильнее желание компании его засертифицировать, показать, что они выполнили требования и российских, и зарубежных сертификационных центров, чтобы завод был идеальным. В некоторых компаниях, например, в «Нестле», даже есть лозунг - «Нестле» на 100 процентов каждый день». То есть сотрудники компании ежедневно должны подтверждать соответствие производства сертификации. Мало того, некоторые компании в добавок вырабатывают и собственные стандарты, чтобы обеспечивать неизменное качество продукта.
В России есть просто «шикарные» заводы, даже уровнем выше европейских по чистоте: заходишь - пол, как зеркало, отражает то, что сверху. Чистота практически идеальная, человек не вмешивается в процесс производства воды. Более того, все линии розлива еще и в аквариумы закрыты, где очищается воздух!..
- А в Татарстане нечто подобное есть?
- Олег Яковлев: Есть хорошие заводы, но идеальных – единицы по стране. Они появляются тогда, когда есть возможность инвестировать.
- Для примера назовите хотя бы один идеальный завод, где есть аквариумы для очистки воздуха...
- Олег Яковлев: Очень мощные заводы – в Сибири. Например, ООО «Карачинский источник» в Новосибирске. Первый раз мы были «в шоке», когда попали на это производство, второй раз, когда увидели срез продаж в Зауралье – в 2010 году они обошли «БонАква» и «Аква Минерале». Это говорит о том, что люди стараются, и их вода действительно вкусная.
- Может быть, просто сибиряки – патриоты, поддерживающие местного производителя?
- Олег Яковлев: Патриоты есть и в Москве - первый завод, который был здесь построен ClearWater, был продан. Ведь раньше у нас производили и пили только минеральную воду, и никто не понимал, зачем покупать простую питьевую воду, если она практически бесплатно течет из крана. А сейчас не встретишь человека, который согласится пить водопроводную воду.
А говорить, что производители льют воду из-под крана – это сложный вопрос, потому что есть производители, которые официально заявляют, что у них вода из городского источника.
- Татьяна Половникова: Причем, все это написано прямо на этикетке!
Татьяна Половникова: «Рекомендую утром выпивать два стакана теплой хорошей воды, и организм вам подскажет – нравится вода или нет, подходит ему или не подходит, хочется ли вам пить эту воду» |
«ВОДА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ПОЛНОЦЕННАЯ ИЛИ НЕПОЛНОЦЕННАЯ»
- В чем «ход» этих производителей - они очищают воду?
- Олег Яковлев: Они хорошо очищают водопроводную воду. Эта вода не вредная - она полностью очищена и восстановлена - кондиционирована необходимыми микроэлементами. Основная проблема заключается в том, что объем производства таких компаний слишком большой, чтобы делать воду уникальной.
- То есть бутилированная вода бывает двух видов - природная, куда не вмешивается человек, и очищенная водопроводная с добавлением необходимых элементов?
- Олег Яковлев: Бывает и очищенная природная вода. Природная вода тоже бывает разной – горная, равнинная. Более того, у нас пробурено скважин - тысячи. Бурится скважина, берется анализ воды, и специалист подбирает оборудование для ее добычи. В каких-то случаях анализ показывает, что вода «шикарная», и производителю остается только поставить оборудование для механической очистки и ультрафиолетовую фильтрацию, чтобы риски свести к минимуму. Такая вода, действительно, природная. Ранее по регламенту СанПиН, а сегодня Таможенного союза есть два вида воды – питьевая и минеральная. Питьевая вода в свою очередь делится на две категории: высшую и первую.
- Хотелось бы узнать, чем высшая категория питьевой воды отличается от первой? И какая вода натуральная, а какая - очищенная? (Игорь Застойный)
- Олег Яковлев: Один мой знакомый человек, занимающийся системами очистки воды, говорит: «Я не понимаю термины «первая» и «высшая» категории воды. Проще говорить - вода физиологически полноценная или неполноценная».
То есть вода обеих категорий хорошая. Если нужно просто утолить жажду, подойдет любая вода, даже из водопроводного крана. Другой вопрос – даст она что-то организму или не даст. Вообще вокруг категорий воды ведется много споров, потому что производителям воды первой категории обидно… Но бывает и «высший пилотаж», когда минеральная вода подпадает под высшую категорию питьевой, как, например, вода «Горная вершина» компании «Аквалайн». Они смогли эту воду зарегистрировать как «детская вода», и она при этом является природной. Бывает даже и такое…
- Татьяна Половникова: Конечно, это очень большая редкость. Высшая категория – это более жесткие рамки по составу воды. А у первой категории эти рамки немного расширены, и поэтому больше воды может попасть под первую категорию.
«НАШ ОРГАНИЗМ СОСТОИТ ИЗ ТОЙ ВОДЫ, ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ»
- Есть такое мнение, что лучше пить воду того региона, где человек живет. Насколько это верно?
- Татьяна Половникова: Это объясняется физиологией: наш организм практически состоит из той воды, где мы родились. И все микропроцессы связаны именно с этой водой.
- Где человек родился или где живет?
- Татьяна Половникова: Очень интересный вопрос! В своей жизни мне пришлось много ездить по стране, и я просто спрашивала организм - какая вода мне больше подходит? Вы сами это почувствуете. Рекомендую утром выпивать два стакана теплой хорошей воды, и организм вам подскажет – нравится вода или нет, подходит ему или не подходит, хочется ли вам пить эту воду.
- Одно время говорили, что много поддельной минеральной воды известных марок. А сейчас какая ситуация?
- Татьяна Половникова: Сами производители провели большую работу: переделали дизайн этикетки, информировали потребителей, какая вода настоящая.
- Наверное, торговые сети не связываются с подделкой?
- Олег Яковлев: Дело в том, что для торговых сетей фальсификат дороже оригинала, потому что ручное производство, меньше объемы. А ведь сети всегда требуют очень низкую стоимость.
- Татьяна Половникова: Тем более что сети всегда требуют все сопроводительные документы.
- Олег Яковлев: Как правило, производители на торговых сетях много и не зарабатывают, просто вынуждены идти на их условия, иначе товар не поставят на полку. Прибыль они получают за счет мелкой розницы, других видов продаж.
А фальсификат надо как-то небольшой партией завести в отдельный магазин, минуя центральный офис…
- Наверное, реализация фальсификата производится, прежде всего, через киоски.
- Олег Яковлев: Скорее всего, происходит именно так. Но сейчас производители с этими фактами очень активно борются, всеми мерами пытаются выявить фальсификат. И один из глобальных вопросов, который обсуждался на заседании «Российского водного общества», это создание единой службы поддержки – общий бесплатный телефон 8-800, на который могут звонить сами потребители и сообщать о возможном фальсификате. Эту информацию затем доводят до производителя, чтобы он реагировал.
Добросовестные производители страдают от подделок их марки, ведь СМИ нападают именно на них, упрекая в низком качестве продукта. Даже на своих этикетках производители указывают номер телефона, но звонков от потребителей практически нет. Производители готовы реагировать на все претензии, потому что дорожат своим брендом и честным именем.
Олег Яковлев: «Водоканалы говорят, что вода у них хорошая. А когда спрашиваешь, почему же из крана течет плохая, отвечают, что трубы плохие… Хотя потребителю важен конечный продукт» |
«УЖ ЛУЧШЕ КУПИТЬ ФИЛЬТР, ЧЕМ ПИТЬ ИЗ БОЧКИ ВО ДВОРЕ…»
- В Татарстане агрохолдинг «ВАМИН» выпускает и бутилированную воду, и у них есть интересная находка в продаже воды: они во многих дворах крупных городов республики установили емкости, из которых разливают гражданам воду в их тару. Говорят, цена копеечная. Такая форма еще где-то используется?
- Олег Яковлев: Такая форма используется и в других городах страны. Причем, это идет и через франчайзинг.
Но вот именно здесь я не вижу разницы между водопроводом и этой водой. Водоканалы говорят, что вода у них хорошая. А когда спрашиваешь, почему же из крана течет плохая, отвечают, что трубы плохие… Хотя потребителю важен конечный продукт.
Эта вода во дворах пусть даже берется из хорошей скважины, но потом везется в какой-то бочке, переливается в другую емкость, затем – в тару потребителей. И как часто моются все эти емкости? Соблюдаются ли регламенты? Если завод сертифицирован и его систематически проверяют на соответствие, то в данном случае такого контроля нет. И нет под это регламента: иногда пишут, что это очищенная водопроводная вода, а порой – бутилированная, хотя такой ее назвать нельзя, потому что клиент приходит со своей тарой.
Могут спросить: какая разница в том, чья многоразовая 19-литровая бутылка – компании или собственная? Но прежде чем бутылку заправят на заводе, она проходит несколько стадий очистки: сначала ее дезинфицируют, обрабатывают моющим горячим раствором, потом омывают чистой водой, и только после этого она заливается.
А когда потребитель несколько раз использует одну и ту же бутылку, скапливается какое-то количество бактерий, которые ухудшают качество воды. …С одной стороны, вода во дворе - это конкурент бутилированной воды, хотя, с другой, какой же это конкурент? Бутилированная вода предназначена, прежде всего, для тех, кто пользуется услугой - иметь воду везде и всегда. Мое мнение – уж лучше купить фильтр и пользоваться им. Качество воды будет не хуже, чем в этой бочке во дворе…
- Татьяна Половникова: Хотя и утверждают, что эти бочки моют, но сами жители близлежащих домов говорят, что ни разу этого не видели!
- Олег Яковлев: Бочки с молоком и квасом запретили, а с водой оставили…
- Татьяна Половникова: Элементарно: у себя дома поставьте на солнце стакан воды, и через две недели увидите, сколько всего скопилось на стенках… То же самое и в бочках годами скапливается.
«НОРМА ДЛЯ ВОДОПРОВОДНОЙ И БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ – ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ!»
- Где-то прочитал, что «самым безопасным источником эксперты считают городской водопровод». Так зачем тратить деньги и покупать воду в бутылках, тем более что много подделки?! (Николай Иванович Дмитриев).
- Татьяна Половникова: Когда водоканал везет свою воду на экспертизу, он ее отфильтровал, закупорил в чистую бутылочку. Её проверили и сказали – шикарная вода! А когда эта вода попадает в коммуникации, которые 20 - 30 лет не менялись, и в которых скопилось много чего… И такая вода попадает потребителю. Разница существует? Существует! Но при этом все протоколы, заключения экспертов делаются, исходя из той чистой воды из бутылочки. Хотя вы через 20 километров коммуникаций получаете уже совсем другую воду…
- Олег Яковлев: Слово «безопасная» здесь ключевое. Сотрудники водоканалов говорят совершенно правильную фразу – вода безопасная. Они же не говорят, что их вода вкусная или полезная… Но это тоже вопрос двоякий, хотя отрицательное влияние хлора на организм пока не доказано. А если не доказано, значит, можно…
Вода из-под крана, действительно, соответствует нормам, но норма для водоканалов и норма для бутилированной воды – две большие разницы! Ни одна бутилированная вода не чистится хлором.
Я всегда говорю – да, водопроводная вода соответствует нормам, а вкус, запах, а зачастую и цвет?! Такая вода просто не достойна жизни человека!
«Порой люди говорят, что на этикетке можно написать всё, что угодно. Ничего подобного! Каждое слово надо согласовать. И тем более – конкуренты не дремлют! Они всё заметят…» |
«ВОДА ГОРЬКАЯ? НУ, НАВЕРНОЕ, ВЫ БОЛЕЕТЕ…»
- Какую воду вы пьете сами? (Алена Игнатьева)
- Татьяна Половникова: Я пью ту воду, где на этикетке написано: «питьевая артезианская вода высшей категории». И желательно, чтобы было ТУ 9185. Тогда я уверена в этой воде. Иногда я делаю такие опыты: захожу в супермаркет, вижу, что и бутылки, и этикетки - достойные, на них сделаны грамотные надписи. И я могу купить неизвестную мне воду, чтобы попробовать на вкус. Мне достаточно небольших надписей, чтобы «прочитать» качество воды. Можно даже встретить надпись – «вода из городского водоснабжения». Просто надо читать!
- Олег Яковлев: А я не согласен, что надо пить воду только высшей категории. Все люди разные! Хотя у меня, конечно, есть преимущество перед обычными потребителями – я вижу заводы, на которых производится вода. Состояние завода и уникальность воды - два основополагающих фактора, определяющих качество воды.
Я не зацикливаюсь на одной марке воды. А когда я иду по улице, и мне жарко, я не отказываюсь от воды первой категории, потому что в этот момент мне нужно утолить жажду. А если во время жары откроешь крышку бутылки с водой высшей категории, и йод улетучится, то она перестанет быть высшей категории…
Еще один важный показатель – у воды есть вкус. Проводят дегустацию, и некоторые производители даже не могут найти свою воду… Это говорит о том, что у этой воды нет своего вкуса. А уникальную воду можно узнать всегда.
- Татьяна Половникова: А иногда проводят такой эксперимент: берется одна и та же натуральная природная вода, разливается в 10 стаканов, и 10 человек определяют ее вкус. Одним вода покажется соленой, другим – сладкой, третьим – горькой, четвертому – безвкусной. И это тоже интересный фактор. У нас даже шутят: «Вода горькая? Ну, наверное, вы болеете…»
«НА ЭТИКЕТКЕ ПИШУТ ВСЁ, ЧТО УГОДНО? НИЧЕГО ПОДОБНОГО!»
- А кто определяет, что можно писать на этикетке – высшая или первая категория?
- Татьяна Половникова: Чтобы получить все разрешения на производство, нужно получить сертификат. А чтобы получить сертификат, нужно сдать воду на анализ, по результатам которого пишут развернутый отчет - о химическом составе воды, о соответствии первой или высшей категории. С этим заключением надо пойти в органы сертификации, выполнить еще несколько требований и заполнить кучу документов. Только потом вам выдадут сертификат и скажут, что вы имеете право вынести на этикетку. В типографию вы приносите согласованный текст.
Порой люди говорят, что на этикетке можно написать всё, что угодно. Ничего подобного! Каждое слово надо согласовать. И тем более – конкуренты не дремлют! Они всё заметят…
- Есть много людей, которые постоянно ездят на какие-то источники и набирают воду бесплатно…
- Татьяна Половникова: Но они не знают химический состав этой воды, не знают, является ли вода действительно безопасной. Человек же не соотносит два факта – вода и камни в почках…
- Олег Яковлев: Есть очень простая рекомендация тем, кто предпочитает использовать воду из источников. Во-первых, надо хорошо мыть тару, потому что микробиология постепенно увеличивается. Во-вторых, надо постараться узнать, что это за источник. Это сделать очень просто – Роспотребнадзор старается контролировать все родники. Не знаю как в Татарстане, но в московском регионе проверено огромное количество – 300 -4 00 родников, и только три соответствуют нормам питьевой воды. А люди пьют воду и из всех остальных.
Происходит очень простой эффект – вода ледяная, и кажется вкусной, хорошей. Если взять воду из лужи и поставить ее в холодильник, то и она покажется вкусной…
- Многие набирают воду в источнике Раифского монастыря. Причем, вкус воды из источника и из бутылки «Раифский источник» разный…
- Татьяна Половникова: Говорят, что в воде Раифского источника содержится серебро. И там стоит большая очередь с канистрами…
- Олег Яковлев: Компания «Раифский источник» - это завод, который берет воду из скважины, то есть вода закрыта. А открытые источники могут загрязниться: где-то рядом какая-нибудь зверушка умрет, и трупный яд может попасть в эту воду. Ведь там никто не контролирует воду каждый день.
Второй момент – содержание серебра. Да, с ним вода не портится – она может простоять и две, и три недели, так как серебро останавливает рост бактерий. Но если постоянно пить воду с содержанием серебра, то она может погубить и полезные бактерии нашего желудка. Один стакан приносит пользу – очищает от вредных бактерий. Если же вы пьете эту воду постоянно, то у вас останавливается рост желудочных бактерий, и нарушается пищеварительная система.
- То есть во всем должна быть норма.
- Олег Яковлев: Это так же, как с минеральной водой: ее нельзя пить круглый день всем без разбору.
«ВОДА, КАК ЛЮБОЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, РАСТЕТ И ИЗМЕНЯЕТСЯ»
- Сколько в среднем может храниться вода в открытой бутылке?
- Татьяна Половникова: Прежде всего, это зависит от качества воды.
- Олег Яковлев: Вода не содержит консервантов, поэтому в любом случае она начнет портиться. И, конечно, много зависит от состава воды. Как правило, 19- литровая бутылка может храниться две недели, но именно за это время она и выпивается. Если вода в мелкой таре, то зависит от того, где она стоит. Если на солнце, то испортится быстрее. Если бутылка стоит в прохладном темном месте, то вода прослужит дольше.
Сейчас идет обсуждение маркировки: возможно, производитель будет обязан выносить на этикетку срок, который вода может стоять в открытой бутылке.
- Татьяна Половникова: Качество воды можно проверить так: поставьте стакан воды на солнце, и по тому, через сколько дней она испортится, вы определите, природная вода или нет. В моей практике был такой случай: в начале 2011 года на заводе, где я работала, нашли бутылку воды 2008 года, открыли ее и попробовали - она нисколько не испортилась – была мягкой и вкусной. Это говорит о химическом составе воды. И мы открыли бутылку, только что наполненную водой – по вкусу вода была немного другой, потому что за 3-4 года вода, как любой живой организм, растет и изменяется. Но вода 2008 года была вкуснее.
- Есть ли рейтинги бутилированной воды? (Альберт).
- Олег Яковлев: Скорее всего, рейтинг воды делают не по качеству, а по количеству производимых бутылок.
- А кто делает эти рейтинги?
- Олег Яковлев: Различные аналитические компании. К сожалению, производители до сих пор никак не могут отойти от скрытности, поэтому зачастую мы пытаемся выяснить информацию через поставщиков бутылок и пробок – сколько им поставляется. А поскольку поставщиков много, собрать информацию по всем производителям воды очень сложно.
- Татьяна Половникова: Одна из формул негласного расчета потребителей воды в 19-литровой бутыли – по количеству автомобилей. Кто имеет дорогую машину, тот покупает и дорогую воду.
- То есть ведете расчет по базе данных ГИБДД…
- Татьяна Половникова: Методик подсчета много, и все они очень разные.
- Олег Яковлев: Вы удивитесь, но в Москве доставка воды на дом практически вообще не развита, хотя в офисы поставляется активно. Есть такой фактор – культура потребления воды. Не все люди понимают, зачем домой возить воду? Ведь есть же 5-литровки в магазинах… А американец, к примеру, привык к тому, что ему все поставляется к дому – свежие газеты, молоко, хлеб, вода. У нас же была другая привычка – за всем надо идти в магазин. Сейчас привычка меняется.
Олег Яковлев: «Когда в середине 90-х годов в России начинали производить бутилированную воду, многие говорили: "Зачем? вы обанкротитесь! никто не будет покупать воду, если она течет из крана почти бесплатно…" И что мы сегодня видим?» |
«ТЕНДЕНЦИЯ – УХОД ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ СЛАДКИХ НАПИТКОВ»
- Жители наших городов, где используется артезианская вода, вообще не понимают, зачем ее покупать…
- Татьяна Половникова: Такая ситуация есть во многих регионах.
- Олег Яковлев: Но тенденция все-таки к уменьшению такого мнения. Когда в середине 90-х годов в России начинали производить бутилированную воду, многие говорили: "Зачем? вы обанкротитесь! никто не будет покупать воду, если она течет из крана почти бесплатно…" И что мы сегодня видим? Производство бутилированной воды постоянно развивается, люди все больше покупают воду. Практически нет ни одного офиса, где бы не стоял кулер с водой. Питьевая вода занимает много места на полках магазинов.
Сегодня за границей наметилась другая тенденция – там уходят от потребления сладких напитков в сторону более полезных.
- Доля газированной воды уменьшается?
- Олег Яковлев: На долю газированной воды на рынке под влиянием СМИ и государства очень хорошо сказалась жара 2010 года. До этого у газировки был стабильный рост – все пили «Пепси колу» и «Кока колу». А когда случилась жара, людям было очень плохо - многие и со здоровым организмом не выдерживали этой жары.
По телевидению шла пропаганда того, что в жару нельзя пить газированную воду, и был сделан рейтинг, где на самом низком уровне стояли сладкие напитки, потом шли соки, затем – квас, а на первом месте была простая бутилированная вода. Люди по-прежнему воспринимают информацию по телевидению. И после этого люди стали понимать, что бутылкой сладкой воды утолить жажду нельзя, наоборот, хочется еще больше пить. А начав пить простую воду, человек понимает, что это приятно и дешевле.
И есть разница, когда человек запивает таблетку: у того, кто запивает большим количеством воды, а не одним глотком, она начинает действовать быстрее, потому что именно вода все доносит до организма.
- Каково соотношение газированной и простой бутилированной воды на рынке?
- Татьяна Половникова: Если брать мелкую тару, то пока большая доля на рынке принадлежит сладким напиткам, хотя понемногу тенденция меняется в сторону увеличения простой питьевой воды. Как правило, главные потребители сладкой воды - это дети.
- Олег Яковлев: Но тенденция такова: крупнейшие производители сладкой воды – «Кока кола и «Пепси кола» все больше по телевидению дают рекламу простой воды, а не сладкой, особенно в летний сезон. У них же маркетологи работают и понимают, что если доля сладкой воды уменьшается, то надо производить требуемый потребителем продукт, иначе эту нишу займет другой производитель.
Эту тенденцию можно заметить даже по уличным холодильникам – все чаще появляются холодильники голубого цвета с простой питьевой водой. Производители понимают, что рано или поздно борьба за здоровье будет поддержана государством, потому что эта проблема во многих странах стоит очень остро.
«ТЕПЕРЬ ВАШУ ГАЗЕТУ Я ЧИТАЮ РЕГУЛЯРНО!»
- И наш завершающий вопрос – как вы узнали о газете «БИЗНЕС Online»? Читаете ли ее теперь?
- Олег Яковлев: Теперь вашу газету я читаю регулярно! А порекомендовал мне ее один мой знакомый, собственник одной из водных компаний. И после переговоров мы решили взять «БИЗНЕС Online» в качестве генерального информационного спонсора предстоящего конгресса производителей бутилированной воды.
Мне очень нравятся удобный формат вашей газеты, насыщение информацией и заголовки – все сразу воспринимается.
- Спасибо вам за интересный рассказ о воде!
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.