МОДЕЛЬ ДЛЯ МАСТЕРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В ожидании пресс-конференции, которая, кстати, началась ровно в назначенный срок, журналистам демонстрировали фильм о творчестве Дианы Вишневой. Сцены из спектаклей, репетиции, фотосессии.

С первых кадров видно, что, несмотря на субтильность, необходимую танцовщицам, Вишнева необычайно женственна. Она не просто техничная балерина с «железным» носком, но и прекрасная актриса. И еще работяга, которая до седьмого пота может повторять нужный элемент.

Все это и еще и школа классического балета, полученная в академии танца имени Вагановой, стали слагаемыми успеха и вывели Диану в число балерин-лидеров не только у нас в стране, но и в мире. Она танцует на лучших балетных площадках – в "Гранд Опера" в Париже, в "Ла Скала", в Баварской национальной опере и "Штатс-опере" Берлина. С 2005 года Вишнева, помимо Мариинского театра, прима-балерина Американского театра балета.

Газета «Вашингтон пост», например, писала о Диане: « Невозможно ответить на вопрос, что же такое делает Вишнева, танцуя то, что танцевали до нее тысячи балерин. Это все равно, что спросить, какое сочетание клея, дерева и мастерства использовал Страдивари».

В Мариинском театре у нее суперпрочное положение. Она не делит трон, а мирно сосуществует с другой звездой - Ульяной Лопаткиной. Более молодая Екатерина Кандаурова хотя и громко заявляет о себе, но еще не доросла по уровню мастерства и передаче чувств до этих двух балерин.

В фильме есть кадр, где Вишнева в Эрмитаже стоит у полотна кого-то из мастеров итальянского Возрождения. Сходство потрясающее! Она со своими темными волосами и огромными глазами словно сошла с такого полотна.

На пресс-конференции Вишнева появилась в сопровождении отца - Виктора Вишнева, который ее продюсирут, и партнера – танцовщика и хореографа Марсело Гомеса. Одета балерина была просто, но очень стильно – черные брючки-галифе, высокие кожаные сапоги и свитерок с цветочным принтом, расшитый бисером. Длинные волосы собраны в хвост.

НАВЕРНОЕ, ЭТО БЫЛ ЗОВ КРОВИ

Как рассказала на пресс-конференции балерина, ей давно хотелось приехать в Казань – она татарка по матери. Хотелось не просто приехать, а привезти что-то значительное. Осенью прошлого года она взяла и пригласила на свою питерскую премьеру президента РТ Рустама Минниханова. Президент пришел на спектакль, а потом пригласил, в свою очередь, балерину в Казань.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как удалось связаться с президентом РТ, Диана ответила:

- Мир тесен, мне помогли московские друзья. Рустам Нургалиевич пришел на спектакль «Диана Вишнева: диалоги», мы очень хорошо поговорили. Наверное, это был зов крови.

«ЗНАЮ СЛОВО «РАХМАТ»

По матери Диана - правнучка муллы. Мулл в ее роду было много. Прадед был репрессирован и погиб в тридцатые годы прошлого века, вся его многочисленная семья была выслана в Киргизию. Там родилась и мать Дианы, которая позже уехала в Санкт-Петербург, где, как и отец Вишневой, получила профессию инженера-химика.

Генеалогическое древо Вишнева тоже узнала с помощью президента РТ, и оно ее очень заинтересовало, во всяком случае, желание приехать в Казань и найти родственников усилилось. Кстати, как следует из генеалогического древа, в Казани живет ее близкий родственник – Рафаэль Афлятунов, генеральный директор ООО «Жилстрой».

По-татарски балерина не говорит, как она сообщила, к сожалению, она чаще в детстве была с родителями, чем с бабушкой. Знает только одно слово – «рахмат», кстати, балерина произнесла его очень чисто. А вот бабушка была набожной женщиной, постоянно читала Коран, хорошо знала татарский язык.

Кстати, зовом крови балерина объясняет и то, что ее идеалом танцовщика всегда был Рудольф Нуриев, еще в детстве вся ее комната была обклеена его фотографиями.

«ХОЧУ, ЧТОБЫ ДЕТИ ХОДИЛИ В ТЕАТР»

Некоторое время назад Вишнева образовала фонд содействия развитию балетного искусства. В работе фонда ей помогает отец.

Как объяснил на пресс-конференции Виктор Геннадьевич, Диана, как и некоторые другие творческие люди, достигнув определенного успеха, сделав свое имя известным, наработав связи, захотела сделать что-то полезное для нашей культуры. Так родилась идея фонда.

Помимо успешной выставки, прошедшей в Санкт-Петербурге в прошлом году и посвященной балету, фонд ставит перед собой и социальные задачи. Например, при его участии многие ученики школ искусства Северной Пальмиры и ветераны смогли побывать на спектаклях в Мариинском театре.

- Я с шести лет одна ездила на спектакли в Мариинский театр, раньше в Петербурге это было безопасно. Все ступеньки на третьем ярусе были мои. Мне хочется, чтобы и теперь больше детей ходили в театр.

ТИШИНА И ГОРИЗОНТ

Вишнева – успешная балерина. Плата за успешность – постоянная усталость и недосыпание.

- Это неправда, что у балерин короткий век. Я уже столько всего успела сделать! – сказала балерина на пресс-конференции.

Об отпуске она даже не помышляет – дай Бог просто отдохнуть пару дней. И если уехать куда-либо, то пусть будет тишина, море и горизонт. И возможность посмотреть артхаусный фильм.

Сегодня балерину можно будет видеть в партии Жизели в одноименном балете Адана. На спектакле будет присутствовать Минниханов.

Справка

Диана Вишнева - российская прима-балерина, Народная артистка России, одна из самых ярчайших балерин XXI века, родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила в академию русского балета им. Агриппины Вагановой, ученица Л. Бельской и Л. Ковалевой.

В 1994 году получила золотую медаль на конкурсе Prix de Lausanne, исполнила номер «Кармен». В 1995 году окончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, с 1996 года - его солистка. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.

В 1996 году исполнила партию Джульетты в спектакле, посвященном Г. Улановой «Ромео и Джульетта», партнер - В. Баранов.

В 2001 году выступила в Staatsballett в Мюнхене («Манон» Кеннета Макмиллана) и в «Ла Скала» в Милане (Аврора - «Спящая красавица» в версии Рудольфа Нуриева). С 2002 года - приглашенная солистка Staatsoper Berlin. C 2005 года - приглашенная солистка в театре американского балета («Лебединое озеро», «Раймонда»).

В 2002 году состоялся дебют Вишневой в Ковент-Гарден в партии Китри в балете «Дон Кихот» версии Нуриева с премьером труппы Жози Мартинесем (J. Martinez), затем выступала в составе труппы Мариинского театра на сцене "Метрополитен-опера" в балетах «Баядерка» (возобновление С. Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».

В 2002 году Вишневу пригласил В.Малахов танцевать с ним «Жизель» в Staatsoper (в качестве guest-star). Затем они выступали на сцене театра в Миккели, в «Спящей красавице» и па де де Чайковского в постановке Баланчина.

Неоднократно выступала в крупнейших театрах мира: в Баварской опере, в «Ла Скала», в парижском театре «Гранд Опера», в «Метрополитен-Опера», в Большом театре.