«У ВРАЧА ЕСТЬ СВОЯ КЛИЕНТУРА»
- В последние годы в Казани открылось много ветеринарных клиник. Почему вдруг такой бум?
- Мне кажется, в этом есть некая мода. Посмотрите, одно время начали открываться парикмахерские, потом аптеки. Сейчас складывается ощущение, что люди решили вкладывать деньги в ветеринарный бизнес. Клиник становится много, но цены на услуги не падают, а наоборот растут. Спектр вроде бы расширился, но многие услуги, которые могли бы оказываться, не оказываются или оказываются некачественно. Часто на работу принимают даже не врачей, а студентов, Естественно, работая на новом оборудовании, они делают ошибки. Раньше все мы, ветеринарные врачи, знали друг друга. Сейчас часто мы даже не знаем, кто открыл ту или иную клинику.
- Как доверять таким клиникам?
- Можно доверять, если во главе стоит врач-ветеринар, если же просто человек, который вложил большую сумму денег, сделал красивый ремонт, сам, не зная их профессиональных качеств, нанял врачей, такой клинике трудно доверять.
- А в какую из клиник идет больше народа?
- Конечно, к врачу, у него же уже есть своя клиентура, которая на него сориентирована. Такая клиника может дальше развиваться даже без рекламы. Это как с новым автосервисом. Кто-то, увидев, что открылось что-то новое, скажет: ходил и буду ходить к своему мастеру. А другой пойдет в новый – там красиво, там кофе подают.
«Ветеринарный бизнес рентабелен. Конечно, развиваюсь не семимильными шагами, а потихоньку» |
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛИНИК В КАЗАНИ ПОКА НЕТ»
- Что сейчас представляет рынок ветеринарных услуг в Казани?
- Мы курируем животных от рождения до смерти. В течение жизни у них всех бывают проблемы – проблем нет только у плюшевых собак. Пока в Казани есть только клиники общего профиля, специализированных, направленных на какую-то одну проблему, нет. Хотя сейчас появилась одна клиника, где собираются больше заниматься офтальмологией. В Москве, например, специализированных клиник уже много, у нас пока этот рынок в зачаточном состоянии.
- Насколько сложен ветеринарный бизнес, вы ведь им уже не первый год занимаетесь?
- Бизнес сложный, потому что день ненормированный, лечить животное приходится в любое время суток. Что касается заработков, то если брать по максимому, можно заработать хорошие деньги. Но одновременно это может обрубить ветку, на которой сидишь. С людьми надо дружить, не надо рассматривать клиентов только как источник дохода. Ветеринария – это еще и служение. Конечно, можно заниматься ветеринарией с чистого листа: пошел в аптеку, купил препарат, начал лечить животное. Но это то же самое, что быть «черным риэлтером». Есть такие ветеринары, которые никому не подчиняются, нигде не приписаны. Но не советую с ними связываться. Например, печать такого врача в документе недействительна. Вы, к примеру, в таком случае не сможете получить права на вывоз животного за рубеж.
«СКОПИЛ ДВЕСТИ ТЫСЯЧ И НАЧАЛ СТРОИТЬ КЛИНИКУ»
- Вы несколько лет назад открыли свою клинику, сколько вы в нее инвестировали?
- Поскольку сразу у меня не было крупной суммы денег, открытие клиники растянулось на три года. Когда я ввязался в это дело, у меня было отложено двести тысяч рублей. Ежедневно зарабатывая деньги, я часть их так же вкладывал в строительство. В первый год в результате я вложил четыреста тысяч. На них мне удалось сделать фундамент, проставить короб, стекла, крышу. На второй год подводил коммуникации, делал отделочные работы, но вложенные в последующие годы деньги уже не считал. Да, наверное, пока собрал все нужные бумаги, тысяч пятьдесят ушло.
- Что собой представляет ваша клиника?
- Со мной работают фанаты! У нас два администратора, они владельцы своих питомников одновременно. И у нас четыре врача. Я специально открыл именно свою клинику, чтобы быть в ней хозяином. У меня был один случай, когда я открыл клинику вместе с товарищем, а потом был вынужден ее оставить.
- Наверняка при такой насыщенности рынка у вас есть конкуренты?
- Таких, чтобы вели с нами борьбу, нет. Я стараюсь давать клиентам полную картину. Если у нас нет УЗИ, например, отсылаю в ту клинику, где есть. Один человек не может все делать хорошо. В одной клинике одно лучше, в другой – другое. Я стараюсь иметь информацию обо всем, что есть хорошего в ветеринарии в городе, мне важно, чтобы мои клиенты получали максимально качественные услуги. И по максимально низким ценам. Но я всегда должен быть уверен в тех врачах, к которым направляю. Так что конкурентами я их не считаю. Я с ними стараюсь дружить. Хотя есть клиники, в которых наговаривают на коллег. Как-то про меня сказали: «Вы что, не ходите к нему, он же гринписовец». По-моему, это наоборот была похвала. Если серьезно, я не чувствую особой конкуренции. Люди едут к нам, далеко не в центр, едут с другого конца города. Кто хочет доехать, тот доезжает. Кто на машине, а кто и на автобусе.
«Мы собираемся развиваться. На 60 квадратных метрах нам уже тесновато» |
«РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В НАШЕЙ ОТРАСЛИ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 50 ПРОЦЕНТОВ»
- Может быть, дело еще и в ценах?
- У нас демпинговые цены. Есть клиники, которые берут по три с половиной тысячи за операцию, мы – тысячу сто. Даже с учетом такси получается дешевле.
- Как вам удается держать такие цены?
- Я собственник помещения, я не плачу за аренду. Я закладываю реальную стоимость препаратов. Мой визит домой стоит 250 рублей. Из чего скрадывается эта цифра? Амортизация машины, бензин, время, которое я трачу на осмотр животного. Есть клиники, которые берут полторы тысячи за приезд. Не знаю, на чем они приезжают на вызов, наверное, на «Хаммере».
- Насколько рентабельный у вас бизнес?
- Ветеринарный бизнес рентабелен. Конечно, развиваюсь не семимильными шагами, а потихоньку. Естественно, отслеживаю цены в других клиниках, учитываю, сколько зарабатывают люди в нашем регионе. Я выставляю такие цены, чтобы и прибыль была, и людей бы не напрягало. Например, многие в кризис лишились работы, у людей были кредиты. Но животные ведь все равно болеют, они не должны страдать. Иногда, правда, просят приехать и сделать все бесплатно. В таких случаях я приглашаю в клинику и беру плату по минимуму.
Я заметил: как только начинаю подсчитывать, денег зарабатываю меньше. Но если серьезно, в первый месяц, когда мы начали работать, мы заработали 40 тысяч, они все ушли на зарплату. Сейчас в месяц мы зарабатываем около 350 тысяч, так что пошла прибыль. Мы даже собираемся развиваться. На 60 квадратных метрах нам тесновато. Что касается рентабельности, думаю, она в нашей отрасли составляет около 50 процентов.
«Самая хорошая реклама – это хорошая работа» |
«В КЛИНИКЕ ПРИНИМАЮ ДО СОРОКА ЖИВОТНЫХ В ДЕНЬ»
- У вас постоянная клиентура или много новых клиентов?
- Новые появляются каждый день. Старая клиентура подтягивает новую. Самая хорошая реклама – это хорошая работа.
- Сколько животных вы лечите в день?
- До сорока в клинике и еще десять-пятнадцать во время вызовов. Выходных у меня нет. Я отдыхаю 1 января, 8 марта, в день рождения жены и в свой. Но часто и в эти дни до десяти-двенадцати часов кто-то подходит. Кого можно перенести – переношу. А кого нельзя - принимаю. Правда, после того как появился ребенок, я стал брать три недели отпуска в год. Мы с семьей уезжаем, и я даже телефон оставляю в кабинете.
- Какой у вас средний чек на посетителя?
- У нас цены коммунистические. Первичный прием – 150 рублей, повторный – пятьдесят. Меня коллеги упрекают, говорят, что ты делаешь, поднимай цены.
- У вас ООО или ИП?
- ИП. Нас обслуживают консалтинговые центры, они и квитанции распечатают, и подскажут, что и куда заплатить. И сами отчеты подадут. Это обходится дешевле, чем держать бухгалтера.
«Каждый день 10 процентов нашей выручки откладывается на благотворительные цели. Мы не только животным помогаем, но и людям» |
«У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА: СДЕЛАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ РОДИЛЬНЫЙ БЛОК»
- В чем будет выражаться расширение вашей клиники?
- У меня есть мечта: сделать отдельный родильный блок. Как роддом для собак. Такого у нас в городе еще нет, и возможно, со временем это будет нашей специализацией. Сейчас стоимость многих пород собак значительно подросла. Есть щенки по 60 тысяч рублей, есть – по 120 тысяч. За такие деньги можно купить вполне приличную подержанную машину и ездить на ней. У людей, которые занимаются разведением таких дорогих пород, идут хорошие выгоды. Им нужно иметь как можно больше щенков, и чтобы они были здоровые. Ведь сколько есть случаев, когда владельцы собак просматривали роды и щенки погибали. В таких случаях лучше отвезти собаку в клинику к врачу и забрать ее со щенками через два дня.
- Что будет представлять ваша расширившаяся клиника?
- Она будет размером около ста квадратных метров – место для лаборатории, УЗИ, родильный зал. Наверное, это мне обойдется под миллион.
- Родильное отделение для собак – на сколько оно может быть мест?
- Собак в городе много, и рожают они часто. Какое-то время многие перешли на кошек, но сейчас все-таки больше держат собак. Держат в основном мелкие породы, это экономичнее, да они еще и доходы приносят. Специфика нашей клиники – работа с питомниками. Все, кто давно занимается собаками, они наши клиенты. Стараемся поддерживать с ними хорошие отношения и консультировать по всем вопросам. Сейчас пока мы берем собак, которые должны принести потомство, домой. А в будущем родильном отделении будет дежурный врач. Так что все будет благополучно.
- И сколько же будет мест в этом отделении?
- Думаю, что не больше пяти. За 16 лет моей работы больше за одну ночь не было. Животным, после того как они ощенятся, нужно скорее вернуться домой, в привычную обстановку, к хозяину.
- Сколько будет стоить эта услуга?
- Будет базовая посуточная стоимость. Это окажутся реальные деньги, они не станут зашкаливать. Возможно, это будет какой-то процент от количества щенков. В Москве, например, берут среднюю стоимость щенка, если щенок стоит 25 тысяч, значит столько там и роды стоят. У нас так не будет. Мы, я думаю, будем укладываться в пять тысяч.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ В НАШЕМ БИЗНЕСЕ ПОЛЕЗ В ВОДУ, НЕ ЗНАЯ БРОДУ, МОЖЕТ ХОРОШО ПОЛУЧИТЬ ПО ГОЛОВЕ»
- А какое соотношение доходов от оказания медицинских услуг и реализации кормов и медикаментов?
- Есть клиники, которые в первую очередь продвигают продукцию, в том числе и корма, и витамины. В этих клиниках врачи больше продавцы, а не врачи. Доход в таких клиниках от «магазина». У нас торговля на последнем месте, мы мало что от нее получаем. Да у нас и помещение не позволяет продавать что-либо. У нас нет планов развивать торговлю, мне больше хочется работать под заказ. Не поштучно торговать пакетиками, а пришел человек, заказал мешок корма, я ему его привезу. Мешками как-то приятнее торговать. И потом, сейчас купить корм в Казани не проблема, владельцы сами могут это делать. Если же надо подсказать, какой корм полезен животному, сделаю это с удовольствием.
- Что надо учитывать человеку, который решил заниматься ветеринарным бизнесом?
- Надо помнить, что это, прежде всего, большая ответственность. Что ляпы – смертельные случаи – могут довести до судебных процессов. Человек, который в нашем бизнесе полез в воду, не зная броду, может хорошо получить по голове.
- В Казани были такие прецеденты?
- Были. Есть ветеринары, которые сейчас заставляют владельцев подписывать договоры, в них значится, что они имеют право вводить животному все, что считают нужным, и не несут ответственности за его смерть.
«ЖИВОТНОЕ СКАЗАТЬ НЕ МОЖЕТ, НО ПОНЯТЬ ЕГО МОЖНО»
- А какие качества нужны врачу, чтобы стать ветеринаром?
- Любить животных надо. И быть наблюдательными – животное сказать не может, но понять, что с ним, можно. Все, кто у нас работает, с детства имеют собак, они на дрессировочные площадки ходили и имеют опыт дрессировок. Они знают, с какой стороны к собаке подойти, как ее погладить, как она себя поведет.
- Сколько сейчас стоит ежегодное обследование животного и вакцинация?
- Владелец животного должен проглистогонить животное и сделать раз в год ему прививки. Вакцина есть отечественная и есть импортная, она подороже. Прививки стоят от 350 до 600 рублей.
- Сколько надо тратить на здоровье животного в год?
- Это уж как повезет. Есть животные, которые только и делают, что болеют, а есть такие, что до старости ветеринара не посещают.
«У НАС ДОМА ЖИВУТ ВОСЕМЬ СОБАК»
- Вы хотели стать ветеринарным врачом с детства?
- С детства я хотел иметь собаку, но мне не разрешали. Я жил в Башкирии, в Октябрьском и однажды в сочинении в восьмом классе написал, что хотел бы быть лесником. Но когда я в медицинском училище начал серьезно заниматься собаками, то понял: не хочу лечить людей – хочу быть ветеринаром. Собаку мне наконец-то взять разрешили, и я стал ходить с ней в клуб собаководов. Однажды собака заболела, и я ее лечил. В это время у нас в городе был один ветеринарный врач, когда она узнала, что я умею делать уколы, то попросила ей помогать. Она дела назначения, а я ходил и делал уколы животным. Такая вот была практика.
- Что вы окончили?
- Ветеринарную академию в Казани, это был сознательный выбор.
- У вас дома есть животные?
- Не то слово! У нас с женой, она тоже ветеринар, есть восемь собак, кошка, хорек, четыре белки-летяги, у них скоро будет потомство, есть скалистый патагонский попугай Гоша и еще какое-то количество волнистых попугайчиков, не помню уже сколько. Есть птички-амадинки.
- Как же уживаются столько собак?
- У них есть своя иерархия. Они все дружно гуляют, и если кто-то не так себя ведет, черный терьер, самая крупная наша собака, тут же наводит порядок.
- Как получилось, что у вас так много животных дома?
- Кого-то завели сами, кого-то привезли лечить, а потом «забыли» забрать. Одного пса кто-то взял себе, поиграл, надоело, привезли к нам. Животные к нам по-разному попадают.
- Вы, наверное, любите природу?
- Природу люблю, но выезжаю редко, чаще вижу ее из окна автомобиля. Я заядлый автотурист, люблю, когда еду, остановиться в каком-то красивом месте. Жаль, редко получается.
«У нас с женой, она тоже ветеринар, есть восемь собак, кошка, хорек, четыре белки-летяги, у них скоро будет потомство, есть скалистый патагонский попугай Гоша и еще какое-то количество волнистых попугайчиков, не помню уже сколько. Есть птички-амадинки» |
«КО МНЕ ПРИХОДЯТ И БАБУШКИ, И БАНДИТЫ»
- Каков финансовый уровень владельцев животных, которые посещают вашу клинику?
- Собаки и кошки объединяют людей всех профессий и уровней доходов. Ко мне едут все: бабушки-пенсионерки, адвокаты, судьи, бизнесмены, бандиты. Я не смотрю, на какой машине приехал клиент. Если это стоит столько, я так и говорю. Если хотят заплатить больше, я не отказываюсь. У нас есть сбор пожертвований для бродячих животных. Каждый день 10 процентов нашей выручки откладывается на благотворительные цели. Мы не только животным помогаем, но и людям.
- Имеет ли смысл заводить дорогих животных?
- Имеет, если человек будет продвигать эту породу. Не только пытаться зарабатывать, но и популяризировать. Мода на ту или иную породу существует. В нашем детстве было много эрделей, колли, где они сейчас? Сейчас больше йорков, мопсов, начали разводить французских бульдогов.
«ВСЕ ЛУЧШЕЕ ИДЕТ ОТ КОНЕВОДСТВА»
- Существует мнение, что все лучшие разработки в фармакологии идут от коневодства, так ли это?
- Да, это так. То, что делают для коней – а они очень дорогие – это самое лучшее, что есть в ветеринарии. Препарат для суставов, который был придуман для лошадей, мы, например, с успехом колем собакам, и они начинают ходить. Шампуни для лошадей с удовольствием применяют и люди – волосы после них отлично растут. Гели для лошадей люди с успехом применяют от артритов.
- Есть проблемы в здоровье животных, которые характерны только для Казани?
- В нашем регионе много клещей, которые являются переносчиками опасной болезни – пироплазмоза. Это очень тяжелое заболевание. Леса перестали обрабатывать, и клещи сейчас не только в лесу – заразиться можно, просто выйдя из подъезда. Но бороться с ними можно – раз в месяц надо делать животному инъекцию специальной вакцины. И пусть хоть тысяча клещей сядет на собаку, животное не заболеет. Кстати, в соседней с нами Марий Эл знать не знают, что это за заболевание. Там клещей нет.
- Вы работаете с бездомными животными?
- Мы делаем им операции на льготных условиях.
- Какова у нас ситуация с бездомными животными в Казани?
- Удручающая. «Зооспас» один не справится. Конечно, всех животных спасти нельзя, какая-то часть все равно будет отстреляна. Но этот отстрел никак не регламентируется, дикое животное сразу же убегает, его не догнать, а домашнее подходит, его-то и убивают. Убивают собак в ошейниках, убивают прямо возле подъездов.
«СОБАКУ НЕЛЬЗЯ ПОДБИРАТЬ ПОД ИНТЕРЬЕР»
- Человек решил завести домашнее животное. О чем надо подумать?
- Надо помнить, что животное не подбирается под интерьер, любой щенок или котенок будет точить когти. Поэтому пусть сначала животное повзрослеет, и вы только после этого сделаете ремонт. И не надо брать животных для маленьких детей, пусть оно появится в вашем доме, когда ребенок будет осмысленно к нему относиться. Чтобы они друг друга дополняли. И не надо заводить животных для того, чтобы потешить самолюбие, они требуют много времени и внимания.
- Стоит ли заводить собак бойцовских пород?
- Агрессия собаки не зависит от того, бойцовской она породы или нет. Агрессия бывает в крови животного. Таких животных даже не пускают в разведение. Если животное устроило на выставке драку, его дисквалифицируют. Но это больше проблема не собаки, а человека. Значит, человек не смог собаку воспитать. Что в нее вложил, то и получил. Взрослую собаку переделать невозможно, с ней надо заниматься с детства.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КЛИНИКИ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ»
- В основном вы лечите кошек и собак. А самое экзотическое животное, которое вам приходилось лечить?
- У нас сейчас уже экзотика - козы, коровы, свиньи, овцы. Они есть в частном секторе. Были у меня зеленые мартышки, были игрунки. Самая экзотическая, пожалуй, была игуана, у одной из них я лечил перелом.
- Как в ближайшее время изменится наш рынок ветеринарных услуг?
- Думаю, все-таки изменения коснутся специализации клиник. Каждая займет свою нишу. Но государственные клиники, скорее всего, останутся без изменения.
- Наш традиционный вопрос: три слагаемых успеха в бизнесе?
- Знания, умение идти навстречу клиенту и открытость.
Справка Аркадий Бирев родился в 1973 году в рабочем поселке Уруссу Бавлинского района РТ. После медицинского училища поступил в Казани в Ветеринарную академию, которую окончил в 1996 году. Был ассистентом кафедры хирургии академии. В 1999 году открыл свой первый кабинет на проспекте Победы в Казани. В 2003 году стал директором клиники «Добрый доктор». В 2010 году стал владельцем собственной клиники «VetСовет». Клиника «VetСовет» существует в поселке Мирный с 2010 года. В штате - четыре врача и два администратора. Годовая выручка - около четырех миллионов рублей. |
Спонсор проекта "Персона"
Банк ВТБ ОАО "Банк ВТБ" и его дочерние банки (Группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в РФ, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Основным акционером ВТБ является правительство России, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала. Татарский филиал Банка ВТБ создан в 2002 году. В РТ действует 20 точек продаж группы ВТБ (Банк ВТБ, ВТБ 24, ВТБ-Страхование, ВТБ-Лизинг, ВТБ-Факторинг, ВТБ-Пенсионный фонд). Клиентская база насчитывает свыше 1500 корпоративных клиентов, из которых около 700 клиентов относятся к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом кредитных лимитов достигает 100 млрд. рублей. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.