ЛУЧШАЯ В МИРЕ СИСТЕМА?

Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев после недельной поездки по Южной Америке в составе правительственной делегации Татарстана собрал вчера в Челнах пресс-конференцию. На ней мэр поделился с журналистами результатами поездки, рассказав, как частно-государственное партнерство помогло крупным бразильским и колумбийскии городам не только избежать транспортного коллапса, но и стать примером для подражания.

В начале выступления мэр рассказал о недавней встрече с президентом России в составе делегации мэров городов, губернаторов и руководителей законодательных собраний, где в узком кругу обсуждалась возможность введения на территории страны единого дня голосования, а также необходимость введения так называемых праймериз для кандидатов на должность глав регионов. Эти поправки в законодательство могут быть приняты уже к 2015 году. Шайхразиев сообщил также, что уже 19 апреля горсовет выступит с соответствующей законодательной инициативой.

Поездка в Южную Америку, по словам Шайхразиева, была вызвана желанием увидеть своими глазами, как решают транспортные проблемы в зарубежных мегаполисах. В столице Колумбии Боготе и в бразильском городе Куритиба республиканские чиновники изучили систему организации общественного транспорта, которую называют чуть ли не лучшей в мире. И это несмотря на то, что в Куритибе на 1,7 миллиона жителей приходится 1,2 миллиона легковых автомобилей.

«Все попытки власти решить у нас этот вопрос через малые или большие автобусы, через такси, трамвай или троллейбусное сообщение не приводят в конечном итоге к тому результату, на который рассчитывают наши жители», - сказал мэр автограда.

1.jpg
В Бразилии Шайхразиеву понравилось и то, что многие люди с раннего утра занимаются зарядкой и спортом: «Там не видно пьяных, людей, гуляющих с бутылкой пива в руках, у всех в руках мяч – и это вызывает уважение»

ЦЕНА ВОПРОСА - $2 МИЛЛИАРДА

Как рассказал глава Челнов, решать проблему транспортного коллапса бразильцы начали еще в 70-х годах прошлого века. Тогда был разработан генеральный план города, предусматривающий в числе прочих вопросов и приоритетное развитие общественного транспорта. Была принята специальная госпрограмма, на реализацию которой было потрачено более $2 миллиардов.

Отличительной особенностью организации движения общественного транспорта является то, что все автобусы в этих мегаполисах передвигаются по отдельной полосе, причем не ограниченной разметкой, а физически отделенной от других полос движения. Другому автотранспорту передвижение по автобусной полосе категорически запрещено, есть исключения лишь для автомобилей полиции, скорой помощи и высших госчиновников. Полоса эта расположена посредине автодороги, справа от нее автомобили движутся в попутном направлении, а слева во встречном, а к каждому крытому остановочному павильону, которые расположены, по сути, на проезжей части, ведут специальные открытые надземные переходы от тротуаров. Вход в остановочные павильоны осуществляется через турникет, в них есть ясные схемы маршрутов, и они доступны для инвалидов. Двери открываются согласованно – и на станции, и в автобусе. Нет никаких лестниц: полы станции и автобуса находятся на одной высоте, как в поездах и на платформах метро. Все пассажиры выходят из автобуса через один конец станции и совершают посадку через другой. В зависимости от времени и маршрута эта операция занимает в среднем примерно 30 секунд. В часы пик автобусы-экспрессы отправляются каждую минуту.

Впрочем, Шайхразиев, несмотря на всю безопасность такой системы, увидел в ней и недостатки – «чтобы через эти переходы перейти на другую сторону дороги, нужно пройти раза в три-четыре большее расстояние, чем если бы это был обычный подземный переход или светофор». Кроме того, существенным ограничителем по копированию такой системы станет также и существенная разница в климатических условиях в Южной Америке и в Татарстане. В частности, чистка отдельной полосы зимой может превратиться в большую проблему.

ОБЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ «АВТОБУСНОЙ ПОЛОСЫ» ТОЛЬКО В БОГОТЕ
СОСТАВЛЯЕТ 550 КИЛОМЕТРОВ

Когда необходимая инфраструктура для системы общественного транспорта была построена, была учреждена государственная управляющая компания, которая заключила с частными компаниями 15-летние контракты. Автобусные линии Куритибы принадлежат десяти частным компаниям, но заработанные деньги между ними распределяет УК, которая координирует их работу и при необходимости штрафует за некачественную работу. Нечто подобное в Челнах хочет создать и мэр автограда.

Внедренная система устроена таким образом, что на центральных магистралях города могут ездить автобусы только большой вместимости (от 60 до 250 мест), а на второстепенных дорогах курсируют автобусы малой вместимости «типа наших ПАЗиков и ГАЗелей». В результате такого разделения транспортных потоков удалось создать эффективную и безопасную сеть автобусных маршрутов. Около 1 100 городских автобусов совершают 12 500 поездок в день, перевозя ежедневно 1,3 миллиона пассажиров, что составляет 55% общей потребности города в транспорте.

Конечно, чтобы сделать работу общественного транспорта объектом для подражания всего мира, колумбийцам и бразильцам пришлось изрядно потрудиться – общая протяженность «автобусной полосы» только в Боготе составляет 550 километров. Для удобства пассажиров курсирующие по разным линиям автобусы окрашены в пять разных цветов: красный, серебристый, оранжевый, желтый и зеленый. При этом самые большие 27-метровые «трехсекционные» автобусы имеют возможность посредством GPS переключать сигнал светофора, обеспечивая себе, таким образом, приоритет в движении и позволяя перевозить в три раза больше пассажиров в час и в три раза быстрее, чем в традиционном автобусе.

ЗА ЛЬГОТНИКА ПЛАТИТ ПАССАЖИР, А НЕ ГОСУДАРСТВО

Система оплаты за проезд там также организована достаточно логично. Пассажир, купив специальную транспортную карту, имеет право за время поездки бесплатно пересаживаться на другие маршруты. Следует отметить, что стоимость билета в автобусе достаточно высока. По словам Шайхразиева, при средней заработной плате в Бразилии и Колумбии чуть меньше $1000 пассажир платит за поездку «46 рублей на наши деньги». Причем интересно, что льготники (пенсионеры, инвалиды и малоимущие студенты) ездят бесплатно, но субсидирует эти поездки не государство, а другие пассажиры. «В стоимость билета уже заложено обслуживание льготной категории граждан. На пенсию в Колумбии люди выходят в 62 года».

В ЧАСЫ ПИК ВСЕ ЕДУТ В ОДНУ СТОРОНУ

Еще одной особенностью организации движения, которую подметил мэр Челнов, стало то, что в утренние часы, когда основная масса людей едет в центр города, в этом направлении начинают работать обе полосы движения. А вечером, наоборот, строго определенное время обе стороны движения работают уже в реверсивном направлении.

Безусловно, что какие-то элементы увиденного в Южной Америке можно внедрить и у нас, сказал в завершение мэр. Правда, открытым остался вопрос - какие именно, ведь разница в климатических условиях накладывает очень серьезные ограничения на введение подобной системы. Впрочем, сегодня пресс-конференцию по результатам поездки в Южную Америку даст министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин, который, возможно, и расставит все точки на i.