erid: Pb3XmBtzt13t8QNKw8Wyj86AAfjBqfePJtJYy2Y
«На сегодняшний день арабский мир повернулся к нам лицом, это задает новый тренд в развитии индустрии халяль в России», — констатирует председатель комитета по стандарту халяль ДУМ РТ Аббяс Шляпошников. Крупнейшие мировые эксперты в этой области, в частности, становятся гостями KazanSummit, подтверждая статус Казани как мусульманской столицы России. В интервью «БИЗНЕС Online» Шляпошников рассказал о том, какой татарстанской продукцией мы можем удивить исламский мир, почему ведущие роли здесь может занять бытовая химия и почему отличается цена на халяльную и нехаляльную курицу.
Аббяс Шляпошников: «Сегодня мы видим, что арабский мир повернулся к нам лицом. С нашей страной продолжают сотрудничать мусульманские государства, и этим нужно пользоваться»
«Протаптываем дорогу к иностранным единоверцам»
— Аббяс хазрат, 2022 год запомнился прежде всего началом СВО, а также санкциями, которые ввели против России страны Запада. Это как-то повлияло на вашу деятельность?
— Безусловно, последние события повлияли на все сферы экономики в нашей стране. В случае с халяль-индустрией они дали положительный импульс для развития. Сегодня мы видим, что арабский мир повернулся к нам лицом. С нашей страной продолжают сотрудничать мусульманские государства, и этим нужно пользоваться. В прошлом году, несмотря на СВО, в Казани успешно прошел международный экономический саммит «KazanSummit: Россия — исламский мир». Ежегодно в нем принимает участие Ихсан Овют — генеральный секретарь SMIIC (институт стандартов и метрологии Организации исламского сотрудничества), с которым комитет несколько лет назад заключил меморандум о сотрудничестве. Этот институт занимается разработкой международных стандартов халяль и имеет такой вес, что может заявлять от имени всего мусульманского мира о новых трендах в этой области. Желание института взаимодействовать с Татарстаном, а значит, и с Россией, доказывает, что у исламского мира есть большой интерес к российской продукции халяль. Чтобы эта заинтересованность не угасла, мы сейчас активно стараемся аккредитоваться в органах сертификации халяль мусульманских стран и республик. Сейчас мы, что называется, протаптываем дорогу к иностранным единоверцам.
«У исламского мира есть большой интерес к российской продукции халяль. Поэтому мы активно аккредитовываемся в органах сертификации халяль мусульманских стран и республик»
— А разве сами исламские страны не могут в достаточной мере обеспечить себя и производить продукцию халяль?
— В декабре у муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина побывал довольно серьезный гость из Бразилии — президент компании Fambras Halal Мухамед Хусейн аль-Загхби. Он и с руководителем АИР Талией Ильгизовной Минуллиной встречался. Fambras Halal — это крупнейший в мире орган по сертификации халяльных продуктов. Почти все арабские страны по части импорта халяльной продукции взаимодействуют с этой компанией. Звучит странно, но все просто: климат Бразилии идеально подходит для разведения крупного рогатого скота. Если в России существует 34 организации, которые занимаются сертификацией халяль, то во всем мире их около 460. Так вот, бразильцы занимают второе место в рейтинге. В Саудовской Аравии во время хаджа для паломников поставляют мясо производителей, сертифицированных именно этой компанией. Всего они поставляют продукцию в 185 стран мира, в том числе, как это ни удивительно, в РФ. У нас теперь есть с ними договоренности, что они «поставят нас на рельсы» и покажут, что и как делать для завоевания рынка халяль в мире.
«В декабре у муфтия побывал гость из Бразилии — президент компании Fambras Halal Мухамед Хусейн аль-Загхби. Почти все арабские страны по части импорта халяльной продукции взаимодействуют с этой компанией»
«Наш климат — благодатный для производства продукции, которую не могут произвести в других странах»
— Что Татарстан может предложить рынку халяль прежде всего?
— Пищевой рынок в мусульманских странах огромный и включает в себя специи, кондитерскую продукцию, молочные изделия и прочее — все это там востребовано. Но природные условия не позволяют им производить разную мясную продукцию, а наш климат и сельхозугодия — благодатные для этого, потенциал у Татарстана в этом плане огромный.
Еще у нас развитая химическая промышленность. А ведь даже бытовая химия нуждается в исследовании на халяльность. Например, недавно мы обсуждали вопрос производства мыла. Если при варке используются компоненты животного происхождения, встает вопрос: как технологическая обработка влияет на структуру мыла? Мы обсуждали это с представителями КНИТУ-КХТИ, производителями бытовой химии, технологами… В итоге в ДУМ РТ было вынесено шариатское решение, что продукт в результате обработки прошел трансформацию или, говоря арабскими терминами, произошла «истихаля», то есть изменение и преобразование материальной природы (сущности) вещества. Он стал иным химическим продуктом, использование которого разрешено для мусульман.
«Пищевой рынок в мусульманских странах огромный. Но природные условия не позволяют им производить разную мясную продукцию, а наш климат и сельхозугодия — благодатные для этого»
— Не означает ли это, что любая бытовая химия априори халяль?
— Нет, тут к каждой продукции нужно подходить индивидуально. Например, глицин и жир трансформируются, а тот же желатин даже после переработки — нет. Желатин, кстати, очень широко применяется в фармацевтике. Это большая проблема для мусульман. Много препаратов выпускается в капсулах, а они в основном изготавливаются из желатина, то есть из гидролизованного белка, получаемого в результате переработки соединительной ткани животных. Мы решили подписать меморандум с Казанским медицинским университетом, чтобы они помогли нам разобраться с этим вопросом. Вообще, 97 процентов капсульных препаратов в России содержит желатин животного происхождения, а не растительного (производимого из кукурузы), ведь у нас нет такого большого объема этой растительной культуры. Что делать? Попросили дать нам альтернативу таким лекарствам, и КГМУ дал нам такую альтернативу из 200 позиций! Скоро мы этот список обнародуем. Представляете, какая колоссальная работа была проведена, они, исследовав все, сделали вывод — это харам, а другой компонент вместо него уже халяль.
«Вместе с КНИТУ-КХТИ мы изучали вопрос, как компоненты животного происхождения в продуктах бытовой химии при технологической обработке меняют свою структуру и становятся халяльными»
«Мы считаем, что при механическом убое первая курица — халяль, а остальные уже под сомнением»
— Какая-то продукция, сертифицированная вами, сейчас продается в странах исламского мира?
— Например, в 2022 году известный российский бренд макаронных и мучных изделий «Макфа» начал поставляться в Королевство Саудовская Аравия. Всего с нашими сертификатами 13 предприятий реализует свою продукцию за рубеж. Много организаций готово экспортировать свои товары, сейчас они находятся в стадии согласования. Наши зарубежные поездки упрощают процедуру их дальнейшего сотрудничества. И не только для российских компаний, но и для иностранных, которые желают выйти на наш рынок. Приведу пример: приходят к нам специи из Индии, а там в составе могут быть добавки, изготовленные из мясной продукции, мы выходим с этим сертификатом в Индию и там изучаем, какой у них был убой, как они осуществляют контроль. Это к вопросу, а какая нам польза от стандартов того же SMIIC, ведь их стандарты уже проработаны, зачем изобретать велосипед?
— Тем не менее почему-то татарстанские предприятия не спешат экспортировать свою продукцию…
— А кто вам сказал, что они не спешат? Возможно, кто-то занимается только внутренним рынком, потому что вопрос экспорта связан с определенными рисками, затратами, изучением рынков сбыта. Также необходимо учитывать особенности требований покупателей той страны, в которую планируется экспорт. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах принимают механический убой курицы: сказали: «Бисмилля», нажали на кнопку, и все — механический агрегат начал резать. У нас в Татарстане везде ручной забой, в Бразилии то же самое. Мы же считаем, что при механическом забое первая курица — халяль, а остальные уже под сомнением. Такова позиция нашего муфтия Камиля хазрата Самигуллина — весь скот должен забиваться только вручную. Кстати, это дает большое преимущество нашим производителям, потому что у мусульманского населения ручной убой всегда в приоритете. Также у нас большой потенциал выводить на арабские рынки бытовую химию под знаком халяль, медикаменты, нужно лишь наладить линейку производства и пройти сертификацию. Насколько мне известно, многие предприятия Татарстана стремятся выйти на экспорт. Сейчас и политическая конъюнктура показывает необходимость переориентировать свой экспорт на Восток. Со своей стороны комитет по стандарту халяль ДУМ РТ ведет работу в данном направлении и изучает аккредитацию в международных организациях для признания нашей эмблемы «Халяль» и доверия со стороны мировых органов по сертификации.
«97 процентов капсульных препаратов в России содержит желатин животного происхождения, КГМУ составил для нас список альтернативных лекарств из 200 позиций!»
— Кстати, насчет курицы. Был свидетелем того, как пожилая женщина-татарка, судя по внешности, соблюдающая мусульманка, покупала курицу не в отделе «Халяль» супермаркета, а на обычной полке. Объяснила это тем, что халяль стоит дороже. Почему так происходит?
— Производство халяль на птицефабриках требует определенных условий работы. Сейчас же на всех птицефабриках Татарстана, таких как «Пестречинка», «Челны бройлер», осуществляется ручной убой. Ручной убой — это затраты на содержание штата резчиков и контролеров. Механический убой (когда нажал на кнопку и вся курица обрабатывается автоматически), безусловно, удешевляет производство. Но цена на халяль незначительно выше и в зависимости от объемов производства, возможно, даже одинакова. Здесь также нужно учитывать наценку самих магазинов и маркетинг, на которые мы, к сожалению, не влияем.
— Есть некоторые продукты, которые вроде бы по умолчанию являются разрешенными для мусульман, но вы и на них ставите значок своего комитета. Скажем, сливочное масло или, более того, питьевая вода. Разве простая вода может быть харамом?
— Действительно, вода априори является дозволенной. А вот словосочетание «халяльное масло» в наше время звучит уже не странно. Сливочное масло — продукт не самый дешевый. Если сэкономить на его производстве, можно существенно поднять прибыль. Первый способ «экономии» — замена молочного жира на альтернативные. Например, в 2019 году специалисты экспертного центра союза потребителей «Росконтроль» нашли говяжий жир в масле одного из известных брендов. Говяжий жир от животного, забитого не по шариату, недозволен в пищу по исламским нормам. Мы проверяем продукцию на содержание таких нехаляльных компонентов.
В йогурты, мороженое и сладости добавляют кармин, а это красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили.
«Из 400 казанских кафе, позиционирующих себя как халяль, лишь 70 прошло у нас сертификацию»
— Как предпринимателю начать сотрудничество с вашим комитетом?
— Вы подаете заявку, допустим, на производство курицы, мы изучаем документы в части ваших поставщиков, сырья и технологий и, если считаем это возможным, заключаем договор на сертификацию. Далее эксперт выезжает на производство, изучает его, обучает персонал стандартам халяль. Затем выдается свидетельство и назначается контролер, для того чтобы в дальнейшем отслеживать соблюдение стандартов халяль на всех этапах: от питания курицы (чтобы в корм не добавлялась мясо-костная мука или другие запрещенные компоненты) до ее упаковки после забоя.
— Сколько стоят ваши услуги по сертификации?
— Смотря в какой сфере, возьмем, общепит. Два раза в месяц наши специалисты выезжают и проверяют все производство в сертифицированных кафе. Стоимость сертификации для владельца кафе начинается от 2 тысяч рублей в месяц. Для других сфер — другие цены. Есть определенная формула, по которой высчитывается стоимость сертификации. Когда делаем рейды и выезжаем на места по сигналам от потребителей, мы требуем подтверждение их халяльности — на стене, как правило, висит сертификат на мясо. Мясо халяль? Отвечают: халяль. Шаурма? Халяль. Но когда просим показать кетчуп, например, то видим в его составе запрещенный кармин, в майонезе — желатин, а щетка, которой смазывают тесто, вообще из свиной щетины. Таких примеров бывает много: из 400 казанских кафе, позиционирующих себя как халяль, лишь 70 прошло у нас сертификацию.
— Какие цели перед собой комитет ставит на 2023 год?
— Муфтий Камиль хазрат очень серьезно относится к нашему направлению работы. Поэтому скоро, по его благословению, мы расширимся в площадях: планируем переехать в отдельный многоуровневый офис на базе мечети аль-Иман. Здесь развернем коворкинг-халяль для мусульманских IT*-специалистов. Сейчас они очень востребованы для уммы. Например, вместе с ними дорабатываем проект Halal** IT («Халяль. Информационные технологии» — прим. ред.). Его уже давно ждут российские потребители. Он представляет собой интерактивные программы справочно-информационного характера, то есть мобильное приложение с картами исламской инфраструктуры, мечетями, местами общепита, медресе и, конечно, с возможностью определить, является ли состав конкретного продукта питания халяльным и дозволенным. Думаем, что в этом году проект запустится. Также мы готовимся к международной и российской аккредитации, это поможет нам выйти на сотрудничество с различными организациями и расширить свою деятельность в части производства пищевой продукции.
* IT — информационные технологии.
** Halal — халяль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.