Стоимость строительства платной трассы М12 «Восток» стремится к триллиону рублей, и есть риск, что вовремя сдать дорогу не получится. Такие выводы сделала Счетная палата, которая накануне опубликовала доклад о ходе строительства. Аудиторы разбирались с тратами бюджетных средств, а параллельно вскрыли нарушения. Как выяснилось, на четырех этапах магистрали работы начали без разрешения на строительство, а «Автодор» не может отчитаться за 170 млн рублей, которые выделил своей «дочке». Из-за «оптимизации бюджета» некоторые участки останутся двухполосными, а «узкие места» уберут не везде. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Счетная палата РФ накануне опубликовала третий доклад о том, как идет строительство международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, в том числе его ключевого на данный момент участка — скоростной магистрали М12 Москва – Казань
Что по деньгам?
Счетная палата РФ накануне опубликовала третий доклад о том, как идет строительство международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, в том числе его ключевого на данный момент участка — скоростной магистрали М12 Москва – Казань. Проверка прошла в 2022 году, когда ведомством руководил Алексей Кудрин. В докладе впервые обозначена новая стоимость строительства трассы — это уже 911,67 млрд рублей. Не исключено, что к завершению проекта будет преодолена отметка в 1 трлн рублей. Для сравнения: на старте в 2019 году на весь коридор Европа – Западный Китай (ЕЗК) было заложено 655 млрд рублей. В апреле прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин предупредил, что дорога будет стоить больше 800 миллиардов.
Проверка прошла в 2022 году, когда ведомством руководил Алексей Кудрин
Ключевой вывод СП — объем финансирования строительства недостаточный. Согласно паспорту, стоимость трассы М12 составляет 622,8 млрд рублей, но в проектно-сметной документация иная цифра — 911,67 млрд рублей, т. е. почти на 300 млрд рублей больше. Такая разница насторожила ведомство, и оно просит кабмин РФ в срок до 1 июня 2023 года скорректировать паспорт. Тем более что стройка идет опережающими темпами. Что интересно, в карте предложений по итогам проверки прямо указано, что задача эта не в приоритете. Видимо, потому, что еще в декабре (после проверки аудиторов) кабмин указал в плане дорожной деятельности на 2023–2027 годы новую стоимость трассы — 901 млрд рублей. Так что СП скорее просит поправить бюрократические детали. Вряд ли есть сомнения, что деньги на завершение проекта не найдутся. Сейчас расклад такой: 657,8 млрд рублей — бюджетные средства, 150 млрд — деньги фонда национального благосостояния (ФНБ), 93,7 млрд — привлеченные облигационные займы.
Скоростная автомобильная дорога М12 «Восток» является частью международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Протяженность трассы составляет более 800 км, полностью движение по ней планируется открыть к концу 2023 года. Автодорога позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часа. Строительство стартовало летом 2020 года.
В рамках проекта будет построено 300 искусственных сооружений, в том числе вантовый мост через Оку, монолитный мост через Суру и 3-километровый через Волгу в Татарстане. Запроектировано 19 транспортных развязок с федеральными и основными региональными автомобильными дорогами. Предполагается, что М12 разгрузит федеральную дорогу М7 «Волга». Каждые 30–65 километров на трассе будут размещаться многофункциональные зоны сервиса (МФЗ), где можно будет отдохнуть и заправить автомобиль.
На М12 «Восток» установлена система взимания платы «Свободный поток», которая подразумевает безбарьерный проезд автомобиля через рамку взимания платы. Оплата за проезд списывается с лицевого счета транспондера Т-pass автоматически бесконтактным способом, с помощью антенн. Камеры-датчики, установленные на рамке, считывают госномер автомобиля спереди и сзади, а также его категорию и фиксируют транзакцию по госномеру ТС при отсутствии транспондера. Стоимость проезда пока не определена. Сейчас максимальный размер тарифа на платных дорогах для транспортных средств первой категории составляет 4 рубля 47 копеек за 1 км (показатель ежегодно индексируется). Таким образом, ориентировочная стоимость — 3,2 тыс. рублей. При этом минтранс ранее предлагал резко увеличить максимальный тариф до 8 рублей. В «Автодоре» подчеркивали, что идея минтранса предусматривает право собственника дороги на увеличение тарифов за проезд, а не обязанность. А реальные тарифы по участкам М12 будут вводиться с запуском движения по ним.
Через территорию Татарстана частично проходит 7-й и полностью — 8-й этап трассы М12. В целом это 142 км — дорога идет через Кайбицкий, Апастовский, Верхнеуслонский, Лаишевский, Пестречинский районы. Подрядчиком строительства 7-го этапа трассы на территории Чувашии и Татарстана стала дочерняя компания «Автодора» — СК «Автодор». Это участок от пересечения с дорогой А151 Цивильск – Ульяновск до федеральной трассы А241 Казань – Буинск – Ульяновск. Сумма подряда — 42,7 млрд рублей. Подрядчик 8-го этапа — «Трансстроймеханизация», дочерняя компания «Мостотреста» Аркадия Ротенберга. Трасса протянется от пересечения с автодорогой Р241 Казань – Буинск – Ульяновск до пересечения с региональной трассой Сорочьи Горы – Шали. Строительство включает возведение моста через Волгу. Стоимость контракта — 123,2 млрд рублей.
При этом затраты могут вырасти еще, предупреждает надзорное ведомство. Дело в том, что при строительстве на участках в Татарстане и Нижегородской области обнаружились подземные провалы (карсты) глубиной 2–3 м и диаметром до 20 метров. Устранение провалов не было заложено в бюджет стройки, отмечается в докладе. Сколько дополнительно средств понадобится из бюджета, ведомство не уточняет, но оговаривается, что строительство может затянуться. К слову, на пятом участке трассы в Нижегородской области противокарстовые мероприятия не начинаются из-за того, что нужна новая технология взамен зарубежной. В начале февраля Хуснуллин рассказывал, что на 2–3 участках М12 есть отставание, но на сроках сдачи это не скажется. Участок от Москвы до нижегородского Арзамаса протяженностью 400 км планируется запустить в сентябре, а в декабре, надеется вице-премьер, «доедем до Казани». Пересечь Татарстан по М12 можно будет за полтора часа, тогда как по М7 это занимает вдвое больше времени, обещал Хуснуллин.
Не были заложены в бюджет и противооползневые мероприятия, которые пришлось проводить осенью 2022 года при строительстве моста через Волгу на территории Татарстана. Судя по докладу, подрядчик — «Трансстроймеханизация», дочерняя компания «Мостотреста» Ротенберга — проводил работы за свой счет. После этих работ понадобилось еще перенести две воздушные линии электропередачи, и теперь ПАО «Федеральная сетевая компания — Россети» (ФСК ЕЭС) требует доплатить 2 млрд рублей — компенсировать уплату налога на прибыль и упущенную выгоду. При проверке вскрылись нарушения правил ведения бухгалтерского учета. На октябрь 2022 года дебиторская задолженность по договорам и соглашениям на строительство увеличилась на 10,2 млрд рублей до 181,6 миллиарда.
СП обвиняет «Автодор» в недостаточном строительном контроле за подрядчиками, которые допустили нарушения требований градостроительного законодательства
Планы по ремонту стали скромнее, а Генпрокуратура разберется, куда делось 170 миллионов
Отчет СП проливает свет не только на финансовые недочеты при строительстве, есть и другие интересные детали. К примеру, упомянутые противооползневые работы в Татарстане шли в отсутствие скорректированной проектной документации. Кроме того, СП допускает ущерб в размере 170,6 млн рублей на 7-м этапе трассы, который частично проходит по республике. Госкомпания «Автодор», которая курирует строительство, заплатила 170,6 млн рублей за перевозку земли, но не смогла предоставить документы, подтверждающие исполнение работ. Что интересно, подрядчиком на 7-м этапе является дочерняя компания «Автодора» — СК «Автодор». По итогам проверки СП направила обращение в Генпрокуратуру РФ.
Работы на четырех этапах магистрали (нулевой, второй, четвертый и пятый) фактически начинали без разрешения на строительство, следует из доклада. Также СП обвиняет «Автодор» в недостаточном строительном контроле за подрядчиками, которые допустили нарушения требований градостроительного законодательства. К примеру, выяснилось, что на четвертом этапе (проходит по Владимирской и Нижегородской областям) асфальт укладывали при неблагоприятных погодных условиях.
Изначальные планы по реконструкции уже существующих дорог, по которым идет коридор, теперь скромнее. Из 814,6 км федеральных автодорог, по которым идет транспортный коридор и которые планировали капитально отремонтировать (в том числе расширить до четырех полос), будет реконструировано только 40,4 километра. Ведомство объясняет это «оптимизацией бюджета». Речь идет об участке Канаш – Сагарчин. Из-за того, что денег не хватает, на трассе А151 Цивильск – Ульяновск дорогу расширят лишь на двух участках (20,5% от общей длины двухполосного участка), а «узкие места» на трассе М5 (подъезд к Ульяновску) уберут далеко не везде. Есть и другие срезанные планы.
Но есть и хорошие новости. На территории Татарстана строительство идет опережающими темпами. 7-й этап, который частично пролегает в республике, к октябрю был готов на 22,8% при плановых 21,1%. Готовность 8-го этапа составила 27% при плановых 26,8% от общей стоимости строительно-монтажных работ по договору. «Строительство М12 осуществляется опережающими темпами. <…> До конца 2022 года планируется досрочный ввод 57,6 км автомобильной дороги», — сказано в докладе. Объем незавершенного строительства автомобильной дороги М12 на 1 октября 2022 года составляет 304 млрд рублей.
В пресс-службе «Автодора» заверили «БИЗНЕС Online», что вопросов с финансированием строительства нет, «все средства из ФНБ предоставлены на проект в полном объеме». «Перед нами поставлена задача запустить движение по М12 от Москвы до Казани до конца 2023 года. Сроки не меняются», — указали в компании.
Также в докладе Счетная палата обращает внимание на сложную ситуацию с транспондерами — устройствами, которые позволяют оплачивать проезд автоматически и проезжать без остановки. Применяемые в России системы для считывания транспондеров основаны на западных стандартах DSRC. Из-за санкций поставки транспондеров и антенн DSRC в Россию приостановлены, а некоторые производители отказались от новых поставок в страну (норвежский Q-Free, австрийский Kapsch). В августе у «Автодора» кончились запасы устройств, но позже удалось получить транспондеры по заключенным ранее контрактам. Сейчас идут попытки наладить массовое производство внутри страны, говорится в отчете СП. «Автодор» рассказал «Коммерсанту», что временно ограничил продажу транспондеров «для поддержания предложения в зоне притяжения М12». Компания заключила четыре контракта с российскими производителями, один из них выйдет на промышленное производство уже в апреле – мае. «Стоимость для конечного пользователя будет варьироваться от 3 тысяч до 6 тысяч рублей за штуку», — указали в госкомпании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.