IMG_4118.jpg
Альбина Шагимуратова: "Я мечтаю поработать с Дзефирелли, и спеть в какой-то традиционной постановке оперы"

«Я ДЕЛАЛА НЕ ВСЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ»

- Альбина, получая «Золотую маску», вы поблагодарили за помощь президента РТ и за совместную работу режиссера «Лючии ди Ламмермур» Михаила Панджавидзе и дирижера Рената Салаватова. С президентом понятно, он дал грант театру в 124 миллиона рублей, а как работалось с Панджавидзе и Салаватовым?

- Работалось отлично! Правда, я делала далеко не все акробатические трюки в знаменитой сцене сумасшествия Лючии, которая идет 17 минут, если бы я во всем слушала Панджавидзе, то вряд ли смогла бы петь. Так что я привнесла в партию кое-что от себя. Невозможно при пении бельканто еще и кувыркаться. Но с Панджавидзе я работаю не в первый раз, мы очень хорошо понимаем друг друга.

- А с Салаватовым?

- Ренат Салаватович – выдающийся музыкант. Он очень хорошо чувствует певца, он идет за ним. Когда мы показывали «Лючию ди Ламмермур» на «Золотой маске» в Москве, после спектакля ко мне подошел один известный московский дирижер и выразил восхищение оркестром и дирижером казанской оперы. Когда я готовлюсь к спектаклю, я не пускаю даже родителей. Маэстро Салаватов – единственный человек, которого я могу допустить к себе в гримерную перед спектаклем, он приходит ко мне с клавиром, и мы еще раз обсуждаем будущую работу. Сейчас в мире вообще не хватает именно оперных дирижеров, так что Казани с Салаватовым очень повезло.

IMG_4094.jpg
«Золотая маска»

«СНАЧАЛА ОТКАЗАЛАСЬ ПЕТЬ В МОСКВЕ»

- Вы очень волновались перед выступлением в Москве?

- Естественно, но поначалу, когда мне позвонил директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов и сказал, что жюри «Золотой маски» будет нас смотреть 2 апреля в Большом театре, я отказалась петь. У меня 3 апреля должен был быть концерт в Вене. В результате венский контракт пришлось отменить, и я пела со своим театром.

- Как вы готовили эту партию?

- Я почти месяц занималась в Нью-Йорке с великой Ренатой Скотто, слушала ее записи. Она мне сказала: если ты полностью будешь владеть голосом, тебе ничего не страшно, даже если режиссер поставит тебя на голову, ты сможешь петь. Она мне очень помогла, ведь Лючия – труднейшая белькантовая партия.

IMG_4081.jpg
Альбина Шагимуратова: "В мировом значении наш оперный театр занимает не самое последнее место"

«МОЙ ДОМ – САМОЛЕТ И ГОСТИНИЦА»

- Вы – солистка казанской оперы, ваши родители живут в Казани, но, наверное, все-таки и гражданка мира?

- Да, я именно гражданка мира. Мой дом – это самолет и гостиница.

- Но какая-то недвижимость за границей у вас есть?

- Я скоро ее приобрету. Пока не буду говорить, в какой стране. Скажу одно: это будет не в России.

- Как при таких нагрузках складывается личная жизнь? Она вообще есть?

- Ее нет. То есть она есть, но ей уделяется очень мало времени.

- Когда купите квартиру, перевезете в нее родителей?

- Вряд ли. Они – пожилые люди, им трудно будет привыкнуть к новому месту.

IMG_4114.jpg

«В КАЗАНИ ЛУЧШИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

- Альбина, вы сейчас имеете контракты в самых топовых театрах, поете в Ковент Гардене, Ла Скала, Метрополитен опера. Я понимаю, что наш театр нельзя ставить в одну шеренгу с ними. Но на российском уровне, какое место занимает казанская опера?

- В мировом значении наш оперный театр занимает не самое последнее место. В российском масштабе я бы поставила его на первое место как региональный театр. После Большого и Мариинки. Там ведь другое финансирование. Два международных фестиваля – Шаляпинский и Нуриевский – это показатель уровня театра. Назовите мне в провинции другой театр, где бы проходили без срывов, на высоком уровне два таких музыкальных форума?

- Как вы полагаете, что дает возможность держать такой высокий уровень в Казани?

- Хороший менеджмент. Контрактная система, которая принята во всем мире, она позволяет приглашать лучших солистов. Конечно, есть и некоторые издержки. Обидно, что студенты казанской консерватории не могут попробовать свои силы на этой сцене.

- Самые талантливые это могут сделать. Михаил Казаков – тому пример.

- Согласна, но чаще студенты поют небольшие партии, но может быть, кто-то достоин и большего. Мне очень повезло с театром, здесь меня понимают, это заслуга директора. Я – солистка казанского оперного, но я пою по всему миру, у меня свои агенты и контракты. Где бы у меня еще была такая свобода?

IMG_4091.jpg
"Деньги не должны перевешивать, чтобы не осталось потом пустоты в душе"

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» ТОЖЕ ПОЛУЧАТ «МАСКУ»

- В этом сезоне вам довелось участвовать в откровенно авангардистской постановке Дмитрия Чернякова «Руслан и Людмила», которая открывала Большой театр после реконструкции. Мне показалось, что это не совсем ваш режиссер?

- Это было неожиданностью для многих, но с Черняковым мне работалось очень легко. Он мне не мешал. И сцена с Черномором, которая вызвала много нареканий, она мне нравится. Там все по делу. Если бы Людмила просто лежала, и ее соблазняли, было бы скучно. А так… Публика кричала «позор» и «браво». Зрители реагировали, они были заинтригованы. Опера-то огромная, можно было и после первого акта уйти. Черняков - он новатор, он очень смелый режиссер. Этот спектакль уже купили некоторые западные оперные театры. Спектакль, к сожалению, не до конца оценен российской публикой, но это придет. Он в будущем году будет номинироваться на «Маску» и, думаю, ее получит.

«МЕНЯ НАРЯЖАЮТ ТО В БРЮКИ, ТО В НОЧНЫЕ РУБАШКИ»

- У вас есть любимый режиссер?

- Есть. Дзефирелли. Я мечтаю с ним поработать и спеть в какой-то традиционной постановке оперы. Спеть Лючию, Виолетту… Вкусить тот дух, походить в платьях той эпохи. Меня то в брюки наряжают, то в ночные рубашки. В первом акте «Руслана и Людмилы» я хожу в кокошнике, я получила от этого такое удовольствие. Представляете, если спеть Лючию в шотландском платье семнадцатого века? И пусть Эдгардо будет в килте.

- Из тех образов, что приходится петь, по-женски кто ближе?

- Так трудно сказать… Они все такие разные. В каждой есть что-то мое. Трепетность Лючии и Джильды, жертвенность Виолетты. Это мне близко. Мне тоже приходится жертвовать, все время отдавая работе, когда даже часа не находишь для себя, когда нет возможности просто сходить в салон красоты на массаж.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПУСТОТЫ В ДУШЕ»

- Какой город стал любимым?

- Вена. Я обожаю этот город-музей с его парками и дворцами, с золотым памятником Штраусу. Когда там бываю, каждый день хожу в оперу на спектакли коллег, если свободна, а днем люблю ходить по музеям.

- И пить кофе по-венски, и есть торт "Захер"…

- И еще кофе меланж, и штрудели с яблоками и творогом.

- Когда предлагают контракт, что перевешивает – интерес или сумма гонорара?

- Учитываю и то, и другое. Но деньги не должны перевешивать, чтобы не осталось потом пустоты в душе.

Справка

Альбина Шагимуратова родилась в 1979 году в Ташкенте. Училась в Казанской государственной консерватории, затем перевелась в Московскую консерваторию, в класс к Галине Писаренко. Поет на лучших сценах мира, являясь солисткой Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля. Народная артистка РТ, лауреат Госпремии РТ им. Тукая, лауреат российской театральной награды «Золотая маска».