«Среднестатистическая семья из Перми, сравнивая тур в Казань или Санкт-Петербург, выберет последний, потому что на треть дешевле!» — говорит владелец туркомпании «Лидер Казань» Вячеслав Григорьев. Размещение в отелях, питание, транспорт, экскурсии на фоне ажиотажного спроса в столице РТ подорожали. О том, когда в Казань едут семьями и каков портрет среднего туриста, почему недельные туры пришли на смену однодневным экскурсиям и как бывший супервайзер и технарь по образованию в 20 лет пошел в турбизнес, Григорьев рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Вячеслав Григорьев: «Независимо от того, какие кризисы происходили на протяжении нашего существования, мы не испытывали каких-либо серьезных сложностей, если не брать в расчет период пандемии»
«Люди берут под Казань отпуск — есть и те, кто на 14 дней приезжает!»
— Вячеслав, ваша компания работает на туррынке Казани почти 12 лет. Что послужило толчком к открытию? Универсиада как-то повлияла?
— Мы открылись в 2011 году, и по российским меркам можно сказать, что мы старожилы. А Универсиада, спортивные события ни при чем. Рост популярности Казани и экскурсионных направлений по России в целом начал бурно развиваться с 2000-х. Особенно Казань стала известна в 2005-м, когда было анонсировано 1000-летие города, начал прослеживаться потенциал туристических направлений по всему Татарстану, реставрировались исторические объекты. Привлекательность столицы РТ росла. Но наша деятельность начиналась с организации туров именно по России. Мы никогда не воспринимали заграничный туризм, считали, что здесь будет больший потенциал. Конкуренция же в международных направлениях совсем другая — там гиганты, которые цепко и хватко держат рынок.
— Учитывая сегодняшние реалии с санкциями, можно сказать, что вы не прогадали?
— Однозначно. Независимо от того, какие кризисы происходили на протяжении нашего существования, мы не испытывали каких-либо серьезных сложностей, если не брать в расчет период пандемии. Взять 2016 год, когда у России были проблемы с Турцией и полеты оказались прекращены, — внутренние российские направления оставались стабильными. Наш ежегодный рост с начала открытия до 2017-го составлял до 150–200 процентов.
— Что показал 2022 год?
— Это был взрывной рост внутреннего туризма. Связываю это с ограничениями на выезд за границу. Пиковый сезон для любых регионов средней полосы — май – сентябрь, и мы его отработали почти на пределе своих возможностей. Это был первый год, когда мы обогнали допандемийный 2019-й, прирост у нас с того времени и до новогодних праздников — до 30 процентов.
— Откуда в основном едут в Казань?
— Сейчас это российские туристы. Было время, когда мы плотно прирастали иностранцами и развивали направление въезда — так было начиная с чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года и по 2019-й. Сейчас конъюнктура поменялась, но география регионов, которые приезжают в Казань, обширная — от Камчатки до Калининграда. Основная масса — из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сибири. Едут все те города, у которых с Казанью налажено хорошее прямое сообщение. В основном приезжают на поезде: люди могут уехать с вечера четверга и на выходные оказаться в столице Татарстана.
Если раньше Казань рассматривали только для поездок выходного дня, то теперь прирастают многодневные туры: пятидневные, 7-дневные программы пользуются большим спросом в сравнении с трехдневными турами. Люди берут под Казань отпуск. Есть и те, кто приезжает на 14 дней.
— Есть чем заняться в эти длинные отпуска?
— Иногда говорят, что и 7 дней мало! Понятно, что Казанью мы только не ограничиваемся. В республике много достопримечательностей — это и остров-град Свияжск, и Болгар, и Елабуга. Мы посещаем сельские районы, показываем культуру и быт татарского народа. На самом деле туристам очень интересно не только увидеть историческую красоту, но и посмотреть, как живут обычные люди. Все отмечают, что в селах Татарстана хорошие дома, люди следят за ними и ухаживают за подворьями.
— Как санкции и мобилизация сказываются на ваших продажах сейчас? Думают ли вообще люди в такое время об отдыхе и путешествиях?
— После 24 февраля 2022 года был период небольшого затишья примерно на пару недель. Но затем у нас начался взрыв бронирований и продаж. Этому способствовали все программы по развитию внутреннего туризма, в том числе кешбэк, благодаря чему можно было получить скидку в 20 процентов. В сентябре, с начала мобилизации, мы увидели такую же картину: небольшой спад, мы уже думали, что не сможем заполнить Новый год в связи со всеми событиями. Но затем снова пошел рост. И я не могу сказать, что мы ощутили какой-то отток, наоборот, был приток гостей.
«Все лето наши гостиницы стояли практически на стопе: день в день или за три дня забронировать место проживания было практически невозможно. Расходы также выросли»
Как спрос на Казань поднял цены на турпакет и что нового смотреть в столице РТ
— Если спрос повышается, цены наверняка тоже растут?
— Начиная с марта 2022-го стоимость туров в Казань увеличилась, и существенно. По сравнению с 2021-м — в среднем на 20–25 процентов. Это серьезно, поскольку раньше средний прирост по годам не превышал 10 процентов. Популярность диктует правила.
Турпродукт складывается из нескольких статей. Основное — это проживание. Все лето наши гостиницы стояли практически на стопе: день в день или за три дня забронировать место проживания было практически невозможно. Расходы также выросли. Отельеров можно понять: стоимость бытовой химии, обслуживание номеров, питание стали дороже. Вторая статья — транспорт, на котором мы перевозим гостей. Автобусы в Казани достаточно современные, но они иностранного производства, и запчасти из-за проблем с логистикой подорожали. Элементарно — билетная бумага в музеях тоже стала дороже!
Казань всегда была дорогим городом. А туристы все сравнивают, и это не есть хорошо — хвастаться нечем. Если взять тот же период новогодних праздников, столица Татарстана обходится дороже, чем Москва и Санкт-Петербург. У нас достаточно дорогое проживание, недешевое питание.
— Если сопоставлять с регионами, как по стоимости туров выглядит Казань?
— Мы иногда объясняем своим партнерам, что, например, среднестатистическая семья из Перми, сравнивая тур в Казань или в Санкт-Петербург, выберет последний: он на 30 процентов дешевле. А ведь по исторической и культурной ценности это разные города.
Почему так происходит? Казалось бы, гостиниц у нас много, но, если мы касаемся пикового периода, этого не хватает. А если есть высокий спрос, стоимость туров увеличивается. Не хотелось бы улететь по ценам еще выше, чтобы потом люди выбирали не нас.
«Путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит»
— Сколько сейчас стоит приехать в Казань?
— Если мы рассматриваем короткую программу от двух дней, то средняя цена с проживанием в гостинице, питанием, экскурсионным обслуживанием и входными билетами — от 7,5 тысячи рублей с человека, это не считая стоимости билетов на проезд до Казани. Ценовое предложение для туров на 4–5 дней стартует от 18 тысяч и заканчивается 35 тысячами рублей для одного гостя. Что касается проезда, то в среднем это 10 тысяч туда-обратно. Бывает так, что самолетом прилететь в Казань дешевле.
Плюс накладываются дополнительные расходы на сувениры, гостинцы, национальные татарские сладости. Но путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит. Машина сгниет, а впечатления останутся в памяти на всю жизнь!
— А есть то, на что жалуются туристы?
— 99 процентов отзывов положительные: гости говорят, что они попали в сказку! И это не зависит от времени года. Были случаи, когда после турпоездки в Казань люди сюда переезжали. Из пожеланий — это вопросы к питанию во время групповых туров. Мы с этим работаем, и это одна из наших головных болей. Не всегда следят за тем, что подают гостям, есть вопросы к качеству. Все-таки туристы приезжают получать впечатления. Хотя надо отметить, что уровень сервиса в последние годы вырос.
— Больше вопросов не возникает?
— Возможно, к транспорту. Но это скорее больше наши вопросы — автопарк в Казани по большей части молодой, с этим проблем нет. Основная проблема — нехватка провозных мощностей в период сезона. Летом были проблемы с аэропортом и их пропускной системой со шлагбаумами.
Что касается музеев — если несколько лет назад мы боролись с ними, потому что они хотели отдыхать в выходные и по понедельникам, то сейчас все объекты нацелены на то, чтобы максимально обслужить гостей.
— Каков портрет туриста, который приезжает в Татарстан?
— Если брать направления многодневных туров, когда люди покупают полный пакет, и мы их встречаем в аэропорту или на вокзале, то в основной массе это женщины от 45 до 65 лет. Они составляют, наверное, около 65 процентов гостей. Если взять второе наше направление — ежедневные экскурсии, а здесь, как правило, нет проживания, и это программа одного дня, — то контингент помоложе, от 30 лет. Единственный период, когда в Казань приезжают семьями, — это новогодние праздники. Во все остальное время — женщины либо с детьми, либо с подругами. Мужчины как-то меньше путешествуют.
— Процент возвратного туриста растет — а есть что нового смотреть в Татарстане?
— Да, возвратных туристов больше, и хотелось бы, чтобы динамика была сильнее. То, чем мы можем еще привлечь, — это на самом деле головная боль и наша, и властей Казани. Если турист уже видел все классические объекты, мы меняем концепцию программы. К тому же наша география не ограничивается только республикой. Туристы посещают и соседние регионы: Йошкар-Олу, Ижевск, Чебоксары, Воткинск, Сарапул, Нижний Новгород. Также у гостей есть вечерний период, который они могут посвятить себе. В основном же предлагаем туристам посмотреть центр города и исторические достопримечательности. Мы все-таки экскурсионная компания-туроператор и предлагаем все, что связано с историей, культурой. Никогда у нас в турах не было даже популярного аквапарка, потому что туристы могут посетить такие объекты самостоятельно.
— Из новых объектов что показываете?
— В Казани это новый интерактивный музей «Городская панорама», где можно пройти все эпохи становления Казани начиная с 1552 года и до сегодняшнего дня. Также это новое здание Нацбиблиотеки, наши набережные.
В Свияжске — новый музей истории дерева: такому аналогов в России нет. Люди хотят чего-то нового и интересного, потому что всеми этими закрытыми полочками за стеклом с экспонатами уже не привлечешь. Развиваем новые направления. Например, летом мы запускали ретропаровоз в Свияжск. Это наше детище совместно с компанией «Содружество». Рейсов было немного, потому что локомотив затем уехал на обслуживание, но последние рейсы у нас были все битком: вживую настоящий паровоз редко кто видел!
Также у нас есть интерактивные мероприятия. Мы запустили направление татарских танцев и сшили специально для этого 100 татарских костюмов — это женские платья и мужские костюмы всех размерных рядов. Под руководством профессионального хореографа гости разучивают танец, а затем мы совместно фотографируемся. Когда люди приезжают большими компаниями, это смотрится очень эффектно!
«Для нас запуск речных прогулок был огромным событием. С самого первого дня это просто взорвало наши представления о том, какая будет посещаемость»
Речной туризм: «Это рентабельное направление, хоть сезон и короткий»
— Летом вы запустили речной трамвайчик по Казанке — событие для туротрасли значимое, ведь до этого по городской реке туристам экскурсий не устраивали. Как оцениваете запуск?
— Для нас запуск речных прогулок был огромным событием. С самого первого дня это просто взорвало наши представления о том, какая будет посещаемость. Мы стартовали с 50-местного теплохода «Вдохновение». В следующем году хотим привлечь уже три теплохода и расширить посадку до 360 мест.
— Какую подготовку провели, прежде чем открыть новое направление?
— Теплоходы мы арендуем у компании-партнера. Наша основная задача — загрузка, планирование программ и маршрутов, развлечений туристов на самом борту. Основное направление — это речная прогулка по Казанке, где мы стартуем от «Чаши». Спрос, особенно в послеобеденные часы, превышал наше предложение в разы. В будущем мы хотим унифицировать место отправки, чтобы, например, в тот же Свияжск можно было отправиться от центра семьи «Казан».
Летом мы в каждое турнаправление начали добавлять реку. Потому что турист, приезжая в Казань, видя нашу обширную водную гладь, мечтает о том, чтобы совершить экскурсию по воде.
— Власти мечтают сделать Казань центром речного туризма. Пока особых продвижений не видно. Почему бизнес, на ваш взгляд, не идет в данную сферу?
— Было много инфраструктурных проблем. Фактически в Казани до этого момента у нас не было даже официального причала, откуда бы мы могли возить людей на экскурсии! Если взять дальние направления вроде Свияжска — там есть компания «Татфлот», которая обслуживает в основном рейсовые прогулки и является своего рода монополистом на рынке. Все эти моменты препятствовали наращиванию речных прогулок.
Хотя на самом деле это рентабельное направление, хоть сезон и короткий. А в зимний период мы предлагаем катания на воздушной подушке. Вместимость там меньше, около 20 человек, но услугу также можно заказать по Казанке и Волге.
— Стоимость речной прогулки была 900 рублей с человека, некоторым это показалось дорого. Что скажете на это?
— Стоимость складывается из аренды теплохода, обслуживания судна, работы экипажа и сотрудников, которые занимаются экскурсиями, ведениями броней. С учетом того что у нас не так сильно развиты речные прогулки, как, например, в Питере и Москве, цена аренды судна выше. Но все же чаще всего стоимость обсуждают где-то в комментариях в соцсетях. У тех же, кто приходит покататься, обычно вопросов не возникает, народ с удовольствием воспринял эти экскурсии.
— Маршрут по Казанке, однако, из разряда «особо не разгуляешься»…
— Ну смотрите: от «Чаши» мы доходим до Кировской дамбы, до места впадения Казанки в Волгу, до храма-памятника и возвращаемся обратно. Даем панораму города — Кремля, моста «Миллениум», всех значимых объектов. Длительность среднего маршрута — 40–50 минут, это удобно туристу. На своих теплоходах мы не используем автоматических громкоговорителей, это всегда живой экскурсовод. Плюс люди могут задавать вопросы во время прогулки.
— Как думаете, станет рынок дальше развиваться в этом направлении? Не боитесь конкуренции?
— Конечно, будет развитие, и я к этому положительно отношусь. То, что запустили мы, этого не хватает. По речным возможностям Казань не уступает ни Москве, ни Питеру.
— Речной трамвайчик какую-то прибыль показал?
— Да, но данная доля пока составляет не больше 5 процентов от общего объема выручки компании. Это, я считаю, хороший показатель, потому что на одной реке все не заканчивается.
«На рынке около 500 агентств, которые только продают путевки. Чтобы лидировать на этом рынке, мы добавляем новинки и расширяем ассортимент. Гостей надо удивлять!»
Ставка на молодые кадры и зарплата менеджеров от 60 тысяч
— Как оцениваете конкуренцию на туристическом рынке Казани?
— Конкуренция достаточно высокая. Практически каждый год и сезон у нас появляется по несколько игроков. В 2011-м, когда мы были только новичками, в Казани вместе со старожилами насчитывалось всего 6–7 компаний, которые занимались приемом туристов. Сейчас компаний-туроператоров, обеспечивающих экскурсионное облуживание, около 70. Также на рынке около 500 агентств, которые только продают путевки. Чтобы лидировать на этом рынке, мы добавляем новинки и расширяем ассортимент. Гостей надо удивлять! Стандартная классика мало кого привлекает.
— Хватает ли кадров?
— Дефицита менеджеров, которые обслуживают гостей, нет. Сотрудников у нас хватает, мы серьезно расширились за год. К тому же в Казани около четырех университетов, готовящих кадры по туризму. Мы с ними серьезно взаимодействуем — многие студенты проходят у нас практику и остаются работать. Сегодня мы делаем ставку только на молодых. Берем новых сотрудников без опыта работы, которые лишь закончили обучение, и готовим далее их под себя. Человека, уже имеющего свои убеждения, сложно потом переобучать. С учетом динамичности жизни, которая у нас сейчас, люди в 30 лет уже «поеденные» жизнью, а у молодых больше стремления и интереса. В среднем за полгода работы у нас нового сотрудника можно считать серьезным специалистом.
— Какой у вас штат сегодня?
— На постоянной основе работают 32 человека, в основном это менеджеры и вспомогательный отдел бронирования и сопровождения гостей. Также мы приглашаем специалистов, которых остро не хватает, — это экскурсоводы. В сезон мы привлекаем на ежедневной основе до 250 человек. Максимальный охват туристов, которых мы можем обслужить в сутки, — до 5 тысяч. Если раньше у нас поток гостей делился на будни и выходные, то теперь отличие загрузки в субботу и понедельник может быть около 10 процентов только.
Путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит. Машина сгниет, а впечатления останутся в памяти на всю жизнь!
— Отдыхать вам не дают!
— Это наша профессия — дарить людям отдых. Туризм — это не столько про деньги, сколько про призвание. Некоторые думают, что, отучившись на менеджера по туризму, ты будешь постоянно путешествовать. На самом деле организация туров — это больше работа в офисе и у тебя нет праздников и выходных. Не каждый готов отработать то же 31 декабря практически до полуночи с учетом банкетов и размещений, а уже в обед 1 января выйти на работу снова…
«Практически с 2015 года у нас изменений по кадрам не было — только новые люди, которые приходят и остаются»
— Зарплата какая у вас в среднем по компании?
— Она складывается из окладной части и премий за обслуживание групп. В среднем менеджеры начального уровня получают 60 тысяч рублей.
— Есть ли текучка кадров?
— Коллектив у нас слаженный. Практически с 2015 года у нас изменений по кадрам не было — только новые люди, которые приходят и остаются. У нас нет понятия личностных продаж, выручка распределяется на отделы. Поэтому каждая команда стремится к тому, чтобы увеличить свои показатели.
— Что приносит основную долю выручки в компании сейчас?
— Это ежедневные экскурсии и организация многодневных туров. Плюс это трансферы, организация мероприятий, предоставление проживания.
«Путешествовать в составе турпродукта и покупать все услуги отдельно — разница всегда будет минимум 30–40 процентов»
О сером рынке и конкурентной среде
— Кто ваши конкуренты в Казани?
— Есть сильные игроки. Туристический бизнес — это отрасль, где компании друг с другом серьезно взаимодействуют, несмотря на то что являются конкурентами. Взаимопомощь всегда присутствует. В сфере многодневных туров я бы отметил туристско-информационный центр Казани, а также «Бюро путешествий Казань». Это те старожилы, которые многое внесли в развитие туризма.
Есть и неофициальные игроки. С учетом того что популярность города растет, бывают истории, что просто набирается автобус, наличка. И турист не знает, есть ли у этой компании лицензия туроператора, кто будет нести ответственность, если что-то произойдет. Туристы, в общем-то, не привыкли думать о таком, а это важно. Мы со своей стороны ответственно подходим к подобным моментам. Те же речные прогулки — это полный пакет документов. Мы знаем, что суда проходят проверку, есть страхование пассажиров, спасательное оборудование. Безопасность людей — это в первую очередь. По данной причине на экскурсионных маршрутах мы не можем добавить какие-то экстремальные развлечения, потому что они рассчитаны не на всех.
— Какова доля «неофициалов» в Казани, на ваш взгляд?
— До 30 процентов, я думаю. Это те, кто работает без лицензий и официальных разрешений, без юридического лица. К ним можно причислить и таксистов, которые стоят возле Баумана и Кремля. На туристических объектах это еще контролируется. Но люди уезжают совсем с другими впечатлениями, доверяя свой отдых неквалифицированным игрокам.
— Как устроен процесс по продаже туров? Допустим, семья у вас бронирует тур и оплачивает его. Эти деньги вы сразу за гостиницу отдаете и прочие расходы или вы заранее выкупаете квоты в отеле?
— Экономика выглядит так. Мы составляем турпродукт, рассчитываем его. В обязательном порядке квотируем на весь год отель, гарантируя тем самым количество свободных номеров. Также квотируем транспорт, места питания на период высоких дат, музейные объекты. Путешествовать в составе турпродукта и покупать все услуги отдельно — разница всегда будет минимум 30–40 процентов. Почему выбирают туроператоров? Потому что это готовый и понятный турпродукт. И за счет того что у нас большие объемы, мы можем предложить хорошие цены. Гости, приобретая туры у себя в городе или у нас на сайте, вносят предоплату в течение пяти дней с момента брони, а остаток — не позднее чем за 10 дней до поездки.
— Обратно можно деньги вернуть?
— За что нас любят наши партнеры — это честность. Если у гостей поменялись планы, нет такого, что мы стараемся обогатиться на ком-то. Во внутренних поездках возврат средств всегда более гарантирован в полном объеме. Человек в конечном итоге все равно возвращается. Время пандемии это тоже хорошо показало. Год у нас был практически распланирован — в феврале до коронавируса мы имели до 40 процентов всех бронирований на сезон, глубина продаж была высокой, особенно это касалось школьных групп. А затем путешествия запретили! Чтобы сохранить свою аудиторию, независимо от закона, который разрешил сделать отсрочку на два года по платежам, мы до конца 2020-го полностью рассчитались с клиентами, которые хотели приехать.
— В минус от этого не ушли?
— Мне пришлось продать личное имущество, чтобы закрыть эти вопросы. Но со снятием ограничений все наши усилия по возвратам нам вернулись троекратным объемом клиентов.
«Я скажу, что за пределами РТ нас знают даже больше, чем в Казани. Потому что наш турист — это гость из другого региона»
«Я понимал, что никогда не хотел ходить в каске на производстве»
— Расскажите немного о себе: где родились, учились?
— Родился и вырос я в Казани. Окончил Казанский энергетический университет, специальность — инженер-теплоэнергетик. По специальности я не проработал ни одного дня, можно сказать, что выбор учебного заведения отчасти был не моим. Как это обычно бывает в молодости? Кто-то из друзей пошел, и ты тоже идешь… Хотя точные науки мне всегда давались легко, и мне это было интересно. Но я понимал, что никогда не хотел ходить в каске на производстве. Общение и взаимодействие с людьми для меня более ценно.
— С чего вы начинали свою карьеру?
— Моя прежняя деятельность вообще не была связана с туризмом. Я работал в продажах — имел опыт работы в сети Media Markt, также был представителем известного бренда бытовой техники. А в сферу туризма меня пригласил мой давний друг, ныне покойный Эдуард Хованский. У него на тот момент была туркомпания в Ульяновске, делавшая автобусные туры по России. В Казани мы организовали компанию, которая будет заниматься туристическим обслуживанием по Татарстану. В 2016 году у нас произошло разделение по обоюдному согласию — на туроператора «Лидер Казань», где я руковожу, а другая компания продолжила заниматься выездным туризмом по стране.
— Почему решили разделиться?
— Нам стало понятно, что невозможно вести два разных крупных направления в одной компании.
— А почему не взялись за выездной туризм, а остановились на внутреннем?
— Выездным туризмом сегодня занимается очень много компаний. Только в Казани более 500 агентств, которые бронируют путевки. И это в основном именно агентства. А компаний-туроператоров, которые занимаются выездным туризмом, — 5–7 штук, и это крупные федеральные игроки, которые имеют в собственности не только гостиницы, но и свои самолеты. И для меня эта работа не была бы интересной. Все-таки продажи — это одно, а то, чем мы занимаемся, — это своеобразное производство. Мы выясняем условия, разрабатываем турпродукт, набираем гостиницы, музеи, места развлечений, делаем расчеты, формируем программу, сами рекламируем и сами продаем, сами исполняем. В зарубежных же направлениях как: к вам приходят люди, вы подбираете тур, продаете, деньги уходят, и ваше участие на этом заканчивается. Такое быстро наскучило бы. А для меня важно, что мы можем дать еще.
— Туризм для вас был совершенно новой сферой. Как быстро освоились?
— Я не боюсь начинать что-то новое, на тот момент я находился в поисках работы. Тогда я был очень молод, мне было 20 лет — во мне бушевал юношеский максимализм, я еще учился параллельно. Много опыта, конечно, мне передавал мой партнер. Он действительно знал, как работает туризм, и внес огромный вклад в становление компании. Но было непросто. До 2015–2016-х все наши вложения и заработки полностью шли на развитие, чтобы нарабатывать свою базу. Помню, что как-то в начале года мы увеличили штат сразу на 15 человек, не имея того объема заказа, но риск тогда оправдался.
— Какие сложности были на первых этапах? Соцсети и сайты туристических объектов тогда не были особо развиты…
— Черпали информацию от тех же экскурсоводов, музейных работников. Вообще, первый год ушел на то, чтобы собрать базу и пообщаться со всеми людьми, кто имеет отношение к туризму. Я обошел почти все наши музейные объекты не только в Казани, но и в республике. Плотно общался с руководителями транспортных компаний, представителями гостиничного и ресторанного бизнеса. Невозможно добиться какого-либо успеха, если ты сам не пройдешь этот путь.
— Какие начальные инвестиции были вложены в открытие своей компании?
— В основном это были заемные средства. Ну и для открытия туристического бизнеса на первоначальном этапе по тем временам это были небольшие вложения, около 500 тысяч рублей. Расходы в основном на аренду и обустройство офиса, какие-то выкупы квот в отелях.
— Сейчас хватит этой суммы, чтобы открыть турбизнес?
— Нет, этого недостаточно. Конкуренция высокая. Нашу базу партнеров мы наращивали на протяжении 10 лет. Более 60 процентов продаж приносят нам туристические агентства по всей РФ, это свыше 3 тысяч человек, которые реализуют наши продукты. Чтобы этого добиться, поначалу мы фактически не вылезали из путешествий. Объездили всю Россию! И я скажу, что за пределами РТ нас знают даже больше, чем в Казани. Потому что наш турист — это гость из другого региона. Интернет-сайт, реклама в сети тоже накладывает расходы.
— Чем увлекаетесь, когда есть свободное время?
— Это теннис. Не так часто получается, но это то, что приносит удовольствие.
— Какой видите компанию через 5–10 лет?
— Мы динамично растем. Планируем увеличивать поток туристов за счет расширения ассортимента предложений и за счет новых объектов посещения. Будем максимально развивать направление речных прогулок. Если сейчас это Казань и Свияжск, то есть планы продлить маршрут до Болгара и Тетюшей. Будем увеличивать число интерактивных и развлекательных мероприятий. Возможно, мы появимся и в других регионах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
— И наш традиционный вопрос. Назовите три секрета успешного бизнеса.
— В первую очередь это честность по отношению к клиентам и работникам. Во-вторых, нужно постоянно развиваться и обучаться, а в туризме это открытие и изучение новых объектов. И конечно, не бояться и не оглядываться. Только если будет действие, будет результат.
Визитная карточка компании
ООО «Туроператор „Лидер Казань“» (деятельность туристических агентств)
Выручка в 2021 году — 184,1 млн рублей (данные «Контур.Фокуса»)
Чистая прибыль — 26,5 млн рублей
Число сотрудников: 32
Год основания: 2011
Визитная карточка руководителя
Григорьев Вячеслав Анатольевич — владелец и директор ООО «Туроператор „Лидер Казань“»
Родился 30 октября 1990 года в Казани
Образование:
Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ), специальность «инженер-теплоэнергетик».
Карьера:
2007–2009 — ФЛ АКОО «Вакс Лимитед» (Великобритания) — специалист по продажам.
2009–2011 — ФЛ АКОО «Вакс Лимитед» (Великобритания) — региональный супервайзер.
2011–2016 — управляющий директор ООО «Туроператор „Лидер Казань“».
C 2016 года по настоящее время — генеральный директор ООО «Туроператор „Лидер Казань“»
Семейное положение: холост
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.