Алексей Лопатин: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий» Алексей Лопатин: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий»

О чем сказал Путин?

О том, что Россия откажется от Болонской системы образования, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявлял еще в мае 2022 года. С критикой системы образования, которая «несвойственна» России, выступали и другие ученые мужи. 21 февраля о необходимости реформы высшего образования высказался в своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин. Дословно он сказал следующее:

— Очень важный вопрос — о нашей высшей школе. Назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее:

  • Вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда.
  • Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.
  • В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.

Путин подчеркнул, что переход на новую систему должен быть плавным, в связи с чем правительству совместно с парламентом страны потребуется внести поправки в законы об образовании, о рынке труда и т. д. «Нужно все продумать, проработать до мелочей. У молодежи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Возможности, а не проблемы. Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах», — заявил Путин.         

Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре

«В течение пяти лет доминирующей формой образования станет специалитет»

Двухуровневая система образования впервые появилась в нашей стране в далеком 1996 году, ее можно считать уже традиционной для нашей страны.

«Бакалавриат – это мало, а магистратура – сложно, долго и не для всех»

Конечно, все понимают, что в послании президента речь идет о возврате к специалитету со сроками обучения 5 лет (традиционный специалитет, в том числе и в области социогуманитарных специальностей) и 5,5 года (большинство инженерных специальностей, важных для военно-промышленного комплекса страны).

Двухуровневая система не имеет прямого отношения к Болонскому соглашению ни по содержанию (Болонское соглашение не устанавливает двухуровневую систему образования, а обеспечивает единое образовательное пространство с взаимным признанием документов об образовании), ни по времени (Болонское соглашение было подписано нашей страной в 2003 году). 

По различным экспертным оценкам, на сегодняшний день доля двухуровневого образования (бакалавриат плюс магистратура) составляет примерно 85% от всей системы высшего образования. На долю специалитета приходится примерно 15%. Соответственно, можно предположить, что в течение примерно пяти лет (стандартный цикл обучения в специалитете) произойдет инверсия и доминирующей формой образования станет специалитет.

По различным экспертным оценкам, на сегодняшний день доля двухуровневого образования (бакалавриат + магистратура) составляет примерно 85% от всей системы высшего образования По различным экспертным оценкам, на сегодняшний день доля двухуровневого образования (бакалавриат плюс магистратура) составляет примерно 85% от всей системы высшего образования

Риски резких реформ: исход «мягкой силы», коллапс на рынке труда, дефицит педагогов

Судя по всему, бакалавриат и магистратура все же останутся в нашей жизни. И на это есть ряд причин.

Во-первых, двухуровневая система за годы реформ обросла множеством нормативно-правовых документов (федеральные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и множество иных законов и подзаконных актов), заменить которые по мановению руки невозможно. Взять хотя бы инициативы руководства страны по формированию гибкой образовательной среды на базе подхода «2+2+2» — новый бакалавриат 2+2 плюс двухлетняя магистратура. А это ведь было совсем еще недавно, два года назад. Обозначенный подход даже успел завоевать умы передовой части академического сообщества. Большинство стратегий развития университетов – участников программы «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы» опирается на эту инициативу («2+2+2»). Следовательно, ведущие университеты нашей страны в долгосрочной стратегии опираются на двухуровневую систему подготовки специалистов. А значит, и избавиться от бакалавриата и магистратуры быстро просто не получится. Если только не признать тот факт, что большинство университетских стратегий пишется не для того, чтобы их выполнять, а для того, чтобы получить значительное государственное финансирование.

Во-вторых, никто не отменял направление на интернационализацию, принятое в 90% университетов нашей страны. Это правильный подход, по-иному он называется «мягкой силой». В СССР это понимали и активно использовали. Таким образом в Советском Союзе получило образование и выучило русский язык огромное количество студентов из Африки, Азии и Ближнего Востока. «Культурная прививка», которую они получили в нашей стране, позволила тогда и позволяет даже сейчас налаживать деловые связи между странами. Поэтому, несмотря ни на какое внешнее давление, нам необходимо обеспечивать свое стратегическое влияние на дружественные страны. А для этого необходимо, чтобы наша образовательная система оставалось понятной для иностранных абитуриентов. Иными словами, для обеспечения притока иностранных обучающихся необходимо оставаться с ними в общем образовательном поле, а это все тот же бакалавриат и магистратура.

И в-третьих, одномоментный отказ от двухуровневой системы в пользу специалитета приведет к коллапсу образовательной системы и параличу рынка труда. 25 лет реформ приучили работодателей к доминированию двухуровневой системы. А теперь представьте, что случится, если вдруг на рынок труда в назначенный момент не выйдет очередная партия бакалавров. А именно так и произойдет, если вдруг перевести все на 5- и 5,5-летний специалитет. Тогда наш реальный сектор действительно почувствует, что такое дефицит кадров. Образовательный процесс в нашей стране осуществляется на основе ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) и сопровождается неимоверным количеством локальных нормативно-правовых актов. Если бы было принято решение о спонтанном переходе к новой образовательной системе, это грозило бы работой в три смены для всех преподавателей в течение года или даже двух. Ни о каком качестве образования уже не шло бы и речи.

Специалитет — это не просто монолитный вертикальноориентированный учебный план на 5 или 5,5 лет. Прежде всего, это дополнительный год или полтора образовательного процесса Специалитет — это не просто монолитный вертикально ориентированный учебный план на 5 или 5,5 года. Прежде всего это дополнительный год или полтора образовательного процесса

Чтобы трансформация не превратилась в штурмовщину

Поэтому президент отдельно отметил, что данную реформу необходимо проработать детально для того, чтобы трансформация не превратилась в штурмовщину с непонятным результатом. В послании отмечено, что одна и та же специальность может реализовываться в различных образовательных форматах. Из этого можно сделать однозначный вывод о том, что наша система сохранит как бакалавриат, так и специалитет. Тем самым может быть достигнута максимальная гибкость и ориентированность на потребности как самого студента, так и потенциального работодателя.

Переход от двухуровневой системы подготовки к специалитету обостряет кадровую проблему. Специалитет — это не просто монолитный вертикально ориентированный учебный план на 5 или 5,5 года. Прежде всего это дополнительный год или полтора образовательного процесса. Соответственно, эти дополнительные семестры нужно обеспечить дисциплинами и преподавателями. Отсылка к опыту магистратуры не пройдет, т. к. идеология формирования независимого уровня образования, коим является магистратура, принципиально отличается от подхода к формированию, например, конструкторского или технологического специалитета.

Нехватка профессорско-преподавательского состава станет проблемой, решить которую быстро не удастся. Точнее, решить ее можно путем набора непрофильных и неостепененных педагогов. Но тогда специалитет превратится в бакалавриат с наспех слепленной добавкой. Поэтому очень важно подготовить достаточное количество преподавателей и (желательно) педагогов-исследователей, способных не только сеять разумное, доброе, вечное, но и заниматься научным поиском.

В завершении хотел бы еще раз отметить важность проведения трансформации в поэтапном формате, с учетом специфики уже проведенных за последние 25 лет реформ В завершение хотел бы еще раз отметить важность проведения трансформации в поэтапном формате, с учетом специфики уже проведенных за последние 25 лет реформ

Аспирантуру повернут к науке

Наконец, в послании прозвучала отличная и долгожданная новость по поводу аспирантуры. Президент четко обозначил, что аспирантура должна служить прежде всего для подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивая потребности страны в исследователях и преподавателях. А значит, будут смещены акценты с образовательной части аспирантуры на научно-исследовательскую составляющую. Это позволит использовать три или четыре года не для бессмысленного обучения, а для занятий действительно важными для будущего ученого делами — исследовательской работой. Ведь все мы помним, что целью аспирантуры является научная работа и защита диссертации.

В завершение хотел бы еще раз отметить важность проведения трансформации в поэтапном формате, с учетом специфики уже проведенных за последние 25 лет реформ и фокуса на стратегических задачах развития системы высшего образования нашей страны. На данный момент мы можем лишь предполагать будущие шаги правительства страны и Госдумы, особенно в части глубины реформы существующего закона «Об образовании». Президентом в его послании были указаны лишь основные направления предстоящей трансформации, а все нюансы планируемых перемен мы узнаем в ближайшее время.