Сегодня в московском театре им. Маяковского представили спектакль Казанского ТЮЗа «Здесь был Кай». Показ многослойной подростковой драмы режиссера Артема Устинова случился в рамках фестиваля «Золотая маска» и открыл его внеконкурсную программу «Детский Weekend».

«„Золотая маска“ — высшая театральная премия, и, конечно, участие в ней для нас очень почетно, — рассказала „БИЗНЕС Online“ перед показом директор ТЮЗа Айгуль Горнышева. — Из огромного числа заявок эксперты отбирают лучшие и приглашают театры сыграть свои постановки на ведущих площадках страны. Мы уже не первый раз участвуем в „Золотой маске“, но сегодня впервые покажем спектакль на сцене театра имени Маяковского. Чувствую волнение и трепет. Также для нас ценно, что фестиваль нашел возможность адаптировать постановку для слабовидящих детей, подготовив текст для „тифлокомментатора“. Поэтому в будущем мы сможем показывать спектакль и особому зрителю, который тем не менее открыто видит сердцем».

Фото: пресс-служба Казанского ТЮЗа

Со знаменитой «Снежной королевой» камерная, авангардная драма корреспондирует лишь косвенно (из сказки Андерсена авторы взяли только общую фабулу и имена главных героев). Остальные перипетии сюжета, связанные с поисками потерявшегося мальчика, придумала драматург Екатерина Тимофеева, оттолкнувшись в том числе от одноименной пьесы Евгения Шварца. Мрачный, прохладный антураж действия, созданный художницей Надеждой Ивановой и композитором Булатом Абдулиным, окунает персонажей в суровую реальность и напоминает, как важно ценить тех, кто рядом с тобой.

«Очень важно, что после показа постановки будет обсуждение с участием подростков, кураторов детской программы и психолога, — отметила Горнышева. — Ведь тема пропавших детей очень серьезная. Взрослым порой неведомо, что происходит в душе их ребенка, и они недоумевают, почему те уходят из дома. Наш спектакль затрагивает все стадии переживания утраты близкого человека и помогает наладить коммуникацию между родителями и детьми. Поэтому всем артистам, которыми мы гордимся, так дорога эта постановка».

Чувства потери и обретения, преодоления боли и страха, смирения авторы раскрывают через острые монологи и диалоги, любопытные мизансцены, где герои осваивают все уголки пространства. Атмосферный пласт действия составляет экспериментальная пластика Марселя и Марии Нуриевых, основанная на темповых контрастах и бытовых жестах с вкраплениями танца.