«Здесь не надо оправдываться. Идет речь о том, быть или не быть», — говорил в Верховном суде РТ Рашид Хачатрян. На завершающем этапе находится резонансное дело ОПС «Татаринские», в ожидании приговора — 10 подсудимых, среди которых, утверждают силовики Татарстана, один вор в законе. Прокуратура запросила для всех реальные сроки. А фигуранты дела, в свою очередь, готовы доказывать перед судом, что ни в чем не виноваты. О том, по каким причинам последнее заседание вновь не состоялось и что суду говорил Джамбульский, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
На финишной прямой находится дело Рашида Хачатряна, известного как Джамбульский или Оренбургский, которого МВД считает вором в законе
Что попросило обвинение
На финишной прямой находится дело Рашида Хачатряна, известного как Джамбульский или Оренбургский, которого МВД считает вором в законе. Это единственный человек с таким статусом, прямо сейчас находящийся на территории РТ. На скамье подсудимых, согласно обвинительному заключению, он оказался за организацию ОПС «Татаринские» и преступления, которые совершались с 2018 года. Вместе с Хачатряном под суд пошли еще 9 участников ОПС: Руслан Гайфуллин, Айрат Камалов, Олег Геворкян, Денис Горбунов, Алексей Григорьев, Фарид Сафин, Денис Порошенко, Павел Кукаркин и Ильфат Хайрутдинов. Это уже немолодые ребята: им от 36 до 46 лет. Лишь трое последних на сегодняшний день находятся под домашним арестом, хотя фактически им также грозит срок в тюрьме.
Спустя почти 1,5 года судебного следствия прокуратура наконец высказала свою окончательную позицию по делу. «Рашид Хачатрян, известный как Джамбульский, Карабахский, Оренбургский, остается вором в законе или вором по сей день. Под его криминальное влияние попали Красноярский край, Оренбургская область и Республика Татарстан. В частности, в Чистополе под его руководством было создано преступное сообщество, подразделения которого возглавили Гайфуллин и Камалов», — открыла прения гособвинитель Элина Ильясова.
Представитель прокуратуры пояснила, что совокупность собранных и исследованных доказательств по делу полностью подтверждает вину каждого из фигурантов. Следствием было установлено, что в ходе неукоснительного исполнения указаний Хачатряна, занимавшего высшее криминальное положение, совершались преступления, связанные с вымогательством, мошенничеством, тяжкие и особо тяжкие преступления. Это же подтверждают и показания свидетелей, выступивших в суде.
Несмотря на весь груз собранных доказательств, подсудимые свою вину категорически не признают. До сих пор они утверждают, что преступное сообщество они не создавали, в нем не участвовали, а события уголовного дела полностью сфальсифицированы.
Ранее почти на каждом судебном заседании поведение Хачатряна было неизменно: во время суда он всегда ходил по судебному «аквариуму» туда-обратно. Его «камера», к слову, вполне это позволяла. Будто бы подчеркивая свой «особый» статус, он всегда находился в ней один. На прениях Хачатрян несколько изменил своим привычкам: то и дело останавливался, подставлял ухо ближе к стенке «аквариума», внезапно застывал и улыбался фразам, произнесенным прокурором. Казалось, что даже для опытного рецидивиста судебные прения — это довольно нервный жизненный этап. К слову, Хачатрян за свою жизнь был судим 6 раз. Если суммировать все сроки, судом ему было назначено 34 года ограничения и лишения свободы.
В это же время в соседнем, гораздо менее просторном аквариуме в томительном ожидании находились остальные 9 подсудимых. Периодически, как и принято в иерархии преступного сообщества, они передавали суду пожелания Хачатряна, которые он посылал им из соседней камеры условными сигналами. Например, чтобы прокурор говорила чуть громче.
«Рашид Хачатрян, известный как Джамбульский, Карабахский, Оренбургский, остается вором в законе или вором по сей день. Под его криминальное влияние попали Красноярский край, Оренбургская область и Республика Татарстан»
Годы тюрьмы и родственники в слезах
Гособвинитель Ильясова перешла к части сроков, которые прокуратура просила бы назначить вору в законе по всем 13 эпизодам. Для каждого из преступлений, связанных с мошенничеством, вымогательством, незаконным хранением оружия, занятием высшего положения в преступной иерархии Ильясова запросила для Хачатряна от 7 до 16 лет лишения свободы. «Прошу по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно Хачатряну определить 21 год лишения свободы со штрафом 1 миллион рублей, с ограничением свободы на 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима», — поставила точку прокурор. На это Хачатрян отреагировал лишь улыбкой.
После того как срок запросили предполагаемому главарю группировки, все остальные фигуранты заметно притихли. Все, что им оставалось, — безмолвно дожидаться своей очереди. Застыла в ожидании и пожилая тетя Гайфуллина, пришедшая на заседание. Услышав, что по совокупности преступлений прокурор попросила назначить ему 19 лет лишения свободы в колонии особого режима, женщина не смогла сдержать слез. Еще несколько минут после этого она сидела, вжавшись в кресло, закрывая лицо руками. Помимо тюремного срока, гособвинитель попросила назначить Гайфуллину штраф в виде 1 млн рублей с ограничением свободы на 2 года.
Что же грозит остальным подсудимым? Камалову прокурор запросила 18 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом 500 тыс. рублей, Геворкяну — 14 лет лишения свободы со штрафом 500 тыс. рублей, Горбунову — 12 лет со штрафом 100 тыс. рублей, Григорьеву — 11 лет, Сафину — 11,5 года. Порошенко и Кукаркину прокурор попросила назначить 7 лет и 6 месяцев лишения свободы, а Хайрутдинову — 12 лет. Таким образом, в сумме 10 подсудимым запросили 133,5 года тюрьмы.
Огласив сроки, представитель прокуратуры поблагодарила суд за внимание, на эту реплику Хачатрян отреагировал ответной: «Поздравляю!»
Айрату Камалову прокурор запросила 18 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом 500 тыс. рублей
«Идет речь о том, быть или не быть»
На следующий день возможность выступить в прениях предоставили подсудимым и их защитникам. Потерпевшие, которым такая возможность тоже дается, на заседание не явились.
Первым из 10 подсудимых слово приготовился взять Хайрутдинов. В зале присутствовали его мама, две сестры и племянница. По всей видимости, остальные фигуранты не хотели как-то смущать родственников Хайрутдинова, поэтому против такого порядка никто не был.
Однако прениям не суждено было продолжиться. Как только Хайрутдинов начал описывать обстоятельства дела, в котором оказался замешан, его внезапно прервал судья, в этот же момент узнавший, что один из 10 защитников на суд не явился. Выяснилось, что заседание пропустил адвокат Горбунова. Он предоставил соответствующее заявление секретарю, однако в рамках судебного заседания его озвучить не успел — уехал в Москву.
Отсутствие адвоката стало серьезной причиной для откладывания заседания. Об этом суд просили не только адвокаты, которые настаивали на праве на защиту, но и сами подсудимые. «У меня возражение. Как это? Прения — это серьезная вещь. Вот сейчас выступает человек, вещи скажет, адвокату это потом может пригодиться. Здесь не надо оправдываться. Идет речь о том, быть или не быть», — эмоционально высказался предполагаемый организатор ОПС Хачатрян.
Выслушав стороны, судье пришлось взять перерыв для того, чтобы решить судьбу заседания. Вернувшись через 15 минут, он сказал, что дает адвокату Горбунова один день на то, чтобы приехать. Таким образом, следующее заседание состоится уже в пятницу. Помимо этого, судья назвал недопустимым подобное поведение для защитников, отметив, что судебное следствие и так длится 1,5 года. Также суд предостерег, что в случае повторного пропуска кем-либо из адвокатов судебных заседаний суд будет вынужден принимать жесткие меры реагирования. На этом заседание было завершено.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.