Сегодня на рынке ИТ-кадров наблюдается биполярная картина: с одной стороны, сохраняется число невостребованных специалистов, а с другой — компании жалуются на дефицит квалифицированных сотрудников, месяцами не могут закрыть открытые вакансии, при этом тратя на наем подходящих кандидатов большие средства. Стремительный рост числа вакансий в ИТ-сфере продолжился и в этом году: в январе их оказалось на 63% больше, чем годом ранее, несмотря на события, происходящие в стране и мире. О том, как помочь бизнесу выстоять в сверхновой реальности и пользоваться услугами профессиональных ИТ-специалистов, не увеличивая собственный штат, рассказал руководитель направления выделенных экспертов ICL Services Александр Мостовик.
Александр Мостовик: «Уход западных вендоров, активное импортозамещение, увеличение кибератак, бурный всплеск интереса к нейросетям, как в случае с Chatgpt, — все это сказалось на востребованности определенных ИТ-специальностей»
«…Это отличная возможность для заказчика попробовать ИТ-аутсорсинг»
— Александр, расскажите, какие на сегодняшний день наиболее востребованные специалисты в ИТ-проектах?
— Востребованность той или иной профессии, безусловно, определяют экономическая ситуация в стране и тренды отрасли: они влияют на то, в какую сторону бизнес будет развиваться, какую специализацию в компании следует наращивать, и показывают, что будет актуально в ближайшие годы. Уход западных вендоров, активное импортозамещение, увеличение кибератак, бурный всплеск интереса к нейросетям, как в случае с Chatgpt1, — все это сказалось на востребованности определенных ИТ-специальностей. Поэтому если говорить о сегодняшнем дне, то наблюдается спрос на разработчиков различного профиля (backend2, frontend3, mobile4), системных аналитиков, тестировщиков приложений, опытных DevOps5-инженеров, специалистов по информационной безопасности, ИИ и машинному обучению.
— ICL Services известна как ИТ-сервисная компания, реализующая комплексные ИТ-аутсорсинговые проекты. А были ли в вашей практике случаи, когда клиенты обращались к вам не за определенной услугой, а за конкретными ИТ-специалистами?
— Да, такие случаи были, есть и, думаю, будут, так как на ИТ-рынке регулярно возникает потребность в отдельно взятых специалистах и даже целых командах под ИТ-проекты. И формат «выделенный эксперт» востребован в тех случаях, когда компании требуется точечное расширение команды для реализации сложных ИТ-решений или важных бизнес-проектов, если возникли сложности (что неудивительно!) с поиском кандидата с необходимым профилем или экспертизой или же если ключевой сотрудник покинул компанию и его надо быстро заменить. В ряде случаев это также помогает снизить или вовсе исключить затраты на содержание собственного ИТ-штата.
Кроме того, такой формат взаимодействия — это отличная возможность для заказчика «аккуратно» попробовать ИТ-аутсорсинг и понять, насколько модель привлечения внешней экспертизы ложится в бизнес-процессы компании, насколько он экономически целесообразен и какую ценность приносит бизнесу.
— В основном такие услуги необходимы небольшим компаниям или флагманы рынка также обращаются?
— Интерес бывает со стороны совершенно разных компаний, отличающихся и по масштабам деятельности, и по географии. Мы работали по аналогичной модели с крупными зарубежными заказчиками, а сейчас видим спрос и на российском рынке в различных отраслях — банковская сфера, ретейл, производственные и сервисные компании, операторы связи и представители МСБ.
Главное преимущество, которое получает заказчик, — это возможность быстро интегрировать в свои процессы опытного эксперта по доступной цене и использовать его опыт на благо собственного бизнеса.
— Как вы обеспечиваете формирование эффективных команд?
— Любая команда состоит из людей, поэтому основа успеха — это наши сотрудники. Помимо квалификации наших специалистов, которую мы регулярно повышаем, работая на проектах по всему миру и используя в работе лучшие мировые практики, мы объединяем команды наших сотрудников общей целью, прогресс движения к которой периодически анализируем. Сами же цели и ожидаемые результаты нашей работы заранее согласовываются с заказчиком, так как нам важно приносить бизнесу именно ту ценность, которую заказчик от нас ожидает. Например, это может быть удовлетворенность уровнем оказываемых нами услуг (Customer Satisfaction — C-SAT), выполнение соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement — SLA) или просто выполнение проектных поставок в заявленные сроки и в рамках согласованного с заказчиком бюджета. Таким образом, формируется объединенная общей с заказчиком целью команда, понимающая ожидаемый результат ее работы и мотивированная на достижение этого результата.
При этом нам важно сохранить и приумножить весь накопленный опыт и знания, как в работе с клиентами, так и в отраслевой специфике. Диалог о потенциальном сотрудничестве со многими нашими российскими и зарубежными заказчиками начинается с вопросов «какую базу знаний вы используете?», «как организованы внутренние процессы передачи знаний?». Для нас система управления знаниями в области ИТ — один из ключевых факторов успеха.
«Семь лет подряд мы входили в рейтинг ведущих аутсорсеров по версии Международной ассоциации профессионалов в области аутсорсинга (IAOP). Такая высокая планка результативности держится на нашей команде, профессионалах своего дела с самыми широкими и уникальными компетенциями»
«Семь лет в компании лидеров мирового аутсорсинга»
— Какими уникальными компетенциями и опытом обладают ваши специалисты и в каких направлениях?
— Наша компания работает уже более 16 лет, и половину этого пути мы проходим в компании лидеров мирового аутсорсинга. Семь лет подряд мы входили в рейтинг ведущих аутсорсеров по версии Международной ассоциации профессионалов в области аутсорсинга (IAOP). Такая высокая планка результативности держится на нашей команде, профессионалах своего дела с самыми широкими и уникальными компетенциями. В нашем портфеле больше 15 специализаций, больше 30 стеков технологий и больше 5000 успешно закрытых проектов. Поэтому можно бесконечно перечислять возможности наших экспертов, но остановлюсь на самых крупных.
Специалисты направления по инфраструктуре Дата-центров могут спланировать ключевые элементы стратегии развития ИТ-инфраструктуры в соответствии с потребностями бизнеса, провести работы по дизайну и внедрению всех элементов, осуществить миграцию на новые, в том числе импортозамещающие, решения, обеспечить последующую поддержку ИТ-инфраструктуры заказчика и, конечно же, ее информационную безопасность. Также они готовы обеспечить поддержку текущей инфраструктуры для обеспечения непрерывности ее функционирования, включая поддержку решений вендоров, покинувших рынок.
Сложности в управлении автоматизированными рабочими местами пользователей помогут решить специалисты, обладающие необходимым набором компетенций для обеспечения бесперебойной работы клиентских операционных систем, мобильных устройств, виртуальных рабочих мест, различных средств коммуникации (электронная почта, аудио/видео-конференц-связь, мессенджеры и т. п.), а также клиентских приложений для операционных систем Windows и Linux, включая отечественные дистрибутивы (Astra, Альт, РЕД ОС).
Обладая обширным опытом разработки и поддержки заказных решений для крупных российских и международных компаний в сфере продуктового и fashion6-ретейла, логистики, фармацевтики и производства, наши специалисты по направлению разработки и поддержке ПО готовы помочь бизнесу в разработке, тестировании, аналитике, поддержке бизнес-приложений и профильного консалтинга.
Применяя гибкие подходы для плавного перехода к цифровой трансформации, специалисты направления цифровых технологи — инженеры, дата-сайнтисты, UX-дизайнеры, разработчики и Scrum-мастера — помогают заказчикам в реализации программных решений различного уровня сложности от быстрой RPA7/low-code8-автоматизации до решений на базе искусственного интеллекта и с использованием Интернета вещей.
Ну а управление этим широким спектром ИТ-услуг наши клиенты доверяют экспертам команды управления сервисами и проектами. Они сертифицированы по самым современным стандартам и методологиям ITIL9, Prince10, Agile11, Scrum12, Cobit13, SIAM14, обладают более чем 16-летним практическим международным опытом, применяют лучшие в индустрии практики по управлению ИТ-инфраструктурой, процессами, бюджетами, рисками и качеством и готовы поддержать заказчиков даже в кризисные ситуации.
«Учитывая то, что наши специалисты часто переходят из проекта в проект, потому что быстро «вырастают» и хотят двигаться дальше, адаптивность к новым командам является важным качеством, как для рядовых сотрудников, так и для руководителей»
— А как вы поддерживаете высокую квалификацию специалистов в компании?
— ИТ-специалисты учатся всегда — это уже аксиома. Не исключение и наши эксперты. Акцент в их обучении смещен на направления, необходимые компании для выполнения непосредственной работы в действующих проектах, а также мы отдаем предпочтение более гибким дистанционным формам обучения.
Кроме того, мы активно используем внутреннюю систему дистанционного обучения и наполняем ее различными курсами для развития как технических навыков, так называемых хард-скиллов, так и софт-скиллов, более гибких «надпрофессиональных» навыков, которые помогают быстро адаптироваться к новым условиям и решать жизненные ситуации, комфортно работать и успешно взаимодействовать с другими людьми. Учитывая то, что наши специалисты часто переходят из проекта в проект, потому что быстро «вырастают» и хотят двигаться дальше, адаптивность к новым командам является важным качеством, как для рядовых сотрудников, так и для руководителей.
— Расскажите о проектах, в которых были задействованы исключительно ваши «удаленные» эксперты?
— Из последних проектов можно отметить сотрудничество с одной международной ИТ-компанией, которой требовалась реорганизация ИТ-процессов для повышения качества работы и снижения затрат бизнеса. Подключение и работа наших экспертов в команде заказчика позволили реализовать наши внутренние наработки в корпоративной среде клиента и показали, что наш стандарт сервиса может быть применен на международном уровне. Для достижения такого результата наши эксперты использовали в своей работе изученные и проверенные нами технологии и подходы, включая методологии бережливого производства и дизайн-мышления.
Или другой пример — проект для крупного российского сервиса доставки. Наши эксперты успешно закрыли все вопросы, связанные не только с разработкой, но и с поддержкой баз данных, архитектуры ИТ-инфраструктуры, систем мониторинга и тестирования. И в результате помогли заказчику за один год пройти путь, который конкуренты проходили 3–5 лет. В частности, разработали удобные личные кабинеты для клиентов и для сотрудников, организовали моментальное подключение клиентов к логистической платформе заказчика, хотя раньше подключение занимало 15 дней. Кроме этого, с помощью созданной платформы заказчик привлек клиентов всей экосистемы к использованию услуг логистики. Теперь наши специалисты дополняют команду разработки заказчика, закрывая потребность в тестировании высоконагруженных логистических информационных систем.
Если вы давно планировали усилить ИТ-команду специалистами с уникальной мировой экспертизой как на временной основе под определенный проект, так и на постоянной, добро пожаловать к нам — в ICL Services
«Уйти нельзя остаться»
— Если ваших сотрудников берут на проекты в другие компании, трудоустраивают ли их в штат?
— В ряде случаев требуется формальное трудоустройство, например, на 0,1 ставки в штат клиента.
— А есть ли риски, что сотрудник захочет остаться у компании-заказчика? Как вам удается удерживать своих сотрудников?
— У нас есть формальные договоренности, юридически зафиксированные с нашими клиентами, для минимизации возможных рисков. Но это не главное, важнее другое: работа в среде заказчика — это отличная возможность изучить специфику его работы изнутри и привнести в нее что-то новое или почерпнуть что-то новое для себя, не меняя при этом работодателя. Кроме этого, у нас в компании создаются и поддерживаются такие условия, при которых сотрудникам комфортно находиться в нашей корпоративной среде. Мы долгое время работали над формированием такой среды — изучали и применяли мировой опыт в этой области, опирались на наши ценности и принципы, формировали корпоративную культуру, а сейчас стараемся по максимуму использовать результаты этой работы и накопленный опыт.
— А какие «исходные» данные вы запрашиваете перед началом работы с клиентами для понимания объемов и состава услуг?
— В случае с предоставлением комплексного сервиса нам важно понимать, какие задачи нужно решить, с какой средой будет необходимо работать и каких результатов ожидает от нас заказчик. Если же говорить о формате «выделенный эксперт», то достаточно понимать роль эксперта в команде (разработчик, системный администратор, менеджер проекта и т. п.), перечень требуемых компетенций и уровень зрелости — junior, middle, senior15.
— И в завершение разговора: ваш совет бизнесу, почему стоит попробовать новый формат работы с ИТ-специалистами?
— Это быстро, качественно и выгодно. После подписания всех необходимых документов мы можем выделить опытного эксперта на проект всего за 1 рабочий день, в то время как руководители бизнеса смогут сфокусироваться на профильных задачах и не озадачиваться поиском ресурсов. Поэтому, если вы давно планировали усилить ИТ-команду специалистами с уникальной мировой экспертизой как на временной основе под определенный проект, так и на постоянной, добро пожаловать к нам — в ICL Services.
UX — дизайн взаимодействия с пользователем
1 ChatGPT — это чат-бот, созданный компанией OpenAI, который способен вести диалог, искать ошибки в коде, сочинять стихи, писать сценарии и т. д.
2 Бэкенд-разработка — это создание функционала и отдельных компонентов приложения/сайта, которые не видны пользователю
3 Фронтенд-разработка — это создание пользовательского интерфейса на клиентской стороне веб‑сайта или приложения
4 Мобильная разработка — создание приложений для мобильных устройств
5 DevOps (от англ. development & operations) — методология автоматизации технологических процессов сборки, настройки и развертывания программного обеспечения
6 Fashion Retail (фэшн-ретейл, фешн-ретейл) — это розничная торговля модной одеждой
7 Robotic process automation (или RPA) — это одна из технологий автоматизации бизнес-процессов
8 Low-code — это метод проектирования и разработки приложений с помощью интуитивно понятных графических инструментов и встроенных функций, которые снижают традиционные (профессиональные) требования к написанию кода
9 Information Technology Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий
10 международный стандарт проектного менеджмента
11 Подход к управлению процессами, основанный на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения среды и запросов аудитории
12 методология управления проектами
13 методология управления информационными технологиями
14 Service Integration and Management — интеграция и управление услугами.
15 В ИТ выделяют три грейда специалистов: Джун (от англ. junior, младший), Мидл (от англ. middle, средний); Сеньор (от англ. senior, старший)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.