«За такие деньги можно три глэмпинга построить!» — удивленно реагируют участники рынка на объявление о продаже загородного клуба «Утрау» в Зеленодольском районе за 650 млн рублей. Основатели одного из первых глэмпингов в РТ, куда были вложены федеральные субсидии и построена дорога за счет республики, объясняют продажу маркетинговым ходом для вывода денег, а в ассоциации отельеров РТ недоумевают, как можно продавать перспективный туристический объект. В прошлом году управление объектом передали федеральной компании. О том, что получит инвестор, какое будущее ждет глэмпинг и удастся ли найти покупателя в Татарстане, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Известный загородный клуб, окупаемость 6 лет», — так звучит заголовок объявления о продаже глэмпинга «Утрау» в Зеленодольском районе, который до 2022 года носил название Best Glamp
«Мы серийные предприниматели, и нам нужны деньги на развитие других бизнесов»
«Известный загородный клуб, окупаемость 6 лет», — так звучит заголовок объявления о продаже глэмпинга «Утрау» в Зеленодольском районе, который до 2022 года носил название Best Glamp. Публикация на Avito появилась в середине марта и за неделю набрала более тысячи просмотров. За 650 млн рублей продавец предлагает приобрести комплекс из 52 домов, купольного ресторана, спа-комплекса, офисного здания, площадки для мероприятий, свайного острова и др. Подчеркивается, что это пассивный бизнес, т. к. у глэмпинга есть управляющая компания. Земельный участок в стоимость не входит — 8 га находится в аренде.
«Мы серийные предприниматели, и нам нужны деньги на развитие других бизнесов», — объяснил причину продажи сооснователь «Утрау» Ильшат Газизов в разговоре с «БИЗНЕС Online». Речь идет в том числе о строительной компании «Физра», в которой Газизов также является учредителем. Компания строит физкультурно-оздоровительные центры с крытыми футбольными манежами по федеральной программе — по одному в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и два в Уфе. По словам Газизова, по условиям гранта его компания должна вложить не менее 30% и вместо кредита они с партнерами решили попробовать продать «Утрау».
«Утрау» принадлежит ООО «Бест Глэмп» — компания создана в Казани в конце 2020 года. Основная доля в 85% принадлежит Газизову, 15% — у Рустама Аюпова. На конец 2021 года выручка компании составила 12,1 млн рублей. Кроме «Физры», Газизов также является учредителем ООО «Компания термосталь» по производству металлоконструкций и ООО «Волжские берега-плюс» (деятельность в области отдыха и развлечений). Директор глэмпинга «Утрау» Аюпов известен как владелец компании Like Hostel, открывшей более 50 франшиз по России и СНГ. Начинал свой гостиничный бизнес Аюпов в Казани, однако в конце 2022 года ООО «Лайк Хостел» было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее лицо.
Что представляет из себя глэмпинг? Дорога до «Утрау» из центра Казани занимает около часа. Согласно информации на сайте, сейчас к бронированию доступно несколько вариантов размещения: бунгало на берегу Волги, бунгало с террасой, A-frame, геокупола — мини и макси, зеркальный дом на дереве — кстати, единственный в Европе, который находится на высоте 6 м над землей. В будни ночь в глэмпинге стоит от 6 тыс. рублей, а в выходные — 10–20 тыс. рублей. (Для сравнения: в аналогичном A-frame в Urman Camp в том же Зеленодольском районе будни стоят от 14 тыс. рублей, а выходные — 18 тыс. рублей.) В стоимость включен завтрак в формате шведского стола, на территории клуба есть ресторан с видом на залив. Из развлечений — веревочная аллея, термальный комплекс (кедровая и липовая парные, финская и соляная сауны) и несколько отдельно стоящих бань, активности на воде, поле для футбола и волейбола.
«Речь не о продаже „Утрау“, а о привлечении инвестиций», — подчеркивает Газизов. По словам его партнера Аюпова, будучи быстрорастущим стартапом, они всегда подключали инвесторов, но суммы соглашений редко превышали 10 млн рублей. Высокая цена продажи, 650 млн рублей, установлена для того, чтобы отсеять «мелочь» и найти наконец-то крупного инвестора. «Мы устали привлекать маленькие инвестиции. Продажа бизнеса — это такой маркетинговый ход, чтобы обращались люди, имеющие сумму от полумиллиарда», — добавляет Аюпов. Предприниматели не исключают, что получится продать бизнес целиком, но готовы рассмотреть и варианты продажи доли от 100 млн рублей, чтобы продолжить развивать проект вместе с новым партнером.
По словам Газизова, в Татарстане нет инвесторов с такими возможностями, поэтому он рассчитывает на федеральных и международных игроков. «У нас есть информация, что российские отели с подразделениями в Европе (например „Азимут“) продают свои отели там, чтобы вложить деньги в бизнес в России. И мы хотим влиться в этот тренд, показать им, что есть еще и такой вариант вложений», — говорит Газизов. В поддержку своих слов он приводит следующие расчеты: строительство городской гостиницы на 52 номера со средним чеком в 10 тыс. рублей за ночь потребует 1,5 млрд рублей вложений, а «Утрау» стоит в 2 раза меньше, уже работает и приносит столько же прибыли.
«Если мы сможем продать „Утрау“, то это будет прорыв и для нас как предпринимателей, и для туристической отрасли Татарстана. Это будет значить, что на рынке есть вложения, крутые продукты, которые приносят прибыль», — продолжает предприниматель.
«Утрау» — один из первых глэмпингов, появившихся в Татарстане в 2021 году. Пилотный проект, ставший примером для многих последователей, был представлен президенту РТ Рустаму Минниханову
На что привлекали бюджетные деньги и как «Утрау» оказался в управлении федералов
«Утрау» — один из первых глэмпингов, появившихся в Татарстане в 2021 году. Пилотный проект, ставший примером для многих последователей, был представлен президенту РТ Рустаму Минниханову: по итогам осмотра глава республики поручил за бюджетные средства проложить к туристическому объекту дорогу, чтобы поддержать его создателей. Первоначально республика выделила на глэмпинг 3 млн рублей, а осенью 2022-го «Утрау» выиграл федеральный грант уже в 45 млн рублей (постановление о выделении субсидий российским регионам подписал премьер-министр Михаил Мишустин), которые направил на строительство новых 30 домов — гостей в них начнут заселять уже этим летом. По словам Газизова, за два года учредители и инвесторы вложили в развитие проекта больше 300 млн рублей собственных средств.
Как продажа объекта повлияет на получение субсидии и есть ли ограничения с учетом того, что в проект вложены бюджетные деньги? В дирекции по развитию природных территорий и экотуризма фонда «Институт развития городов РТ», курирующей развитие глэмпингов, подчеркивают, что «Утрау» развивался в большей степени на инвестиционные деньги, став самым быстрорастущим стартапом на рынке туризма, и решение собственника продать объект дирекцию не смущает.
«Это прекрасная новость, которая говорит лишь о том, что туристический инвестиционный рынок выходит на совершенно новый уровень, — отметила в разговоре с „БИЗНЕС Online“ руководитель дирекции Оксана Саргина. — Объект не прекращает свое функционирование. При продаже новому собственнику, мы уверены, в договоре будет указано условие продолжения как минимум трех лет операционной работы. Условия соглашения по субсидии не будут нарушены».
Год назад управление «Утрау» передали федеральной отельной компании «Русские сезоны» — для Татарстана это первый случай, когда готовому глэмпинг-бизнесу оказывают так называемую профпомощь. Управляющая компания создана в Сочи в 2014 году, позиционирует себя как команду профессиональных управленцев объектами гостиничного бизнеса от разработки концепции до ведения операционной деятельности. Выручка на конец 2021 года, по данным «Контур.Фокуса», составила 26,6 млн рублей. Судя по официальному сайту, в управлении находится 12 объектов различных форматов общим объемом 449 номеров. Так, в Сочи у «Русских сезонов» находятся бутик-отели «Невский», «Кижи» и «Лермонтов», в Москве — отель «Поречье», в Подмосковье — курорт «Пересвет». В Казани с октября прошлого года у компании также в управлении апарт-отель «Булак» с однокомнатными стандартами и двухкомнатными люксами, рассчитанными на семейный отдых, компании друзей или проживание командировочных. Проживание на Лево-Булачной, к примеру, стоит от 4,5 тыс. рублей в сутки.
«Это прекрасная новость, которая говорит лишь о том, что туристический инвестиционный рынок выходит на совершенно новый уровень», — отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель дирекции Оксана Саргина
«Мы сильно выросли, и управление начало страдать. Мы не знали, какую бытовую химию надо использовать, какие простыни покупать», — признается Газизов. Сочетание в глэмпинге сразу нескольких форматов — номерной фонд, ресторан, кейтеринг, развлечения, путешествия — требует постоянного разностороннего контроля и обучения персонала, и такие задачи было решено поручить людям с опытом работы в этих сферах. К тому же в марте 2022 года из России ушел онлайн-сервис по бронированию отелей Booking. «Мы не понимали, каким образом продавать без него. А профессионалы знают, как это сделать», — комментирует Газизов. По его словам, за год сотрудничества уровень сервиса в глэмпинге поднялся, а продажи увеличились.
Кроме того, привлечение управляющей компании освободило руки директора Аюпова от операционной деятельности, и теперь он занимается строительством нового глэмпинга на 20 домиков на Алтае, а также консультирует аналогичные проекты. «Мы изучили деятельность управляющей компании и планируем открыть собственную для обслуживания таких же крупных проектов», — добавил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Но что думают о сервисе в «Утрау» его посетители? На данный момент рейтинг загородного клуба в справочнике 2GIS составляет 3,3 балла на основе 101 отзыва. Среди проблем гости отмечают плохую подъездную дорогу, путаницу в номерах, тесные помещения сауны и спа, неприятные запахи, отсутствие воды в домиках, плохой сервис, активную стройку, которая портит вид. «Забронировала спа в свой день рождения на компанию 10 человек за 20 тысяч рублей, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Эльвина, отзыв которой корреспондент нашего издания увидел в соцсетях. — Баня оказалась маленькой, на четверых, а не на десятерых, как заявлено на сайте. К тому же там пахло, душ не работал. А рядом идет стройка, рабочие стояли и смотрели, как мы купались в чанах».
«По большому счету „Утрау“ — это фотозона, куда люди приезжают фотографироваться, в том числе они покупают вид из окна. Домики построены, но нужен уличный контент», — рассказал Газизов о задачах, которые еще только предстоит решить. Сейчас завершается строительство «татарских Мальдив» — свайного острова с 14 домиками в виде зеркальных кубов. По словам Газизова, каждому домику будет присвоено имя татарского писателя, а внутри гости смогут найти книги с его произведениями. «В этой зоне нам нужно доделать уличные бассейны, пляж — кстати, тоже участвуем в гранте, надеемся получить 10 миллионов рублей. Также надо построить пирс», — дополняет предприниматель. В лесной части возводится еще 16 домов, причем один их них находится на высоте 6 м над землей и представляет собой гнездо — и снаружи, и внутри оно отделано ветками. Тему птиц планируется развивать и в соседних строениях.
«По большому счету «Утрау» — это фотозона, куда люди приезжают фотографироваться, в том числе они покупают вид из окна. Домики построены, но нужен уличный контент», — рассказал Газизов о задачах, которые еще только предстоит решить
«Имея на руках 650 миллионов рублей, можно найти в РТ объекты с куда меньшим сроком окупаемости»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у участников рынка, как они относятся к продаже «Утрау». Основатель глэмпинга Urman Camp в том же Зеленодольском районе Ильнар Хамидуллин рассказал, что уже слышал об этом: кто-то прислал ему скриншот таргетированной рекламы в «Инстаграме»*, направленной на русскоязычную аудиторию, проживающую в Турции. Среди прочего в объявлении упоминалось, что продавец готов принять оплату в криптовалюте.
«Сумма немаленькая, но, если они включают в нее прибыль в ближайшие 3–5 лет, можно считать ее объективной, — согласился Хамидуллин. — А получив 650 миллионов рублей, можно еще три „Утрау“ построить». Однако собеседника удивляет ценообразование конкурентов: по его оценкам, проживание в «Утрау» в будни гораздо ниже реальной себестоимости объекта размещения. Такое положение вещей Хамидуллин связывает как раз с привлечением управляющей компании, работающей на увеличение трафика.
«У „Утрау“ большая территория, его сложно оценивать с точки зрения квадратного метра», — говорит генеральный директор A-Development Мурат Ахмеров. По его словам, в данном случае в первую очередь нужно обратить внимание на доходность бизнеса, т. к. у гостиниц один из самых больших сроков окупаемости — около 15 лет. К тому же некапитальные строения глэмпинга будут быстро изнашиваться, их срок жизни — 10–15 лет. Таким образом, «Утрау» должен приносить не менее 6,5 млн рублей в месяц, чтобы окупиться. «Имея на руках 650 миллионов рублей, можно найти в РТ объекты с куда меньшим сроком окупаемости — 8–9 лет», — заключает Ахмеров.
«Вообще странно, что „Утрау“ выставили на продажу. Загородный отдых у нас сейчас, наоборот, набирает популярность. Например, я на днях вернулась с выставки в МИДе, где два дня было посвящено глэмпингам», — поделилась исполнительный директор ассоциации отельеров РТ Александра Юшутина. Что касается управляющей компании, эксперт назвала это нормальной практикой. В таком формате проще работать в плане централизованных закупок, есть отработанная бизнес-модель и не надо строить бизнес с нуля.
«Это вполне хорошая практика. Например, когда объект хотят продавать. Выход находится в том, что он заходит под управляющую компанию. Или изначально собственник строит отель, но привлекает управляющую компанию, чтобы она занималась набором персонала, каналами продвижения. Это тоже в какой-то степени упрощает работу», — добавила Юшутина. По ее словам, покупатель если и найдется, то может потребовать дополнительную оценку имущества, чтобы сбить начальную стоимость.
*принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.