«Там настолько разношерстный пакет, что надо быть готовым к тому, что некоторые объекты окажутся сложными», — говорит эксперт в сфере торговой недвижимости о возможной сделке по продаже торговых центров «Парк Хаус». Западная компания AERE в очередной раз пытается продать российские активы — 7 ТЦ, в том числе и в Казани, и землю под стройку в Ессентуках. Забрать объекты может краснодарская «Рамо-М», которая возвела «практически лучшие в городах присутствия» торговые центры «Красная площадь». Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
ТРК «Парк Хаус» может скоро получить нового владельца. Его нынешний хозяин — европейский инвестфонд Atrium European Real Estate — собирается продать свои активы в России
ТЦ «Парк Хаус» перейдут новому собственнику?
Один из крупнейших торговых центров Казани «Парк Хаус» может скоро получить нового владельца. Его нынешний хозяин — европейский инвестфонд Atrium European Real Estate (AERE) — собирается продать свои активы в России, выяснил «Коммерсантъ». На данный момент у AERE два ТЦ «Парк Хаус» в Москве и по одному в столице Татарстана, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Волгограде и Тольятти. Еще есть земли под строительство недвижимости в Ессентуках (Ставропольский край). AERE еще до украинского кризиса, в 2017 году, пыталась продать все свои российские активы, но не вышло. Потенциальных покупателей не устраивали цены, объясняет управляющий партнер RETEX Полина Жилкина.
Теперь купить торговые объекты могут структуры АО «Рамо-М», рассказал источник «Коммерсанта» на рынке недвижимости. Два других собеседника поделились, что AERE нашла покупателя, но контрагента не назвали. Европейский инвестфонд и федеральная антимонопольная служба (ФАС) на запросы издания не ответили. В самой «Рамо-М» предложили «БИЗНЕС Online» направить запрос на почту. Ответа пока нет. Один из собеседников «Коммерсанта» допускает, что сделка будет безденежной. Объекты просто передадут под управление новой компании до тех пор, пока не стабилизируется геополитическая ситуация, считает он.
«Рамо-М» уже владеет пятью ТЦ «Красная площадь» общей площадью 405 тыс. кв. м в Краснодаре, Новороссийске, Анапе, Армавире и Туапсе. В рейтинге Forbes «Короли российской недвижимости – 2023» компания из Краснодарского края занимает 25-е место. Ее владельцами выступают Валерий Сагитов, Андрей и Светлана Липатовы, Сергей Айтжанов и Сергей Виноградов. Гендиректор — Константин Севастьянов. Выручка АО «Рамо-М» в 2021 году составила 2,5 млрд рублей, а чистая прибыль — 927 млн рублей.
Один из собеседников «Коммерсанта» допускает, что сделка будет безденежной. Объекты просто передадут под управление новой компании до тех пор, пока не стабилизируется геополитическая ситуация, считает он
«Парк Хаусы» AERE оценивает в 259 млн евро, землю в Ессентуках — еще в 24,8 млн евро, следует из отчетности инвестфонда за 2022 год. Однако, как отмечает «Коммерсантъ», получить полную стоимость сейчас вряд ли удастся. Дело в том, что подобные сделки проходят через правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Причем кабмин, как правило, согласовывает такие сделки со значительной скидкой от заявленной цены. Только в начале недели минфин РФ объявил дополнительные условия. Компании из недружественных должны будут при уходе из России заплатить в бюджет не менее 10% от половины рыночной стоимости активов. Такое требование действует, если актив продается со скидкой более 90% от рыночной стоимости.
Для Татарстана компания «Рамо-М» не чужая. Ее вице-президентом, а по совместительству и главой строительного холдинга «Ромекс-Групп», является Алексей Прокопенко (в центре)
«Для нас Татарстан стал родным регионом»
Для Татарстана компания «Рамо-М» не чужая, как может показаться на первый взгляд. Ее вице-президентом, а по совместительству и главой строительного холдинга «Ромекс-Групп» является Алексей Прокопенко. За четыре года девелопер реализовал в Татарстане четыре проекта. А в начале января Прокопенко вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым дал старт строительству пятого объекта — третьей очереди логистического центра Ozon в промпарке «Зеленодольск». «Для нас Татарстан стал родным регионом, мы инвестировали в него более 8 миллиардов рублей и построили свыше 150 тысяч квадратных метров для логистики», — говорил тогда Прокопенко. В сентябре 2021 года Минниханов даже отметил предпринимателя медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» — за «особый вклад в социально-экономическое развитие» республики.
Что же касается казанского «Парк Хауса», то его открыли в 2006 году. Объект площадью 70,5 тыс. кв. м располагается на проспекте Хусаина Ямашева. В 2019-м здесь была проведена реконструкция: появилась зона фуд-корта и свободные площади за счет новых эскалаторов, расширился пул арендаторов. Ранее мы писали, что сеть моллов была задумана и реализована в период с 2003 по 2006 год самарской группой компаний «Время» Эдуарда Вырыпаева, а разработчиком бренда являлся известный самарский журналист, историк, маркетолог и политик Михаил Матвеев. Вскоре ГК «Время» в стратегическом партнерстве с австрийской компанией Meinl European Land была преобразована в компанию «Молл Менеджмент», которая позже оказалась полностью выкуплена фондом Meinl, а затем (в 2008–2009-м) перепродана западной AERE.
Судя по тому, что увидел сегодня наш корреспондент в казанском ТРЦ «Парк Хаус», там ничего не знают о возможных переменах. Две девушки в магазине Zolla на слова журналиста «БИЗНЕС Online» только сделали большие глаза. «Нам такой информации вообще не доносят. И вообще мы совсем недавно открылись», — объяснила одна из них. В соседнем магазине «Детский мир» девушка-администратор тут же убежала, услышав вопросы. На встречу с корреспондентом вышел директор Антон: «Я комментарии на такие вопросы давать не могу. Обратитесь в наш центральный офис». В соседнем обувном магазине Zenden администратор сообщила, что «до них, линейных работников, такую информацию никто не доводит». Да и в расположенном на втором этаже кафе «Тюбетей» администратор тоже не смогла ничего сказать по этому поводу.
В офисе администрации «Парк Хауса» попросили обратиться в центральный офис за разъяснениями
В офисе администрации «Парк Хауса» в приемной директора нашему корреспонденту удалось застать мужчину, который категорически отказался представляться и отвечать на вопросы. «Я не в курсе. У нас нет компетенций отвечать на ваши вопросы. Мы не будем разговаривать с представителями прессы. Обратитесь в центральный офис, телефон на сайте», — закруглил мужчина так и не начавшуюся беседу. А в ответ на очередную просьбу представиться, кто он такой, заявил: «А никто, я просто рядом проходил».
«Парк Хаусы» в Казани и Самаре востребованы и хорошо себя показывают. Если в других регионах так же, то вероятность этой сделки достаточно высокая»
«Не знаю, как они это будут «переваривать». Это, на мой взгляд, непросто»
«„Парк Хаусы“ в Казани и Самаре, которые я знаю, востребованы и хорошо себя показывают. Если в других регионах так же, то, я думаю, вероятность этой сделки достаточно высокая», — оценил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев. Он отметил, что стоимость сделки оценивать некорректно, т. к. нюансов может быть масса, начиная от площадей зданий и земельных участков, заканчивая особенностью рынка в каждом отдельном регионе.
По его словам, нынешние собственники ТЦ достаточно гибкие, о чем можно судить по постоянным изменениям. «Хороший формат, востребованный. Когда с российского рынка начали уходить западные компании, как и во многих ТЦ, в „Парк Хаусе“ целый участок с правой стороны оказался пустым. Тем не менее я бы не сказал, что это как-то сильно отразилось на клиентском потоке. „МЕГА“, например, после закрытия IKEA пострадала значительно сильнее», — поделился собеседник.
Российский пакет AERE «достаточно большой и разношерстный», в нем есть и хорошие объекты, и сложные, отметил содиректор ретейл-департамента CORE.XP Михаил Рогожин. «У „Рама-М“, с одной стороны, есть опыт, им принадлежит сеть ТЦ „Красная площадь“ в Краснодарском крае, но они все были сосредоточены в одном субъекте. А сейчас, если они это возьмут, то разнесутся аж на 7 субъектов. Не знаю, как они это будут „переваривать“. Это, на мой взгляд, непросто», — добавил он.
По словам собеседника, ТЦ «Красная площадь» — хорошие торговые центры, «практически лучшие в городах присутствия». Кроме того, у «Рама-М» есть опыт и в рознице. «Опыта у них точно много. Просто там (при сделке — прим. ред.) настолько разношерстный пакет, что надо быть готовым к тому, что некоторые объекты окажутся сложными. Тот же, например, питерский объект или два московских. Они все непростые. Ваш-то еще один из лучших, — указал собеседник издания и позже добавил. — Поэтому его причесывать и вычесывать только. Надо еще, чтобы коммерция сходилась. Но это вопрос уже к новому собственнику и его управляющей компании. Это самое важное».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.