«Это коммерческая инициатива, поддержанная кем-то из административных управленцев, непонятных мне», — так оценил в разговоре с «БИЗНЕС Online» открывающуюся на этой неделе в Галерее современного искусства ГМИИ РТ выставку «Сюрреализм — это я» известный московский галерист Ильдар Галеев. Речь об экспозиции «оригиналов печатной графики» Сальвадора Дали, которую с 7 апреля смогут лицезреть все желающие на одной из главных государственных экспозиционных площадок столицы Татарстана. Ее организаторы указывают на свое сотрудничество с Эрмитажем, а наши эксперты сомневаются в значимости тиражируемой графики и считают, что это больше похоже «на аттракцион для невзыскательной публики».
Многие до сих пор помнят скандал с выставкой «Шедевры Сальвадора Дали. Скульптура и графика», которая прошла в Государственном музее изобразительных искусств РТ в 2010-м, когда коллекционер Александр Шадрин привез в столицу РТ 70 работ
Вспоминая 2010 год
«Выставка Сальвадора Дали в Казани» — мероприятие с подобным названием, судя по всему, обречено вызывать серьезные вопросы у специалистов, но одновременно — ажиотаж у рядовой публики, получившей возможность в том или ином виде прикоснуться к наследию одного из главных художников XX века.
Многие до сих пор помнят скандал с выставкой «Шедевры Сальвадора Дали. Скульптура и графика», которая прошла в Государственном музее изобразительных искусств РТ в 2010-м, когда коллекционер Александр Шадрин привез в столицу РТ 70 работ, выполненных в различной технике, относительно подлинности которых были большие вопросы. Впрочем, это не помешало тогда экспозиции побить рекорды посещаемости, причем шумиха скорее только подогрела интерес к мероприятию. Кстати, как оказалось, Шадрин продолжает свою успешную деятельность, например, в 2020-м показывал своих «Дали и Пикассо» в Национальной галерее Еревана, и снова к коллекционеру было много вопросов.
Выставка «Шедевры Сальвадора Дали. Скульптура и графика» в 2010 году
И вот спустя 13 лет Казань ждет своего рода сиквел «выставки Дали», которая вновь расположится на площадке ГМИИ РТ, на этот раз в Галерее современного искусства. «Выставка оригиналов печатной графики Сальвадора Дали „Сюрреализм — это я“ галереи современного искусства PS Gallery (Санкт-Петербург)» — так мероприятие позиционируется на сайте музея и обозначается как «долгожданное событие в стенах галереи». За входной билет в 500 рублей (для казанских государственных музеев сумма немаленькая) посетителям обещают на двух этажах ГСИ «коллекцию оригиналов графики и эксклюзивных фотографий из Санкт-Петербурга», кроме того, «полное погружение в сюрреалистичные миры великого гения XX века создаст уникальная мультимедийная зона».
Однако тех, кто не погрузился в подробности описания выставки, а лишь увидел имя именитого автора, символа сюрреалистического искусства, может ждать разочарование. Никаких стекающих часов, автопортретов Дали или прочих узнаваемых образов с картин художника PS Gallery в Казани не покажет, поскольку речь о «выставке оригиналов печатной графики».
Что такое печатная графика? Сами графические изображения по способу создания делятся на уникальную и печатную, или тиражную, графику. В первом случае речь об уникальном произведении, например рисунке, сделанном художником. Во втором — произведения, созданные с использованием авторских печатных форм. На выставке в ГСИ будут как раз представлены последние.
«У печатной графики может быть несколько экземпляров печатных, например с номером. Чем меньше номер, тем ценнее, — напоминает „БИЗНЕС Online“ Дина Ахметова — главный научный сотрудник ГМИИ РТ. — Бывает без номеров, с подписью — разные варианты. Чем располагают в этой галерее, мне неведомо».
Спустя 13 лет Казань ждет своего рода сиквел «выставки Дали», которая вновь расположится на площадке ГМИИ РТ, на этот раз в Галерее современного искусства
«В целом наше сотрудничество с Государственным Эрмитажем ведется с 2015 года»
«Сюрреализм — это я» в Казани — выставка далеко не уникальная. PS Gallery уже возила ее, к примеру, в Тверь, Тулу, Челябинск. Также катаются по России и другие экспозиции частной питерской галереи: «Три эпохи Марка Шагала», «Шедевры мастеров парижской школы», «Пикассо: художник среди поэтов» и др. Неизменно на выставках присутствуют и «ожившие» мультимедийные полотна.
Арт-директор PS Gallery Яна Кириллова в письменных ответах на вопросы «БИЗНЕС Online» выразила уверенность, что никаких сомнений в подлинности и значимости произведений, которые везут в Казань, нет.
«Работы находятся в частной коллекции галереи PS Gallery и ее владельца — Павла Башмакова. На данный момент это наиболее крупное собрание оригиналов Сальвадора Дали в России. Ведется постоянная кропотливая работа по отслеживанию аукционов, появления работ на арт-рынке — в результате коллекция постоянно пополняется», — указала она. «Выставка состоит исключительно из оригинальных работ Сальвадора Дали, — продолжает собеседница газеты. — В Казани будут представлены такие графические серии, как „Треуголка“, „Божественная комедия“, „Песнь Песней царя Соломона“, „Озорные сны Пантагрюэля“, „Капричос Гойи Сальвадора Дали“, „Библия“, „Двенадцать колен Израилевых“, „Посвящение Леонардо да Винчи“, „Фауст“, „Воспоминания Казановы“, „Декамерон“, „Поиски Грааля“».
«В 2020 году экспонаты коллекции вошли в масштабную выставку «Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых» в Государственном Эрмитаже»
Что касается того, насколько можно говорить об оригинальности тиражной графики, Кириллова отвечает так: «Графическое искусство предполагает, что произведения создаются в тираже, который оговорен изначально художником и издателем. После выполнения работ художником и его сопровождением все исходные материалы уничтожаются. Каждый экземпляр является оригинальной работой. Объемы тиража — различные для серий».
Стоимость коллекции, которую везут в Казань, арт-директор PS Gallery оценила так — десятки миллионов рублей, что довольно скромно для Дали, учитывая, что в коллекции самого ГМИИ РТ есть картины с рыночной стоимостью в миллионы долларов. Сам Павел Башмаков в прошлом году в интервью «Комсомольской правде — Тверь» так оценивал стоимость произведений, принадлежащих ему: «Могу сказать, что, к примеру, один лист — вот эта литография (указал на работу из серии „Сны Пантагрюэля“ — прим. ред.) сейчас в Европе на аукционах стоит примерно 1,2–1,5 тысячи евро».
Главный козырь питерской галереи — это сотрудничество с Эрмитажем, о котором PS Gallery постоянно заявляет. «В 2020 году экспонаты коллекции вошли в масштабную выставку „Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых“ в Государственном Эрмитаже, — пишет Кириллова. — А в 2021-м в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа открылась выставка „Печать сюрреализма. Книги из собрания Марка Башмакова“, которая стала квинтэссенцией цикла экспозиций, представляющих художников-сюрреалистов. В целом наше сотрудничество с Государственным Эрмитажем ведется с 2015 года».
Марк Башмаков, известный математик и коллекционер (в центре) и его племянник Павел Башмаков (справа)
Действительно, на сайте знаменитого питерского музея можно найти информацию об этих выставках, которые открывал сам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Между тем главный герой этих экспозиций — Марк Башмаков, известный математик и коллекционер. Владелец PS Gallery — его племянник. Башмаков-старший, скончавшийся в прошлом году, был даже советником Пиотровского. С его подачи и случился проект «Книги художника в Эрмитаже», посвященный сюрреалистам. Впрочем, в аннотации к казанской выставке отнюдь не делается упор, что она скорее представляет Дали как книжного иллюстратора произведений Данте или Боккаччо.
Кстати, о степени оригинальности работ можно судить по следующему факту. В 1972-м Дали сделал 10 литографий к «Декамерону» Боккаччо, каждая из которых открывала новую главу книги, на печатных пластинах есть подписи художника. После окончания работ издательство Schneider and Verlag выпустило проиллюстрированный Дали «Декамерон» на французском языке пронумерованным тиражом в 621 экземпляр. Видимо, один из них привезут и в ГСИ.
«На самом деле имя Сальвадора Дали переоценено, и, поскольку большую популярность он в России приобрел в конце 1980-х – начале 1990-х, с этого времени возникли выставки, подобные этой, которые колесили по многим российским городам»
«В Москве, к счастью, такого не происходит — именно в государственных музеях»
В целом эксперты «БИЗНЕС Online» скептически относятся к той экспозиции, которую в Казани преподносят как «выставку Дали».
Основатель и владелец известной московской «Галеев Галереи» Ильдар Галеев уверен, что к серьезным музейным репрезентациям она не имеет отношения. Тем более когда речь идет об испанском художнике. «Мир сотрясают скандалы, связанные с фондом Дали, где выясняется, что многие листы графики, подписанные им, созданы кем-то другим. Потому в этих условиях проводить выставки подобных работ по меньшей мере странно. По-моему, если говорить по-русски, это какая-то лажа», — считает наш собеседник.
По его словам, они рассчитаны на региональные выставочные площадки. Музейные выставки предполагают наличие оригиналов в художественных произведениях, а в данном случае, скорее всего, это лишь копии и имитации. «Была выставка в московском Манеже, когда Музей Фаберже привез Сальвадора Дали. Это было до пандемии еще. Вот там привозили работы из западных частных коллекций, коллекций фонда Дали. Там были произведения живописи, оригинальной графики. Подчеркиваю: оригинальной, а не печатной — то, что здесь, очевидно, пытаются протащить», — отмечает Галеев.
«Это коммерческая инициатива, поддержанная кем-то из административных управленцев, непонятных мне», — такой вывод о казанской выставке делает владелец «Галеев Галереи».
Не так категорична казанский искусствовед Луиза Низамова. «Печатная графика — это самый доступный вид искусства, — напоминает эксперт газеты. — И, по сути, перед тобой не какая-то плохая копия, непонятно где сделанная. Художник подготавливает некий рисунок, который потом может отпечатываться в количестве одного экземпляра, 23, 757 и так далее. Факторов здесь много. Мы не знаем, сколько Сальвадор Дали завещал делать отпечатков с листов, которые будут представлены. Это глубокая тема, и сказать, что это лажа… Нужно до конца понимать, о чем речь, обращаться к первоисточнику и выяснять, что это за вещи, как они туда попали».
Ее коллега Гузель Файзрахманова отмечает, что само выражение «оригиналы печатной графики» из названия выставки вызывает вопросы: «Надо сказать, что печатную графику первоначально не хотели считать искусством именно из-за того, что, в отличие от живописи, ее произведения не уникальны». По словам собеседницы газеты, не только у специалистов, но и «у более-менее осведомленных людей» вызывают улыбку бесконечные гастроли печатной графики Дали, которые продолжаются уже несколько десятилетий.
«Это такой коммерческий проект, нацеленный на неосведомленную аудиторию, — уверена Файзрахманова. — На самом деле имя Сальвадора Дали переоценено, и, поскольку большую популярность он в России приобрел в конце 1980-х – начале 1990-х, с этого времени возникли выставки, подобные этой, которые колесили по многим российским городам. В основном это были репродукции его работ, которые выдавались за оригиналы, было несколько скандальных историй в этой связи. В последнее время к печатным репродукциям добавились медиапроекции — подобная мультимедиавыставка была в том же ГСИ несколько лет назад. На самом деле это аттракцион, выставка для невзыскательной публики. Здесь просто устроители этих выставок манипулируют сознанием зрителей с помощью громких имен: Сальвадор Дали, Ван Гог, Босх — это привлекает зрительское внимание, а чтобы поднять ценность выставки, делают акцент на неких „оригиналах“. Это все стандартные рыночные технологии».
Нашего собеседника удивляет, что такого рода «ярмарочные балаганы» поддерживает, повышая статус этих проектов, ГМИИ РТ, где в последние годы проходило немало ярких выставочных проектов. «В Москве, к счастью, такого не происходит — именно в государственных музеях, — уверена Файзрахманова. — Но во многих выставочных залах, частных галереях московских, даже некогда уважаемых, тоже экспонируется этот эрзац, к сожалению».
«Надо понимать, что там будет выставлено и из какого собрания, потому что графика у Дали очень разная, — комментирует московский искусствовед Михаил Бусев. — Достаточно часто выставляют его позднюю графику, которая не представляет высокого уровня искусства. В любом случае бывает интересно, но иногда такие выставки имеют скорее коммерческий характер для владельцев этих собраний. Тиражной графики много по всему миру, в том числе и в нашей стране». Также он добавляет, что организаторы немало средств тратят и на мультимедиа. «Я полагаю, что профессиональные искусствоведы к этому скептически относятся, но для массового зрителя это любопытно, — говорит эксперт „БИЗНЕС Online“. — Там вступают интересы визуального дизайнера, как меняются и создаются образы. Нам, историкам искусства, интереснее видеть работы в натуре».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.