«Если наши депутаты, федеральный центр считают необходимыми эти изменения — значит, это так. Если принимается такой закон — значит, востребован», — комментирует глава Кукморского района законопроект, по которому чиновников республики обяжут сообщать о случаях склонения к коррупции. Согласно поправкам, которые подготовил Госсовет РТ, госслужащие должны будут предупредить администрацию президента РТ либо прокуратуру в течение пяти суток. Если чиновник умолчал, ему грозит увольнение и даже статус «некоего соучастника коррупционного правонарушения». О том, помогут ли поправки побороть взятки и что обещают честным служащим, — в материале «БИЗНЕС Online».
Согласно поправкам, которые подготовил Госсовет РТ, госслужащие должны будут сообщать о случаях склонения к коррупции в течение пяти суток
Что произошло
Госслужащих Татарстана обяжут сообщать обо всех случаях склонения к коррупции, например о предложении взятки. Соответствующий законопроект разработали зампред Госсовета РТ Юрий Камалтынов и глава комитета ГС РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Судя по всему, инициативу предварительно рассмотрят уже в эту среду, 12 апреля, на заседании профильного комитета, а принять могут до конца месяца.
В чем суть? Депутаты предлагают скорректировать республиканские законы «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан» и «О государственных должностях Республики Татарстан». Поправки понадобились после того, как ранее в декабре 2022 года был скорректирован федеральный закон «О противодействии коррупции». Нынешние изменения обязывают чиновников и депутатов уведомлять госорганы о склонении к коррупционным правонарушениям, причем делать это в течение пяти суток с момента произошедшего. Надо сказать, что для депутатов такая обязанность уже прописана в действующем республиканском законе «О статусе депутата Госсовета РТ». Здесь спасибо ранее принятым поправкам в закон о публичной власти. Согласно ему, законодатель должен уведомлять о склонении к коррупции специальную комиссию при парламенте, которая следит за достоверностью сведений в декларациях, или прокуратуру. Поправки были приняты в декабре прошлого года.
Для депутатов придумали «справку». Согласно ей, депутат пишет уведомление в произвольной форме, где раскрывает дату, место, время и обстоятельства правонарушения, способ склонения к совершению нарушения
А теперь для депутатов придумали «справку» о том, как конкретно уведомлять. В упомянутом законе появится новая статья — 10.6 «Порядок уведомления депутатами о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений». Согласно ей, депутат пишет уведомление в произвольной форме, где раскрывает дату, место, время и обстоятельства правонарушения, способ склонения к совершению нарушения (подкуп, угроза, обещание, обман, насилие и иные способы), описывает, чего пытался добиться потенциальный взяткодатель, и другие сведения.
Для госслужащих РТ такого требования до сих пор не было. В действующем законе лишь сказано, что на чиновников распространяется требование ФЗ «О противодействии коррупции». После нынешних поправок начнут действовать такие же требования, что и к депутатам. Сообщать о склонении к коррупции чиновники должны будут сразу в администрацию президента РТ (где соответствующей тематикой занимается управления по вопросам антикоррупционной политики во главе с Марсом Бадрутдиновым) или в прокуратуру республики.
А что будет, если требование не исполнить? Ответственность за нарушение прописана в статье 12.1 упомянутого ФЗ. Если госслужащий или депутат не сообщил о склонении и это вскрылось при проверке, высшее должностное лицо региона обращается в суд или другой орган с требованием уволить нарушителя или применить к нему «иное дисциплинарное взыскание». Лица, уведомившие о фактах склонения к коррупции, будут находиться под защитой государства.
Во время обсуждения в Госдуме Андрей Логинов так объяснял, для чего нужны поправки: «Должен быть прописан некий алгоритм, следуя которому, чиновник, когда ему предлагаются коррупционные действия, выходит из этой ситуации»
Откуда взялись поправки
Татарстан приводит республиканское законодательство в соответствие с изменениями, которые в конце декабря 2022 года внесли в ФЗ «О противодействии коррупции». В первом чтении эта инициатива была принята еще в октябре 2022 года, и теперь она «докатилась» до регионов. Автор изменений — правительство РФ.
Поправки подготовлены в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы и «станут дополнительным профилактическим фактором предупреждения коррупции», подчеркивал председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. Депутат также благодарил кабмин за решение давать госзащиту лицам, сообщившим о склонении к коррупции. «Побуждение нарушить закон может сопровождаться не только посулами каких‑либо благ, но и угрозами», — подчеркивал депутат. Наконец, Пискарев подчеркивал, что готовящиеся изменения — это «важный шаг в дальнейшем развитии антикоррупционного законодательства». Судя по всему, до сих пор оно было несовершенным. Правительство РФ в пояснительной записке указывало, что закон нужен, чтобы повысить эффективность мер по борьбе с коррупцией, выявлять и минимизировать коррупционные риски.
Под действие законопроекта попадают лица, замещающие госдолжности в субъектах РФ. К ним относится значительная часть высокопоставленных региональных чиновников, например вице-губернаторы, главы и рядовые члены правительств регионов, председатели заксобраний, региональных избиркомов и члены комиссий, мировые судьи, омбудсмены, главы контрольно-счетных палат, аудиторы и т. д.
Во время обсуждения в Госдуме замглавы минюста РФ Андрей Логинов так объяснял, для чего нужны поправки: «Должен быть прописан некий алгоритм, следуя которому, чиновник, когда ему предлагаются коррупционные действия, выходит из этой ситуации, потому что если он в течение пяти дней не объявит об этом, то он фактически может потом пострадать, и достаточно существенно». Для федеральных служащих такие требования «давным-давно» установлены, указывали в минюсте. Наконец, ведомство сообщало, что, если чиновника поймали на нарушении, ему грозит не только увольнение. «Возможно, он будет выступать как раз уже как бы как некий соучастник всего этого коррупционного правонарушения», — говорил представитель министерства.
Сергей Димитриев (справа) признался, что до сих пор не сталкивался со случаями склонения к коррупции
«Надо вводить смертную казнь с конфискацией всего имущества и поражением близких родственников в правах»
Глава Кукморского района Татарстана Сергей Димитриев в беседе с «БИЗНЕС Online» признался, что до сих пор не сталкивался со случаями склонения к коррупции. При этом если такой факт происходит, чиновники «имеют право» сообщать о нем в антикоррупционную комиссию. Также госслужащие обязаны декларировать подарки, если они есть, уточнил спикер. «Мы стараемся всех предпринимателей поддерживать, чтобы экономика района росла. Если целенаправленно в интересах каких-то предпринимателей будем действовать, то экономика была бы плачевной. А она же с каждым годом растет не менее чем на 10–15 процентов», — заметил глава Кукморского района. По его словам, если федеральный центр считает, что инициатива нужна, это так и есть. «Если такой закон принимается — значит, она востребована, значит, имеют место какие-то глобальные проблемы по этому вопросу», — добавил спикер.
Сразу несколько депутатов Госсовета РТ воздержались от комментариев и взяли паузу на изучение законопроекта, который, судя по данным на сайте парламента, был зарегистрирован 6 апреля. Депутат Альмир Михеев в разговоре с «БИЗНЕС Online» поддержал законопроект и предложил пойти дальше — ратифицировать ст. 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН. «Этой статьей предлагается ввести уголовное наказание за „значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица“. Но в целом любые предложения по борьбе с коррупцией поддерживаю. Наше отставание во многих отраслях напрямую связано с коррупцией и конфликтами интересов чиновников. При этом проверяющие органы бездействуют, попустительствуют, а может, и сами в этом участвуют», — поделился парламентарий.
Альмир Михеев (слева) поддержал законопроект и предложил пойти дальше — ратифицировать ст. 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН
«Разве же это дело, когда даже начальники отделов трудоустраивают близких родственников к поставщикам и формируют заявки на поставку в их пользу? И это длится годами. Считаю, что необходимо вводить смертную казнь за коррупцию с конфискацией всего имущества и поражением близких родственников в правах. Вот только такие меры в течение длительного времени смогут хоть как-то обуздать эту язву», — добавил Михеев.
Такие инициативы носят избыточный характер, потому что в действующей практике есть большое число нормативных актов, которые бы защищали государство от случаев проявления коррупции, подчеркнула в беседе с «БИЗНЕС Online» адвокат коллегии адвокатов РТ Ирина Хрунова. «Что значит „склонение к коррупции“? Я немного не понимаю этот термин. В моей практике было большое количество уголовных дел, где люди сообщали в правоохранительные органы, что им предлагают взятку и, наоборот, у них вымогают взятку. И уже есть в правоохранительных органах механизм, как на это реагировать», — указала собеседница нашей газеты.
Прописанных сроков для уведомлений — пяти суток — раньше не было, указала Хрунова и заметила: «Не все в жизни можно закрепить какими-то сроками». «Существует логика. Мы же понимаем, что если чиновник принял решение обращаться в правоохранительные органы в случае, когда ему предлагают взятку, то он это и так делает как можно быстрее, просто защищая себя. В противном случае рискует своей репутацией. А почему он так долго молчал? А вдруг он думал: брать или не брать? Поэтому не всегда можно что-то закрепить. Хорошо, он сообщит, а дальше что? Наверное, как-то должно быть зафиксировано какой-то датой. Дальше уже начинается работа, связанная с правоохранительными органами, и она не зависит от волеизъявления чиновника», — рассуждает член коллегии адвокатов РТ.
«Ведь уже существует наука, о вопросах коррупции написаны диссертации, книги, исследования. Может, взять уже существующий опыт и применить его на отдельной территории с учетом местных реалий? Поэтому не знаю, насколько это будет эффективно. Коррупция, насколько я ее знаю из уголовных дел, явление, которое нельзя искоренить только одним действием. Это сложный процесс, с которым надо бороться долго», — добавила Хрунова.
«Само по себе введение обязанности лицу, замещающему государственную должность РТ, сообщать о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений проблемы с коррупцией не решает. Не решает это и проблемы бездействия лиц, которых к нарушению склоняют», — указала в разговоре с «БИЗНЕС Online» старший юрист фирмы «Шаймарданов и Сабитов» Марьям Шамгунова. «Если мы говорим о коррупции в виде дачи взятки, получения взятки, злоупотребления, как правило, такие действия совершаются через доверенных, третьих, лиц. Реальный и конечный бенефициар (лицо, в интересах которого действуют третьи лица) не заинтересован в раскрытии своего статуса. Поэтому, даже если мы получим информацию о лице, которое склоняло к коррупции, это не значит, что мы выявили действительного правонарушителя», — заметила эксперт.
Она также подчеркнула, что у госслужащих сейчас «нет мотивации сообщать о фактах склонения». Наконец, непонятно, в какие сроки будет происходить реагирование на эти уведомления и в каком порядке, добавила спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.