НОВЫЙ ИГРОК СИЛАМИ БЫВШИХ

После того, как "Таттелеком" на прошлой неделе вошел в число так называемых виртуальных сотовых операторов, тема MVNO приобрела особое звучание в Татарстане.

Как сообщает Cnews, американские эмигранты, выходцы из Советского Союза и России, создали виртуального сотового оператора, который оказывает услуги в трех странах – России, США и Великобритании. Это американская компания Amtel Corporation, которая работает под торговой маркой Pond Mobile (Pond с английского «пруд, водоем»). Компания предоставляет дорогие тарифные планы, ориентированные в основном на американских бизнесменов, которые часто летают в Россию и Великобританию.

Среди учредителей Pond Mobile – ее исполнительный директор Алекс Молозанов (владеет долей в 28%). Известно, что он ранее долгое время через Metrosvyaz Ltd контролировал несколько российских операторов стандарта CDMA-800, в том числе и хорошо известную в конце 90-- - начале нулевых жителям татарстанской столицы - "МетроТелКазань". Также в числе учредителей – ее финансовый директор некий Фред Ходоров (14%) и Сергей Пороцкий. Последний никто иной, как член совета директоров татарстанской группы ТАИФ (его доля в проекте - 28%).

«ПОМОГЛИ С ОБРАЩЕНИЕМ В ФБР»

Что интересно, о 49-летнем Пороцком в Татарстане известно немного. Хотя, казалось бы, человек определят в числе немногих стратегию бизнес-группы, которая создает примерно треть ВРП республики!

Судя по отчетной документации ОАО «ТАИФ», как минимум, с 2000 года Пороцкий состоит в совете директоров ТАИФ, с 1995 года он является вице-президентом компании NKS. Trading. Inc. А про последнюю структуру известно чуть больше. Как рассказал сам гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов в одном из интервью, именно нью-йоркской NKS Trading Inc. ТАИФ обязана определению «американские» в своем названии. «Правительство оплатило свою долю, 50,01 процента, небольшими пакетами акций предприятий республики, прошедших приватизацию. Американские партнеры NKS Trading Inc. сделали самые крупные на тот момент инвестиции в РТ: они вложили в уставный капитал группы 10 миллионов долларов и стали владельцами 36,3 процента акций (и до сих пор таковыми являются), - рассказал гендиректор холдинга. - С этой компанией мы познакомились в начале 90-х - встречались в «Транснефти» и «Транснефтепродукте». А более тесно стали сотрудничать после неприятного, но показательного для того времени случая. В 1992 году ВТНПО «Казань» (внешнеторговое научно-производственное объединение «Казань», с него начинается официальная история ТАИФ - ред.) поставило дизтопливо на 6 миллионов долларов одному американскому бизнесмену, но он нам не оплатил поставки. Представители NKS Trading помогли нам квалифицированно обратиться в ФБР и федеральную прокуратуру США, начались судебные разбирательства. Потом мы с NKS Trading занялись взаимовыгодными поставками нефтепродуктов. Так американцы стали сначала партнерами, а затем и совладельцами ТАИФа.

«НИКАКОЕ НЕ MNVO, А КВАЗИ...»

Но вернемся от таинственной истории происхождения ТАИФ к Пороцкому и его новому проекту. Известно, что Pond Mobile в США начала работать в декабре 2011 года, а сейчас вышла и в Россию. Базовыми операторами являются американский Sprint Nextel (на сетях CDMA-800/1900, WiMAX и LTE-700), Vodafone (в лице британского и нидерландского подразделений) и российский "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Впрочем, в пресс-службе «ВымпелКома» корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что «Билайн» Бизнес» не подписывал с Pond Mobile MVNO соглашение. «Между компаниями – стандартный корпоративный договор на предоставление сим-карт с разработанным специально для них тарифным планом. Сегодня «ВымпелКом» работает с рядом агентов, предоставляя им подобные сим-карты. Некоторые партнеры продают их под собственным брендом. Но мы не считаем это MVNO-проектами, - говорится в официальном ответе «Билайна». - Дело в том, что полноценный виртуальный оператор получает собственную нумерацию, организует положенные по закону присоединения, закупает у базового оператора трафик, формирует на его основе собственные тарифные планы и продает их от своего имени. Сегодня на российском рынке таких полноформатных MVNO-операторов нет. В адрес "ВымпелКома" по-настоящему интересных предложений о подобном сотрудничестве не поступало».

Одним словом, детище члена совета директоров ТАИФ и бывшего хозяина «МетроТелКазань» является не классическим виртуальным сотовым оператором, а крупным корпоративным клиентом «ВымпелКома», этаким квази-MVNO.

Озвучили инициаторы проекта планы. Они достаточно амбициозны. В первый год работы оператор планирует подключение 5 тыс. абонентов к голосовым продуктам. К четвертому году работы оператора планируется достичь 60 тыс. подписчиков и годовой выручки в $150 млн.

О проекте члена совета директоров ТАИФа Пороцкого знают теперь и в Казани. «Да, я уточнил, действительно Сергей Пороцкий запустил такой проект. У нас огромное количество акционеров, и мы не можем знать, чем каждый занимается. Группа ТАИФ никакого отношения к проекту виртуального сотового оператора не имеет. Нет, и я не являюсь абонентом Pond Mobile», - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава ТАИФа Шигабутдинов.

«КОМУ НЕ ЖАЛКО $250 НА АБОНПЛАТУ»

Ситуацию прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.

Виталий Солонин - руководитель департамента беспроводных технологий J'son&Partners Consulting:

- Данный проект является нишевым – он нацелен на достаточно узкий круг высокодоходных бизнес-абонентов, которые хотят сэкономить на услугах роуминга и при этом готовы платить от 139 до 249 долларов в месяц в виде абонентской платы. Инвестиции в проект составили около 4 миллионов долларов, расчетный срок возврата инвестиций составляет 4 года. Если это удастся сделать, то тогда можно говорить об успешности проекта. С момента запуска проекта прошло всего несколько месяцев, данные об абонентской базе не разглашаются, поэтому сложно судить о том, насколько успешен этот проект сейчас. Pond Mobile не продает услуг в России, он нацелен на американских бизнесменов, которые часто путешествуют в Россию. Если проект докажет свою успешность с «американской стороны», то он, возможно, будет подключать и российских пользователей. В данном случае многое будет зависеть от решения "ВымпелКома", который является хост-оператором проекта в России. Согласно российскому законодательству российские сотовые операторы не обязаны предоставлять свои сети в аренду сторонним компаниям. В рамках существующего правового поля у российского рынка MVNO практически нет никаких перспектив.

Одним из существенных драйверов рынка является запуск сетей LTE в России, однако сейчас мы наблюдаем такую уникальную тенденцию, когда хост-оператор («Скартел») может быть поглощен виртуальным оператором («МегаФон»). Если регулятор не предпримет решительных мер, то рынок MVNO будет по-прежнему находиться в вялотекущем состоянии, когда абонентская база виртуальных операторов составляет доли процента от абонентской базы мобильной связи, в то время как в Европе этот показатель составляет порядка 15%.

Илья Раченков - аналитик Инвесткафе:

- Говоря об операторе в той части, которая относится к России, можно сказать, что он займет очень узкую нишу. Таким образом, не стоит ожидать, что он составит сколько-нибудь существенную конкуренцию какому-либо из операторов "большой тройки".

В 2011 году, по данным союза туроператоров, в РФ въехали со служебными целями лишь 65 тысяч американцев. Доля постоянно ездящих в Россию бизнесменов, вероятно, составляет очень небольшую часть от этого количества. В этой связи выручка от предоставления им услуг связи вряд ли превысит несколько сот миллионов рублей. Долю виртуальных операторов в общей выручке и абонентской базе по услугам мобильной связи можно оценить в 0,5 -1 процент.

Я думаю, что в России проект будет безубыточным практически с самого начала, учитывая, что речь идет лишь о соглашении о совместном маркетинге с «ВымпелКомом», а даже не о модели виртуального оператора. Корпоративный сегмент дает множество вариантов для различных нишевых предложений, поэтому он очень интересен виртуальными операторам, которые, как правило, специализируется на какой-то определенной услуге или группе абонентов.

«КТО ЕГО ПОРОДИЛ, ТОТ ЕГО И УБИЛ»

Грант Арутюнов - директор центра телекоммуникационных решений РДТЕХ:

- Думаю, перспективы у проекта есть, и услуга будет востребована, но тарифы должны быть в среднем ниже, чем у «классического оператора мобильной связи» (КОМС). Отрицательным примером деятельности виртуального оператора (ВО) можно считать компанию «Корбина Телеком». Проект стартовал в 1999 года (неплохо заработал) и прекратил существование в 2008 году. Абоненты перешли в «Билайн». Кто его породил, тот его и убил.

Данная услуга хороша для часто перемещающихся пользователей. По сути своей, виртуальный оператор - это дилер, который работает под своим брендом, но торгует услугой КОМС. Не тратит деньги на сертификацию и на технологию. Доходы виртуального оператора – это маржинальная составляющая от оптовой покупки трафика у КОМС и перепродажа в розницу клиентам.

Сейчас, когда правительство стало выдавать виртуальным операторам номерную ёмкость, перспективы можно считать оптимистическими. Четырнадцати российским виртуальным операторам сотовой связи (MVNO) были выданы собственные номера. Всего Россвязь выделила 5,33 миллиона номеров, большая часть которых в объеме 2,14 миллиона досталась «Ростелекому», немного меньше – 1,1 миллиона - получили «Межрегиональные Транзиттелеком», и еще 1 миллион достался «ТТК-Нижний Новгород».

MVNO существуют в России с 2000-х годов и юридически являются только дилерами сотовых операторов. До сих пор они были вынуждены продавать услуги связи, используя сеть других операторов и их номерную емкость. В 2008 году была разработана законодательная база для работы таких операторов. Летом 2009 года начали выдавать первые лицензии. Приказ о выдаче виртуальным операторам собственной номерной емкости минкомсвязи подписал в конце лета 2011 года.