Пустовавшие почти пять лет этажи бывшего ночного клуба Казани «Арена», наконец, обрели арендатора. На здании по ул. Пушкина, 17 появилась вывеска «Центр цифрового искусства Artplay Media» Пустовавшие почти пять лет этажи бывшего ночного клуба Казани «Арена» наконец обрели арендатора. На здании на ул. Пушкина, 17 появилась вывеска «Центр цифрового искусства Artplay Media» Фото: Андрей Титов

«Публика в Казани еще не избалована»: что покажут москвичи в бывшей «Арене»

Пустовавшие почти пять лет этажи бывшего ночного клуба Казани «Арена» наконец обрели арендатора. На здании на ул. Пушкина, 17 появилась вывеска «Центр цифрового искусства Artplay Media». 

Как стало известно «БИЗНЕС Online», 28 апреля здесь откроется мультимедийное выставочное пространство, в котором будут показывать фильмы в формате Cinema 360, когда контент транслируется на все четыре стены большого зала, а также пол и потолок. Это будет второй аналогичный центр в России после Москвы — там одноименное пространство работает с 2013 года. Первыми картинами, которые покажут в центре, станут «Ван Гог. Письма к Тео» и «Фрида. Viva la vida!»: в ходе сеансов зрители смогут почувствовать себя как будто внутри картин, а также узнать подробности биографии художников.

Первыми картинами, которые покажут в центре, станут «Ван Гог. Письма к Тео» и «Фрида. Viva la vida!»: в ходе сеансов зрители смогут почувствовать себя как будто внутри картин, а также узнать подробности биографии художников Первыми картинами, которые покажут в центре, станут «Ван Гог. Письма к Тео» и «Фрида. Viva la vida!»: в ходе сеансов зрители смогут почувствовать себя как будто внутри картин, а также узнать подробности биографии художников Фото предоставлено центром цифрового искусства Artplay Media

Кто привез проект в Казань? Директор нового центра в столице РТ и один из инвесторов — предпринимательница Татьяна Татаркина. Имена других партнеров не разглашаются. До того как заняться ожившими полотнами, Татаркина работала в сфере страхования спортивных клубов, а в 2006-м была директором филиала «Ренессанс Страхование» в Казани. Согласно сведениям сервиса «Контур.Фокус», на нее зарегистрировано только одно ИП — под ним и будет оперировать центр. Намерение привезти новый формат цифрового искусства в Татарстан у Татаркиной и партнеров сформировалось год назад. Какие инвестиции понадобились для открытия, команда не раскрывает, ограничиваясь фразой «пара десятков миллионов».


«Я очень впечатлилась, когда побывала в Artplay Media в Москве, и подумала: хорошо было бы открыть такой центр в Казани. Хотелось показать жителям города это грандиозное искусство — не только сами произведения, но и гигантский труд, который стоит за созданием фильмов и технической стороной их показа», — рассказала «БИЗНЕС Online» Татаркина.

«Мы действуем по прокатной лицензии Artplay Media в Москве, используем его фирменный стиль, контент» «Мы действуем по прокатной лицензии Artplay Media в Москве, используем его фирменный стиль, контент» Фото предоставлено центром цифрового искусства Artplay Media

«Мы действуем по прокатной лицензии Artplay Media в Москве, используем его фирменный стиль, контент», — раскрыл юридические подробности в разговоре с «БИЗНЕС Online» пиар-директор центра Владимир Шадрин, супруг казанской писательницы Радмилы Хаковой. Для него это не первый проект, связанный с популяризацией искусства: до переезда в Казань Шадрин работал в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, Центре современного искусства им. Сергея Курехина, Политехническом музее в Москве, проекте «Никола-Ленивец» в Калужской области.

Публика в Москве и Питере избалована, искушена разными современными форматами искусства. А казанцы как раз давно готовы к подобному контенту, но еще не избалованы им.
Владимир Шадрин PR-директор Artplay Media в Казани
Владимир Шадрин пиар-директор Artplay Media в Казани

Согласно информации в разделе «Прокатная лицензия» на сайте московского Artplay Media, такой центр цифрового искусства продается в виде готовой бизнес-модели. Требуемые инвестиции не указаны, однако сообщается, что маржинальность проекта более 600%, выставку посещают до 180 тыс. человек в год, а на окупаемость можно выйти уже в течение полугода.

Планируется, что основной зал сможет комфортно вместить около 150 человек. Ценовая политика делится на будние дни и выходные. В будни взрослый билет будет стоить 600 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров, многодетных — 500 рублей, для людей с ОВЗ — бесплатно. В выходные взрослый билет обойдется уже в 800 рублей, а льготный для всех категорий — 650 рублей. При это детям до 9 лет вход бесплатный в любой день. Один билет дает право посетить обе мультимедийные выставки, идущие в этот день: сеансы по 40 минут идут один за другим, а время посещения не ограничено. При покупке билета можно будет узнать, на какой стадии лента, когда начнется следующий сеанс — можно ворваться в середину фильма или дождаться следующего.

«Артплей» взял в аренду около 650-700 кв. м площадей здания на Пушкина — больше половины 3 этажа и часть 4-го Казанский Artplay Media взял в аренду около 650–700 кв. м площадей здания на Пушкина — больше половины 3-го этажа и часть 4-го Фото: Андрей Титов

Сколько стоят 700 «квадратов» и потолки в 8 м в центре Казани?

По словам гендиректора АН «РеАгентство» Юрия Чикирова, выступившего брокером сделки, казанский Artplay Media взял в аренду около 650–700 кв. м площадей здания на Пушкина — больше половины 3-го этажа и часть 4-го. Судя по прошлым объявлениям в открытом доступе, помещения ранее сдавались за более чем 1 тыс. рублей за квадратный метр, т. е. для Artplay ежемесячная аренда может обойтись почти в 700 тыс. рублей.

По словам Татаркиной, Artplay Media с самого начала консультировал казанцев по подбору помещения и сделка аренды была заключена только после осмотра площадки специалистами из столицы. Согласно информации на сайте компании, для показа ее фильмов необходимы помещения от 200 кв. м с высотой потолков не менее 4 метров. Команда из Казани пересмотрела много вариантов размещения и остановилась на том, который находится в центре города, на улице с большим туристическим трафиком. «Многие другие варианты были в промышленных зонах, где нужно заниматься серьезной ревитализацией, но это дорогостоящий путь, который по силу только городу и республике», — уточнил Шадрин.

Его собственником является ЗАО «Арена-ТП», на балансе которого отражено 4,8 тыс. кв. метров. Первые этажи отданы под стрит-ретейл и общепит. До пандемии площади сдавали в аренду «Старому амбару» Ильфата Гималтдинова (партнера Наили Метшиной, супруги депутата Госдумы и экс-мэра Нижнекамска Айдара Метшина) и ООО «Дискоклуб Арена» Талгата Закирова, который и отвечал за развитие самого клуба.

Сейчас один из действующих в этом здании арендаторов — ООО «Комильфо» Михаила Баженова и Ирины Филипповой, которое отвечает за стрип-бар «69». На первом этаже, где раньше был «Старый амбар», расположился бар Doski под управлением ООО «Вудкорт» Алексея Касимова. Doski — сеть танцевальных баров, которой управляет новосибирская компания Public Group. По информации на сайте сети, бары работают также в Санкт-Петербурге, Воронеже, Кемерово, Новокузнецке, Омске, Томске и Челябинске.

Как ранее писал «БИЗНЕС Online», ЗАО «Арена-ТП», образованное в 1999 году, находится в процессе реорганизации в форме преобразования. Списки владельцев акций закрыты, а потому выяснить, кто является конечным бенефициаром сейчас, не представляется возможным. Гендиректором общества числится Юсуф Вахитов. В конце 2022-го он учредил ООО «Страна развлечений» с пропиской в здании на Пушкина, 17. На Вахитова также зарегистрирована компания из Республики Крым «Мар Ле Мар Эстейт» — на полуострове работает семейный отель под таким названием. «БИЗНЕС Online» дозвонился до Вахитова, однако он не стал отвечать на вопросы и бросил трубку.

Само здание было построено еще в 1970-е. Клуб «Арена» был первым ночным увеселительным заведением в столице РТ и начал свою историю еще в 1995–1996 годах (архивное фото)Фото: Андрей Титов

Само здание было построено еще в 1970-е. В советское время на первом этаже располагался магазин «Дары природы», а на втором работал ресторан «Огни Казани». Клуб «Арена» был первым ночным увеселительным заведением в столице РТ и начал свою историю еще в 1995–1996 годах. После его закрытия в 2017-м собственники мечтали превратить здание в офисный центр или ТЦ, предлагая в аренду два этажа за 950 тыс. рублей. Но большое пространство в таком виде мало кому было интересно и долгое время пустовало. Его рассматривала IT-компания, но отсутствие своей большой парковки отталкивало клиентов. Помещения в мелкой «нарезке» сейчас сдают небольшим компаниям под офисы.

«В центре Казани нет других помещений с высотой потолков в 8 метров, и это единственное, которое подходит под их концепцию. Мы как раз ждали такого арендатора», — отмечает Чикиров.

Сейчас здание бывшей «Арены» полностью заселено. Концепция наполнения была направлена на то, чтобы уйти от танцполов и всего, что связано с развлечениями и алкоголем.
Юрий Чикиров гендиректор АН «РеАгентство» 
Юрий Чикиров гендиректор АН «РеАгентство» 

Впрочем, на первом этаже продолжает работу стрип-бар с караоке «69», а также бар-ресторан с ночными танцами Doski. Соседствуют с ними магазин с алкогольной продукцией «Порт Маркет», а также табачные магазины.

«К сожалению, такую большую площадку очень дорого содержать, — говорит Шамиль Ибрагимов (Ом), легенда промогруппы Ozone pro, которая устраивала здесь раньше вечеринки. — Сама концепция „Арены“ была выигрышна в то время, когда было мало конкуренции, и, соответственно, клуб в центре города всегда был битком. Когда началось развитие индустрии развлечений, все это понемногу отвлекало людей от „Арены“».

Казанский Artplay Media арендует только часть помещений, поэтому его появление не отразится на нынешнем состоянии фасада а-ля 2000-е с ярко-синими вставками. После закрытия «Арены» внешний облик здания не менялся и сейчас выбивается из общей застройки центра города. Однако планы на обновление фасада у собственника есть, говорят эксперты рынка недвижимости. «Понятно, что нет пределов совершенству. Но это вопрос цены и времени», — отмечает Чикиров.

«Для бывшего сердца культурной жизни такое решение — оптимальное. Все эти идеи устроить в здании бизнес-центр, торговый центр были поиском альтернативных вариантов», — считает заместитель гендиректора брокера коммерческой недвижимости A-Development Владимир Шайхиев. По его словам, сейчас бурно развиваются креативные пространства и та часть «Арены», где был танцпол, с ее высокими потолками отлично подходит для такого проекта. По оценке Шайхиева, здание еще не старое и «по конструктиву там все нормально».

«Возможно, у нас получится очистить карму этого места», — оптимистично отмечает Шадрин. Он надеется, что за мультимедийным пространством подтянутся другие близкие по духу предприниматели и Ван Гогу уже не придется соседствовать со стриптиз-клубом.

К арендаторам помещение попало почти в не изменившемся с нулевых виде К арендаторам помещение попало почти в неизменившемся с нулевых виде Фото: Андрей Титов

«Черный ящик» и наследие ночного клуба

«БИЗНЕС Online» побывал в будущем центре цифрового искусства за две недели до открытия. Пока войти в здание можно только по договоренности. На входе посетителей встречает небольшая гардеробная Artplay. Чтобы попасть к кассам, нужно подняться по лестнице на третий этаж и пройти до конца длинного коридора с рядом одинаковых серых дверей, за которыми скрываются другие арендаторы бизнес-центра. В небольшом пространстве кассы еще идет ремонт — в будущем здесь будут висеть афиши фильмов.

К арендаторам помещение попало почти в неизменившемся с нулевых виде. Оказалось, что у танцпола даже не было вентиляции, поэтому команде Artplay Media в Казани пришлось потратиться на ее организацию. Стены помещения сплошь занавешены специальной черной тканью — сценическим мольтоном австрийской компании Tuechler. «Всего понадобилось около 450 квадратных метров. Она свето-, звукопоглощающая, негорючая, с высокой степенью износостойкости», — подчеркнула Татаркина в ходе экскурсии.

Ключевым в организации такой выставки является оборудование — всего на выставке задействовано 20 проекторов Ключевым в организации такой выставки является оборудование — всего в экспозиции задействовано 20 проекторов Фото: Андрей Титов

Панорамные окна, выходящие на улицу Пушкина, дополнительно закрыты шторами blackout, которые блокируют 99% уличного света. «Получается своеобразный „черный ящик“. Ничто не должно отвлекать зрителей. Было, конечно, жаль закрывать вид из панорамных окон, но внутри у нас будет гораздо более впечатляющая история», — рассказал Шадрин. Отдельное внимание уделено полу: бетонную стяжку пришлось сделать заново, а сверху покрыть специальным полимерным материалом определенного оттенка серого, подходящего для трансляции изображения.

Ключевым в организации такой выставки является оборудование — всего в экспозиции задействовано 20 проекторов. «Мы едва успели закупить их в Японии по прежним ценам, попали в последний вагон. Если кто-то сейчас решит открывать такой же центр, скорее всего, он сможет это сделать гораздо сложнее и дороже», — говорит Шадрин. На данный момент все проекторы уже смонтированы на новых фермах на высоте 6,5 метра. Ими управляет медиасервер, находящийся в отдельной комнате под потолком. По словам Татаркиной, стек медиасерверов собрала российская компания INTmedia, а вот программное обеспечение Dataton пришло из Швеции. Настройкой оборудования занимается также представитель московского Artplay Media Михаил Сидоров.

Команда сохранила трогательный артефакт старой «Арены»: на стенах и потолке одного из подсобных помещений обнаружились рисунки, которые местная уборщица Елена рисовала в ожидании завершения вечеринок Команда сохранила трогательный артефакт старой «Арены»: на стенах и потолке одного из подсобных помещений обнаружились рисунки, которые местная уборщица Елена рисовала в ожидании завершения вечеринок Фото: Андрей Титов

Если медиасервер — это руки и ноги мультимедийной составляющей выставки, то ее мозг находится на продакшен-сервере в одном из административных помещений центра на третьем этаже — именно здесь хранятся копии фильмов, отсюда будет идти управление показом. В соседних кабинетах расположились офисы, комната отдыха персонала, в скором времени появятся гримерные. Кроме того, команда сохранила трогательный артефакт старой «Арены»: на стенах и потолке одного из подсобных помещений обнаружились рисунки, которые местная уборщица Елена рисовала в ожидании завершения вечеринок. К слову, женщина до сих пор работает в этом здании.

Всего у Artplay Media есть 14 фильмов формата Cinema 360, включая картины про Густава Климта, Иеронима Босха и тематические ленты. Какие произведения привезти после Ван Гога и Фриды казанская команда планирует решать, изучив мнение зрителей Всего у Artplay Media есть 14 фильмов формата Cinema 360, включая картины о Густаве Климте, Иерониме Босхе и тематические ленты. Какие произведения привезти после Ван Гога и Фриды, казанская команда планирует решать, изучив мнение зрителей Фото предоставлено центром цифрового искусства Artplay Media

О контенте

«Раньше это называлось ожившими полотнами, но сейчас трансформировалось в формат эдьютейнмент (от английских слов education (образование) и entertainment (развлечение) — прим. ред.)», — раскрывает подробности формата Шадрин. По его словам, в свое время первая выставка оживших полотен Ван Гога в московском Artplay произвела такой фурор, что даже получила упоминание в песне Сергея Шнурова «Лабутены».

«Я тогда жил возле Artplay, и не было ни дня, чтобы меня не спросили, как к нему пройти. Надеемся, что выставка Ван Гога в Казани станет таким же ярким событием», — поделился пиар-директор проекта. Всего у Artplay Media есть 14 фильмов формата Cinema 360, включая картины о Густаве Климте, Иерониме Босхе и тематические ленты. Какие произведения привезти после Ван Гога и Фриды, казанская команда планирует решать, изучив мнение зрителей.

Но можно ли считать такой формат искусством? Мнения экспертов на этот счет разные.

Это поток коммерческих проектов, которые имеют малую связь с искусством. Они используют широко известные имена, хиты современности, которые стали очень популярны.
Гузель Файзразманова искусствовед
Гузель Файзрахманова искусствовед

«Это превратилось в эрзац искусства. Просто репродукции картин проецируются на большие плоскости»,  — оценила в разговоре с «БИЗНЕС Online» идею открытия центра казанский искусствовед Гузель Файзрахманова. Напомним, в начале апреля в Галерее современного искусства в Казани стартовала выставка «Сюрреализм — это я» с «оригиналами печатной графики» Сальвадора Дали, которая также открывается мультимедийной зоной с ожившими полотнами.

435-й экземпляр из 450: ГМИИ РТ указал на «выставке Дали» казанскому зрителю его место

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у команды казанского Artplay, планируется ли создание контента с классической татарской живописью — например картинами Баки Урманче. «Говорить об этом пока преждевременно. Важно для начала понять, как казанцы и гости города отреагируют на сам формат. Поэтому пока только робко мечтаем о фильмах про татарских художников. Первичная задача центра — интегрироваться в жизнь города», — ответил Шадрин.

По мнению искусствоведа Гузель Файзрахмановой, то, что Artplay заявляет о себе такими популярными в народе проектами с Ван Гогом и Фридой Кало, как раз свидетельствует о том, что никакой серьезной научно-исследовательской, экспозиционной работы не будет По мнению искусствоведа Гузель Файзрахмановой, то, что Artplay заявляет о себе такими популярными в народе проектами с Ван Гогом и Фридой Кало, как раз свидетельствует о том, что никакой серьезной научно-исследовательской, экспозиционной работы не будет Фото: Андрей Титов

А будут ли снова танцы?

Отметим, что «трехмерный кинотеатр» не единственное предназначение площадки в Казани. По задумке авторов проекта, бывший танцпол «Арены» станет местом для высказывания цифровых художников из Татарстана и соседних регионов. «В течение лета мы планируем сделать большую программу с аудиовизуальными перформансами и другими форматами диджитал-арта. Будем вместе делать работы на стыке жанров», — рассказывает Шадрин.

Первым примером такого сотрудничества станет перформанс экс-режиссера ТЮЗа Туфана Имамутдинова, номинанта на «Золотую маску». Напомним, в 2015 году он вместе с московским хореографом Анной Гарафеевой поставил спектакль-перформанс «Из глубины…», в котором в качестве визуального сопровождения также использовались картины Ван Гога. По словам Шадрина, переработанная версия перформанса будет показана на закрытой презентации центра, но в будущем может войти в постоянную программу. Аналогичный перформанс может появиться и у фильма о Фриде Кало.

Также у Artplay Media в Казани есть планы по сотрудничеству с фестивалем цифрового искусства «Нур». «Как понять, что цифровых художников в городе много, если у них нет места, чтобы себя проявить и показать? А „Нур“ уже продемонстрировал, что их немало», — говорит Шадрин.

Основатель фестиваля «Нур» Рашид Османов в разговоре с «БИЗНЕС Online» позитивно оценил идею создания центра, но подчеркнул, что его контент должен тщательно курироваться и не ограничиваться только проекцией картин. «Потенциально пространство шикарное, уникальное, оно давно было нужно городу. Мы тоже хотели открыть что-то схожее, — говорит Османов. — Но нужно иметь в виду, что медиаискусство — это не только проекции. Это и световые инсталляции, и скульптуры, и лазеры», — привел он примеры.

Казани давно нужна большая площадка для центра медиаискусства, но Artplay Media начал неправильно, считает искусствовед Файзрахманова. «Институт „Прометей“ — пионеры российского медиаискусства, они выставлялись в Третьяковской галерее. Им давным-давно нужен музей, лаборатории, выставочный зал, а минкульт никак не выделит им собственного пространства», — объясняет она потребность в такой площадке. По мнению искусствоведа, то, что Artplay заявляет о себе такими популярными в народе проектами с Ван Гогом и Фридой Кало, как раз свидетельствует о том, что никакой серьезной научно-исследовательской, экспозиционной работы не будет. «Если бы это действительно был полезный для популяризации медиаискусства Татарстана проект, то он бы начинался с серьезной экспозиции, как у „Нура“, а не с коммерческого аттракциона», — заключила Файзрахманова.

На данный момент в центре уже есть вся необходимая для вечеринок техника — светомузыка, аудиосистема. Может быть, в «Арене» снова будут танцы? «Мест для вечеринок много, а мы хотели бы все-таки дать дом художникам и искусствам. Иногда аудиовизуальный перформанс может быть похож на вечеринку, но, в отличие от нее, это художественное высказывание и управляемый процесс», — подчеркнул Шадрин.

«„Арена» никогда не была концептуальным местом с преданной аудиторией, поэтому ее прежним посетителям не будет обидно», — уверен Артур Хосровян, продюсер, управляющий партнер OzonePro, руководитель НКО «Ночной город». Ему довелось управлять клубом «Арена» на протяжении 8 лет. «Речь не идет о клубе „Эйфория“, „Доктор клубе“, которые идеологически сформировали субкультуру, — продолжает старожил клубной индустрии Казани. — Эта история прошла, в ней поставлена точка. Убиваться, сокрушаться и плакать по этому поводу никто не будет». Если говорить о выборе формата, Хосровян считает открытие цифровой галереи в этом месте социологически и идеологически одним из лучших сценариев для города.