Татарстанское УФАС возбудило дело в отношении республиканского министерства образования и науки. Антимонопольщики возмутились, что в регионе до сих пор не реализована система персонифицированного финансирования допобразования детей через портал «Навигатор». Именной сертификат дает ребенку право посещать занятия в рамках определенной суммы, за все, что свыше, придется доплатить родителям. Неиспользованные же при «монетизации» кружков деньги вернутся в бюджет. Частные школы инициативе рукоплещут, однако родителям «семейников» предстоит раскошелиться. Чем грозит минобрнауки торможение новой системы «социальной справедливости» для школяров, выяснял «БИЗНЕС Online».
Организаторы кружков — муниципальные учреждения допобразования, центры внешкольной работы, а также муниципальные школы и детские сады. Занятия по большей части бесплатные или с небольшой доплатой от родителей
«Монетизация» кружков
На новую модель финансирования дополнительного образования детей Россия перешла 3 сентября 2019 года, когда минпросвещения РФ своим приказом №467 утвердило целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей. С тех пор она реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Единым информационным сервисом, который связал все кружки страны, стал портал «Навигатор». В каждом субъекте РФ создан свой сайт, но все они объединены единой архитектурой и функционалом. Портал позволяет не только записаться на выбранный кружок, но и (для Татарстана — пока в перспективе) оплатить обучение. На сайте размещено описание программ, Ф. И. О педагогов и расписание занятий. Кружки можно отфильтровать по городам и населенным пунктам, по направлениям обучения, возрасту или особенностям здоровья ребенка, по типу программ, подыскать ближайшее к дому учреждение по карте.
К регистрации на портале допущены не только муниципальные и государственные, но и частные организации допобразования, что, по задумке, должно развить конкуренцию на рынке. Помимо этого, сервис автоматизирует процесс учета детей, занятых в системе допобразования, собирает обратную связь от обучающихся (прикручены отзывы).
Но самое главное — через «Навигатор» реализуется система персонифицированного финансирования допобразования детей (ПФДО). Каждому ребенку в возрасте от 5 до 18 лет на портале выдается именной сертификат на допобразование — с определенным номиналом в рублях. Обладателю сертификата на портале «Навигатор» будет открыт доступ к персональному счету.
Таким образом в допобразовании будет введена система социального заказа (федеральный закон №568-ФЗ от 28.12.2022). Но «монетизация» кружков будет отличаться от монетизации, например, субсидий на приобретение лекарств — родители не смогут забрать с сертификата непотраченные средства, в конце года они вернутся в бюджет. Сертификат ПДФО по принципу работы будет близок скорее к родовому сертификату: родители и дети сами выберут образовательный центр и передадут ему сертификат, на основании этого документа учреждение получит деньги от государства.
Социальный сертификат, выданный ребенку на сайте «Навигатор», — это реестровая запись в АИС «Навигатор» об учете ребенка в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Для доступа негосударственного сектора к средствам сертификатов им необходимо будет выполнить ряд требований, таких как лицензирование. Кроме того, они должны пройти обязательную процедуру независимой оценки качества своих образовательных программ.
Доля негосударственного сектора, включенного в систему ПФДО, к 2024 году должна составить 2%, к 2030-му — 5% (целевой показатель).
Государство гарантирует оплату за дополнительную образовательную программу в пределах норматива. Если реальные затраты учреждения меньше, оно вправе установить меньшую цену за услугу и сделать свою программу более конкурентоспособной.
Сейчас минобрнауки Татарстана и ГУП «Центр информационных технологий РТ» работают над внедрением в «Навигаторе» модуля оплаты допобразования сертификатом.
Система ПФДО не коснется детских школ искусств (образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» — приказ минкультуры России от 02.06.2021 №754).
По данным минобрнауки РТ, в республике на 1 января 2022 года проживали 631,7 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Из них дополнительным образованием охвачены 451,8 тыс. (71,5%).
В Татарстане «Навигатор» выдал более 200 тыс. сертификатов дополнительного образования детей (пока без денег), это составляет 32,4% от общего количества детей.
Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей планируется не позднее 2024 года.
На сайте размещено описание программ, Ф. И. О педагогов и расписание занятий. Кружки можно отфильтровать по городам и населенным пунктам, по направлениям обучения, возрасту или особенностям здоровья ребенка
«Навигатор» завел не туда?
Часть регионов уже перешла на новую систему персонального финансирования допобразования. Номинал сертификата в каждом регионе свой — в зависимости от возможностей бюджета. Например, в Ярославской области годовой номинал сертификата составляет 9,3 тыс. рублей, во Владивостоке — 10,1 тыс., в Якутии — 30 тысяч.
Однако Татарстан не спешит. Корреспондент «БИЗНЕС Online» зарегистрировал своих детей в «Навигаторе», но в поле «информация о максимальной сумме, доступной для заключения договора» зияют нули.
Тот факт, что в нашем регионе ПФДО до сих не реализовано, привлек внимание антимонопольной службы. В 2022 году в ходе мониторинга нормативных правовых актов работники УФАС по РТ обнаружили в действиях минобрнауки Татарстана признаки нарушения антимонопольного законодательства. В мае 2022-го ведомству было выдано предупреждение. «От министерства требовалось принять меры по разработке, согласованию и внесению на утверждение в кабинет министров Республики Татарстан проекта нормативно-правового акта, связанного с внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике», — пояснили в УФАС.
Сделано этого не было, ибо в 2023 году УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении министерства образования и науки РТ как координатора программы «Развитие образования и науки РТ на 2014–2025 годы». Эта программа как раз включает в себя финансирование допобразования детей в Татарстане.
Как посчитали в контрольном органе, нереализация в РТ системы сертификатов «привела к ограничению равного доступа организаций всех форм собственности (…) в получении субсидий» на оказание услуг по допобразованию детей в регионе. Другими словами, все субсидии загребают муниципальные учреждения, а частные «развивашки» остались за бортом.
Антимонопольщики уверены, что эта система «является одним из механизмов увеличения охвата детей дополнительным образованием», но «по факту речь идет об отсутствии прозрачного механизма предоставления субсидий на оказание услуг».
В случае если нарушение подтвердится, штраф будет наложен в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Наказание щадящее — штраф для должностных лиц от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Однако повторное правонарушение будет грозить штрафом от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацией на срок до двух лет.
«Кто и как будет вести учет распределяемых по школам денег или как осуществить возврат средств в случае, если ребенок записался на кружок, но через некоторое время отказался ходить?» — задаются вопросами наши собеседники
Во всем виноват минфин?
В минобрнауки РТ нам сообщили, что требование по введению ПФДО включено в целевую модель развития региональных систем допобразования детей (внедряется в рамках нацпроекта «Образование»). Эта модель предполагает поэтапный переход регионов РФ на персонифицированное финансирование — не позднее 2024 года. Стало быть, время еще есть.
Министерством образования и науки РТ в июне 2022 года был подготовлен проект постановления кабмина Татарстана «Об утверждении целевой модели развития системы дополнительного образования детей в РТ» (далее — проект). Проект уже согласован со всеми министерствами республики, за исключением министерства финансов, «так как требуется время для выработки финансово-экономических механизмов». В частности, как следует из ответа пресс-службы министерства образования и науки, минфину нужно время, чтобы определиться с механизмом предоставления субсидий негосударственным (муниципальным) организациям и индивидуальным предпринимателям. Но пока постановление не принято, в Татарстане по-прежнему реализуется механизм нормативно-подушевого финансирования допобразования детей.
«Кто и как будет вести учет распределяемых по школам денег или как осуществить возврат денег в случае, если ребенок записался на кружок, но через некоторое время отказался ходить?» — задаются вопросами наши собеседники из числа руководителей частных школ. Им пока также непонятно, как будет работать новая система.
На дешевенький школьный кружок по танцам этих 7 тыс., может, и хватит, а вот на занятия по робототехнике (средняя стоимость в Казани — 2–2,5 тыс. в месяц) точно нет
«Когда будут сертификаты, количество кружков уменьшится»
На горячей линии портала «Навигатор», куда журналист «БИЗНЕС Online» позвонил под видом родителя, сообщили, что проект с ПФДО пока не запущен, потому что в Татарстане «нет финансирования на этот год». А вообще, этот проект — пилотный, и «если его и введут, то не раньше сентября».
Оператор «Навигатора» по Татарстану, представившийся Робертом Николаевичем, сообщил, что ему пока неизвестно, каким будет номинал сертификата «Навигатора» в республике, но сделал предположение, что сумма составит от 7 тыс. до 20 тыс. рублей в год. По данным минобрнауки, в РТ на 2023-й на дополнительное образование детей было направлено около 11 млрд рублей, что в пересчете на одного ребенка составляет 17 тыс. рублей в год. Соответственно, можем предположить, что примерно на эту сумму и сможет рассчитывать татарстанский ребенок.
Сумма, конечно, небольшая. На пару дешевеньких школьных кружков по танцам или шахматам этих денег, может быть, и хватит, а вот на занятия по робототехнике (средняя стоимость в Казани — 2–2,5 тыс. в месяц) точно нет. А это значит, что родителям придется доплачивать.
«Сейчас некоторые дети ходят и на пять, и на 10 секций, а другие не ходят вообще. Но теперь деньги поделятся пропорционально. Если ребенок не ходит на кружок, то деньги в бюджет вернутся, другому ребенку они перераспределяться не будут. Принцип социальной справедливости будет работать», — делает вывод Роберт Николаевич.
«Если ребенок не ходит на кружок, то деньги в бюджет вернутся, другому ребенку они перераспределяться не будут. Принцип социальной справедливости будет работать»
Новая системе ПФДО станет управой и на нелюбимое властями семейное образование. Многие «семейники», которые не ходят в школу, знания по интересующим их предметам (той же физике, химии) набирают в дорогостоящих для бюджета (но бесплатных для родителей) олимпиадных кружках. «Это стоит очень больших денег, не 100 тысяч, а все 200 тысяч, может быть», — рассуждает наш собеседник. С введением ПФДО эта «бесплатная лавочка» будет прикрыта.
«Сертификат — это тоже бесплатные кружки, но у него будет лимит, а сейчас такого лимита у нас нет, поэтому [власти Татарстана] и пошли навстречу жителям республики, вводим эту систему в последнюю очередь», — объясняет он.
«[После введения системы ПФДО] вы сможете записать ребенка на кружки в пределах этой стоимости — только на один кружок, или на два дешевых, или на часть кружка. А сейчас вы можете записывать детей на бесконечное количество бесплатных кружков. Когда будут сертификаты, как в других регионах, количество кружков уменьшится. Поменяется система финансирования», — говорит он.
Кстати сказать, регионы, которые уже ввели оплату кружков сертификатами, столкнулись с проблемами. К примеру, в Ярославской области в 2022 году денег на всех желающих получить сертификат просто не хватило. Та же проблема произошла и в Хабаровске: педагогов муниципальных учреждений, которые не набрали требуемое количество детей, там пришлось сократить.
Частные школы только приветствуют введение персонифицированного финансирования (ПФ) допобразования, т. к. это позволит им понизить стоимость своего обучения и привлечь больше учеников
«Почему в Кирове есть, в Ульяновске, а у нас нет?»
Частные школы, разумеется, только приветствуют введение персонифицированного финансирования допобразования, т. к. это позволит им понизить стоимость своего обучения и привлечь больше учеников. «Я очень согласен! 26 мая у нас, социальных предпринимателей республики, будет встреча с президентом Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, я этот вопрос хотел поднять: почему в Кирове есть, в Ульяновске, а у нас нет?» — говорит основатель школы английского языка Repeat Динар Махаметшин.
Предприниматель сетует на то, что частным школам очень трудно проходить проверки минобрнауки РТ и других госорганов. «Особенно лицензию получить — это супертрудоемкий процесс! Полгода мы с этим боролись, но в итоге получили», — вспоминает Махаметшин. Помимо этого, образовательные программы должны пройти проверку качества, что также непросто и небыстро. «Думаю, все проверки пройдем, ничего невозможного нет», — добавляет он.
«Если будет субсидия, мы сможем понизить стоимость своих занятий на эту сумму или вообще сделать занятия бесплатными. Возникнет здоровая конкуренция между муниципальными и частными учреждениями допобразования, а конкуренция — это хорошо, потому что образовательные продукты в результате развиваются!» — считает основатель английской школы.
«Результаты [введения ПФДО] будут исключительно положительные, потому что у детей есть способность — всесторонне развиваться. Будет здорово, если у детей появится возможность изучать программирование, языки — китайский, английский… Школа не всегда может предоставить такие опции. Та же самая робототехника — для занятий нужно дорогостоящее оборудование, компьютеры», — отмечает Махаметшин. В государственных и муниципальных учреждениях обновление учебных программ идет очень медленно, а частные школы могут быстро подстроиться под запросы родителей и детей, говорит он.
Основательница школы этикета «ТриУмф» Елена Галиуллина говорит, что введения персонифицированного финансирования кружков ждут все социальные предприниматели, которые работают в сфере допобразования детей. Ее школа прошла регистрацию в «Навигаторе» около года назад, но пока портал не научился генерировать для «ТриУмфа» дополнительный поток желающих обучиться хорошим манерам. «Запросов с портала к нам не поступает, нерабочая система, по крайней мере для нас», — заключает Галиуллина.
«Сегодня дети из малообеспеченных семей могут посещать только бесплатные кружки, а о платных даже не думают»
«Конечно, этого (предполагаемая сумма в 17 тыс. — прим. ред.) мало, но лучше, чем ничего. Я сама мама троих детей, и если бы мне предложили такую сумму, то было бы шикарно», — рассуждает Галиуллина. Курс этикета в ее школе стоит 12 тыс. рублей, «поэтому я в эту сумму легко укладываюсь». Понятно, что есть куда более дорогостоящие образовательные программы, но, если их стоимость уменьшится на сумму сертификата, тоже будет хорошо.
«Родители получат большой плюс, — считает собеседница. — Сегодня дети из малообеспеченных семей могут посещать только бесплатные кружки, а о платных даже не думают. А здесь у ребенка появится шанс посещать какой-то интересный платный урок».
Что касается сложности получения лицензии на дополнительное образование детей, а также рецензии на качество образовательной программы, по словам Галиуллиной, это требует определенного времени и усилий, но в целом задача вполне выполнимая.
Одна из основательниц школы искусств «Вдохновение» Лейсан Гордова также уверена, что частные школы предоставляют качественное и современное образование и они должны быть подключены к системе распределения госсубсидий. «Считаю, что наши услуги в каких-то сферах более конкурентные, чем в муниципальных музыкальных школах. При этом мы даем музыкальное образование, но не получаем никакой помощи со стороны государства на обучение детей», — говорит Гордова. Господдержка в виде субсидий даст равные возможности как для государственного и муниципального сектора, так и для частных школ. Она будет стимулировать всех участников рынка предоставлять более качественное образование. Однако «не все предприниматели готовы к дополнительной отчетности при получении госсубсидий», отмечает собеседница.
По данным минобрнауки РТ, в республике на 1 января 2022 года проживали 631,7 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Из них дополнительным образованием охвачены 451,8 тыс. (71,5%)
Изменение системы финансирования не должно привести к сокращению числа муниципальных школ. «Это лишь небольшое стимулирование частных организаций, способ выходить им из тени и работать официально с соблюдением всех требований», — объясняет Гордова. Заменить муниципальные учреждения в сфере дополнительного образования, в частности музыкальные школы, частная сфера пока не готова.
Что касается расходов родителей, то они уже сейчас достаточно много тратят на дополнительное образование детей. «Родитель готов сократить часть своих расходов, но не сокращать расходы на образование детей. Я не думаю, что это сильно повлияет на расходы родителей в сфере образования. Напротив, это даст возможность тем родителям, у которых нет возможности обучать детей платно, привести их в частную школу», — полагает соосновательница школы «Вдохновение».
Интересуемся, каким должен быть номинал сертификата, чтобы у ребенка имелась возможность получать услуги допобразования. «Если мы берем услуги музыкальной школы, то минимально 15 тысяч рублей в месяц в течение учебного года», — отвечает спикер.
Что касается лицензии на образовательную деятельность, то основные требования для ее получения сегодня касаются образовательной программы и помещения (заключение Роспотребнадзора о соответствии помещения требованиям СанПиН). Процесс получения может занять от месяца до года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.