«ДАЛЬНОБОЙНЫЙ» МИТИНГ: ЧЕРЕЗ ПЕРМЬ, УФУ, КАЗАНЬ

С 20 мая по 10 июня в Перми, Казани и Уфе намечена забастовка дальнобойщиков, недовольных низкими ставками. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил Кирилл Карташков, идейный вдохновитель забастовки, председатель клуба взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка».

По словам Карташкова, никаких митингов и шествий с плакатами дальнобойщики пока не планируют. «Забастовка приведет к остановке грузовых автомобилей по всей территории, - уточнил Карташков. - Конечно, 70 процентов водителей нашу забастовку не поддержат, так как у них долгосрочные контракты, работа на сетевые компании, то есть они получают зарплату, а не зависят от количества перевозок. Наши акции никак не затронут продуктовый рынок, мы повлияем только на работу промышленных компаний».

Основная причина недовольства дальнобойщиков – нерентабельность бизнеса из-за высоких тарифов. Сегодня, по информации организаторов митинга, более 50% от услуги, которую оплачивает грузовладелец, забирает диспетчер. «Рентабельная цена, с которой можно работать и без проблем закрывать лизинговые платежи, должна составлять 37-40 рублей за километр, – отметил Карташков. - Сегодня средняя ставка составляет 18 рублей, хотя диспетчеры с грузовладельцев берут 37-40 рублей. По сути, выходит, что диспетчер ворует чужие деньги. Когда человек сидит в офисе на телефоне и перебирает накладные, он не должен получать 150 тысяч в месяц! Водитель ездит, водитель рискует, водитель отвечает за груз. Диспетчер не отвечает ни за что, а получает деньги. Между диспетчерами сегодня существует ценовой сговор. По Уфе уже ставка выросла на 30 процентов. Если она была 18-22 рубля, то сегодня она уже приближается к 30 рублям».

В случае неэффективности забастовки, ее организаторы планировать ее повторить через два-три месяца. И так до тех пор, пока проблема не будет решена.

Отметим, что кроме высоких ставок на тариф, перевозчики отмечают высокую закоррумпированность Казани. В частности, Карташков пожаловался «БИЗНЕС Online» на сговор сотрудников ГИБДД и контролеров на весовых постах и на наличие в Казани сразу трех весовых контролей.

«ВОДИТЕЛИ СБИЛИ ТАРИФЫ, А ТЕПЕРЬ НА ЭТО ЖАЛУЮТСЯ»

Председатель совета директоров группы компаний Global, имеющий один централизованный диспетчерский пункт в Уфе, Радик Гафуров отметил «БИЗНЕС Online», что диспетчеры сами являются жертвами системы. «Перевозчиков понять можно, их требования вполне логичны и обоснованы. Но сами диспетчера сегодня работают на грани рентабельности и зарабатывают порой лишь один процент от заказа, – отметил Гафуров. - Есть, конечно, диспетчера, которые сидят на коррумпированных заводах или государственных предприятиях. Именно они зарабатывает до 50 процентов от заказа. Могут и все 100 заработать, так как новых диспетчеров на рынок не пускают. От общего объема предприятий процентов 30 проводят тендеры, тогда уже везет тот, кто предложит цену поменьше. А там, где тендеры не проводятся, начальники могут не пускать других диспетчеров. Но это не вина самих диспетчеров, это системный сбой».

Гафуров отметил, что в Казани сегодня рынок насыщен, а конкуренция довольно высокая. «В Казани представлено около сотни компаний, но основная проблема – это их принадлежность к государственным корпорациям», - считает Гафуров. По его подсчетам, в день рынок перевозки составляет порядка 1-2 миллионов долларов (без учета строительных перевозок и перевозок продуктов с базы до магазина). Поскольку с предприятиями напрямую никто не работает, все деньги проходят через диспетчеров.

g.jpg
«В Казани представлено около сотни компаний, но основная проблема – это их принадлежность к государственным корпорациям», - считает Радик Гафуров

О нерентабельности диспетчерского бизнеса «БИЗНЕС Online» также сообщила директор ООО «Казанская диспетчерская служба» Елена Суевалова. «Наш потолок – 10 процентов, это еще если заказ был большой, – отметила она. - И рынок пересыщен, компаний по городу сотни, это очень много. Волка ноги кормят, мы и по одному проценту часто получаем. Представляете, 100 рублей за заказ… Бастуй, не бастуй, ничего не изменится. Конечно, есть недобросовестные диспетчеры. Такие люди есть в любой системе и структуре. И среди водителей, кстати, тоже их немало. Часто мы договариваемся об одной цене с заказчиком, а водитель перебивает и говорит, что повезет дешевле. Водители сами сбили свои тарифы, а теперь на это жалуются. Если вы заказчик, зачем вы будете переплачивать, если знаете, что другой водитель предложит дешевле, а товар полностью довезет? У меня не один раз были такие ситуации, когда заказ перебивали водители своими низкими ценами. Так они и приучили заказчика».

Директор ООО «Гарма» Руслан Мингазетдинов вообще посоветовал потратить энергию на ремонт дорог, а не на бессмысленный выбор формы противостояния системе. Мингазетдинов подчеркнул, что диспетчеры зарабатывают максимум 5-10 процентов. «Перевозчиков миллионы, поэтому забастовка даже нескольких тысяч ничего не изменит, – отметил Мингазетдинов. - И не очень понятно, против чего протестуют дальнобойщики. Если против диспетчеров и тарифов, в этом нет никакого смысла. Если против системы, тоже нет смысла. По крайней мере, в такой форме протеста. Перевозчики, кстати, забывают еще о том, что сейчас расчеты из наличного переходят в безналичный, а перевозчики делают вид, что их не учитывают. Всю эту энергию можно было бы потратить на что-то другое, например, на ремонт дорог…»

«ЗАВОДЫ ОПЛАЧИВАЮТ ПЕРЕВОЗЧИКАМ ВЗЯТКУ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» скептически отнеслись к планируемой забастовке.

Максим Нигматуллин – генеральный директор транспортной компании «ГрузЭкспресс»:

- Транспортники бастуют правильно, за три года растут только цены на ГСМ и услуги, а зарплата водителей - нет. Сейчас мы зарабатываем те же самые деньги, что и три года назад, а все подорожало, даже сами машины. Бизнес поэтому малорентабелен. Казань действительно сложна для бизнеса, взятки есть, куда тут денешься?

О самой забастовке я даже не слышал, не думаю, что она будет массовой. Что она решит? Тарифы не изменят, разве что на дальнобойщиков внимание обратят. Мы участвовать в забастовке точно не будем, мы же не скажем клиенту, что у нас забастовка.

Руслан Вагизов – помощник руководителя ООО «Делектус»:

- С тем, что диспетчерам сегодня уходит до 50 процентов от заказов, согласен. А цены на ГСМ только растут и растут. С каждым годом перевозки становятся все менее рентабельными. О планируемой забастовке ничего не слышал даже. Безусловно, если она будет массовой, внимание общественности привлечет, но на рынке однозначно ничего не изменит. По сравнению, например, с Челябинском, в Казани действительности тяжелее ввести бизнес.

Айдар Волошин – директор ООО «Профи Транс»:

- Не вижу смысла в забастовке. Да, бизнес вести очень трудно, но менять надо саму систему в стране, а не выходить на забастовку. Диспетчерам ведь тоже вынуждены жить. Они все жертвы системы. Работать надо, иначе потеряешь заказчиков.

Радик Гафуров - председатель совета директоров группы компаний Global:

- Забастовка не решит никаких проблем и ситуацию не на рынке никоим образом не изменит. Поможет только глобальная забастовка, когда по всей стране не будет работать ни один водитель. И так хотя бы дней пять. Тогда это привлечет внимание. Все задумаются тогда о тарифах на ГСМ, бандитизме на дорогах, их закрытии. А в этой забастовке ведь примут участие частники, те, у кого одна-две машины. Это ничего в итоге не изменит.

Система, я согласен с организаторами забастовки, изначально ущербная. Со всех точек зрения, начиная с системы налогообложения. Сегодня перевозчик действительно не может работать напрямую с заводами. Плюс страшная коррупция. Процентов 50-70 приходится отдавать милиционерам. В апреле, мае с перевозчиков только и собирают взятки. И все это знают, но никто ничего не делает, ситуация в итоге не меняется. Некоторые заводы даже оплачивают перевозчикам взятку, потому что знают, что без нее товар нельзя будет вывезти. Главная проблема здесь в том, что тот, кто сидит на взятках, считает, что у них отнимают кусок хлеба. А эти люди ставят личные интересы во главу угла.

Справка

Клуб взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка» был создан в Челябинске 9 февраля 2006 года. В настоящее время клуб объединяет 16 тысяч участников по всей России. Движение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. Основная цель движения - общественная поддержка и защита прав и законных интересов граждан РФ и российских юридических лиц, деятельность которых связана с перевозками грузов на территории России.