«Технологическая революция — про то, чего мы не ожидаем. Думаем, что все будет развиваться линейно, но это не так. И до сих пор даже обсуждать не хотят, что делать с ИИ, который в ближайшие месяцы точно причинит вред человеку и изменит правила игры!» — обсуждало научное сообщество на конференции ЦИПР. А бизнес в это время пытался найти инвестиции, соревновался в уровне импортозамещения и пробовал технологии двойного назначения. КАМАЗ, возглавляя индустриальный центр компетенций, начал «общаться домами» с конкурентами, РИВЦ ищет новые бюджеты и показывает «аполитические графики», а Иннополис пачками подписывает новые соглашения. О том, чего ждут татарстанские компании от одной из главных цифровых конференций в России, — в материале «БИЗНЕС Online».
ЦИПР в этом году стал некой миниатюрной моделью устройства IT-отрасли в стране, пусть и с натяжкой
«Ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает!»
«Многие знают, что первый ЦИПР проходил в Иннополисе. С удовольствием передаем эстафету Нижнему Новгороду — классно, когда не надо отвечать за микрофоны и стулья», — шутил накануне на открывающей сессии форума «Цифровая индустрия промышленной России» первый проректор Университета Иннополис Искандер Бариев. Одна из главных IT-конференций страны переехала из Татарстана три года назад (в Иннополисе просто не хватало площадей для ее проведения) и укоренилась на «Нижегородской ярмарке», куда в этом году, по оценкам организаторов, съехались около 7 тыс. гостей.
ЦИПР в этом году стал некой миниатюрной моделью устройства IT-отрасли в стране, пусть и с натяжкой, и в разрезе экспозиции, где больше сотни из 120 стендов принадлежит федеральным гигантам или просто крупным московским компаниям, и в интерактивной части, где катались, летали и устраивали битвы роботы, но больше с декоративной, чем с прикладной целью, и в сквозящих по стендам и сессиям сегодняшним реалиям, где все подчинено импортозамещению, где компании соревнуются в защищенности ноутбуков, с которыми можно «бегать в полевых условиях», где «Касперский» привозит установку подавления беспилотников, а «Рыбарь» рассуждает о гибридной войне.
«На первых конференциях ЦИПР 50–70 процентов вендоров были иностранцами. Западные компании делали очень крутые стенды, и мне приятно осознавать, что наши точно не хуже, а может, и лучше», — вспоминал Бариев. Что ж, здесь зарубежье ограничилось сессией о судьбе БРИКС (физически приехала китайская делегация во главе с генконсулом поднебесной в Казани Сян Бо, остальные выступили по видеосвязи) и белорусским стендом. Но экспозиция точно получилась не менее красочной.
«Друзья, ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает?!» — требовательно подъезжал к делегатам робот «Транснефти»
«Друзья, ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает?!» — требовательно подъезжал к делегатам робот «Транснефти» и, добившись внимания, предлагал всем желающим погадать или сделать фото на память. «Давайте я вас сфотографирую! Улыбаемся!» — требовал он голосом сотрудника регистратуры районной поликлиники. «Передо мной стоит девушка 24 лет. Перед вами стоит сложный выбор, от которого зависит ваше дальнейшее будущее. Остерегайтесь!» — объявил он чуть опешившей сотруднице минцифры Чувашии. На другом конце зала ездил «спецкор Витя» — робот с логотипом «Нижегородской правды», который допытывался у главы региона Глеба Никитина, когда у того появился мобильный телефон.
По соседству стенд РЖД демонстрировал экран с генеративной моделью Валерой в униформе железнодорожного рабочего. «Расскажи про стенд!» — попросил кто-то из делегатов. «Я же уже рассказывал», — устало парировал Валера (через час после открытия выставки). Что ж, образ попал в точку. Впрочем, компания на всякий случай вывесила дисклеймер: «Результат может быть выдуманным и не является мнением Валеры или ОАО „РЖД“». Кто их знает, эти нейросети.
На одном из входов в зал — между «Атомом» и «Соллерсом» — расположился довольно лаконичный стенд КАМАЗа
«За новыми грузовиками «КАМАЗ» сюда не едут, но…»
На одном из входов в зал — между «Атомом» и «Соллерсом» — расположился довольно лаконичный стенд КАМАЗа. Автогигант выставил на уличной площадке электробус, а внутри рассказывал об индустриальном центре компетенций в сфере автомобилестроения, в который входит УК «Группа ГАЗ», «Соллерс Авто», ФГУП «НАМИ», АО «Кама» и другие компании, возглавляет его Сергей Когогин. Это новый институт, созданный в прошлом году, который объединяет автопроизводителей. По задумке правительства он должен консолидировать усилия компаний в замещении зарубежных решений и усилия со стороны государства в виде финансовой поддержки или обеспечения гарантированного спроса.
«ЦИПР — это своего рода отчетная выставка-конференция о совместной работе промышленности, участников IT-рынка и государства, может быть, где-то даже коллегия правительства с отчетом об успехах импортозамещения в сфере IT, — рассуждает директор центра цифровой трансформации КАМАЗа Эльдар Шавалиев, объясняя выбор продукта: — На экспозиции есть и IT-компании, для которых это еще и маркетинговая площадка, и производственные, для которых здесь, возможно, и не совсем целевая аудитория. За новыми грузовиками „КАМАЗ“ сюда не едут, но есть процесс обмена знаниями и опытом. К тому же, хоть у нас пока и нет зафиксированной в стратегии задачи продавать промышленный софт другим предприятиям, мы уже занимаемся его созданием и изучаем такую возможность».
Шавалиев уверен, что ИЦК сыграли не последнюю роль в том, насколько резко в последнее время увеличилась скорость импортозамещения. «Мы познакомились со всеми коллегами по цеху: если раньше все с большим энтузиазмом дружили со смежными предприятиями — своими поставщиками, то сейчас общаемся домами с теми, кого иногда считаем конкурентами», — рассказал он.
Впрочем, у челнинцев на ЦИПР сразу два стенда, второй — «Челнок». На стенде рассказывают об успехах пассажирских перевозок, которые вышли за пределы автограда и работают в связке с департаментом Москвы и Московской области под названием «По пути», а также ведут переговоры с другими регионами. Но расширение географии автобусного «Челнока» не единственная цель автогиганта на нижегородской конференции.
«Мы хотим попробовать направление логистики грузов. По аналогии с доставкой продуктов из маркетплейсов должна развиваться логистика по требованию, которая позволит комбинировать разные заявки и собирать груз от разных поставщиков. Клиентами такого продукта могут быть промышленные предприятия», — сообщил Шавалиев «БИЗНЕС Online».
На смартфонах, установленных возле автомобиля, был открыт прототип мобильного приложения, позволяющего арендовать электрокар… за какие-то 7,6 тыс. рублей за 4 часа и 70 км поездки
Бок о бок с КАМАЗом стоял «Атом», начинавшийся как стартап Когогина и бизнесмена Рубена Варданяна. Команда привезла уже знакомый по KazanForum синий прототип и в этот раз сделала акцент на его каршеринговом потенциале. На смартфонах, установленных возле автомобиля, был открыт прототип мобильного приложения, позволяющего арендовать электрокар… за какие-то 7,6 тыс. рублей за 4 часа и 70 км поездки.
«Это не мы пугаем ценой, это каршеринговые компании пугают», — развел руками представитель компании, советуя не смотреть на ценник — мол, к моменту запуска стоимость все равно изменится. Он проводил взглядом футбольный мяч, который угрожающе летел в направлении авто с соседней площадки «Игры будущего в Казани»: там в качестве интерактива предлагалось попасть мячом в мишени, которые ползали по большому экрану. К счастью, будущее татарстанского автопрома спасла одна из участниц форума в статусе делегата, ловко отбив его туфелькой.
Нияз Халиуллин: «У всех регионов разные условия, задачи, бюджеты, меры поддержки. Необходим общий федеральный проект, в рамках которого должны создаваться региональные решения»
«Мы ищем бюджеты. Иначе эта республиканская история будет никому не нужна»
«Это аполитический график! Его нельзя показывать!» — то ли в шутку то ли всерьез возмущался возле стенда РИВЦ один из высокопоставленных чиновников минсельхоза РФ, глядя на кривую цен на молоко, которая безнадежно опускалась вниз. Республиканский информационно-вычислительный центр минсельхозпрода РТ демонстрировал на ЦИПР единую цифровую экосистему данных агропромышленного комплекса и пытался найти партнеров.
«Сегодня есть трудности с бюджетами, — признался в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ гендиректор РИВЦ Нияз Халиуллин. — Мы выходим на другие регионы, федералов, ищем дополнительные доходы. Иначе эта республиканская история будет никому не нужна».
Но позволяет ли форум это делать? Пока непонятно. «Kazan Digital Week лучше!» — рассмеялся Халиуллин. Он считает, что создание единой цифровой платформы для АПК всей России — утопическая история, поэтому нужно поддерживать местные проекты. «У всех регионов разные условия, задачи, бюджеты, меры поддержки. Необходим общий федеральный проект, в рамках которого должны создаваться региональные решения, которые решали бы проблемы конкретных субъектов, а не множили беспорядочно информационные системы, которых и без того очень много», — объяснил он.
Немалую площадь экспозиции занимал стенд ICL, который привез целую палитру самых ходовых ноутбуков и моноблоков, материнских плат и тонких клиентов, не говоря уже о софте. «Мы готовы работать и с „Байкалом“, и с „Эльбрусом“, как только они станут доступными. Образцы у нас уже есть, стоят в моноблоках», — рассказывал директор по продажам компании Владимир Пичугин.
Иннополис отдельный стенд в Нижнем не разворачивал, но мероприятие не игнорировал. «Удалось найти новых резидентов?» — встретила корреспондент «БИЗНЕС Online» гендиректора особой зоны Рената Халимова. «Да! Как минимум двух», — с энтузиазмом в голосе ответил тот, пояснив, что встречи еще продолжаются. Университет Иннополис тоже даром времени не терял: в первый день было подписано четыре соглашения, в том числе с «Дом.РФ», о запуске совместного курса «Цифровая трансформация и сквозные технологии в строительстве». Бариев также подписал меморандум о сотрудничестве с центром компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения и соглашения с компаниями «Аквариус», Naumen и IBS о совместных стажировках, научных исследованиях и других мероприятиях.
Спикеры из Иннополиса участвовали в целом ряде пленарных сессий — от «Импортозамещения ERP+ систем» до «Синергии молодых специалистов социально-гуманитарного и технического профиля в IT»
«ИИ в ближайшие месяцы точно причинит вред человеку и изменит правила игры!»
Спикеры из Иннополиса участвовали в целом ряде пленарных сессий — от «Импортозамещения ERP+ систем» до «Синергии молодых специалистов социально-гуманитарного и технического профиля в IT». Но, кроме прикладных сессий, изрядная доля дискуссий деловой программы была подчинена технологиям будущего и искусственному интеллекту.
Тон задавала ключевая сессия «Сумма технологий искусственного интеллекта. Тренды и вызовы», где на полном серьезе обсуждали, сможет ли ИИ читать мысли человека. Одни прогнозировали, что инструменты с ИИ станут персональным конкурентным преимуществом для каждого и не пользоваться ими будет просто невозможно. Другие видели в хайпе вокруг ChatGPT карго-культ и элементы шоу. И всех беспокоила цена ошибки.
«Технологическая революция — про то, чего мы не ожидаем. Думаем, все будет развиваться линейно: сегодня ИИ сможет картину писать, завтра — фильм снимать, послезавтра — еще что-то. Но это не так, — говорил гендиректор Т1 Игорь Калганов. — Нет ответа, даже обсуждать не хотят, что будет с ИИ, который в ближайшие месяцы точно причинит вред человеку (речь об инцидентах с беспилотными системами — прим. ред.) и изменит правила игры!» Он привел пример, когда нейросеть почему-то решила, что один высокопоставленный человек, который расплачивался картой, проводит мошеннические операции… и заблокировала ему все счета. Но если в банковской системе ошибка — это просто деньги, в производстве — техногенные аварии.
Еще драматичнее картина будущего звучала на сессии «Трансгуманизм. Новые пределы эволюции», где доцент Иннополиса Сергей Кладько рассказывал антиутопическую сказку об алгокогнитивную культуру на грани слияния с машинами. Спикеры фантазировали на тему рисков реализовавшейся антиутопии, причем если одни ученые считали, что пессимистичный сценарий заключается в глобальном отключении интернета, которое парализует всю жизнь людей, то другие видели главный риск в том, что интернет как раз работает и все управляется алгоритмами, которым человек передаст интеллектуальную деятельность. «Самая страшная вещь, что мы как вид можем утратить возможность развития, — отметил Александр Храмов, главный научный сотрудник балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта, доктор физико-математических наук. — Но мы не знаем цели Вселенной. Возможно, она как раз в том, чтобы создать искусственный интеллект, который будет еще более совершенным, чем мы. И, если так хочет вселенная, сможем ли этому сопротивляться?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.