ВЗРЫВНОЙ РОСТ ВЫРУЧКИ
Согласно опубликованному отчету за 2011 год по стандартам МСФО, выручка группы «КАМАЗ» выросла на 44,8% - с 73,8 млрд. рублей в 2010 году до 106,8 млрд. рублей в 2011 году. Хотя себестоимость компании росла быстрее в сравнении с выручкой, это не помешало поднять валовую прибыль сразу на 47,4% - с 10,18 млрд. рублей в 2010 году до 15 млрд. рублей в 2011 году.
Отметим, что львиную долю в абсолютном приросте выручки группы обеспечили поступления от реализации именно грузовых автомобилей, увеличившиеся на 31,7 млрд. рублей. Тем временем поступления от реализации автобусов, прицепов и спецавтомобилей обеспечили всего 3,7 млрд. рублей. То есть это только одна десятая часть от общего роста.
Заметим, что группа компаний "КАМАЗ" резко увеличила коммерческие расходы: на 65,7% - с 2,97 млрд. рублей до 4,92 млрд. рублей. Интересно, что доля таких расходов в отношении к выручке выросла на 15% - с 4 копеек на каждый рубль выручки в 2010 году до 4,6 копейки на каждый рубль выручки в 2011 году. Можно подчеркнуть, что при возросшей конкуренции КАМАЗу приходится более активно продвигать свою продукцию.
Примечательно, что в 2011 году группа "КАМАЗ" смогла сбалансировать прочие операционные доходы и расходы. Так, если в 2010 году сальдо данных статей составило -398 млн. рублей, то в 2011 году доходы подскочили на 96,5%, а сальдо составило всего -37 млн. рублей. Таким образом, 361 млн. рублей пошел на улучшение значения операционной прибыли.
Подчеркнем, что операционная прибыль выросла в 2,3 раза до 3,7 млрд. рублей.
*данные по общей выручке корректируются на сумму внутригрупповых остатков
УСЛОВНАЯ ЭКОНОМИЯ НА ПРОЦЕНТАХ
Заметим, что группа КАМАЗ более чем на треть сократила расходы по своим финансовым операциям – с 2260 млн. рублей до 1434 млн. рублей. Отсюда получаем экономию в 826 млн. рублей, которая соответствует объему убытка за 2010 год. То есть только благодаря оптимизации финансирования компания уже перекрыла негативный результат предыдущего года.
Любопытно, что компания сократила общую задолженность всего на 2,6% - до 21,55 млрд. рублей. Но при этом краткосрочные займы были замещены долгосрочными. Так, доля длинных денег выросла на 5,8% - с 9,6 млрд. рублей в 2010 году до 10,6 млрд. рублей в 2011 году.
Возникает вполне уместный вопрос: каким образом удалось снизить финансовые расходы на 37% при том, что компания сократила общую задолженность по займам всего на 2,6%? Ларчик открывается просто - в августе 2011 года правительство Российской Федерации утвердило правила предоставления субсидий организациям автомобилестроения на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в 2009 - 2013 годах, по облигациям, выпущенным в 2010 - 2013 годах на инвестиционные цели, и по кредитам, привлеченным в 2009 - 2010 годах, обеспеченным государственными гарантиями РФ. В 2011 году КАМАЗу было просубсидировано затрат на проценты по займам аж на 954 млн. рублей, а в 2010 году таких субсидий не было. Вот вам и секрет значительного снижения финансовых расходов. Заметим, что сумма в 954 млн. рублей составляет половину чистой прибыли (1,82 млрд. рублей) группы «КАМАЗ».
КАМАЗ ЗАРАБОТАЛ НА "МЕРСЕДЕСЕ"
Интересно, что группе "КАМАЗ" удалось получить положительные финансовые потоки от вложений в совместные предприятия. Так, если в 2010 году группа потеряла на таких вложениях 143 млн. рублей, то в 2011 году уже заработала 102 млн. рублей. При этом самый весомый положительный вклад в конечный результат сделал Mercedes-Benz Trucks Vostok, который принес 211 млн. рублей прибыли. Для сравнения - Federal Mogul (СП с ведущим производителем автозапчастей из США) принес группе в 2011 году 142 млн. рублей убытков, а Fuso KAMAZ Trucks Rus (СП с Mitsubishi по сборке среднетоннажных грузовиков Fuso CANTER) – 61 млн. рублей убытков.
Доля группы «КАМАЗ» в чистой прибыли/убытках в разрезе СП
Наименование СП
|
Чистая прибыль
/убыток за 2010 год, млн. рублей |
Чистая прибыль
/убыток за 2011 год, млн. рублей |
Абсолютное
изменение, млн. рублей |
---|---|---|---|
Federal Mogul
|
-80
|
-142
|
-62
|
КАММИНЗ-КАМА
|
-20
|
6
|
26
|
Knorr-Bremse KAMA
|
43
|
63
|
20
|
Fuso KAMAZ Trucks Rus
|
-58
|
-61
|
-3
|
Mercedes-Benz Trucks Vostok
|
1
|
211
|
210
|
CNH-KAMAZ Industry LLC
|
-27
|
22
|
49
|
Прочее
|
-2
|
3
|
5
|
Всего
|
-143
|
102
|
245
|
ТОП-ЗАРПЛАТЫ ДЛЯ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА
В 2011 году вознаграждение членам совета директоров (11 человек) и правления (8 человек) включало в себя заработную плату, разовые премии и прочие краткосрочные вознаграждения на общую сумму 161 млн. рублей. А за 2010 год вознаграждения и бонусы потянули только на 44 млн. рублей.
Итак, по итогам 2011 года на каждого топ-менеджера выходит 8,5 млн. рублей или около 700 тыс. рублей в месяц. Для сравнения - средняя заработная плата рядовых работников КАМАЗа за 2011 год составила 20,9 тыс. рублей. Даже если принять во внимание повышение на конец 2011 года до 23 тыс. рублей в месяц, то получаем 30-кратный разрыв…
Интересно, что с 1 января 2012 года вступает в силу приказ-постановление о повышении тарифных ставок и окладов на ОАО «КАМАЗ». Также в соответствии с коллективным договором на КАМАЗе 1 сентября 2011 года КАМАЗ уже повышал на 5% оклады и тарифные ставки работникам компании. В итоге всех стимулирующих мероприятий рост средней заработной платы составил порядка 37% в сравнении с 17,1 тыс. рублей в 2010 году.
РЫНОК НА ПОДЪЕМЕ
Газета «БИЗНЕС Online» предложила представителям компании и экспертам прокомментировать финансовые результаты КАМАЗа.
Олег Афанасьев - директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:
- В прошлом году был разработан ряд мер по снижению затрат и повышению эффективности деятельности. В первую очередь они коснулись закупок и снижения управленческих затрат. Что касается финансовых операций, то для полного ответа нам необходимо время для его подготовки, так как его надо согласовать с финансистами.
Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Рынок не только легковых, но и грузовых автомобилей действительно находится на подъеме. Объясняется это и продолжающимся восстановлением экономики после кризиса, и появлением необходимости, а главное – финансовой возможности у многих потребителей для смены автопарка. Кроме того, росту продаж грузовых автомобилей способствуют многочисленные инфраструктурные проекты, которые стартовали в последнее время, а также «размороженные» проекты, начатые ранее. Подтверждается рост рынка и данными статистики. Так, по данным Росстата, в 2011 году в стране было произведено автомобилей грузовых, включая шасси, – 203934 штук, что на 34,4 процента больше, чем в 2010 году, когда их было произведено 151727 штук. КАМАЗ же в 2011 году произвел порядка 48 тысяч машинокомплектов, почти 52 тысячи двигателей и силовых агрегатов, запчастей собственного производства было отгружено на сумму 6,5 миллиарда рублей. Все эти показатели превысили как собственные бизнес-планы компании, которые и так были в 2011 году пересмотрены в сторону увеличения, так и имевшиеся на тот момент текущие производственные планы компании. Именно успешная производственная деятельность компании и послужила достижению отличных финансовых результатов за 2011 год.
Наиль Галеев – исполнительный директор ассоциации малого и среднего бизнеса РТ:
- Успехам КАМАЗа, от деятельности которого во многом зависит самочувствие малого и среднего бизнеса в Челнах, можно порадоваться – впервые группа демонстрирует большую прибыль на фоне убытков прошлых лет. Но есть подозрения, что она возникла не без стараний финансистов (даже стандарты МСФО не спасают отчеты от хитрости наших финансистов), лоббизма Когогина и Чемезова в Москве и желания потрафить фондовому рынку дабы росли акции группы. Слишком уж много вопросов по отчету КАМАЗа… Но тем не менее это не отменяет того, что грузовики производятся в Челнах, раскупаются как пирожки. Это хорошо. Теперь пора перейти от экстенсивного роста к интенсивному и реальной модернизации.
Рустем Ганеев - председатель совета директоров группы компаний «КонсАлтинг.Ру»:
- Увеличение прибыли ОАО «КАМАЗ», на мой взгляд, связано с несколькими причинами. Во-первых, это эффективная работа менеджмента. Во-вторых, это мощная поддержка со стороны государства, включая государственные заказы и т.п. В-третьих, это рост деловой активности в России и Татарстане, в особенности в сфере строительства. В-третьих, это связано с проводимыми на предприятии мероприятиями по снижению затрат.
Основные финансово-экономические показатели группы «КАМАЗ»
Наименование показателя
|
2010 год
|
2011 год
|
Абсолютное изменение
2011 к 2010 |
Относительное
изменение 2011 к 2010, % |
---|---|---|---|---|
Выручка от реализации, млн. рублей
|
73773
|
106830
|
33057
|
44,8
|
Себестоимость (исключая обесценение ОС), млн. рублей
|
63288
|
91964
|
28676
|
45,3
|
Затраты на 1 рубль реализованной продукции
|
0,858
|
0,861
|
0,003
|
0,3
|
Валовая прибыль, млн. рублей
|
10180
|
15003
|
4823
|
47,4
|
Коммерческие расходы, млн. рублей
|
2969
|
4921
|
1952
|
65,7
|
Общие и административные расходы, млн. рублей
|
4988
|
6225
|
1237
|
24,8
|
Прочие операционные доходы, млн. рублей
|
565
|
1110
|
545
|
96,5
|
Прочие операционные расходы, млн. рублей
|
953
|
1147
|
194
|
20,4
|
Операционная прибыль, млн. рублей
|
1590
|
3689
|
2099
|
132,0
|
Финансовые доходы, млн. рублей
|
335
|
354
|
19
|
5,7
|
Финансовые расходы, млн. рублей
|
2260
|
1434
|
-826
|
-36,5
|
Прибыль/(убыток) за год, млн. рублей
|
-889
|
1824
|
2713
|
|
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.