«Весной наше поле выдержало повышенную нагрузку: «Рубин» не только играл на «Ак Барс Арене», но и тренировался здесь», — говорит директор арены Радик Миннахметов о качестве газона на главном спортивном объекте Татарстана. По его словам, в футбольном клубе после смены руководства произошли перемены в отношениях между ареной и «Рубином», а также изменились подходы в работе с болельщиками, что резко сказалось на росте посещаемости. Также в интервью «БИЗНЕС Online» Миннахметов рассказал о новом фан-шопе «Рубина», уникальной программе летнего фестиваля ArenaLand и особенности работы Fan ID.
По словам Радика Миннахметова, в футбольном клубе после смены руководства произошли перемены в отношениях между ареной и «Рубином», а также изменились подходы в работе с болельщиками, что резко сказалось на росте посещаемости
«Во всех наших активностях «Рубин» видит только плюсы»
— Радик Заудатович, совсем недавно поле «Ак Барс Арены» вызывало беспокойство, сейчас же газон в прекрасном состоянии, хотя матчи начались уже в марте. Что вы сделали для улучшения ситуации?
— В первую очередь мы заменили подрядчика: обслуживать поле стала компания «Футбольные поля», которая работает на стадионах ЦСКА, «Спартака» и «Химок» и у которой очень богатый опыт экспертизы — от северного Петербурга до южных стадионов. Ранее мы уже сотрудничали с этой компанией, но со стороны «Рубина» были замечания, и клуб сам выбрал нового подрядчика, который не справился с поставленными задачами. Когда нам объясняли, почему трава не выдержала весну и лето в прошлом году, предыдущий подрядчик называл одни причины, а «Футбольные поля» указывали совершенно на другое. В итоге именно они оказались правы.
С новым подрядчиком мы сразу определили план работы на ближайшую перспективу. В конце года мы провели реновацию. Это когда снимается верхний слой почвы, добавляется новый грунт, затем снимается еще один небольшой слой и добавляется песок. Мы могли бы вообще снять весь «пирог» (почву под газоном — прим. ред.), но это было бы очень затратно и даже рискованно. Так что решили, что будем двигаться поэтапно. Нам удалось начать сезон в марте на зеленом газоне высокого качества. А весной наше поле выдержало повышенную нагрузку: «Рубин» не только играл на «Ак Барс Арене», но и тренировался здесь. Это была инициатива Рашида Рахимова, ну и на клубной базе, насколько я знаю, были некоторые проблемы с газоном. Мы рады видеть команду у нас на арене, никакой платы за аренду во время тренировок не было, и даже этот вопрос не поднимался.
«Нам удалось начать сезон в марте на зеленом газоне высокого качества. А весной наше поле выдержало повышенную нагрузку: «Рубин» не только играл на «Ак Барс Арене», но и тренировался здесь»
— Что говорили агрономы о частом использовании газона?
— На поле есть участки, куда меньше всего попадает солнце, такова специфика стадиона. Мы просили, чтобы игроки не проводили в этих зонах активные тренировки. Договаривались с клубом, что, если мы пускаем на тренировку, к нашим агрономам нужно прислушиваться. Никаких проблем не было.
«Хочу сказать, что во второй части сезона мы почувствовали, как клуб наконец-то начал работать с болельщиками»
— Какова была специфика этого сезона в связи с тем, что «Рубин» играл не в премьер-лиге, а в ФНЛ?
— Для нас как для стадиона отличий не было. Хочу сказать, что во второй части сезона мы почувствовали, как клуб наконец-то начал работать с болельщиками. На стадионе появилась активность, анимации, развлечения. Это дало свой результат: зрителей на трибунах стало больше. Подобная посещаемость и атмосфера на матчах РПЛ были только против топ-соперников.
«Рахимов попросил, чтобы перед выездом у команды была возможность проводить тренировку на поле. Мы постарались выполнить все требования»
— Как у вас выстроена коммуникация с новым руководством «Рубина»?
— Мы еженедельно общаемся с директором клуба Шамилом Нурисламовичем Хуснутдиновым. Также есть постоянная коммуникация с руководителями по всем направлениям — от службы безопасности до маркетинга. Каждый раз стараемся улучшать наш сервис. Сейчас в клубе идет целенаправленная работа по всем направлениям. А еще мы встречались с главным тренером «Рубина» Рашидом Рахимовым по инициативе самого клуба.
— Как прошла ваша встреча?
— Мы отлично пообщались. Он рассказал, на каких стадионах побывал, как в других странах работают с болельщиками. Согласились, что, когда трибуны полные, это помогает игрокам. В новом руководстве все это прекрасно понимают. Рахимов попросил, чтобы перед выездом у команды была возможность проводить тренировку на поле. Мы постарались выполнить все требования. Думаю, что наш вклад в последние успехи клуба тоже присутствует.
— Как обстоит ситуация с долгами клуба перед стадионом, которые остались от прежнего руководства?
— Почти все они погашены новой командой. Больше у нас нет споров с клубом в юридической плоскости.
— Стоимость аренды для «Рубина» такая же, как в прошлом году?
— Да, после возвращения в РПЛ ничего не изменится.
— Раньше «Рубин» беспокоило большое количество нефутбольных мероприятий на стадионе. Задавало ли вам новое руководство вопросы на эту тему?
— Марат Адипович Сафиуллин — профессионал, и он быстро сумел собрать отличную команду менеджеров в клубе. Новое руководство собрано из людей спортивной индустрии, и они отлично понимают, что стадиону необходимо зарабатывать и жить в дни без футбольных матчей. Во всех наших активностях они видят только плюсы. Есть много идей, которые им хотелось бы реализовать в следующем сезоне. Отдельные помещения стадиона уже активно используются. Например, уже организовывали просмотр выездных матчей на площадке Big Twin Arena. Также мы возродили семейный сектор на заключительном домашнем матче сезона. Идея такая: родители приходят на стадион, а в это время дети могут воспользоваться услугами наших арендаторов — сходить в «КидСпейс», «Союзмультпарк», поиграть в лазертаг и другое.
— Будет ли на «Ак Барс Арене» первый в истории стадиона фан-шоп «Рубина»?
— Да! Мы уже определили помещение на стадионе для этого, «Рубин» занялся его оформлением. Надеюсь, что уже к новому сезону он откроет свои двери.
«Как вы знаете, у нас должен был пройти Суперкубок УЕФА. Его отменили, и было справедливо отдать нам российский аналог. Наше руководство, раис Татарстана и министр спорта РТ сделали все для того, чтобы заявку приняли»
«Казани нужен свой клуб Медиалиги!»
— Недавно стало известно, что Казань примет матч за Суперкубок России на «Ак Барс Арене». Стадион готов к матчу?
— Да, у нас уже был подобный опыт в 2016 году, когда мы проводили финал Кубка России. Нюансы организации в этот раз такие же, отличаются лишь брендинг и названия спонсоров. Как вы знаете, у нас должен был пройти Суперкубок УЕФА. Его отменили, и было справедливо отдать нам российский аналог. Наше руководство, раис Татарстана и министр спорта РТ сделали все для того, чтобы заявку приняли.
— Стадион принял два матча Медиалиги, как были организованы эти встречи?
— В Казани сыграли матчи полуфинала чемпионата Медиалиги. Это была идея члена правления «Рубина» Дмитрия Анатольевича Самаренкина. Мы не проводим матчи на нашем поле без согласования с «Рубином». Когда к нам приходят заявки, мы отправляем их в клуб для согласования. В данном случае инициатива была самого клуба.
Посещаемость оказалась даже выше ожиданий — более 15 тысяч болельщиков. Процесс подготовки и проведения встречи почти ничем не отличался от матчей профессионалов. Раздевалки те же самые, приезжают автобусы. Только реклама и партнеры другие.
— Как вы относитесь в целом к феномену Медиалиги?
— Очень позитивно. Считаю, что у нашей республики должен быть свой клуб из местных блогеров. Его даже можно назвать «Рубин – Ак Барс», а Данис Зарипов стал бы капитаном. Например, автогонщик Тимур Тимерзянов очень хорошо играет в футбол, если Элвин Грей не умеет играть в футбол, мы его обязательно научим. Я пока просто называю фамилии, но есть множество знаменитостей, которые обожают футбол. Была бы сильная медийная команда из спортсменов и звезд шоу-бизнеса.
— Матчи проходили бы на «Ак Барс Арене»?
— Как решит «Рубин» — это их прерогатива, повторюсь, без согласования клуба никаких мероприятий на поле мы не проводим. Главное — создать команду и найти спонсоров. Сыграем в разных городах России с нашими блогерами против федеральных. Молодежь будет смотреть. Это дополнительная реклама для Татарстана. Прямое участие «Рубина» потребуется лишь на старте, когда нужна будет помощь с точки зрения организации тренировочного процесса.
«Зимой у нас была цирковая программа, все зрители были в восторге, я и сам мало где видел шоу подобного класса»
— Какие еще активности будут на стадионе летом?
— 1 июля планируется фестиваль ARENALAND при поддержке компании «Унистрой». Хедлайнером будет московский цирк Никулина на Цветном бульваре с программой «Сказочная история о лучшем городе». Вход будет бесплатным — это для нас социальный проект. Уверен, что казанцы его оценят. Зимой у нас также была цирковая программа, все зрители были в восторге, я и сам мало где видел шоу подобного класса. Также пройдет «Шелковый путь». Арена наполнена жизнью.
«Чтобы подготовить стадион к Fan ID, нужны дополнительные закупки. Это десятки миллионов рублей»
— C выходом «Рубина» в РПЛ Казань ждет Fan ID. Как нужно подготовить стадион к системе?
— Нужны дополнительные закупки оборудования. Турникеты, сделанные для чемпионата мира, по-прежнему пригодны, но их нужно адаптировать. По периметру нужно будет установить дополнительные боксы, интегрировать различное программное обеспечение. Сейчас у нас камеры стоят после турникетов, а по новым правилам должны стоять до. Их надо переставить, это дополнительные затраты. Старые камеры нельзя просто так перенести из-за особенностей системы распознавания лиц. Мы вместе с клубом и МВД отрабатываем все эти моменты, вопрос под контролем министра Артема Валерьевича Хохорина.
— Как бы вы оценили общий объем расходов?
— Десятки миллионов рублей. Деньги выделит либо республика, либо Министерство спорта РФ. Сейчас этот вопрос решается. Существуют минимальные требования, которые надо выполнить на первом этапе, — установить камеры, считыватели, мобильные металлодетекторы. Потом добавятся остальные. Очень надеюсь, что мы все успеем в заявленные сроки. До конца года система заработает в полном объеме.
«Когда-то люди, которые не хотят оформлять Fan ID, все равно вернутся на стадион. Не в этом году, так в следующем. Если «Рубин» будет играть хорошо, это произойдет быстрее»
— Многие встречают идею Fan ID с негативом. Как приучить людей к паспорту болельщика?
— С одной стороны, это дополнительный барьер для похода на футбол. С другой — вопрос безопасности. Все понимают, что нужна дополнительная защита от особо опасных людей. Сам процесс получения паспорта болельщика прост. Зарегистрироваться на «Госуслугах» можно не выходя из дома. В интернете можно найти специальные ролики с полными инструкциями.
— У вас есть паспорт болельщика?
— Да. Надо сказать, что мы всех сотрудников обязали получить удостоверение до конца июня. Они тоже не могут работать без Fan ID. Из-за этого у нас возникали проблемы с арендаторами. Мы ездили в Москву на переговоры с РПЛ. Нам четко обозначили, что всех арендаторов в день матча придется закрывать, чтобы найти компромисс, мы обязали получить Fan ID всех, кто попадает на территорию стадиона в игровой день. Даже если человек не идет на матч, а, допустим, ему нужно попасть в день матча в «КидСпейс» или в фитнес-клуб. Тут есть и минусы, и плюсы. Люди же все равно получат Fan ID, значит, их уже можно привлечь в сети маркетинга «Рубина» и завлечь на футбольный матч… В каждой проблеме есть и возможности, надо правильно их использовать.
«Впереди предстоит много работы. Нужно добавить фан-шоп, заполнить вип-ложи, чтобы у нас появились корпоративные болельщики»
— Как избежать катастрофического падения посещаемости?
— Важна совместная работа с клубом. В любом случае с этим надо жить, адаптироваться под текущие реалии. Когда-то люди, которые не хотят оформлять Fan ID, все равно вернутся на стадион. Не в этом году, так в следующем. Если «Рубин» будет играть хорошо, это произойдет быстрее. Еще во времена коронавируса все научились регистрироваться, так что это стоит воспринимать спокойнее.
Мы ищем варианты совместно с «Рубином», как максимально облегчить процесс оформления Fan ID. На стадионе должны быть пункты раздачи паспорта. К первому матчу на стадионе появятся выездные МФЦ. Также мы можем воспользоваться возможностями наших арендаторов. При участии «Рубина» можно было бы проводить совместные акции, напомнить болельщикам о необходимости оформить Fan ID.
— Если сравнивать поход на футбол в Казани с лучшими мировыми стандартами, какую оценку по десятибалльной шкале получила бы «Ак Барс Арена»?
— Мне кажется, 6–7. Впереди предстоит много работы. Нужно добавить фан-шоп, заполнить вип-ложи, чтобы у нас появились корпоративные болельщики. Пока с этим есть проблема. Инициатива на стороне «Рубина», потому что у стадиона нет болельщиков — они есть у клуба. Думаю, что, объединив усилия, мы сможем решить эту задачу.
В этом году нашему стадиону 10 лет, и мы прошли большой путь: принимали открытие Универсиады, водный чемпионат мира, Кубок Конфедераций, Чемпионат мира по футболу, у нас здесь «Рубин» играл с «Ливерпулем», 15 тысяч людей собирались на республиканском ифтаре, ежемесячная посещаемость арены — 80–100 тысяч человек... Этим летом начинается новый этап в жизни «Рубина», мы готовы принять в нем активное участие. Татарстану нужен футбольный топ-клуб, который играет на футбольном стадионе мирового класса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.