«Я сказал: «Ни в коем случае не делать из меня героя, ни из меня, ни из Путина, ни из Пригожина», — подводил сегодня итоги военного мятежа в России Александр Лукашенко. Президент Беларуси уверен: если бы «смута» пошла в РФ, Запад воспользовался бы немедленно. Параллельно президент России Владимир Путин благодарит россиян за сплоченность и принимает в Кремле военных, которые участвовали в пресечении мятежа. Впрочем, самого главного — условий договора с руководителем ЧВК Вагнера Евгением Пригожиным — президенты пока не раскрыли. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о роли Батьки и условиях вывода частной военной компании в Беларусь.
Накануне вечером президент России Владимир Путин выступил со вторым за несколько дней обращением, в котором поблагодарил россиян за сплоченность и патриотизм
Путин: «Шантаж, попытки устроить внутреннюю смуту обречены на провал»
На третьи сутки после попытки вооруженного мятежа российские власти, кажется, пытаются окончательно перевернуть страницу и закрепить «результат»: все обошлось и самого страшного сценария удалось избежать. Накануне вечером президент России Владимир Путин выступил со вторым за несколько дней обращением, в котором поблагодарил россиян за сплоченность и патриотизм. «Эта гражданская солидарность показала, что любой шантаж, попытки устроить внутреннюю смуту обречены на провал!» — с заметным нажимом сказал глава государства. Отдельно он подчеркнул «высочайшую консолидацию» общества, исполнительной и законодательной властей. Несколькими часами ранее о том, что ситуация в норме, отчиталось правительство.
Вооруженный мятеж «в любом случае был бы подавлен», отметил президент РФ. Враги страны хотели взять реванш за неудачи на украинском фронте, хотели, чтобы российское общество «раскололось, захлебнулось в кровавой междоусобице», но «просчитались», отметил российский лидер.
Отдельная линия в выступлении Путина: бо́льшая часть бойцов и командиров ЧВК Вагнера — это патриоты России, но их «попытались использовать втемную». «Поэтому с самого начала событий по моему прямому поручению предпринимались шаги, чтобы избежать большой крови. Для этого потребовалось и время, в том числе чтобы дать возможность одуматься тем, кто совершил ошибку, понять, что их действия решительно отвергаются обществом», — сказал российский лидер. Также он заверил, что исполнит обещание по гарантиям безопасности для «вагнеровцев»: «Сегодня у вас есть возможность продолжить службу России, заключив контракт с министерством обороны или другими силовыми органами, либо вернуться к своим родным и близким. Кто хочет — сможет уйти и в Беларусь».
Сегодня днем Путин отдельно собрал в Кремле силовиков, участвовавших в пресечении мятежа и обеспечивавших безопасность
Сегодня днем Путин отдельно собрал в Кремле силовиков, участвовавших в пресечении мятежа и обеспечивавших безопасность. Заранее мероприятие не анонсировали, но оно оказалось публичным. Вероятно, потому, что речь Путина была предназначена не только для непосредственных участников. Президент РФ подтвердил, что в результате мятежа погибли военнослужащие ВС РФ — летчики, поблагодарил военных и снова сделал акцент на сплоченности общества. «Люди, которых втянули в мятеж, увидели, что армия, народ не с ними», — подчеркнул глава государства.
Мероприятие в Москве выглядело как еще один способ показать, что силовые ведомства «присягнули на верность» президенту РФ. Пожалуй, даже более откровенным оказалось сегодняшнее дневное заявление главы Росгвардии Виктора Золотова. Судя по снимкам, во время обращения Путина к силовикам он пребывал в хорошем настроении. После церемонии руководитель ведомства рассказал, что силовые структуры во время попытки мятежа сработали «великолепно», а быстрое продвижение колонн ЧВК по регионам связано с концентрацией сил на подступах к Москве. «Если бы мы разбрасывали группировки сил, они (бойцы ЧВК — прим. ред.) бы прошли сквозь них как нож сквозь масло», — сказал Золотов.
Золотов не исключил, что Западу было заранее известно о попытке мятежа: «Мятеж был инспирирован Западом и наложился на амбиции Пригожина». До начала мятежа «из стана Пригожина» якобы поступала информация о его подготовке и назывались даты с 22 по 25 июня, сказал руководитель Росгвардии. О том, что США были в курсе подготовки мятежа, но не сообщили информацию Москве, ранее рассказывали американские издания. Это было сделано, чтобы Россия не обвинила Вашингтон в причастности к произошедшему, объяснили неназванные американские чиновники. Президент США Джо Байден не стал вчера отрицать эту информацию, но заверил, что Штаты и Запад в целом никоим образом не причастны к инциденту. По словам Золотова, «Москву мятежники не взяли бы».
Еще одно важное заявление — у Росгвардии появятся танки и другое тяжелое вооружение, этот вопрос «обсуждался с президентом».
Стоит заметить, что в числе участников церемонии был и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Это его второе появление на публике после попытки мятежа — первое было накануне на совещании Путина с руководителями силовых ведомств.
Александр Лукашенко
Лукашенко призвал не делать из него или Путина героев: «Мы ситуацию упустили»
Объемную речь президента Беларуси анонсировали еще накануне вечером. «Множество вопросов, вбросов, версий и предположений… Первый расскажет все, ответит на все», — в свойственной себе манере подогрела интерес пресс-служба Александра Лукашенко. Белорусский лидер, который выступил ключевой фигурой на переговорах с руководителем ЧВК Вагнера Евгением Пригожиным, вероятно, теперь и правда знает многое. Судя по официальному заявлению Минска, 24 июня на фоне попытки мятежа он согласовал «абсолютно выгодный и приемлемый вариант развязки ситуации» и обеспечил «вагнеровцам» гарантии безопасности.
На каких конкретно условиях и в каком «формате» бойцы ЧВК будут размещаться в Беларуси, неясно. Сам Пригожин во вчерашнем обращении уточнил, что Лукашенко «протянул руку» и предложил варианты дальнейшей работы ЧВК Вагнера «в законной юрисдикции». Других деталей не прозвучало. Сегодня днем МО РФ сообщило, что готовится к приему тяжелой военной техники ЧВК и ее передаче в действующие подразделения ВС РФ.
Если обычно выступления Лукашенко (тем более такие важные) транслируют в прямом эфире, то в этот раз от такой схемы почему-то отказались. Сторонним наблюдателям, которых не было во Дворце Независимости в Минске, пришлось ориентироваться на сообщения пресс-службы президента Беларуси. «Не скрою, было больно наблюдать за событиями, которые происходили на юге России. Не только мне. Многие наши граждане восприняли их близко к сердцу. Потому что Отечество одно», — сказал белорусский лидер. Лукашенко посчитал важным с учетом «роли Беларуси в разрешении ситуации» прояснить позицию и принятые решения.
Вот о чем сказал белорусский лидер:
- На фоне событий в России президент РБ привел армию в полную боевую готовность. «Никто даже в этих сопливых телеграм-каналах не вякнул против. <…> Армия в течение полудня, все Вооруженные силы, в том числе и милиция, спецподразделения, были приведены в полную боевую готовность», — сказал глава государства.
- Лукашенко попросил не делать «героев» из него, Путина или Пригожина. «Потому что мы ситуацию упустили, а потом мы думали, что рассосется, а оно не рассосалось. И столкнулись два человека, которые воевали на фронте. Нет в этом деле героев», — пояснил он.
- Если Россия «рухнет», все остальные «погибнут», окажутся «под обломками», уверен Лукашенко. Надо сказать, что этот тезис не новый — впервые президент РБ озвучил его в ноябре 2022 года на заседании совета коллективной безопасности ОДКБ.
- «Угроза нового глобального конфликта никогда не была так близка, как сегодня. Нашу страну, весь наш регион в очередной раз пытаются взорвать, дезориентировать людей. Любыми способами раскачать ситуацию и под этот шумок насадить свои правила, установить свой порядок. Порядок, при котором уже не будет ни наших стран, ни народов».
- Если бы в России «пошла смута», Запад воспользовался бы этим мгновенно, и это «самое страшное», считает президент РБ.
- Беглые белорусские оппозиционеры на фоне попытки мятежа в России «засуетились» и даже успели опубликовать призывы и планы, но «произошел фальстарт».
- «Стремятся продемонстрировать своим кураторам наличие хоть каких-то результатов. 250 миллионов надо же получить. Только там они поделят, а эти наши безумцы, которых еще несколько тут осталось, не вычистили мы, — они же ничего не получат. Опять пушечным мясом будут», — описал Лукашенко.
- Оппозиция, со слов президента Беларуси, хотела показать, что готова реализовать в стране «очередной сценарий вооруженного мятежа».
Позже Лукашенко на встрече с министром обороны Беларуси посоветовал не «бояться» бойцов ЧВК Вагнера, а перенимать их опыт. «Они на передовой — штурмовые отряды. Расскажут нам, что сейчас важно. <…> Они расскажут про оружие: какое хорошо работало, какое нет. И тактика, и вооружение, и как наступать, и как обороняться. Это бесценно», — отметил президент Беларуси.
«Я говорю: «На полпути тебя просто как клопа раздавят. Несмотря на то что войска (мне об этом Путин долго говорил) отвлечены на соответствующем фронте». Подумай, говорю, об этом»
«Я говорю: «Женя, никто тебе ни Шойгу, ни Герасимова, никого не отдаст»
Позже государственное агентство БелТА опубликовало выдержки из выступления Лукашенко. Белорусский лидер объяснил, что решил высказаться «честно, открыто и ничего не скрывая» из-за настроений российских «ура-патриотов», которые требуют расправиться с организаторами мятежа и не прекращать уголовное дело в отношении Пригожина.
Вот главные тезисы из речи:
- Хотел бы предостеречь Россию от требований «ловить, мочить, сажать» после попытки мятежа».
- Когда в России разворачивалась «смута», «как-то все под веником сидели». «Матвиенко оказалась мужественной, Володин, патриарх, пара человек — и все. А после драки руками мы умеем махать, ох как умеем и советовать: мочить, мочить и мочить. Слушайте, ну есть кого мочить, особенно знаете где. Есть кого сажать там, где это нужно», — сказал Лукашенко.
- Путин попытался связаться с Лукашенко утром в субботу, 24 июня. «Договорились в полдесятого, что мы переговорим в любое удобное для него время. Когда в 10:00 он выступил, в 10:10 позвонил и подробнейшим образом проинформировал меня о ситуации, которая происходит в России», — сказал Лукашенко. По словам белорусского лидера, из этой беседы он понял, что ситуация «сложная».
- «Я также понял: принято жестокое решение (оно и прозвучало подтекстом в выступлении Путина) — мочить. Я предложил Путину не торопиться. Давай, говорю, поговорим с Пригожиным, с командирами его. На что он мне сказал: „Слушай, Саша, бесполезно. Он даже трубку не берет, ни с кем разговаривать не хочет“».
- Где-то мы разговаривали, наверное, с полчаса. Потом он меня проинформировал, что на фронте. Помню его слова: «Ты знаешь, а на фронте, как ни странно, лучше, чем когда-либо было». Я говорю: «Вот видишь, не все так печально».
- Помимо Лукашенко, в переговорах участвовали замминистра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров и директор ФСБ России Александр Бортников.
- Лукашенко позвонил Пригожину около 11:00. «В 11:00 он мгновенно снял трубку. То есть Евкуров его позвал, отдал ему телефон: „Вот, Президент Беларуси звонит, будешь ли разговаривать?“ — „С Александром Григорьевичем буду“. Я слышу их разговор. Взял трубку. Разговор — эйфория. У Евгения полная эйфория».
- «Разговаривали первый раунд минут 30 на матерном языке. Исключительно. Слов матерных (я потом уже проанализировал) было в 10 раз больше, чем нормальной лексики. Он, конечно, извинился и начал мне матерными словами рассказывать».
- «Я говорю: „Женя, никто тебе ни Шойгу, ни Герасимова, никого не отдаст, особенно в этой ситуации. Ты же знаешь Путина не меньше, чем я. Во-вторых, он с тобой не то что встречаться — по телефону разговаривать не будет в силу этой обстановки“. Молчит. „Но мы хотим справедливости! Нас хотят задушить! Мы пойдем на Москву!“ Я говорю: „На полпути тебя просто как клопа раздавят. Несмотря на то что войска (мне об этом Путин долго говорил) отвлечены на соответствующем фронте“. Подумай, говорю, об этом. „Нет“ — такая вот эйфория».
- Лукашенко заявил Пригожину, что готов перебросить бригаду в Москву. «Долго я его убеждал. И в конце сказал: „Знаешь, ты, как хочешь, можешь поступать. Но на меня не обижайся. Бригада подготовлена к переброске в Москву. И, как в 1941-м (ты же книжки читаешь, образованный, умный человек), мы будем защищать Москву. Потому что данная ситуация не только в России“», — рассказал президент Беларуси.
- «„Пойдем на Москву, нам нужна справедливость. Мы воевали, мы честно воевали. Вы же, Александр Григорьевич, знаете, как мы воевали“. — „Знаю“», — поделился глава государства подробностями переговоров с Пригожиным.
- Лукашенко считает, что Шойгу критикуют незаслуженно. «В свое время началась конкуренция между армией и ЧВК, в результате чего межличностный конфликт между известными людьми перерос в эту драку. И вот тут я еще хотел бы сделать одно замечание, почему своим СМИ, пресс-секретарю поручил ни в коем случае не делать из меня героя, из Путина и Пригожина. Потому что мы прошлепали эту ситуацию. Мы ее упустили», — сказал президент РБ. «Я, опять же, в этой теме, в этом котле был постоянно. Я знаю работу Шойгу. Незаслуженно его порой критикуют», — добавил он.
«Просто нужно было выводить «Вагнер», и появился вариант Беларуси»
«Сейчас многие требуют расправы над «вагнеровцами», в том числе мои коллеги в Госдуме»
Вообще, в российском экспертном сообществе изначально разделились мнения о роли белорусского Батьки в остановке пригожинского мятежа. К примеру, известный журналист и политик Максим Шевченко предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online», что произошедшее — это часть хитроумного плана. Якобы Путин, используя Пригожина, через Лукашенко пытается лишить нынешних рычагов власти «прогнившую» российскую элиту. И нас ждет «переход всей политической системы Российской Федерации на измерение Союзного государства», включая, к примеру, министра обороны России и Беларуси, и это будут совершенно новые люди.
Впрочем, не все собеседники газеты согласны с Шевченко. «Привлечение Лукашенко же, на мой взгляд, вопрос чисто технический, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ политтехнолог Евгений Минченко. — Просто нужно было выводить „Вагнер“, и появился вариант Беларуси. Мы видим только маленькую часть картинки, не знаем, кто еще участвовал в переговорах. Видим лишь итог. Думаю, процесс переговоров был более сложным, чем то, что нам показали».
А политолог Алексей Макаркин не представляет, чтобы посредником в этой ситуации мог выступить кто-то из российских политиков: «Это не соответствовало бы всем неформальным правилам игры. Получается, внутри России есть какие-то игроки, которые могут взять на себя посредническую функцию? Как это выглядело бы в информационном пространстве?» Эксперт «БИЗНЕС Online» также считает, что роль Лукашенко в том, что случилось, минимальна. «Вряд ли он активный игрок во внутрироссийских процессах. Но белорусский лидер мог выступить гарантом того, что Пригожин и его ближайшее окружение могут прийти в Беларусь. Нужна была территория за пределами России вне сферы влияния Запада. Не будем забывать, что Пригожина ищут американцы. Количество стран, куда он мог уехать, ограничено», — считает Макаркин.
Что касается сегодняшнего выступления Лукашенко, собеседники газеты с пониманием отнеслись к тому, что Батька так и не раскрыл сути договоренностей с Пригожиным. «Наверное, эти договоренности не зря являются секретными. Зачем ломать игру руководства страны? Думаю, что со временем обсуждаемые условия станут доступны для широкой публики, в течение нескольких дней», — считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Пригожин в Беларуси будет выполнять задачу, о которой остальному обществу лучше не знать, предполагает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Но все это только гипотеза, с Лукашенко мы на эту тему поговорить не сможем, потому не узнаем, — продолжает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Пригожин просто перепутал. Он решил, что если в его руках военная сила, то он есть государство. Поэтому, как только он столкнулся с недостаточным, с его точки зрения, почтением, тут же пошел на мятеж. И это не произошло эмоционально, разработать операцию передвижения тысяч солдат через полстраны за день невозможно».
«Та договоренность, которая нам известна и была осуществлена, является очевидным компромиссом. Между речью президента о том, что все получат по заслугам, и конечной историей, когда Пригожин оказывается в Беларуси, есть разница, — заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ депутат Госдумы Константин Затулин. — Не считаю, что президент в этом случае был не прав, он, напротив, проявил мудрость и решил, что овчинка стоит выделки. Спокойствие в России, отсутствие кровавой бани в конечном счете важнее, чем чувство справедливости, которое в нас существует. Сейчас многие требуют расправы над „вагнеровцами“, в том числе мои коллеги в Госдуме. Я понимаю их мотивы, потому что люди были перепуганы происходящим. Но этот вчерашний испуг не надо делать основанием для того, чтобы пересматривать договоренности. Они позволили избежать элемента гражданской войны. Думаю, процесс осмысления того, что произошло, не закончен. Это касается не только Пригожина, но и всех остальных. Надо понять, что привело к подобному исходу. Для этого требуется время».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.