DSCN3257.jpg
На открытии Памятного знака собралось около 500 гостей - «от мала до велика»

ДАВНО НЕ ВИДЕЛИСЬ

Корреспондент «БИЗНЕС Online», прибыв в Болгар вчера в семь утра, то есть за пару часов до официального открытия, напрасно надеялся оказаться первым. С первым лучом солнца перед Памятным знаком принятию ислама булгарами было бело и зелено: мусульманских священнослужителей со всех районов Татарстана, российских и международных гостей было здесь «от мала до велика». Всего собралось около 500 гостей. Только от Татарстана были приглашены по четыре районных руководителя мусульманских общин. Убеленные сединами старцы и молодые люди с только пробивающейся бородкой кричали друг другу «Ассалам алейкум, давно не виделись!», пожимали руки, обнимались. Завороженно смотрели на громадное мраморное здание, нависавшее над ними, и тут же уходили в тень, ибо казалось, что с каждой минутой температурный столбик ползет на одно деление вверх - палило нещадно...

Имамы, муфтии и мухтасибы прогуливались вокруг здания (внутрь пока не пускали – и у входной двери то и дело сбивались в кучку старики, желающие хотя бы краем глаза взглянуть на Коран раньше прочих), обсуждали строящийся причал-музей, некоторые спускались к берегу. Тут были как люди из глубинки, так и, как выяснилось, идущие в ногу со временем служители ислама. Один имам, отойдя от группы товарищей и остановившись в тени, отбрасываемой Памятным знаком, что-то спешно печатал в своем смартфоне.

Другой показывал фотографу, как правильно фотографировать при таком освещении. Устав объяснять, он сам взял фотоаппарат и начал щелкать вид с берега. Перед главным входом за микрофонами репетировали девушки, пели мунаджаты. Одеты девушки были, прямо скажем, кто во что горазд и, по причине жары, несколько вольно: некоторые бабаи, поглаживая свои бороды, с неодобрением покачивали головой, глядя в их сторону, впрочем, к началу церемонии они уже переоделись в длинные платья.

«ЧТО ЖЕ ВЫ ОТМЕЧАЕТЕ – У ВАС ТУТ ВСЕ РАЗРУШЕНО!»

У Памятного знака появился похожий на волшебника из арабских сказок дедушка, которого тут же атаковали со всех сторон. Взятый в кольцо Талгат Таджутдин объяснял, «как все начиналось»:

- И веками наши предки сюда приходили. Обновить веру. Надежду. Укрепить мир и согласие. А мы в 1989 году отмечали 1100-летие принятие ислама нашими предками добровольно. Тогда из 28 стран приехали в Болгар. И с тех пор ежегодно со всех общин сюда приходим.

Тогда, вспоминал Таджутдин, все было разрушено, пришли на развалины. Так что некоторые гости очень удивлялись: «Что же вы отмечаете, у вас тут все разрушено!» Сейчас же он отметил и то, что «сюда из Чистополя можно замечательно добраться – замечательные дороги (заметим, что еще три дня назад на подъезде к Болгару шел спешный дорожный ремонт - ред.), обновляют дороги и в самом Болгаре».

- А чем больше будем мы украшать землю, города, села, тем радостнее будет на душе. Тем радостнее будет и возвращаться в мир вечности, потому что своим внукам мы оставим что-то лучше, чем было у нас, - рассуждал хазрат. Обернувшись назад, он указал на соседство церкви и мечети:

- Самое главное - мечеть и церковь рядом. И живем мы также рядом. И на работе, и на улице. И смешанные семьи есть. Хотелось бы, чтобы духовно-нравственные ценности не просто в зданиях были, а помогали нам творить мир и согласие.

DSCN3305.jpg
Рустам Минниханов поздравил всех со знаменательной датой: «Мы должны помнить наши истоки, ислам позволил нам стать сильными и важно сохранить его»

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ И ТАЙНА ПРИЧАЛА

Через пару минут прибыли первые лица - президент РТ Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, премьер Ильдар Халиков. Минниханова окружили духовные лидеры, и он повел их к главному входу Памятного знака. По пути остановивший их спешное движение Шаймиев указал президенту и Таджутдину в сторону причала: скорее всего, объясняя, где будет стоять скандальная «Хранительница» - именно Шаймиев предложил, в конце концов, установить статую на высоком берегу за причалом, где будет размещен и музей Болгар.

В официальной речи Минниханов заявил о том, что «качество нашего народа в том, что мы помним наши истоки: ислам позволил нам стать сильными, и сегодня важно сохранить исторические традиции ислама».

Шаймиев говорил о том, что неважно, где изготавливали Коран (некоторые правоверные мусульмане указывают на то, что книгу печатали в Италии, католической в общем-то стране - ред.) – в Триесте или другом городе. Неважно даже, большая это книга или маленькая. Гораздо важнее, считает он, что священную книгу, «красиво и нарядно оформленную», привезли в Болгар, и сделало это именно молодое поколение. Шаймиев также прокомментировал споры о «языческих», по мнению правоверных мусульман, культовых статуях «на исламской земле»: первый президент РТ призвал помнить «объективную историю – на этой земле был не только ислам, но и другие религии, традиции, их надо знать и принимать историю своего народа с уважением». Шаймиев же вручил директору музея-заповедника Болгар Рафаэлю Махмудову сертификат книги рекордов Гиннесса, «подтверждающий, что Коран является самым большим изданием священной книги мусульман».

Таджутдин, в свою очередь, настаивал на том, «чтобы Коран не просто лежал, как музейный экспонат, а читался!» И, с грустью вспомнив недавнюю историю истребления религии в народе, указал на символичность установки Памятного знака и большого Корана «именно здесь – откуда пошел ислам в России».

В Коранном зале председатель Духовного управления мусульман РТ Илдус хазрат Файзов завершил обрядовую церемонию «Хатем» (полное прочтение Корана), проведенную в мечети "Кул Шариф" 17 мая. После чего для первых лиц провели экскурсию по Памятному знаку, аналогичную той, которой удостоился и корреспондент «БИЗНЕС Online» тремя днями ранее: им показали макет карты Ибн Фадлана, входные порталы, купол, люстру, мозаичное панно «Принятие болгарами Ислама» и картинную галерею с конференц-залом. Большая часть гостей осталась коротать время на улице. Надо сказать, организаторы о скамейках для сотен гостей отчего-то не позаботились… Совсем уж ветхий старичок с тросточкой, например, которому явно немалых трудов стоило даже приехать сюда, невозмутимо уселся прямо на лестнице.

DSCN3339.jpg

Талгат Таджутдин выразил надежду, что Коран не будет «просто лежать, как музейный экспонат, а будет читаться»

ВЕСЕЛЫЕ ИМАМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫЧЕСТВА

Корреспондент «БИЗНЕС Online» оказался рядом с веселыми хазратами с востока Татарстана. И тут же воспользовался случаем пообщаться со священнослужителями, далекими от любого официоза. Они с радостью приняли в свой кружок: пока двери Памятного знака не откроются, за разговором и время пролетит быстрее. Памятный знак бабаям, в общем, понравился. Во всяком случае, его теперь видно («большой, красивый»). О существовании старого (небольшой потертый камень расположен в паре метров от нового – о нем отчего-то во время официальной церемонии никто и не вспомнил) они даже не догадывались. «Да, этот лучше», - переводя взгляд со старого на новый памятник, рассмеялся имам Мидхат из Елабуги. «Где мечети, где Коран, там будет «баракат». А где «баракат», там будет всегда благополучие», - заметил Зявдат - мухтасиб Тукаевского района. На вопрос, как часто они бывают в Болгаре, оба мухтасиба ответили: «Как приглашают, так сразу приезжаем. Мы народ безотказный!»

«На добровольных началах» они приезжали сюда раньше, «когда еще никого не было и когда не звали нас». Было это лет 20 тому назад. В советские же времена Болгар был забыт и заброшен, рассказали мухтасибы. Не ездили еще и потому, что «власти запрещали сюда ездить». «Я еще помню первый приезд сюда из своего района. В совхозе «Весенний» дали нам «пазик», в 1994 году, кажется. Этот «пазик» доехал до Болгара из Нижнекамского района, начался дождь. Дырявый оказался автобус! С зонтиками в нем сидели!» – смеется Зявдат. Мидхат рассказал, как в те же времена в Елабуге им организовали 6 - 7 автобусов. 350 человек поехали. С тех времен Болгар начал оживать, «пока не дошло до наших руководителей»: «Как обычно бывает? Где народ ходит, там постепенно асфальт кладут. Вот и с Болгаром та же история – президент начал дорогу проводить, обустраивать. Так и надо. Надо строить и мечети, и церкви».

Зявдат при всем при этом строго осуждает «элементы язычества» в Болгаре, которые, по его словам, «надо выжить». Какие элементы? «Вон, столб, видишь, народ толпится? (в прошлом году автору этих строк смущенный гид говорила про то, как из развалин народ умудрился сделать «камень желания» - ред.). Они сейчас пятаки в щели камня суют. И шепчут, просят чего-то от камня. «Это не «камень желания», а останки колонны бывшей мечети! Народ неграмотный просто», - качает головой тукаевский мухтасиб. Когда, говорит, Таджутдин закончит служение в мечети, люди обложат минарет, «руками уперлись, и шепчут, целуют, опять шепчут». С народом в России работать надо, образовывать, резюмирует он.

DSCN3269.jpg
«Сделали бы барса, как на гербе Татарстана, - приятный символ, никто слова против не сказал бы!» - шептались имамы

КАК КОРРЕСПОНДЕНТ УБЕЖДАЛ МУФТИЕВ, ЧТО КОРАН БУДУТ ЧИТАТЬ

Если посмотреть на памятник с точки зрения религии, продолжает Зявдат, «это совсем ненужная мера»: «Знать надо историю свою, но не в таком виде. Почему развалилось такое большое государство Болгар? Почему пал халифат? Почему пала Османская империя? Почему какой-то народ исчез с лица земли? Знать надо, и не повторять их ошибок».

Спрашиваем, разумеется, как наши мухтасибы относятся к установке статуи Даши Намдакова - той самой «Хранительнице»? Илхам - мамадышский мухтасиб, вопросу удивился: ему сказали, что от установки скульптуры все-таки отказались. Зявдат уверяет, что не отказались и что будут устанавливать за пристанью, он об этом «читал в интернете». «Ну это вообще, - разочарованно протянули имамы. - Весь народ ведь против! Сделали бы барса, как на гербе Татарстана, - приятный символ, никто слова против не сказал бы!»

Мы делимся с ним доводами защитников «Хранительницы», которые говорят о существовавшем язычестве в Булгарии, о части истории народа… Мухтасибы в ответ лишь качают головами: «А почему Булгария распалась? Из-за идолопоклонников». «Как всегда, хорошее дело делаем (показывает на Памятник принятию ислама - ред.), а параллельно делаем плохое», - грустно роняет Мидхат. Зявдат добавляет, что народ не будет заходить и читать Большой Коран, а будет идти к барсу и фотографироваться на его фоне. «А как мусульманин, я, например, должен пойти туда и кидать камни. Как на шайтана», - смеется тукаевский мухтасиб.

- Неужели будут кидать? - недоверчиво поинтересовались мы.

- Будут! - по-мальчишески задорно ответил Зявдат.

Имамы интересуются: почему статую назвали «Хранительницей»? Кого она охраняет? "Может быть, народы Татарстана", - делаем мы осторожное предположение. Один из муфтиев показывает в небо: «Куда его (Аллаха - ред.) денешь? На второе место, что ли, под барса?»

Против большого Корана мухтасибы не возражают, однако замечают, что «Коран, который не читается, в плену у своего хозяина». Зявдат выразил сомнение в том, что его будут читать в Памятном знаке («шесть человек для этого нужно было в "Кул Шарифе"!»), а ведь «Коран - не музейный экспонат». Корреспондент «БИЗНЕС Online» заверил муфтиев, что Коран читать обязались, и для этого нужно всего два человека. «Иншалла», - вздохнули они. И выразили сожаление, что в последние годы обычные мусульмане перестали читать Коран, как христиане перестали читать Библию.

Тут нам пришлось распрощаться: народ задвигался, двери, наконец, распахнулись и для простого люда (официальные лица отправились открывать музей хлеба), и мы увидели того самого ветхого старика с тросточкой в первых рядах.

КОРАН КАК МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ, МОЖНО ЛИ ЕСТЬ ЧАК-ЧАК И НЕХВАТКА ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕПИТА

Внутри Памятника за три дня все доделали, убрали и отдраили до блеска. В центре - огромная раскрытая книга на постаменте. Двое гостей из Турции читают Коран. Десятки правоверных слушают, с любопытством разглядывая, самую большую священную книгу. Однако часть гостей-мусульман словно подслушали беседу корреспондента «БИЗНЕС Online» с имами и воспринимают большой Коран не иначе как музейный экспонат, вовсю фотографируя его на свои айпады, айфоны и обычные фотоаппараты, некоторые семьи даже снимаются на фоне книги. Организаторы установки Памятника неоднократно упирали на то, что это не культовое сооружение. Поспрашивав гостей, мы пришли к выводу, что большинство его таковым изначально и не воспринимали.

Иностранный журналист, обнаружив рядом с Кораном подарочный чак-чак (специально поставленный тут – чтобы гости угощались), поинтересовался у отечественных коллег, можно ли его есть в религиозном здании рядом со священной книгой, однако не получил внятного ответа. Впрочем, чак-чак так и остался нераспробованным: распаковать его забыли. У красивого мозаичного панно – столпотворение родителей с детьми и море фотовспышек. И только редкий муфтий, да и то быстрым шагом проходя мимо, заглядывает в витрины, интересуясь, какие старинные рукописи теперь хранятся в музее Памятного знака.

Выйдя на улицу, корреспондент «БИЗНЕС Online» вновь столкнулся с ветхим бабаем с тросточкой, который что-то старательно искал. Мы посоветовали ему скамейки в тени, бабай, закивав («Рэхмет!»), заметил, что ищет не тени, «а еды и воды!». Еды поблизости не было – ближайшее кафе в городе Болгар, в паре километров от заповедника. Вздохнув, бабай поплелся дальше.

Оказавшись в музее хлеба, уже официально открытом и полном гостей, где бесплатно угощали чаем, хлебом, булочками и чак-чаком, мы с сожалением вспомнили о старике – впрочем, узнай он о том, «где тут кормят», вряд ли смог бы добраться на своих двоих: путь для пожилых людей до музея хлеба неблизкий. А автобусов для перевозки гостей у Памятного знака не было. Как решали «вопрос еды и воды» сотни посетителей, в том числе иностранных, о которых в пылу официальных открытий подзабыли, осталось неясным. Так или иначе, это лишнее напоминание для местных властей и компаний, строящих новые объекты, – туристическая инфраструктура в настоящее время в Болгаре в плачевном состоянии.