«ЧЕМ ЖИРНЕЕ КОМЕРС, ТЕМ КРУЧЕ ИКРА»

Зашифрованный свидетель Михаил Сафронов (стороне защиты вновь отказали в раскрытии его подлинных данных) был участником группировки «Перваки» и стал фактически первым убедительным свидетелем обвинения по эпизодам «банда» и «хранение оружия». Все предыдущие так и не смогли рассказать об этом внятно ничего нового – сами оружия они не видели, об иерархии в группировке знали весьма отдаленно. А бывший участник группировки «Хади Такташ» Александр Сычев в суде и вовсе заявил, что сам никогда не состоял в группировке, а «Перваков» назвал обычными жителями Первых Горок.

На вопрос, кого из «Перваков» он знал, свидетель Сафронов, сидевший в секретной комнате, назвал имена всех подсудимых и добавил, что знал еще и «тех, кто сейчас лежит на кладбище». С его слов получалось, что за каждым лидером была закреплена своя работа: так, подсудимый Валентин Лукоянов по кличке Валек, по словам Сафронова, руководил группой киллеров, а подсудимый Леонид Андреев по кличке Кисман отвечал за «экономическую часть». Подсудимого Фирдинанта Юсупова по кличке Федя свидетель назвал просто – «папа».

- Что значит «папа»? Это значит, что Федя был «королем» на районе, - объяснил Сафронов, когда его попросили растолковать значение необычного «отцовства». Подсудимого Сергея Сардаева по кличке Сардай свидетель охарактеризовал как «хитрого и коварного человека», который занимался «всем понемногу».

Среди покойных знакомых Сафронова были Айрат Насыбуллин по кличке Кощей и киллер Александр Иерусалимский, который, по словам свидетеля, любил похвастаться своими «заказами», будучи в нетрезвом виде (возможно, поэтому многие свидетели оказались осведомлены о подробностях громких убийств этого уголовного дела).

Сафронов знал, что в 1997 году «Перваки» раскололись на три группировки – «Бригаду Феди» (их еще называли «офисными» за то, что они стремились к легализации бизнеса), «Бригаду Бибика» (люди Альберта Батрова, которые объявили войну «Хади Такташ» и придерживались традиционных воровских понятий) и «Негров» (бывшие «Перваки», занявшие нейтральную позицию). Численность «Бригады Феди» была в районе 50 человек, хотя точное число Сафронов назвать не смог, он объяснил, что участников было много.

- Однажды из Фединого офиса людей в шестой отдел МВД забирали, и там было так много народу, что автобус два раза за ними туда-сюда ездил, - припоминал Сафронов, а затем добавил, что подсудимые часто собирались в этом офисе и активно занимались крышеванием коммерсантов с Первых Горок.

- Чем жирнее «комерс», тем круче икра, - холодно произнес искаженный компьютерный голос и стал перечислять самые крупные объекты «крышевания». Среди них были рынки на улицах Мавлютова и Родины, Чеховский рынок, магазин «Блесна», кафе «Таулык». По словам Сафронова, неплохой доход в общак приносили проститутки, работавшие на Южной трассе и в гостинице «Булгар». Денег хватало «на оружие, похороны и поминки».

валентин лукоянов.jpg
Подсудимый Валентин Лукоянов по кличке Валек, по словам свидетеля, руководил группой киллеров «Перваков»

АВТО НЕ ЗАХОТЕЛ ССОРИТЬСЯ С «ПЕРВАКАМИ»

Много интересных подробностей Сафронов рассказал практически по всем эпизодам, в которых обвиняются подсудимые. К примеру, со слов Сафронова, получалось, что подсудимый Лукоянов решил совместно со своим приятелем Хайдаром Шакировым убить другого «Первака» Константина Николаева из-за того, что тот решил прибрать к рукам асфальтобетонный завод в Отарах (часть выручки этого завода шла в общак «Бригады Феди» - за «крышу» был ответственным Шакиров, ныне покойный).

- Чекист хотел лишить Лукоянова формального лидерства в группировке и угрожал Шакирову, которого хотел отстранить от «крышевания» завода, - сообщил Сафронов и добавил, что для убийства Николаева был «нанят» гастарбайтер из Молдавии. А затем начал рассказывать про убийство лидера группировки «Калуга» Вячеслава Татарова по кличке Янис авторитетом греческого происхождения. Согласно обвинительному заключению, раздор между Янисом и «Перваками» разгорелся из-за проституток, работающих в отеле «Булгар», который контролировали «калужские», - Татаров не хотел, чтобы там работали девушки Юсупова и Лукоянова. Последний, по словам зашифрованного свидетеля, считал, что за отелем «Булгар» стоит бизнесмен Александр Сапоговский. Его, экс-депутата Госсовета РТ, Сафронов назвал «федькиным человеком».

Свидетель рассказал, что «Перваки» заявили о своих правах на деятельность проституток, и Янис вынужден был искать помощь на стороне. Его мытарства закончились советом Автандила Янакова по кличке Авто (он обвиняется в организации убийств по заказу директора санатория «Санта» Ираклия Саввиди – они оба скрываются в Греции), который рекомендовал не связываться с «Первогоровскими» и отказался помогать своему земляку в борьбе за отель.

сардаев.jpg
Сергея Сардаева свидетель охарактеризовал как «хитрого и коварного человека», который занимался «всем понемногу»

ПОДСУДИМЫЕ ПРОТИВ ИНКОГНИТО

Сафронов рассказал, что убийство Сергея Васина по кличке Дядя Слава - директора автостоянки на улице Профессора Камая, подсудимый Лукоянов (он хотел встать во главе автостоянки) поручил киллеру Иерусалимскому, а тот, в свою очередь, делегировал заказ одному из «молодых».

- Лукоянов просил, чтобы все было чисто, говорил, что в городе часто стали стрелять, вокруг из-за этого много шума – решено было Васина зарезать, - рассказал свидетель. – Но вышло все отвратительно: они его порезали, но тот не умер сразу.

На одном из предыдущих судебных заседаний свидетельница, работавшая в то время воспитательницей в детском саду, рассказала, как нашла окровавленного Васина на игровой площадке и вызвала скорую. Дядя Слава скончался по дороге в больницу. Удалось ли Лукоянову встать во главе автостоянки (которая, к слову, располагалась аккурат напротив местного отделения милиции), свидетель не знал.

Свидетель рассказал и об оружии, которое было в распоряжении «Перваков». В их арсенале имелись пистолеты, обрезы, ПСМ, ТТ…

- Был даже автомат Калашникова, который прятали в спортзале ПТУ №54, - рассказал Сафронов. – Однажды там произошел пожар, и милиция, наткнувшись на спрятанный автомат, изъяла его. Федя тогда очень ругался…

Допрос закончился, и подсудимые в один голос заявили: «Молодец, Радик». Похоже, программа защиты свидетелей, которая применяется при рассмотрении дела «Перваков» в суде, не помогает – обвиняемые Юсупов и Лукоянов узнали в человеке, сидевшем в секретной комнате, Радика Зарипова. Он и его приятель Ильдар Якупов носили кличку Цветные за цвет из волос – один был рыжим, другой - светло-русым. Ранее они уже приходили в суд и были допрошены в открытом режиме как свидетели по эпизоду убийства известного в 90-е казанского предпринимателя Тимура Атнагулова - руководителя «Русского радио» в Казани, а также популярных пейджинговых компаний. Оба заявили тогда, что не имеют к группировке «Перваки» никакого отношения, несмотря на то что с детства жили в микрорайоне «Первые Горки». Зарипов и Якупов рассказали, что подсудимых знали с детства, но начали с ними общаться, только когда познакомились с Атнагуловым.

В нормах Уголовно-процессуального кодекса не прописана возможность допроса свидетелей в двух режимах – открытом и закрытом (т.е. в секретной комнате, с изменением голоса и под псевдонимом). Так как прямого запрета нет, эту практику, похоже, активно используют при разбирательстве дела «Перваков». Сказать, что засекречивание свидетелей помогает, можно с трудом – ранее подсудимые уже узнали в «засекреченных» бывшего члена группировки «Хади Такташ» Рината Фархутдинова и бывшего «Первака» Аделя Гаязова по кличке Пушкин. Адвокаты уверены, что вскоре в суде под псевдонимом вновь даст показания экс-лидер «Хадишенских» Радик Галиакберов по кличке Раджа. Даже если свидетели, выступающие под псевдонимом, будут вычислены, их показания будут фигурировать в приговоре под псевдонимом. Тем не менее источник, близкий к следствию, пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что для тех, кто сидит в секретной комнате, отсутствие их фамилии в приговоре под данными, которые озвучены в формате «инкогнито», уже много значит…

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за процессом.

Рис. Анастасии Бронниковой