30 лет в минувшие выходные отметила СК «Чулпан» — одна из крупнейших страховых компаний на территории Татарстана. Юбилей компания встречает в качестве корпоративного партнера российских банков из первой десятки и промышленных гигантов республики, имея среди клиентов сотни тысяч человек. Как учрежденный когда-то «Татнефтью» страховщик вырос в разветвленный холдинг, в интервью рассказал генеральный директор СК «Чулпан» Фарит Вафин.
Фарит Вафин: «В общей сложности уже в текущем году оформили и произвели страховые выплаты на общую сумму около 500 млн рублей»
Более 100 страховых случаев регулируем ежедневно
— Фарит Салихович, компания «Чулпан» родилась в 1993 году — этот период называют временем стихийного развития российского страхового рынка. На что приходилось опираться?
— Компания была создана в 1993 году в Альметьевске. Ее основным учредителем стало ПО «Татнефть» (в настоящий момент ПАО «Татнефть»). Вначале мы занимались в основном добровольным медицинским страхованием сотрудников «Татнефти» и ее дочерних предприятий. К концу 1990-х годов нашу клиентскую базу значительно расширили партнеры нефтяников, с которыми мы заключили ряд договоров имущественного страхования. К тому времени «Чулпан» уже вышла на лидирующие позиции на страховом рынке Татарстана, продолжая активно формировать региональную сеть филиалов в крупных городах на юго-востоке республики. Тогда же, в начале 2000-х годов, мы приняли решение наряду с корпоративным страхованием развивать и розничное направление. Все это позволило в 2002 году перешагнуть важный рубеж — собрать 1,3 млрд рублей и занять второе место среди крупнейших страховых компаний, действующих на территории Татарстана.
К концу 2000-х годов СК «Чулпан» уже имела дифференцированный клиентский портфель, активно занимаясь имущественным и личным страхованием корпоративных клиентов, а также автострахованием и страхованием имущества граждан. А показатели ее деятельности соответствовали уровню компании федерального масштаба.
— Страховая компания «Чулпан» начиналась как кэптивная, то есть обслуживающая интересы акционеров. Почему возникла мысль пойти в розницу?
— Идея создания СК «Чулпан» не была связана только с обслуживанием ПАО «Татнефть» и его дочерних обществ, а предполагала предоставление страховых услуг всем нефтяникам, живущим в регионе. Мы понимали, что бизнес будет более устойчивым, если будем ориентироваться на более широкий круг страхователей. Уже много лет доля премий от нашего главного акционера уменьшается, остальное мы зарабатываем на рынке сами с помощью своих конкурентоспособных страховых продуктов, за счет высокого качества обслуживания и урегулирования страховых случаев.
В числе многолетних корпоративных партнеров нашей компании — такие известные банки, как Сбер, Газпромбанк, Банк ВТБ, Банк «Зенит», крупнейшие промышленные предприятия республики — «ТАНЕКО», АО «КМПО», ОАО «Алексеевскдорстрой», «Нижнекамская ТЭЦ» и другие.
Нам доверяют защиту своих интересов сотни тысяч человек. Каждый рабочий день мы в среднем регулируем более 100 страховых случаев. В общей сложности уже в текущем году оформили и произвели страховые выплаты на общую сумму около 500 млн рублей.
— Является ли наличие в составе акционеров страховщика крупной нефтяной компании преимуществом?
— Три десятилетия назад многие крупные российские предприятия, банки и другие структуры обзаводились собственными страховыми компаниями. Но никто просто так не разбрасывается деньгами. Поэтому высокие требования со стороны наших акционеров к нам были закономерны. Во многом благодаря этому наша компания смогла пройти столь длинный и сложный путь. В настоящее время среди акционеров компании также присутствуют АО «ТАТЕХ», АО «Татойлгаз» и физические лица.
«Наша компания, несмотря на регулярно происходившие на рынке потрясения — это и дефолт 1998 года, и финансовый кризис 2008 года, пандемия коронавируса и другие, — не просто выжила, а стала финансово устойчивым страховщиком, одним из лидеров страхового рынка»
Каждый проект группы работает с хорошей отдачей
— Что представляет из себя сегодня ваша компания?
— Региональная сеть АО СК «Чулпан» включает 11 филиалов, 6 представительств на территории Татарстана и 3 филиала за пределами республики.
Мы никогда не открывали филиалы и представительства ради количества, чем грешат некоторые игроки. Понятно, что страхование — это коммерческая деятельность, но в ее основе должна лежать социальная идея, суть которой в том, чтобы минимизировать у клиента все возможные в его жизни и деятельности риски. А если наступит страховой случай, то оказаться рядом с компанией или человеком в трудные моменты их жизни. Именно поэтому максимальная ориентация на конечный результат, а это удовлетворенность клиентов ценой и качеством страхового обслуживания, является нашей главной целью. Ей подчинено и организационное построение компании. Общество имеет лицензии на все основные виды страхования и перестрахования, осуществляет деятельность по 57 видам страхования (включая добровольные и обязательные).
Я всегда придерживался принципа — прежде чем войти в конкретное дело, освоить новое направление страхования, нужно четко знать, как из него выйти. Следуя этому принципу, мы разрабатываем и осваиваем новый страховой продукт только тогда, когда знаем, что можем его осилить, исключая все риски для себя и страхователя. Только так: если что-то обещаем — делаем. И никогда, это тоже неизменный принцип компании, не навязываем клиенту ничего лишнего.
— Раскроете финансовые показатели?
— Уставный капитал Общества — 666 млн рублей, собственные средства составляют 3 млрд рублей. Нормативное соотношение собственных средств и принятых обязательств, рассчитанное в соответствии с Положением Банка России «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков», составляет 3,55 при пороговом значении 1,05. У нас высокая надежность по активам и капиталу, что подтверждается рейтингом ведущего российского рейтингового агентства «Эксперт РА» на уровне А-. Репутация «Чулпан» высоко оценивается в профессиональном сообществе. Мы становились лауреатом премии в области страхования «Золотая саламандра», Поволжской национальной премии «Серебряный зонт», премии «За обустройство земли российской», обладателем почетного знака «Лидер национальной экономики»…
— Как получилось, что «Чулпан» выросла из страховой компании в холдинг?
— Откровенно говоря, группа компаний «Чулпан» формировалась не всегда по нашей инициативе, приходилось подстраиваться и под законодательные решения в области страхования. В 2004 году медицинское страхование было выделено в СМО «Чулпан-Мед», а в 2006 году появилась специализирующаяся на страховании жизни компания «Чулпан-Жизнь». А вот лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина» в 2009 году создавался для обслуживания работников шинного комплекса в Нижнекамске по инициативе ПАО «Татнефть» и при нашем непосредственном участии. Создание страховой группы дало дополнительные конкурентные преимущества и новые возможности от эффекта синергии.
— Можно ли сказать, что сейчас группа компаний «Чулпан» уже не вспомогательное предприятие при крупной нефтяной компании, а прибыльный самостоятельный проект?
— Изначально каждый проект создается для получения прибыли, но на практике это не всегда удается. Я рад, что ни один наш проект не закрылся, каждый работает с хорошей отдачей.
Яркая звезда, стоящая высоко над горизонтом
— Как вы сами пришли в страховой бизнес?
— В 1975 году после окончания факультета планирования промышленности Казанского финансово-экономического института я работал в Казани, отслужил в рядах Советской армии. В 1978 году начал работать старшим инженером-программистом в вычислительном центре компании «Татнефть». Затем возглавил планово-экономический отдел в управлении «Татнефтегаз». Оттуда был переведен во внешнеэкономическую фирму объединения «Татнефть» заместителем начальника финансового отдела, начальником отдела импорта. В 1993 году руководство предложило заняться созданием страховой компании. Так круто изменилась вся жизнь — с февраля 1994 года и по сей день возглавляю страховую компанию «Чулпан».
— Какими достижениями за прошедшие 30 лет гордитесь больше всего?
— Тем, что наша компания, несмотря на регулярно происходившие на рынке потрясения — это и дефолт 1998 года, и финансовый кризис 2008 года, пандемия коронавируса и другие, — не просто выжила, а стала финансово устойчивым страховщиком, одним из лидеров страхового рынка. Во многом это заслуга коллектива. В нашей компании трудятся сотни профессионалов своего дела, появились уже семейные династии страховщиков.
Мы действительно как одна семья, в которой объединяет не только работа, но и общие цели, достижения, интересы. Так, 22 июля, в день юбилея, состоялась очередная, уже четырнадцатая по счету, Спартакиада страховой компании.
— Какие ближайшие цели стоят перед компанией?
— Юбилей — это, конечно приятно, но мы не забываем о текущих делах. Поставили себе на ближайшее время задачи: перевыполнить плановые показатели по сборам премий, улучшить финансовое состояние, снизить убытки, повысить рейтинговую оценку.
Хочется по случаю юбилея поздравить акционеров и страхователей, поблагодарить их за доверие к нам, а работников — за их профессионализм и добросовестный труд.
— У вашей компании необычное название — как оно появилось?
— Чулпан — не только популярное женское имя в Татарстане, но и по-татарски «яркая звезда, стоящая высоко над горизонтом». Нам была поставлена задача стремиться к этому на страховом небосклоне среди сотен других звезд. Сегодня с гордостью можно сказать, что так оно и получилось.
Телефон: (8553) 304-490
Факс: (8553) 304-497
Электронный адрес: chulpan@tatais.ru
Web-сайт: www.chulpan.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.