«Каждые две недели в лифтах страны погибает один человек, и об этом никто не пишет и не устраивает истерику!» — заявил в среду в Общественной палате РТ представитель Whoosh — одного из крупнейших кикшеринговых сервисов в стране. У компании лишь в Казани выставлено 2,5 тыс. арендных самокатов. Вместе с другими игроками рынка, например «Яндексом», сервис дискутировал с органами власти и республиканским ГИБДД о перспективах «транспорта будущего». О том, какие аргументы приводили стороны и какие нововведения уже ждут водителей СИМ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
По словам представителя ГИБДД, в Казани за этот период произошло 15 ДТП с самокатами, а по всему Татарстану — 17
Насколько опасны самокаты: сухие цифры ГИБДД
Назидательную часть дискуссии об электросамокатах в Общественной палате РТ, можно сказать, возглавил начальник отдела управления ГИБДД МВД по Татарстану Андрей Куртмин. Он озвучил статистику по ДТП с участием СИМ за последние полгода. По факту — с марта, тогда после сугробов на дороге и оказались СИМ (средства индивидуальной мобильности).
По словам представителя ГИБДД, в Казани за этот период произошло 15 ДТП с самокатами, а по всему Татарстану — 17. По сравнению с аналогичном периодом прошлого года ДТП с участием СИМ увеличилось на 70%. В этих ДТП пострадали 18 человек, из которых 8 — дети.
Основными причинами, по которой происходят ДТП с участием электросамокатов, Куртмин назвал пересечение проезжей части не спешившись, а также передвижение на одном СИМ вдвоем. Почти все ДТП происходили на арендованных самокатах многочисленных агрегаторов. Это Whoosh, Urent, «Яндекс» и др.
«Тенденция роста аварийности связана с увеличением количества электросамокатов на дорогах республики, в основном прокатных устройств. Могу остановиться на городе Набережные Челны, который является вторым по численности. Там прокат электросамокатов не осуществляется, и, как мы видим из статистики, ДТП там тоже нет», — подчеркнул Куртмин и добавил, что в республике сейчас количество электросамокатов увеличилось за год в 2 раза до 6.5 тысячи.
Куртмин также рассказал и том, как ГИБДД сейчас пытается бороться с нарушениями, которые совершают электросамокатчики. По его словам, проводят активную работу с населением и в особенности детьми — им разъясняют правила ПДД с поправкой на недавние дополнения к СИМ.
По словам соучредителя Whoosh Сергея Лаврентьева, при поездках вдвоем кинетическая сила самоката увеличивается вдвое, а значит, и удар при падении тоже
О велодорожках и «петушеринге»
По словам заместителя председателя общественного совета при минтрансе РФ Бориса Лорана, большое количество экспертов «занимаются самопиаром и популизмом» на фоне самокатов, а не решением реальных проблем. Он добавил, что в настоящее время формируется рабочая группа по электросамокатам в неограниченном количестве экспертов. Туда войдут все стороны, т. к. у каждой из них свой особенный взгляд на ситуацию. Будут в том числе представители кикшеринговых компаний.
Например, в обсуждении приняли участие представители Urent, которые раскритиковали рекламную кампанию против совместной езды на одном транспорте, назвав ее оскорбительным словом «петушеринг». «Не будь петушком — или на двух самокатах, или пешком», — гласил их лозунг. По словам соучредителя Whoosh Сергея Лаврентьева, при поездках вдвоем кинетическая сила самоката увеличивается вдвое, а значит, и удар при падении тоже.
«Когда три человека едут на одном самокате и он там весь прогибается, смешно для каких-то роликов, но на самом деле это крайне опасно и недопустимо. Один самокат — один человек. Когда взрослый дядя везет своего ребенка на самокате — это вопрос: „Что у папы с головой?“» — заявил Лоран.
Отметили и проблему велодорожек. И. о. председателя городского комитета по транспорту Марат Шарипов рассказал, что в текущем году вдоль набережной Казани проложено 3 км велодорожек, а в следующем году планируется еще около 20 километров. Однако в таком случае, по словам Владимира Луговенко, заместителя директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса РФ, возникает вопрос к культуре пешеходов и самокатчиков: «Человек, который идет по велодорожке, и СИМ, которое едет рядом и обгоняет его. Я видел выражение лица этого пешехода — он был крайне недоволен, хотя сам и нарушает правила. Вопрос не только к СИМ, но и к пешеходам. Бывает и наоборот — есть велодорожка, а СИМ едет по пешеходной дорожке». Он добавил, что именно такие ситуации и вызывают негатив вокруг индивидуальных средств.
«Приведу аналогию с велосипедными шлемами — до сих пор они массово не используются. Причем не только в нашей стране, но и за рубежом»
А что по поводу прав для управления самокатом и шлемов?
Отрицательно на предложение о прохождении обязательного обучения для водителей электросамокатов высказался Лоран. По его словам, это может вызвать уход сектора в серый рынок, из-за чего возрастает нагрузка на силовые ведомства. Он считает, что хорошим решением будет установка наказания за нарушения, однако возникает вопрос юридической базы.
Помимо этого, он напомнил об инициативе добавления регистрационных номеров на электросамокатах. Лоран подчеркнул, что это не решит проблему. Однако спикер не против того, чтобы каждое изделие было «узнаваемым» на случай разбора аварийных ситуаций.
Дмитрий Митрошин, начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России», также поднял тему оснащения водителей электросамокатов шлемами: «Оно вроде бы как результат на поверхности. С другой стороны, вопрос совершенно неоднозначный. Приведу аналогию с велосипедными шлемами — до сих пор они массово не используются. Причем не только в нашей стране, но и за рубежом. С одной стороны, это нагрузка на пользователя, с другой —велошлемы или мотошлемы стоят дорого. Нужно быть материалистами, мы реально думаем, что десятки тысяч людей все вдруг наденут эти дорогостоящие шлемы? А то, что можно купить дешево, зачастую не придает безопасности, а в некоторых случаях ее ухудшает».
В Казани, как говорит представитель одного из крупнейших кикшерингов, «флот» исчисляется 2,5 тыс. устройств, а пользователи уже совершили более 3 млн поездок
Что сказали представители кикшеринга?
Все это время представители кикшеринговых компаний вели записи в своих блокнотах. Они готовились предоставить объяснение своей позиции и показать свои методы увеличения безопасности проезда на самокатах.
Начал Александр Новолокин, руководитель направления по взаимодействию с органами госвласти «Яндекс Go». Он рассказал, что сейчас их самокаты соответствуют даже тем ГОСТам, которые являются необязательными, и не ради того, чтобы «сделать приятное» минтрансу, а потому что «Яндексу» так проще работать. Новолокин добавил, что свою работу они начинали с разделения на три стандарта, которым необходимо соответствовать: технические характеристики и оборудование, безопасность среди представителей, обслуживающих электросамокаты, а также безопасность самих пользователей.
Представитель Whoosh Лаврентьев начал с цифр. Он вспомнил статистику ДТП, которую ранее озвучили на обсуждении. По его словам, их компания за прошлый год совершила более 50 млн поездок по всей России. За прошлый год в РФ было зарегистрировано около тысячи ДТП — половина из них приходится на прокатные самокаты.
«Если поделить на два, получится 500 ДТП. Эту цифру мы делим на три основных игрока — 150. Получается 3 тысячных процента ДТП, которые совершают наши пользователи. Я приведу печальную статистику — каждые две недели в лифтах страны погибает один человек, и об этом никто не пишет и не устраивает истерику», — сравнил он.
В Казани, как говорит представитель одного из крупнейших кикшерингов, «флот» исчисляется 2,5 тыс. устройств, а пользователи уже совершили более 3 млн поездок. По их данным, 75% процентов поездок совершается как «замещение автомобилей», чтобы добраться на работу или учебу. Лаврентьев добавил, что «истерия», которая сейчас происходит, — следствие «взрывного спроса»: «Самокат — это тот самый пример, когда прогресс тянет за собой необходимость реакции».
Также Лаврентьев рассказал о тех разработках, которые сейчас ведутся в компании для максимизации безопасности. Например, о работах по антитандемным технологиям, которые позволят понимать, что люди ездят вдвоем. А еще в ближайшее время планируется реализовать «компьютерное зрение» самоката, которое определит нахождение самоката в зоне с плотным пешеходным трафиком или пешеходным переходом, — сразу после этого самокат будет принудительно снижать скорость. После произносимых заявлений сидевший рядом с ним представитель «Яндекс Gо» утвердительно закрывал глаза. Создавалось впечатление общей договоренности между компаниями — так четко разделились баррикады.
Рассказал Лаврентьев и о внедрении опциональных шлемов для безопасности водителя, т. е. как дополнительной функции. По его словам, сейчас это тестируется в Москве и Санкт-Петербурге, но уже в следующем году планируется распространить такую возможность и на Казань.
Компании также упомянули и о своих школах вождения, которые помогают водителям СИМ в освоении ПДД. Однако кикшеринги настаивают на большем развитии совместного формата работы с администрациями для распространения социальных материалов среди структур власти: «Посты в интернете — это доступный элемент, который может влиять на население. Людей необходимо образовывать».
«У нас, у России, всегда свой путь, своя особенность, и давайте быть реалистами — там другое восприятие. У них там расплавленные мозги, у нас — реальные. Мы сделаем так, как нужно нашему государству и обществу»
Нужно ли перенимать опыт других стран?
Также на круглом столе прозвучал вопрос и об опыте иностранных государств с СИМ. Лоран, например, заявил, что России нет смысла смотреть «за бугор» и перенимать опыт, т. к. в РФ всегда должен быть свой путь: «Хочу всех приземлить в нашу реальность. Нас десятилетиями все время учили смотреть туда. Что-то я там ничего хорошего не вижу, поэтому у нас прекрасная страна, которая с нашим потенциалом вполне способна решить это сама. У нас такая же ситуация была с автобусными перевозками, вот этим блаблакаровскими перевозками. Нам приводили примеры Франции, Германии и так далее. У нас, у России, всегда свой путь, своя особенность, и давайте быть реалистами — там другое восприятие. У них там расплавленные мозги, у нас — реальные. Мы сделаем так, как нужно нашему государству и обществу».
Напомним, ранее в столице Франции сложилась критическая ситуация, когда количество недовольных электросамокатами горожан, по опросам, достигло 89%. В 2022 году там от их действия пострадали более 400 человек и трое погибли. Поэтому в Париже с 1 сентября этого года электросамокаты станут недоступными для аренды.
Лоран добавил, что прогресс не стоит на месте, в ближайшей перспективе мы можем увидеть СИМ, которые будут способны передвигаться не только по земле, но и по воздуху и воде. А может, мечтательно добавил он, и в космосе: «Торопитесь жить, время у нас, мягко сказать, ограничено».
Пожалуй, единственное и самое главное, в чем сошлись все стороны общения, — это в том, что запрещать электросамокаты точно нельзя и бессмысленно. Ибо это противодействие прогрессу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.