Сама программа, появившись телеэкранах в 2012 году, сразу привлекла к себе внимание экспертов и широкой публики Сама программа, появившись на телеэкранах в 2012 году, сразу привлекла к себе внимание экспертов и широкой публики Фото предоставлены пресс-службой ТК «Россия – Культура»

Казанцы не из столицы РТ

Будет за кого поболеть казанским зрителям в новом сезоне флагманского телепроекта «Большой балет» телеканала «Россия – Культура», съемки которого начинаются сегодня в Москве.

Сама программа, появившись на телеэкранах в 2012 году, сразу привлекла к себе внимание экспертов и широкой публики. Благодаря еженедельным выпускам балетоманы открывали для себя молодых звезд танца, оценивали новые интерпретации балетной классики и знакомились с экспериментами передовых хореографов. Ориентироваться в нюансах техники и пластики помогало строгое жюри, формировавшееся из лучших артистов, педагогов и руководителей мирового балета. В разные годы конкурсантов оценивали экс-директор Opera de Paris Брижит Лефевр, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, народная артистка СССР Людмила Семеняка и другие эксперты.

В первом сезоне зрительскую любовь завоевали тогда еще совсем молодые Кристина Андреева и Олег Ивенко В первом сезоне зрительскую любовь завоевали тогда еще совсем молодые Кристина Андреева и Олег Ивенко Фото: «БИЗНЕС Online»

Солистам участие в «Большом балете» гарантировало популярность, возможность освоить новый репертуар и получить практику работы на камеру. Не упускали такую возможность в прежние годы и солисты Татарского театра им. Джалиля. В первом сезоне зрительскую любовь завоевали тогда еще совсем молодые Кристина Андреева и Олег Ивенко, которые запомнились своим искрометным па-де-де из «Дон Кихота». А  победителями третьего сезона стала бразильская пара из Казани Аманда Гомес и Вагнер Карвальо, очаровавшая жюри трогательной лирикой «Ромео и Джульетты» и страстным кубинскими танцами.

В этом году нам тоже есть за кого поболеть. В пятом сезоне проекта с участием 16 артистов из РФ и ближнего зарубежья примут участие сразу трое казанцев, двое из них — экс-учащиеся Казанского хореографического училища (КХОУ): Камилла Исмагилова, Никита Ксенофонтов (старшая возрастная группа, дуэты) и Дмитрий Уксусников (младшая возрастная группа, соло). Они покажут свои таланты в репертуаре классической, советской и современной хореографии, а также исполнят номера, поставленные специально для «Большого балета». При этом интересно, что ни один из участников, начинавших свою карьеру в Казани, сейчас в ТГАТОиБ им. Джалиля не работает.

В «Большом балете» Камилла Исмагилова выступит со своим мужем и сценическим партнером Субедеем Дангытом, тоже солистом МАМТа В «Большом балете» Камилла Исмагилова выступит со своим супругом и сценическим партнером Субедеем Дангытом, тоже солистом МАМТа Фото: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»

«Артистом местного театра себя никогда не мыслил, перерос его, еще будучи учащимся Казанского хореографического училища»

Исмагилова, об истории которой «БИЗНЕС Online» уже рассказывал, в 2017-м покинула казанскую труппу через полгода службы, не дождавшись выхода из кордебалета. После этого карьера артистки с филигранной техникой стоп стремительно пошла вверх. В Ростовском и Астраханском балете она перетанцевала почти все ведущие партии классического репертуара, а в прошлом году, завоевав «бронзу» на престижном балетном конкурсе в Большом театре, перешла в Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, где из вторых солисток за один сезон уже перешла в первые. В «Большом балете» Исмагилова выступит со своим супругом и сценическим партнером Субедеем Дангытом, тоже солистом МАМТа.

«Не по-нашему точные и быстрые ножки»: пишут о балерине из Казани. Театр им. Джалиля брал ее в массовку

«В проекте нам предложил участвовать наш руководитель балета Максим Севагин, — рассказала „БИЗНЕС Online“ сама балерина. — Было очень неожиданно. Для нас это в первую очередь возможность вырасти в профессиональном плане, раскрыться с новых сторон и попробовать новый репертуар. Многие номера, которые мы готовим, будут исполнены впервые. Конечно, в процессе подготовки случаются сомнения, но, как говорят наши педагоги, если не сомневаться, то и прогресса не будет. В любом случае в жизни приходится рисковать, только так происходит развитие».


Еще один казанец из пятого сезона «Большого балета», Ксенофонтов, в свое время поступил в КХОУ без подготовительных курсов и уже ребенком выступал на сцене театра им. Джалиля в балетах «Тщетная предосторожность», «Шурале» и «Спартак», однако уже в 15 лет уехал учиться в Санкт-Петербург. После Вагановки пластичный фактурный артист дослужился до ранга премьера в Новосибирском театре оперы и балета. В его репертуаре — более 20 ведущих и сольных партий в классических спектаклях и шедеврах балетной неоклассики XX века. В числе последней — диковинные для публики в Казани «Рубины» и «Изумруды» Джорджа Баланчина, «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина и Михаила Мессерера. Еще он танцует в «Пер Гюнте» Эдварда Клюга, но это уже модерн и XXI век.

«В Академию имени Вагановой я поступил, имея определенные амбиции, — признался нашему корреспонденту Ксенофонтов. — Мне хотелось получить лучшее балетное образование в стране, не только в области танца, но и в плане гуманитарных наук. После получения образования было бессмысленно возвращаться в Казань, я уехал оттуда, чтобы не вернуться. Артистом местного театра себя никогда не мыслил, перерос его, еще будучи учащимся Казанского хореографического училища. Я выбрал интересный и разнообразный репертуар Новосибирского театра оперы и балета, НОВАТ более творчески прогрессивен. Но и некогда родную сцену стараюсь не забывать. В ноябре, возможно, буду танцевать там на гала-концерте (видимо, речь идет о фестивале Stage Platforma — прим. ред.) в статусе приглашенного артиста».

Никита Ксенофонтов: «Мне хотелось получить лучшее балетное образование в стране, не только в области танца, но и в плане гуманитарных наук. После получения образования было бессмысленно возвращаться в Казань, я уехал оттуда, чтобы не вернуться» Никита Ксенофонтов: «Мне хотелось получить лучшее балетное образование в стране, не только в области танца, но и в плане гуманитарных наук. После получения образования было бессмысленно возвращаться в Казань, я уехал оттуда, чтобы не вернуться» Фото предоставлены пресс-службой ТК «Россия – Культура»

Месяц назад Ксенофонтов стал дипломантом престижного фестиваля мирового балета Benois de la Dance, а «Большой балет» воспринимает как новый вызов и виток своей успешной карьеры. В телепрограмме артист выступит с партнершей по НОВАТу Cофией Чусовковой.

«Согласившись принять участие в телевизионном проекте „Большой балет“, я поставил на кон свой отпуск, целиком посвятив его знаковым мероприятиям в области балета — участию в концертах на исторической сцене Большого театра Benois de la Dance и „Большом балете“, — отметил солист в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Пора показать свое мастерство и на этом грандиозном проекте. Не буду лукавить, мне хочется победить, но в первую очередь мы с Софией постараемся достойно представить наш театр. К тому же, „Большой балет“ я рассматриваю как платформу для реализации будущих проектов, это хороший шанс громче заявить о себе».


В своей возрастной группе Исмагилова и Ксенофонтов будут состязаться не только между собой, но и еще с тремя парами — Ширин Власенко и Бекзодом Акимбаевым (Государственный академический Большой театр им. Навои, Республика Узбекистан), Марией Ильюшкиной и Эваном Капитенем (Мариинский театр), Лири Вакабаяси и Кубанычем Шамакеевым (Челябинский государственный театр оперы и балета им. Глинки).

Молодой танцовщик Уксусников, как и Ксенофонтов, уехал из столицы РТ еще юношей. Перспективному танцовщику c гибким корпусом и большим прыжком, очевидно, не хватало в родном городе пластической свободы. Он поступил в Петербургскую академию танца Бориса Эйфмана, где, в отличие оттого же КХОУ, уделяют большое внимание contemporary dance. Сейчас артист в ранге ведущего солиста представляет Большой театр Беларуси и задействован в 9 спектаклях. Кстати, он, как и Исмагилова, работал с замечательным казанским педагогом Натальей Максимовой, о которой «БИЗНЕС Online» уже рассказывал.

Наталья Максимова: «Детям я ставлю на голову карандаш и добиваюсь, чтобы он не падал»

В прошлом году на Международном московском балетном конкурсе Уксусников был отмечен почетной грамотой, а на всероссийском конкурсе «Русский балет» стал лауреатом III степени. В телепроекте ему предстоит соревноваться с артистом Большого театра Даниилом Потапцевым, танцовщицей БТ Беларуси Анастасией Волошко и первым артистом Михайловского театра Давиде Лориккио.

В этом сезоне конкурсантам в борьбе за лидерство вновь придется непросто. Их таланты оценят выдающиеся артисты и педагоги — балетмейстер-репетитор Мариинского театра Габриэла Комлева, народный артист СССР Олег Виноградов, экс-прима Большого театра Мария Александрова и уже оценивавший конкурсантов в проекте худрук Большого театра Республики Узбекистан Фарух Рузиматов. По результатам 6 программ они выберут победителей в номинациях «Лучший дуэт», «Лучшая балерина» и «Лучший танцовщик». Также в проекте впервые предусмотрен спецприз «Открытие» для молодых артистов. Поддерживать участников шоу в статусе ведущих будут этуаль ГАБТа Светлана Захарова и главный балетмейстер БТ Беларуси Игорь Колб.

Поддерживать участников шоу в статусе ведущих будут этуаль ГАБТа Светлана Захарова и главный балетмейстер БТ Беларуси Игорь Колб Поддерживать участников шоу в статусе ведущих будут этуаль ГАБТа Светлана Захарова и главный балетмейстер БТ Беларуси Игорь Колб Фото предоставлены пресс-службой ТК «Россия – Культура»

«Участие в проекте все же разбивает уверенность в том, что все таланты сосредоточены только в Большом и Мариинском»

«Большой балет» живет на отечественном телевидении уже 10 лет и по своему формату призван выполнять двойную функцию — открывать новые перспективы для артистов и приобщать широкую публику к жанру балета. Насколько он сегодня выполняет эти задачи, «БИЗНЕС Online» обсудил с российскими балетными критиками, у которых есть разные мнения на этот счет.

«Телевизионный проект — это  то, что, на мой взгляд, просто необходимо нашему балету, — полагает ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра, автор „Российской газеты“ и телеграм-канала „Король танцует“ Анна Галайда. — Для популяризации, расширения аудитории, как новый вызов для артистов и хореографов. Поэтому, когда возник „Большой балет“, я честно пыталась его смотреть. Но, отмучив первый сезон, поняла, что это проект, сделанный ни для кого и ни для чего. С тех пор смотрю только отдельных людей и отдельные номера, которые кажутся мне потенциально интересными независимо от „телевизионности“ формата. Этого достаточно, чтобы понять: принципиально к лучшему „Большой балет“, к сожалению, не меняется».

По мнению нашего эксперта, она не встречала среди людей, интересующихся балетом, фанатов проекта: «И уж тем более мне не попадались те, кто бы сказал, что открыл для себя балет благодаря этому шоу. Поэтому для меня неудивительно, что от него стараются дистанцироваться ведущие театры — Большой, Мариинский и Пермский балет».

При этом Галайда уверена, что для артистов с периферии участие в «Большом балете» все равно полезно: «Во-первых, чем больше профессиональных глаз тебя видит и анализирует, тем лучше. Во-вторых, это позволяет станцевать порой то, чего нет в репертуаре театра. В-третьих, участие в проекте все же разбивает уверенность в том, что все таланты сосредоточены только в Большом и Мариинском. Да и просто это шанс вынырнуть из театральной текучки, что тоже важно».

Другой балетный профессионал — независимый критик, автор «Российской газеты» Лейла Гучмазова  считает, что подобные проекты значимы для просвещения публики. Главная цель программы, на ее взгляд, — расположить к балету зрителя из самых отдаленных уголков страны.

«Важно снять у широкой публики ожидание балета как чего-то сложного, слишком высокого и оторванного от жизни, — говорит Гучмазова. — Напротив, нужно показать, что смотреть балет легко и приятно, ведь он очень понятным на первый взгляд языком говорит о важных вещах. Но нельзя забывать, что „Большой балет“ — не спектакль и не театр со своей репертуарной политикой, а всего лишь шоу. Он призван определенным способом развлечь публику. А люди, которые считают проект ненужным или непрофессиональным, смотрят на него как на нечто ключевое с точки зрения культурных трактов. Здесь я бы вспомнила, как Джордж Баланчин ставил спектакли в цирке слонов, и музыку к ним писал не кто-нибудь, а сам Игорь Стравинский».

Также наш эксперт считает, что «Большой балет» — это «шоу не для профессионалов, а для зрителей, которые мало знают о балете и вряд ли скоро доберутся до театра, если живут в  глубинке». А так у них есть возможность приобщиться к жанру. «Узнать, что есть молодые ребята, которые посвящают свою жизнь танцу, сбивают себе ноги и сердечные клапаны для того, чтобы парить на сцене, — продолжает собеседник нашей газеты. — При этом для самих артистов я бы не стала преувеличивать возможности проекта. Театральная фортуна — очень прихотливая вещь, все зависит от того, пришелся ли конкретный артист ко двору, совпало ли его появление с новыми тенденциями в театре или нет. Подобные движения в труппах идут постоянно, и не думаю, что результаты „Большого балета“ на них влияют. Для танцовщиков этот проект скорее народная слава, шанс, что его узнают».

Съемки программы продлятся до 6 августа включительно. После конкурсных выступлений публику ждет большой гала-концерт с участием лауреатов минувших сезонов проекта, а также приглашенных звезд балета. Пятый сезон «Большого балета» зрители канала «Россия – Культура» увидят уже в новом телевизионном сезоне.